«Даже известное известно лишь немногим»
Аристотель
Новые требования законодательства к раскрытию информации в форме годового отчета
В уходящем 2010 году одним из наиболее значимых событий в области совершенствования правового регулирования раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг в России явилось принятие Федерального закона № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»1. Данным законодательным актом внесены дополнения и изменения в федеральные законы «О рынке ценных бумаг»2, «Об акционерных обществах»3, «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»4, «Об инвестиционных фондах»5 и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях6. Анализ внесенных дополнений и изменений показывает, что с точки зрения последствий регулирующего воздействия наиболее существенными являются новации, связанные с Законом о рынке ценных бумаг. И хотя большая по объему и наиболее значимая по содержанию часть новаций вступает в силу по истечении 180 дней (с 7 апреля 2011 года) со дня официального опубликования Закона № 264-ФЗ7, тем не менее, представляется важным уже сегодня понимать их содержательный смысл и порядок реализации соответствующих требований.
В настоящей статье рассматриваются ключевые новации, связанные только с правовым регулированием раскрытия информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (далее — ежеквартальный отчет или ЕКО). Условно они могут быть разделены на две группы. К первой из них автор относит новации, связанные с регламентацией структуры и содержания ЕКО, ко второй — новации, регулирующие вопросы организации раскрытия (представления8) информации в форме ежеквартального отчета.
Новые требования к структуре и содержанию ежеквартального отчета
Одна из самых важных новаций новой редакции статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг, по мнению автора, связана с тем, что законодательные требования к структуре и содержанию ежеквартального отчета перестают быть жестко привязанными к структуре и содержанию проспекта ценных бумаг эмитента, строго прописанным в Законе о рынке ценных бумаг.
В настоящее время в соответствии с действующей редакцией упомянутой выше статьи «Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям, <…> предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг»9. Необходимость выполнения этой законодательной нормы существенным образом ограничивает возможности регулятора10 по определению понятных и адекватных требований к структуре и содержанию ежеквартального отчета, приемлемых сточки зрения их реализации для любого эмитента, независимо от масштабов его бизнеса и отраслевой принадлежности. В результате этого раскрытие информации в форме ЕКО для значительного числа эмитентов превратилось в обременительную обязанность, избежать которой стало для многих из них серьезной задачей. И следует подчеркнуть, что одна из ключевых новаций11 Закона о рынке ценных бумаг, вступающая в силу с 1 января 2011 года, делает эту задачу вполне разрешимой.
Отметим, что новая редакция статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг в пунктах 6 – 8, 12 статьи устанавливает только рамочные требования к поквартальному содержанию и структуре отдельных разделов и пунктов ежеквартального отчета. В то же время определение требований к раскрытию в ЕКО иной информации пункт 9 новой редакции статьи 30 относит к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Таким образом, с 7 апреля 2011 года регулятор на законодательном уровне получает полную свободу по совершенствованию требований к структуре и содержанию ежеквартального отчета. Это обстоятельство позволяет надеяться, что новые требования к раскрытию информации в форме ