В обсуждение недавней новости, в которой ФНС поделилась промежуточными итогами первых лет применения нового подхода к осуществлению налогового контроля, мы поинтересовались у представителей российских компаний, согласны ли они с оптимистичной оценкой данной системы налоговиками. Федеральная налоговая служба, в частности, констатировала увеличение числа участников с 7 до 44 с 2015 года, когда систему запустили в пилотном режиме. Участие пока что исключительно добровольное и предполагает гораздо больший уровень прозрачности, на который могут решиться далеко не все. Этим можно объяснить, что постоянный доступ к своим корпоративным данным предоставляют пока что крупные государственные компании. С другой стороны, эту повышенную открытость и связанные с ней риски могут перевесить преимущества освобождения от выездных налоговых проверок: по словам Дмитрия Медведева, они в любом случае нарушают нормальное функционирование бизнеса и могут для некоторых стать настоящим испытанием.
Елена Васильева - профессиональный бухгалтер, аудитор, основатель аудиторской компании “Форос Аудит”, основатель онлайн Школы Управления Бизнесом bizuprav.ru:
Создание системы дистанционного мониторинга является результатом Сотрудничества России и Организации Экономического и Социального Развития (ОЭСР). Основными направлениями такого сотрудничества в области налогов являются решения проблем деофшоризации, эффективного взимания НДС, устранение разночтений Налогового Кодекса. Система налогового мониторинга позволяет решать эти вопросы без дополнительных налоговых процедур, проверок и устранять разногласия без налоговых санкций. Налоговый инспектор дистанционно видит данные бухгалтерского и налогового учета компании и мотивирует свое мнение в отношении отдельных операций.
С одной стороны, компании очень удобно получать в режиме реального времени и до проверки обратную связь в отношении налогообложения отдельных сделок. С другой стороны, пользователям такой системы не получится “закрыть глаза” на налогообложение не урегулированных Налоговым Кодексом сделок. Понятно, что любое разночтение налоговый орган трактует в свою сторону. И свою позицию он выскажет не после окончания сделки и во время проверки (разница может составить до трех лет), а прямо сейчас. И налогоплательщику придется считаться с этим мнением, так как он открыт фискальным органам.
Это, в свою очередь, является определенным минусом. Во-первых, в этот момент нет судебной практики - мнение налогового органа будет единственным и, по сути, диктующим. А во-вторых, ценность денег на налоги в режиме реального времени выше, как минимум, на 30% по сравнению с проверкой сделок налоговиками через три года.
Мне кажется, что увеличение налогоплательщиков, применяющих систему налогового мониторинга, значительное. Почему компании раскрывают свой учет налоговикам? Во-первых, это прекрасный способ избежать штрафов и начисления недоимок “постфактум”. Во-вторых, такая система сбережет нервы и здоровье налогоплательщика. И в-третьих, компания получает публичное и официальное признание в качестве надежного поставщика. А это сейчас очень важно в России при отсутствии официальных рейтингов надежности компаний.