ИВА отмечает двадцатилетний юбилей, с чем его сердечно поздравляем!
Международный Институт внутренних аудиторов (тот который IIA, со штаб-квартирой в американском г. Лейк-Мери, шт. Флорида) в следующем году будет праздновать 80-летний юбилей. Российская Ассоциация “Институт внутренних аудиторов” отмечает также круглую дату, но на год раньше. И есть даже что-то символическое в том, что двадцатая годовщина существования ИВА выпадает именно на этот непростой год, который поставил новые, невиданные ранее вызовы перед целым рядом важнейших профессий - и профессией внутреннего аудитора в том числе. Поговорить о событиях последних месяцев - и других, уже чуть более отдаленных от нас, а также о планах на будущее мы встретились с директором Института внутренних аудиторов Алексеем Михайловичем Сониным.
Фото: www.iia-ru.ru
Добрый день, Алексей Михайлович! Очень приятно вновь увидеться с Вами лично, тем более прошло уже так много времени, и еще больше всяких интересных событий. Начать, впрочем, хотелось бы с вопросов более актуальных для дня сегодняшнего. Как бы Вы в целом охарактеризовали влияние COVID-19 на внутренний аудит?
Добрый день! Да, нашему с Вами сотрудничеству уже много лет, и мне приятно вновь давать интервью проекту GAAP.RU. Действительно, сегодня мир столкнулся с серьезной проблемой. И хотя пока это далеко не самая большая эпидемическая угроза, с которой приходилось иметь дело человечеству, тем не менее, нельзя недооценивать происходящее. Пандемия – это одна из тех плохо предсказуемых угроз, о которых написано во всех учебниках по риск-менеджменту. Угроза непредсказуема в том смысле, что заранее неизвестно, когда наступит негативное событие, в данном случае пандемия. Но прекрасно известно, что такое иногда происходит, и к этому нужно быть готовыми, чтобы минимизировать возможные потери. А также – использовать благоприятные возможности.
Если не касаться медицинских аспектов влияния пандемии на людей, то я бы сказал, что текущая ситуация должна помочь внутренним аудиторам встрепенуться и осознать, что пришло время трансформироваться. Нужно, во-первых, переоценить свою роль, обсудить с собственниками (владельцами), видят ли они внутренних аудиторов только в роли проверяющих, или также в роли помощников, которые могут посоветовать (подсказать), как можно делать вещи по-другому, более эффективно. Во-вторых, внутренним аудиторам нужно вносить изменения в традиционные методы работы – отказываться от всего, что не имеет очевидной ценности, но при этом потребляет ресурсы внутреннего аудита. Например, отказываться от многостраничных аудиторских отчетов и переходить на другие формы представления результатов аудиторских заданий – презентационный формат, видеозаписи, аудиофайлы. У заказчиков скоро не будет не только времени, но и желания пробираться сквозь дебри тяжеловесных отчетов внутреннего аудита.
Или другой пример - необходимо менять подходы к календарному планированию, переходить от процесса составления и утверждения годовых планов, занимающего долгие месяцы, к скользящему планированию, оперативно вносить изменения в планы деятельности в соответствии с меняющимися рисками. Конечно, при этом надо разработать соответствующий регламент оперативного взаимодействия с заказчиками внутреннего аудита - советом директоров (наблюдательным советом) и высшим исполнительным руководством. Это позволит внутренним аудиторам быть там, где нужно, когда нужно, а не аудировать то, что было актуально когда-то раньше.
И третье: надо осваивать новые технологии, прежде всего, использовать в своей работе программы сбора, анализа и визуализации данных, программные роботы для выполнения рутинных операций (например, для проведения интервью во время того самого календарного планирования, для контроля выполнения планов корректирующих мероприятий, которые разрабатываются по результатам выполнения аудиторских заданий) и приложения искусственного интеллекта. И эти процессы уже пошли.
Но при этом, пока главным изменением в работе внутренних аудиторов является переход на дистанционный формат, который, наряду с плюсами, имеет и определенные минусы: все-таки работа внутреннего аудитора в значительной степени базируется на живом общении и наблюдении за процессами, а не только на работе с документами и анализе данных, что возможно эффективно делать и в дистанционном формате.
Расскажите, пожалуйста – на случай, если мы вдруг это пропустили – были ли какие-то обновления в Международных основах профессиональной практики внутреннего аудита (МОПП, IPPF), либо какие-то дополнительные руководства от IIA, начиная с весны этого года – имеющие, понятно, отношение к пандемии коронавируса?
Если говорить об основных элементах МОПП, к которым относятся Определение внутреннего аудита, Принципы внутреннего аудита, Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита, Кодекс этики, в них изменения не вносились, поскольку это высокоуровневые документы, определяющие базовые принципы и подходы во внутреннем аудите. Хотя, возможно, пандемия вызовет глубинные изменения в профессии, и тогда уже понадобится менять МОПП. В то же время, IIA в помощь внутренним аудиторам создал специальный портал обмена различного рода материалами и информацией, касающимися ситуации с пандемией. На портале представлены различного рода рекомендации, статьи, записи вебинаров, результаты исследований и опросов и другие материалы. В качестве примера назову материал “Дистанционный аудит в период пандемии COVID-19 и в дальнейшей перспективе”, название которого говорит само за себя. Русский перевод материала размещен в членской области сайта Института внутренних аудиторов www.iia-ru.ru . Мы тоже проведи соответствующее исследование влияния пандемии на деятельность служб внутреннего аудита российских организаций – его результаты также размещены на сайте ИВА в интернет.
Как изменилась работа служб внутреннего аудита в связи с “локдауном” весной этого года, и какова ситуация сейчас, например, в московском регионе, где 30% сотрудников должны уйти на “удаленку” в обязательном порядке, согласно указанию московской мэрии? Что бы Вы посоветовали в этой ситуации? Можно ли, кстати, отнести внутренних аудиторов к работникам той категории, работу которых в дистанционном формате трудно себе представить (таким образом, они просто обязаны находиться в офисе)?
Внутренние аудиторы еще раньше, весной, перешли на работу в дистанционном формате. В майском исследовании, о котором я уже упомянул, о полном переходе на дистанционный формат сообщили 70% руководителей служб внутреннего аудита российских организаций, еще 30% сообщили о частичном переходе на дистанционный формат. Что касается функционала, он значительно изменился только в 15% служб внутреннего аудита. Также отмечу, 80% участников исследования ответили, что они не ожидают влияния ситуации на численность подразделения внутреннего аудита. Будем верить, что именно так и будет, хотя я не столь оптимистичен в этом вопросе. Кстати, многие службы внутреннего аудита весной перешли на дистанционный режим работы до конца года. И это касается не только московского региона.
Работу внутреннего аудитора, в принципе, можно представить в дистанционном формате. Другое дело, что в техническом (точнее технологическом) плане внутренние аудиторы пока недостаточно оснащены для этого: нужны надежные каналы связи, хорошие средства передачи изображения в реальном режиме времени для проведения аудиторских тестов (наблюдений, интервью и др.). Очень важно, чтобы внутренние аудиторы могли дистанционно получать необходимую информацию из информационных систем, а это уже связано с необходимостью обеспечения безопасности передачи данных. Немаловажно и то, что сами информационные системы, в свою очередь, должны содержать полную и достоверную информацию и быть интегрированными, что не всегда имеет место быть даже в крупных компаниях.
Что бы Вам хотелось отметить, скажем, из последних пяти лет, охарактеризовавшихся довольно бурными, а в некоторых отраслях (например, в нефтедобыче) - так вообще фундаментальными изменениями, и как эти события уже успели повлиять на работу СВА? Если можно, особое освещение хотелось бы предоставить следующим темам:
- Насколько стала актуальной тема климатических рисков?
- Какое влияние стали в последнее время оказывать политические риски на работу специалистов служб внутреннего аудита и внутреннего контроля?
- Есть ли у Вас сведения, насколько активно (спрашиваем, конечно, в первую очередь про Россию) стали использоваться высокие технологии в работе внутренних аудиторов, в частности, технологии ИИ и машинного обучения?
Управление рисками – это все же прерогатива менеджмента организаций, подразделений по управлению рисками, но не внутренних аудиторов. Внутренние аудиторы оценивают то, насколько менеджмент успешно справляется с задачей. Да, риски меняются с калейдоскопической быстротой, происходят фундаментальные изменения во многих отраслях, но суть работы внутренних аудиторов от этого не меняется – мы, по-прежнему, помогаем своим организациям быть эффективными в вопросах управления рисками.
