Этика для бухгалтеров

Внутренний аудит
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 7 августа 2017

Как известно, бухгалтеры работают с такими финансовыми данными, знать которые положено лишь директорам компаний. Это возлагает большой груз ответственности на их плечи. Что делать, если вам попались данные, которые не сходятся? Как вы будете решать эту проблему? И что делать, если от вас ожидают, что вы будете как можно менее прозрачны?

“Оказаться под давлением сделать что-то неэтичное – это большая проблема” – говорит Пол Конноли (Paul Connolly), директор The Tax Shop Group. Бухгалтеры обязаны держать ухо востро в отношении всевозможных пропусков, ошибок, а иногда и сознательных бухгалтерских нарушений. Для Конноли самое главное – доверять своим инстинктам. “Вы должны понимать корпоративную культуру, в которую вы готовитесь погрузиться – изучите ее! Этика – проблема старшего менеджмента, вот где больше всего неэтичного поведения”.

Но все-таки, если у бухгалтера есть подозрения, что что-то не так – что им делать? “Поговорите с людьми. Обратитесь к двум-трем проверенным близким друзьям. Со счетами в каждом отдельном случае могут быть “серые” области непонимания, можете ли вы что-то делать легально или нет. Конкретная ситуация, с которой вы столкнулись, может и не быть описана в руководстве. Если это так, вам нужно все обсудить”.

С такими дилеммами мы сталкиваемся ежедневно, и практическое правило может оказаться полезным. “Если вы бухгалтер с собственной практикой, сообщите клиенту. Если вы можете доказать это в HMRC (налоговая служба в Великобритании – GAAP.RU) – делайте это. Если вы не можете этого доказать, то не делайте этого только потому, что считаете, что что-то неправильно”. Пол Конноли, таким образом, рекомендует предупредительный подход: “Если вы вступаете в отношения с новыми клиентами, абсолютно важно показать, какую позицию вы займете. С самого начала дайте понять, что вы будете вести исключительно честную игру – это поставит вас в сильную позицию во взаимоотношениях с клиентом, если вдруг чуть позже возникнут вопросы. Они будут знать, что влиянию вы не подвержены”.

Эксперт говорит, что проблемы возникают из-за того, что один бизнес отличается от другого, и хотя кодекс этики соответствует тому, о чем говорит закон, расхождения между ними будут всегда. Иначе говоря, вам все равно придется интерпретировать налоговое законодательство. “Простой пример – покупка машины для бизнеса и использование ее в личных передвижениях. Какая пропорция юридически используется для компании? Где находится эта “серая” область перехода от допустимого к неправильному? Вам придется смотреть на все объективно”.

И уж тем более ситуация осложняется в случае с бухгалтерами, которые сами являются сотрудниками. “Трудоустройство – абсолютно другое дело, поскольку здесь вы, скорее, служите компании, а не оказываете услуги. Но ключ ко всему в том, чтобы иметь то же самое соглашение со своим начальником”. Конечно, в случае с устройством на работу это намного сложнее, – признает Пол Конноли, – поскольку у вас отсутствует выбор, работать или не работать на эту персону. Однако он считает, что бухгалтеры и здесь также должны дать понять с самого начала, что в конечном итоге они останутся верны закону, а не компании.

В этом случае ключевое значение приобретает личная ответственность. “Мне всегда везло с моей работой, в том смысле что за все время мне никогда не приходилось принимать на себя сложных вызовов”, - говорит Эйми Джонсон (Aimee Johnson), бухгалтер по учету издержек производства в RS Components. – “Но даже если бы мне пришлось, я справилась бы с этим профессионально и честно. Со статусом МААТ (члена Ассоциации специалистов по бухгалтерскому учету – GAAP.RU) я осознаю за собой долг быть честной и соответствовать бухгалтерским политикам и процедурам”.

“Устранение серых областей”

Разработать свой кодекс этики – значит признать, что есть расхождения между тем, что гласит закон, и тем, что компания считает приемлемым. “Вот где вступает в дело суждение”, - объясняет Пол Конноли. – “Компания может думать: “Если бы мы пришли в суд с этим, мы бы выиграли”. Но проблема в том, что случаи этики редко когда определены однозначно, “да” или “нет”. Если сотрудник чем-то обеспокоен, если подозревает, что что-то не совсем правильно – что ему делать? По мнению Конноли, необходимо убедиться, что он может прийти с этим к своему работодателю. “И с моральной точки зрения, вам придется отразить правильные данные”, - добавляет Эйми Джонсон, – “Ведь, в конце концов, вам придется бросить вызов менеджменту, даже если это будет трудно”.

