Что ждать участникам финансового рынка от закона об инсайде

Рынок ценных бумаг. IPO, ICO, IEO

Автор:
Источник: Ценные бумаги
Опубликовано: 14 Октября 2010

После многолетней, в течение 10 лет, дискуссии Госдума утвердило, а президент подписал закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Долго противники этого закона сопротивлялись его выпуску. Не хотели и боялись выхода этого закона многие чиновники (МЭР и Минфин), спекулянты на фондовом рынке, представители средств массовой информации, так как этот документ предусматривает введение как административной, так и уголовной ответственности за нарушения. Только провозглашение руководством страны идеи о создании в России международного финансового центра и необходимости привлечения иностранных инвесторов на наш рынок и защиты их вложений, заставило депутатов и сенаторов в конце концов выпустить этот закон.

Закон об инсайде является неотъемлемой частью любого цивилизованного рынка. При наличии этого закона участники рынка будут понимать, что, зарабатывая на инсайде, они нарушают закон и рискуют не только репутацией, но и могут быть привлечены к уголовной ответственности. Закон всту­пает в силу через 180 дней после опубликования (от 30 июля 2010 г.). Но в полную силу закон заработает только через три года вместе с уголовным наказанием за инсайд. До этого срока в законе за инсайд предусмотрена лишь ад­министративная ответствен­ность (штрафы).

За этот срок участники финансового рынка, чиновники, правоохранительные органы, средства массовой информации как возможные инсайдеры должны осмыслить все требования закона, узнать какие меры могут быть применимы к ним в случае нарушения статей закона.

Документ затрагивает интересы многих лиц, каким либо образом причастных к финансовому рынку. Это эмитенты, биржи, профучастники финансового рынка, регуляторы в лице ФСФР и Банка России, средства массовой информации и правоохрани­тельные органы.

Надо отметить, что до настоящего времени распространение и использование инсайдерской информации на фондовом рынке фактически не контролировалось и сделки с её использованием совершаются фактически безнаказанно. Отсюда очевидно, что у разрабатываемого законопроекта было немало противников, причём главным образом как раз тех, кто использует инсайдерскую торговлю и строит на том бизнес. Именно поэтому в новой интерпретации прописаны специальные наказания за совершение сделок с использованием инсайда.

Вышедший закон об инсайде был вне­сён в нижнюю палату Госдумы в конце 2008 г., в апреле он был при­нят в первом чтении. Больше го­да потребовалось, чтобы довес­ти его до компромиссного вари­анта. Много замечаний к законопроекту было высказа­но представителями Банка России, Не все его предложения были учтены. Так Банк России высту­пал против расширения полно­мочий ФСФР в части проверок ЦБ, а также считал опасным обя­зательное раскрытие итогов проверок публичных банков. Эти предложения не были поддержаны. Впрочем, раз­работчики всё-таки прописали в законе трёхлетний мораторий на использование ЦБ своего пра­ва аннулировать банковскую лицензию кредитной организа­ции, в случае если по закону об инсайде ФСФР аннулировала у них лицензии на работу на фондовом рынке.

Также отмечено, что нормы, которые предусмотрены законом об инсайде , не должны применяться по отношению к операциям с финансовыми инструментами для реализации государственной денежно-кредитной политики. Такие операции обычно проводят Центральный банк РФ или другие уполномоченные государственные органы страны, говорится в поясняющих документах правительства.

Больше всего замечаний было у представителей средств массовой информации по поводу возможных мер к журналистам за публикацию инсайдерской информации. Практически все замечания по СМИ при доработке проекта закона были учтены.

Основной целью настоящего закона авторы считают обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, равенства инвесторов , создание правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на биржевых торгах при использования инсайдерской информации или манипулирования рынком.

В законе наконец определились с такими понятиям как инсайдерская информация и манипулированием рынком.

К инсайдерской информации относится точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов.

Законом запрещается использование инсайдерской информации при проведении операций за свой счёт или за счёт третьего лица по покупке или продаже финансовых инструментов, в которых может использоваться инсайдерская информация.