Не могу сказать, что оценка качества управления климатическими рисками вышла на передний план для внутренних аудиторов. В отличие, скажем, от нормативных рисков (комплайенс), которые, наряду с рисками информационных систем/ технологий (ИС/ИТ) занимают первые строки в многочисленных исследованиях последних нескольких лет. Соответственно и в планах работы служб внутреннего аудита эти риски существенно поднялись по уровню значимости.
Внутренние аудиторы, к сожалению, не так быстро осваивают новые технологии, возможности, которые дает цифровизация. Чего уж говорить о приложениях на искусственном интеллекте, когда аудиторы по-прежнему широко используют аудиторские выборки вместо анализа полной совокупности данных, а наиболее широко используемым средством обработки и анализа данных остается старый добрый Excel. Хотя такие инструменты как MS SQL, Python (программирование с целью получения данных), Qlik (анализ данных), PowerBI (визуализация и подготовка отчетов) все больше начинают использоваться во внутреннем аудите.
17-18 ноября вы проводите в онлайн-режиме XII Национальную конференцию с говорящим за себя названием “Внутренний аудит в России: новое десятилетие”. Каковы Ваши личные ожидания от него, этого десятилетия? Какие основные тренды Вам бы хотелось прямо сейчас спрогнозировать?
Неоднократно повторяю на всех наших мероприятиях – конференциях, тренингах, вебинарах – внутренним аудиторам необходимо трансформироваться и делать это очень быстро. Место под солнцем нам не гарантировано. Да, внутренние аудиторы не склонны рисковать и что-то в одночасье менять в своей работе. Но мы должны осознать, что поддержание статус-кво сейчас – более рискованная тактика для внутреннего аудита, нежели вступление на путь перемен. Для меня внутренний аудитор будущего – это критически, но конструктивно мыслящий неравнодушный “аудитор-новатор”, умеющий работать с большими массивами данных, имеющий подготовку в области ИС/ИТ, умеющий слушать-слышать-быть услышанными.
Назовите три самых знаковых события для профессии внутреннего аудита – будь-то в России или в мире.
Если говорить об изменениях последних лет, то для России это, прежде всего, внесение изменений в Закон об акционерных обществах - отмена обязательности ревизионной комиссии в акционерном обществе (как в публичном, так и в непубличном) и введение нормы об обязательности осуществления внутреннего аудита в публичном акционерном обществе (вступает в действие с 1 января 2021 года). Институт внутренних аудиторов на протяжении многих лет вел работу по “легализации” внутреннего аудита в рамках российского корпоративного законодательства, и в 2018 году соответствующие изменения были внесены в корпоративное законодательство. По моему мнению, данные изменения привели законодательство в соответствие с давно сложившимися реалиями жизни, что, безусловно, можно приветствовать. Но жаль, что для этого потребовалось так много времени.
И второе – это принятие профессионального стандарта “Внутренний аудитор”, который служит основой для формирования квалификационных требований для работы во внутреннем аудите, для разработки федеральных государственных образовательных стандартов, для формирования программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров для внутреннего аудита.
Раз уж у вас такая круглая дата – немного о Вас лично, Алесей Михайлович… Вы ведь у руля ИВА с самого основания? В любом случае, мы Вас помним давно. Положа руку на сердце – не приелось? ))
Что может быть лучше, чем ситуация, когда работа является хобби. Для меня внутренний аудит – это профессия, которой я посвятил большую часть своей трудовой жизни, а сам Институт – это детище, которое мы растили все эти годы, отдавая свою энергию, время и душу. Поэтому, каким бы “взрослым” ни был Институт, а все равно есть желание быть рядом и помогать расти и двигаться вперед.
Чего бы Вам лично очень хотелось бы реализовать – или, может, просто стать свидетелем этого – прежде чем оставить, как говорится, бразды правления?
Хотелось бы видеть, что внутренний аудит стал неотъемлемым компонентом управления как в частном, так и в государственном секторе, что в ведущих ВУЗах есть специализация по направлению внутреннего аудита, что внутренние аудиторы являются инициаторами перемен в своих организаций, и что каждый внутренний аудитор в России знает, что есть такое профессиональное объединение, Институт внутренних аудиторов, флагман профессии, целями существования которого с самых первых дней его существования было и остается развивать профессию и быть полезным своим членам.
Огромное спасибо за Ваши ответы! Поздравляем с Днем Рождения, желаем еще много-много раз по столько же, и пусть это будут годы великих свершений!