Состав налоговой отчетности налогоплательщиков будет зависеть от того, какой режим налогообложения он применяет.
Если организация работает на общем режиме налогообложения, то она должна предоставить декларации по НДС и налогу на прибыль в обязательном порядке. Если речь идет об индивидуальном предпринимателе на общем режиме налогообложения, то он должен сдать налоговую декларацию по НДФЛ (по форме 3-НДФЛ, утвержденной приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 145н).
При наличии движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, организации обязаны представлять декларацию по налогу на имущество. Обязанность представления установлена статьей 386 НК РФ.
Если у организации имеются транспортные средства, то она в соответствии со статьей 363.1 НК РФ обязана составлять и представлять налоговую декларацию по транспортному налогу.
Если имеется в собственности земельный участок или организация владеет участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, то она обязана представлять налоговую декларацию по земельному налогу. Обязанность представления установлена статьей 398 НК РФ.
Индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, представляют декларацию по НДФЛ (обязанность представления установлена статьей 229 НК РФ). Скажем несколько слов об отчетности по страховым взносам. Отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование представляется в форме расчетов. Такие расчеты обязаны подавать все плательщики страховых взносов, а именно:
- страхователи, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым договорам и отдельным видам гражданско-правовых договоров (прежде всего это организации и предприниматели-работодатели);
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы, которые не используют наемный труд и платят страховые взносы сами за себя (ч. 1 ст. 5, ч. 9 ст. 15 и ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)).
Однако формы расчетов, периодичность и сроки их представления в органы контроля для данных категорий плательщиков различаются. Так, организации и индивидуальные предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, сдают расчеты по страховым взносам по итогам каждого отчетного периода, то есть по завершении I квартала текущего календарного года, полугодия, девяти месяцев года, а также по истечении календарного года (ч. 2 ст. 10 и ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Организация подает отчетность по взносам по нетрудоспособности и материнству по форме-4 ФСС РФ (утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 871н). Расчет необходимо представить в территориальное отделение ФСС России по месту учета компании (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Далее представляется отчетность по страховым взносам на ОПС и ОМС в территориальное отделение ПФР по месту учета компании (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Для отчетности по взносам на ОПС и ОМС используется единая форма расчета — РСВ-1 ПФР (приказ Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н).
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьей 346.23 НК РФ обязана подать налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением данной системы налогообложения. При этом организации, применяющие УСН, не представляют декларации по налогу на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), по НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ), по налогу на имущество. Индивидуальные предприниматели, принимающие УСН, не представляют декларацию по НДФЛ (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ).
В том случае, если налогоплательщик осуществляет виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, то он согласно статье 346.32 НК РФ обязан представлять декларацию по ЕНВД. При этом не представляются декларации по налогу на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной организациями от осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД), по НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ и осуществляемых в рамках «вмененной» деятельности, за исключением случаев уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); по налогу на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), по НДФЛ (в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).
Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена статьей 23 НК РФ. Пункт 3 статьи 80 НК РФ также предусматривает представление налоговой декларации по установленной форме.
При этом, Минфин дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК РФ, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.
Формы налоговых деклараций
Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, а также порядок представления налоговой декларации в электронном виде разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Так, Министерством финансов РФ были установлены следующие формы налоговых деклараций:
1) по налогу на прибыль — налоговая декларация по налогу на прибыль и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н. Однако на сайте ФНС уже можно посмотреть проект приказа по новой форме декларации по налогу на прибыль;
2) по налогу на добавленную стоимость — налоговая декларация по НДС и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н. Обратите внимание, что форму налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств — членов Таможенного союза и порядок ее заполнения, утверждены приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н;
3) для упрощенной системы налогообложения — налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. № 58н;
4) по единому налогу на вмененный доход — налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 8 декабря 2008 г. № 137н. Обратите также внимание на приказ ФНС России от 5 февраля 2009 г. № ММ-7-6/56@ «Об утверждении форматов представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5)», в котором содержатся рекомендации по заполнению декларации по ЕНВД в электронном виде;
5) по налогу на доходы физических лиц — налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 145н (есть проект приказа, утверждающий новую форму 3-НДФЛ).
- Форма 1-НФДЛ утверждена приказом МНС России от 1 ноября 2000 г. № БГ-3-08/379.
- Форма 2-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706@.
На сайте ФНС опять же появился проект приказа, утверждающего новую форму 2-НДФЛ. Сама форма 2-НДФЛ стала более краткой. Первый лист мало отличается от прежней формы. А вот на втором появился такой показатель, как «налоговая база» вместо «облагаемой суммы дохода». Абсолютно новым показателем является «сумма налога перечисленная», где указывается сумма налога, перечисленная за налоговый период. Эта строка заполняется в отношении сумм налога, исчисленных с доходов, полученных, начиная с 2011 года.
