В статье рассмотрены детерминанты качества стандартизированных аналитических процедур. Обоснована взаимосвязь стандартизации экономического анализа и качества его результатов. Выявлены особенности аналитических процедур как объекта стандартизации. Изучены правовые условия развития стандартизации экономического анализа. Предложена модель типового стандарта экономического анализа.
Анализ как метод исследования явления или объекта путем его физического или мысленного расчленения, разделения на части является одним из наиболее распространенных методологических подходов к проведению научного исследования. Важность аналитических процедур признана специалистами-практиками самых разных областей. Не углубляясь в особенности проведения анализа в разных областях науки, сосредоточим внимание на аналитических процедурах в сфере экономики.
Несмотря на столь значимое место экономического анализа в системе управления предприятиями и организациями степень проработанности методологических подходов и методических приемов является едва ли не наиболее недостаточной среди родственных экономических наук, таких как менеджмент (управление), бухгалтерский учет, контроль (аудит). В итоге экономическим анализом занимаются все, но качество аналитических процедур, как следствие удовлетворенность их результатами разнится.
Аналитическая деятельность как объект оценки качества
Оценка качества интеллектуальной деятельности (его частного случая – деятельности аналитической) требует особого подхода. Часто объективный подход к оценке качества применить невозможно [1, 2, 3], поскольку оценка базируется на измерении различных нормативных и статистических характеристик. Проблемой становится подбор такого набора характеристик, в объективности которых уверены и исполнители (аналитики), и заказчики (потребители) аналитических процедур. В таком случае качество аналитической деятельности оценивают субъективно [4, 5, 6], на основе восприятия качества заинтересованными сторонами. Субъективное представление разных групп заинтересованных сторон о качестве проведенных аналитических процедур базируется на личном мнении с учетом их потребностей, интересов и ожиданий от взаимодействия с аналитиком.
Взаимодействие трех сторон – субъекта анализа (аналитика), объекта анализа (например, руководства экономического субъекта) и потребителей результатов анализа (заинтересованных сторон) – приводит к возникновению нескольких сторон объективности. Каждая сторона уверена в собственной «объективности», в правильности своего мнения относительно предпосылок и результатов аналитической деятельности. Очевидно, в данном случае необходимо позиционирование одной из сторон – аналитика – в качестве эксперта в области экономического анализа, мнение которого основано на профессиональном опыте и знании устоявшихся истин, общезначимых положений и стандартов.
Чтобы все стороны аналитической деятельности были единогласны в восприятии хода и результатов аналитических процедур, необходима реализация единого подхода к проведению экономического анализа – анализа деятельности экономических субъектов. Считаем, что единство подхода обеспечивается стандартизацией.
Особенности аналитических процедур как объекта стандартизации
Стандартизация как новая парадигма развития экономического анализа существенно повышает качество управленческой работы на предприятии. Этот постулат подтверждается многочисленными исследованиями успешного опыта стандартизации в области корпоративного управления [7], информационных технологий [8], сферы услуг [9, 10, 11], экологии и природопользования [12, 13, 14]. В то же время, работая с информацией, прежде всего, с информацией учетных систем, стандартизация анализа деятельности экономических субъектов служит упрочению финансовой устойчивости экономического субъекта.
Многие специалисты воспринимают триаду «учет-анализ-аудит» как естественное связанные между собой предметные области экономической деятельности. При этом в области учета и аудита стандартизация является одним из основных инструментов обеспечения и оценки качества деятельности и соответствующего вида услуг. А стандартизация в области анализа деятельности экономических субъектов в новой России не осуществлялась. Между тем развитие системы стандартов служит повышению доверия пользователей аналитической информации к результатам ее экспертной обработки и оценки.
Необходимо повысить доверие заинтересованных сторон организации к аналитическим процедурам, как внутренним, так и внешним (по позиции аналитика – работающего в организации или независимого). Введение стандартов экономического анализа уменьшит разрыв между объективным и субъективным качеством аналитических процедур – между ожиданиями заинтересованных сторон и конкретными результатами, полученными по результатам анализа деятельности экономических субъектов.
Корни проблем лежат в нескольких областях:
1) необходимо стандартизировать подходы к проведению всех этапов экономического анализа: унифицировать процедуры сбора и обработки информации; унифицировать подбор инструментария; определить порядок проведения аналитических процедур; описать подходы к формированию суждения об анализируемом объекте и предмете анализа. Многообразие подходов, даже не по сути, а только по форме их регистрации и представления, не позволяет неквалифицированному пользователю объективно оценить качество аналитических процедур;
2) необходимо выстраивать доверительные взаимоотношения между участниками бизнеса, между компанией и ее заинтересованными сторонами. Принятие сторонами аналитической деятельности единых стандартов экономического анализа облегчает коммуникации, повышает качество взаимодействия сторон экспертно-аналитической деятельности, увеличивает эффективность деятельности экономических субъектов в целом и по отдельным сделкам, в конечном итоге положительно влияет на репутацию предприятий и организаций. Преимуществом анализа деятельности экономических субъектов как области стандартизации является универсальность экономического анализа как инструмента обоснования управленческих решений, его применяют предприятия и организации разных сфер деятельности, следовательно, внедрение общих стандартов является весьма актуальным вопросом;
3) стандартизация позволит повысить качество подготовки и работы аналитиков. Стандартизация подходов к проведению экономического анализа позволит всем сторонам экспертно-аналитической деятельности получить результат, по меньшей мере, минимально заданного качества, независимо от квалификации конкретного аналитика и его профессионального опыта. К сожалению, аналитические процедуры из-за их трудоемкости часто становятся заданием наименее опытного персонала, в случае наличия и применения стандартизированных методик снижается риск проведения анализа ненадлежащего качества. Если анализ проводит опытный эксперт, который применяет в дополнение к описанным в стандарте особые, углубленные аналитические процедуры, это является конкурентным преимуществом конкретного аналитика, повышает его востребованность на рынке труда.