История сохранила ценные уроки того, насколько важно не просто иметь при себе кодекс этики, но и жестко придерживаться его. Например, в 2000-м Enron входил в список 100 самых лучших компаний для работы в Америке от Fortune. Менее чем через год компания обанкротилась. По сути, мошенническая бухгалтерия Enron подразумевала сокрытие долгов, чтобы показать отчетность более устойчивой, чем она была на самом деле.

Ключевой составляющей этого сокрытия было то, что с 1996 г. по 2000 г. Enron отчиталась об увеличении продаж с $13.3 млрд. до впечатляющих $100.8 млрд. Этот рост выручки “основывался на эксплуатировании лазейки в бухгалтерских правилах, которые позволяли признавать выручку по огромному энергетическому производному контракту по полной стоимости – а не по чистой стоимости, как это делается в случае с транзакциями с другими ценными бумагами”, - прокомментировал Дэн Экман (Dan Ackman) в журнале Forbes Magazine вскоре после того, как разразился тот скандал. Иными словами, то, что компаниям Enron делала со своей отчетностью по продажам, с технической точки зрения даже не было противозаконным. Но чтобы предотвратить в будущем повторение скандалов, подобных Enron, корпоративная культура должна фиксировать, когда что-то становится неправильным с этической точки зрения, даже если на бумаге все выглядит приемлемым.

Что делать бухгалтерам?

Вас одолели сомнения? Помощь в пути! AAT, ICAEW и ACCA – все три организации имеют свои Кодексы этики, доступные для скачивания. Осознание этой информации и соответствующих ей действий является важной вехой на пути индивидуума к тому, чтобы быть способными противостоять совету директоров. Книга правил от ACCA, например – не просто “список правил”, подчеркивает представитель ассоциации.“Она создает Основы, помогающие нам разрешать или избегать этических дилемм способом, который не будет конфликтовать с нашей личной этикой”. В бизнесе “организации, а не индивидуумы ответственны за то, чтобы индивидуумы имели возможность достаточно свободно говорить. Через строгие процессы и стремление к ощутимым результатам компании смогут выйти из кризиса даже с большим доверием – внутренним и внешним – поскольку они “поступили правильно”.

Ключевые памятки для бухгалтеров

  • Улучшайте свои знания.“Ключевая компонента – технические навыки и этика (technical skills and ethics – “TEQ”)”, – говорят представители ACCA, - “Навыки и способности вести деятельность в соответствии с определенным стандартом, одновременно поддерживая на высочайшем уровне стандарты целостности, независимости и скептицизма”
  • Имейте при себе готовые процедуры. “Я провожу очень много сверок у себя на рабочем месте, затем они проверяются менеджерами и оспариваются, если есть проблемы”, - говорит Эйми Джонсон. – “Это процесс проверки работы друг у друга, потому что проверить свою собственную работу на ошибки иногда бывает трудно”
  • Защитите себя от неэтичного поведения и не паникуйте. “HMRC иногда проводит выборочные расследования, если что-то не так, но до тех пор, пока вы можете продемонстрировать свою благонадежность, к вам будут относиться справедливо. В конце концов, ответственность лежит на налогоплательщике (т.е. вашем клиенте или компании, на которую вы работаете)”, - говорит Пол Конноли
  • Будьте бдительны. “Вам придется продемонстрировать это стейкхолдерам, в том числе регуляторам, инвесторам, коллегам и клиентам”, – говорят представители ACCA. – “Бдительность также нужна в соблюдении и применении местного и международного законодательства, правил и стандартов, связанных с профессиональными услугами, такими как аудит и проверка исторических финансовых данных. Вам также нужно уметь сослаться на соответствующие бухгалтерские стандарты (такие как МСФО), актуальные корпоративные законы и правила, например, по защите персональных данных”
  • Говорите “нет”. Очень рекомендуемый специальный инструментарий от Института деловой этики (Institute of Business Ethics - IBE), который так и называется -“Говорите “Нет” (“Say No”). Он специально спроектирован таким образом, чтобы помочь организациям стимулировать правильное принятие решений своими сотрудниками в трудных ситуациях

 

Автор оригинальной статьи – Марк Блейни Стюарт (Mark Blayney Stuart), лауреат премии “Деловой журналист года” (Wales Media Awards 2017), экс-глава направления исследований Королевского института маркетинга (Chartered Institute of Marketing)

Источник: AAT

__________________________________________

Также от этого автора:

Теги: бухгалтерские нарушения  этика  корпоративная культура  HMRC  кодекс этики  налоговое законодательство  бухгалтерские политики  бухгалтерские процедуры  Enron  сокрытие долгов  AAT  ICAEW  ACCA  этические дилеммы  бухгалтерские стандарты  Института делово