При этом из формы 2-НДФЛ исключены строки «сумма возврата налога по перерасчету с доходов прошлых лет», «сумма, зачтенная при уплате налога по перерасчету с доходов прошлых лет», «сумма, удержанная при уплате налога по перерасчету с доходов прошлых лет», «задолженность по налогу за налогоплательщиком» и «сумма налога, переданная на взыскание в налоговый орган».
Таким образом, в новой форме 2-НДФЛ в строке «Общая сумма дохода» указывается общая сумма дохода по итогам налогового периода без учета налоговых вычетов. В строке «Налоговая база» указывается налоговая база, с которой исчислен налог. Показатель, указываемый в данном пункте, соответствует общей сумме доходов, уменьшенной на общую сумму налоговых вычетов. В строке «Сумма налога исчисленная» указывается общая сумма налога, исчисленного по той или иной ставке. В строке «Сумма налога удержанная» соответственно указывается общая сумма удержанного налога по той или иной ставке за налоговый период. По строке «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом» указывается сумма налога, излишне удержанная у налогоплательщика налоговым агентом. И наконец, по строке «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» указывается исчисленная сумма налога, которую налоговый агент не удержал в отчетном налоговом периоде. Напомним, что за неполное перечисление налога теперь предусмотрен штраф 20% от недоудержанной и неперечисленной суммы (ст. 123 НК РФ).
Обратите внимание еще на один важны документ — приказ ФНС России от 9 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/534 «Об утверждении форматов, используемых в электронном документообороте при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (на основе XML) (версия 5)». Этим приказом утверждены следующие форматы:
- формат представления сведений информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах в электронном виде;
- формат представления сведений уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета) в электронном виде;
- формат представления сведений квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде;
- формат представления сведений подтверждения даты отправки налогоплательщиком (представителем) декларации (расчета) в электронном виде;
- формат представления сведений уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде;
- формат представления сведений извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронном виде;
- формат представления сведений извещения о получении электронного документа (документов) в электронном виде.
Согласно пункту 5 статьи 80 НК РФ налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов, за исключением:
- вида документа — первичный (корректирующий);
- наименования налогового органа;
- места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
- фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
- номера контактного телефона налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации по каким-либо основаниям и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. При этом налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов (например, в связи с отсутствием налогооблагаемой базы).
В соответствии с изменениями пунктов 2 и 3 статьи 12 НК РФ, внесенными Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, в случае, если сроки уплаты региональных и местных налогов не установлены налоговым кодексом РФ, они устанавливаются соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований.
По каждому налогу, установленному Налоговым кодексом РФ в особенной части, предусмотрено понятие «отчетный период», то есть период, по окончании которого налогоплательщик должен представить в налоговые органы соответствующую декларацию по налогу. Если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов (например, по единому социальному налогу), то налогоплательщик обязан представить расчет авансовых платежей по данному налогу.
В состав налоговой отчетности могут быть включены не только декларации и расчеты авансовых платежей по определенным налогам, но и иные сведения. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной налоговым органом.
В соответствии с письмом Минфина России от 7 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-456 со ссылкой на подпункты 133, 134 Административного регламента налоговая декларация (расчет), представленная налогоплательщиком (его представителем) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке, не принимается, о чем должностное лицо налогового органа информирует налогоплательщика (его представителя) в устной форме, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя, либо соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением заказным письмом. Вместе с тем в данном письме Минфин России привел примеры арбитражной практики. Дело в том, что суды по этому вопросу встают на сторону налогоплательщиков.
Так, в постановлении от 23 октября 2009 г. № КА-А40/11061-09 по делу № А40-90529/08-109-415 ФАС Московского округа сделал вывод, что представление декларации по старой форме не может служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ.
В постановлении ФАС Уральского округа от 5 июня 2008 г. № Ф09-4050/08-С3 по делу № А76-26367/2007 (Определением ВАС РФ от 22 августа 2008 г. № 10521/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) был сделан вывод о том, что представленная декларация не была произвольной и содержала все необходимые для исчисления и уплаты налога сведения, а статьей 119 НК РФ не установлена ответственность за представление налоговой декларации неустановленной формы.
Таким образом, если налоговая декларация представлена по неустановленной форме, но содержит те же необходимые для исчисления и уплаты налога сведения, что и налоговая декларация по новой форме, то применять ответственность по статье 119 НК РФ налоговые органы не вправе. Однако доказывать правомерность своей позиции налогоплательщику придется в судебном порядке.