Институциональные детерминанты стандартизации аналитических процедур в Российской Федерации
Разработка стандартов анализа деятельности экономического субъекта (экономического анализа) происходит в рамках правового поля в сфере стандартизации. Нормативное правовое регулирование в области стандартизации экономического анализа включает систему федеральных законов и подзаконных актов (рис. 1). При этом форма стандарта базируется на законодательстве в области стандартизации, а содержание – на законодательстве в области учета и аудита (контроля).
Источник: разработано автором
Рисунок 1 – Система нормативного правового регулирования стандартизации аналитических процедур в Российской Федерации
В отсутствии национальных стандартов в области экономического анализа наиболее оптимальной формой разработки стандарта анализа деятельности экономического субъекта является стандарт организации (СТО). В номере стандарта должно содержаться указание на наименование организации, которая разработала и внедрила стандарт, регистрационный номер и год принятия. На рис.1 предложен вариант кодификации стандарта в организации – СТО ЭА №№, где СТО – стандарт организации, ЭА – экономический анализ как область применения стандарта, №№ - порядковый номер документа в соответствии с номенклатурой документов организации.
Чем отличается стандарта экономического анализа от традиционных методик, представленных в учебной и научной литературе?
Стандарт анализа деятельности экономического субъекта (экономического анализа) содержит стандартизированную методику анализа выбранного предмета/объекта. Стандарт содержит конкретный алгоритм действий в сочетании «объект анализа – предмет анализа». В стандарте известные методические подходы унифицируются и конкретизируются в зависимости от цели анализа и особенностей деятельности анализируемого экономического субъекта. Таким образом, стандарт экономического анализа имеют практическую и ситуационную направленность. С целью соблюдения принципов экономического анализа стандарт унифицирует требования к информационному обеспечению, используемым методам анализа, а также формам представления результатов анализа заинтересованным пользователям.
В соответствии с требованиями к разработке стандарта организации типовой стандарт экономического анализа включает: 1) описание области применения; 2) ссылки на нормативно-правовые документы, увязка с которыми является обязательным условием внедрения стандарта; 3) термины и определения; 4) методику анализа.
Структура стандарта формируется на основе накопленного опыта стандартизации и отражена на рис. 2.
Источник: разработано автором
Рисунок 2 – Структура типового стандарта экономического анализа
Разные области деятельности организации являются предметом стандарта экономического анализа, включая все этапы комплексного экономического анализа.
Для внешних пользователей наиболее востребованными будут стандарты анализа финансового состояния в разной интерпретации, от комплексной диагностики до частных аналитических задач, например, анализ кредитоспособности клиента банка. Внутренними пользователями будут востребованы разнообразные стандарты экономического анализа, начиная с анализа рынка и заканчивая анализом динамики ресурсов организации.
Универсальность методологии комплексного экономического анализа позволяет разрабатывать стандарты экономического анализа не только в области финансов, но и в целях управления производством, сбытом, снабжением, кадрами, клиентской базой и другими элементами бизнеса.
Список литературы
- Куцева Н.К. Система менеджмента лаборатории: формальный подход или здравый смысл? // Контроль качества продукции. 2017. № 1. С. 12-16.
- Пуденко Т.И., Потемкина Т.В., Руднева А.А. Внешняя оценка качества общего образования как фактор профессионального развития педагогов // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 6. С. 52-70.
- Укайли Н.К.А., Городнова Н.В. Методика оценки эффективности принятия управленческих решений от объема и качества получаемой информации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81). С. 1073-1076.
- Лазаренко В.А., Природова О.Ф., Никишина В.Б., Петраш Е.А. Компетентностная модель оценки качества принятия управленческих решений // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. № 5. С. 78-86.
- Машукова С.В. Модель внутренней системы оценки качества образования как ресурс совершенствования управления качеством образования гимназии // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2017. № 1 (2). С. 59-68.
- Фасхиев Х.А. Управление качеством и конкурентоспособностью изделий // Методы менеджмента качества. 2017. № 4. С. 38-42.
- Бушуев А.Н. Принципы формирования корпоративной стандартизации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2014. - № 1. – С. 33-35.
- Чумакова Т. Я., Цыганенко С. М. Стандартизация в сфере информационных технологий // Математические машины и системы. – 2009. – №2. – С. 145-150.
- Белозерова М.Н. Разработка и внедрение стандартов обслуживания в клиентоориентированных организациях // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 3. С. 80-82.
- Калинина Ю. А. Стандарты организаций как основа повышения качества социального обслуживания населения в современной России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2010. № 4. С. 148-151.
- Соколова Т.Б. Организационно-методический аспект разработки стандарта организации // Символ науки. 2016. № 3. С. 98-101.
- Устюжина А.Ю. К вопросу о разработке стандартов сервиса современной организации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2011. № 1 (7). С. 99-107.
- Гаранина Т.А., Нечаева О.А. Роль стандартизации в экологии // Science Time. – 2014. - № 12(12). – С. 83-86.
- Семячков А.И., Славиковская Ю.О. Особенности геоэкологической оценки в рамках геоэкосоциоэкономического подхода к освоению северных территорий // Экономика региона. - 2015. - № 4 (44). - С.30-39.