Если всё-таки эти действия будут совершены и гражданам, организациям или государству, будет причинён крупный ущерб, то такие лица наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок от двух до четырёх лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей и запретом заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Также нельзя передавать инсайдерскую информацию другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включённому в список инсайдеров и запрещено давать рекомендации третьим лицам, по покупке тех или иных финансовых инструментов.

За неправомерную передачу инсайдерской информации другому лицу, виновные наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей и лишением права занимать определённые должности на срок до четырёх лет.

В законе определены организации и лица, которые могут быть инсайдерами, т.е. лица, имеющие доступ к инсайдерской информации. Ими являются эмитенты, профучастники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры), депозитарии и кредитные организации получающие инсайдерскую информацию от клиентов, владельцы более чем 25 % акций компаний, рейтинговые агентства, члены советов директоров, а также госслужащие.

Определено в законе и понятие манипулирование рынком. Манипулированием рынка считаются операции, при которых спрос, предложение или объём торгов финансовым инструментом, отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений. Такое может произойти при:

  • умышленном распространение через средства массовой информации, или любым иным способом заведомо ложных сведений,
  • совершении операций с финансовым инструментом по предварительному сговору между участниками торгов за счёт или в интересах которых совершаются указанные операции,
  • выставление заявок за счёт или в интересах одного лица, в результате которого на торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента,
  • неоднократне неисполнение обязательств по операциям, совершённым с одними и теми же финансовым инструментом.

За все выше перечисленные манипуляции, если в результате был причинен крупный ущерб[1] гражданам, организациям или государству, виновные наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до четырёх лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Если неправомерные действия были совершенны организованной группой и причинившие ущерб в особо крупном размере гражданам, организациям или государству то они наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей либо лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей и лишением права занимать определённые должности на срок до пяти лет.

Манипулирование рынком, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате манипулирования рынком, но не менее семисот тысяч рублей.

В то же время в законе определены операции, которые не являются манипулированием рынком. Например, такие как действия на поддержание цен на эмиссионные ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг, а также при выкупе инвестиционных фондов.

Как должны себя вести инсайдеры, чтобы не быть привлечёнными к административной и уголовной ответственности?

Инсайдеры – эмитенты или управляющие компании обязаны уведомлять ФСФР ( в регионах её отделения) об проведённых ими операциях со своими ценными бумагами, в отношении которых они являются инсайдерами.

Кли­ринговые организации, депозита­рии и кредитные организации, осущест­вляющие расчёты через биржи, обязаны уведомлять ФСФР об осуществлённых ими операциях с финансовыми инструментами, допущен­ными к торговле.

Что ожидать от закона профессиональным участника рынка?

Самое неприятное для профессиональных участников рынка – это отзыв лицензии. Так в соответствии с законом приостановление действия или отзыв лицензии у управляющих компаний, у брокеров и дилеров по управлению ценными бумагами, и других участников финансового рынка при манипулировании рынком может применяться только в случае, если они не будет доказано, что они принимали все необходимые меры для предотвращения соответствующих нарушений.

Профессиональные участники рынка – брокеры, дилеры. имеющие основания полагать, что опера­ция, осуществляемая от их имени, но за счёт клиента или от имени и по поручению клиента, осуществляется с неправомерным использованием инсайдерской информа­ции или является манипулированием рынком, обязаны уведомить ФСФР о такой операции.

Что же делать лицам, которые пострадали от инсайда и манипулирования рынком?

В соответствии с законом лица, которым в результате неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком причинены убытки, вправе требовать их возмещение от лиц, в результате действий которых были причинены такие убытки.

Но в то же время совершение операций, сопровожда­вшихся использованием инсайдерской информацией не является основанием для признания их недействительными.

На ФСФР как на регулятора рынка этим законом возложено много дополнительных функций. Она обя­зана:

  • осуществлять государственный контроль за соблюдением требований данного закона участниками торгов,
  • принимать меры при выявлении нарушений для прекращения таких нарушений, вплоть до приостановления действия или аннулирования лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг,
  • принимать участие в рассмотрении арбитраж­ным судом дел, связанных с нарушением требований закона и информировать об этом участников рынка,
  • проводить проверки и требовать представления информации от любого лица в отношении которого имеются сведения о нарушениях закона.

ФСФР разрешено обмениваться информацией, необходи­мой для предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использова­ния инсайдерской информации или манипулирования рынком, с соответству­ющим органом иностран­ного государства на основании соглашения с таким органом, предус­матривающего взаимный обмен указанной информацией.

ФСФР может хра­нить, обрабатывать и использовать представ­ленную ей информацию при условии соблюдения её кон­фиденциальности, требовать при осуществлении проверки представления необходимой инфор­мации от любого лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно располагает такой информациейи.

При необходимости проведения оперативно-розыскных мероп­риятий, ФСФР может обращаться в органы внутренних дел в уста­новленном законодательством Российской Федерации порядке.

Лица, уклоняющиеся от выполнения требований ФСФР, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Участники финансового рынка могут обжаловать решение или предписание ФСФР через арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня принятия такого решения или выдачи такого предписания.

Для оценки размеров убытка или дохода при неправомерном использовании инсайдерской информации или манипулиро­вания рынком ФСФР должна разработать соответствующие методические рекомендации для участников рынка.

Законом определены действия, за которые участники рынка не несут ответственность

Но в то же время не несут ответственность:

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг , совершившие операции с использованием инсайдерской информацию , если указанные операции совершены по поручению другого лица. Ответственность в данном случае несёт лицо, давшее соответствующее поручение,
  • лица, неправомерно исполь­зовавшее инсайдерскую информацию, рас­пространившее заведомо ложные сведения и при этом не знали, что такая информация является инсайдерской.
  • журналисты не могут быть привлечены к от­ветственности за распростране­ние ложных сведений, если пере­дача информации в СМИ для распространения, или собствен­но публикация в дословно приво­дятся высказывания конкрет­ных лиц в ранее опубликованных интервью отдельных лиц или в средствах массовой информации и такие лица могут быть установлены из содержания продукции средства массовой информации;
  • юридические лица (издательства), осуществляющие производство, выпуск или распространение продукции средства массовой информа­ции, могут привлекаться к административной и гражданско-правовой ответственности за умышленное распространение заведомо ложной информации только тогда, если они извлекли доход или избежали убытков в результа­те совершения операций с финансовым инструментом, на основании указанной информации.

Журналистам не запрещено передавать инсайдерскую информацию другим лицам, но в то же время не освобождает их от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, составляющих государственную, налоговую, коммерческую, служебную, банковскую тайну.

СМИ также должны предоставлять ФСФР сведения об источнике опубликованной ими заведомо ложной информации только в том случае если после проведённых операций с ценными бумагами цена значительно отклонилась от среднего уровня.

Если они отказались представить в ФСФР сведения об источнике распространенных заведомо ложных сведений, то за это их могут привлечь к административной или гражданско-правовой ответственности.

Приостановление действия или аннулирование (отзыв) лицензии участникам финансового рынка за осуществление разных видов неправомерных действий на рынке ценных бумаг, может применяться только в случае, если указанные юридические лица не докажут, что они приняли все необходимые меры для предотвращения соответствующих нарушений.

Недостаточная система контроля внутри фондовых бирж, позволяет некоторым участникам торгов манипулировать ценами на акции. Поэтому в соответствии с законом организаторы торгов (биржи) для предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком должны осуществлять контроль за операциями с финансовыми инструментами, которыми торгуют на бирже и осуществлять проверку нестандартных сделок или заявок. По всем нарушениям с нестандартными сделками и о результатах проведённых проверок биржи должны направлять в ФСФР уведомления в течение каждого торгового дня.

Для этого должен быть установлен порядок выявления и проверки нестандартных сделок.

Между тем эксперты уверены, что спекулянты найдут способы как обойти новый закон. Сейчас более 50 % сделок от общего количества совершаются с использованием инсайдерской информации. Закон скорее всего будет работать выборочно. Доказать факт инсайда трудно. Всё будет упираться в судебную систему, утверждают специалисты. А у судебной системы пока не наработан опыт рассмотрения дел об инсайде. Предполагается, что за 3 года до вступления закона в полную силу такой опыт будет накоплен.



[1]. Крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей два с половиной миллиона рублей, в особо крупном размере – в сумме, превышающей десять миллионов рублей.

Автор:

Теги: Инсайд  финансовый рынок  инсайдерская информация  международный финансовый центр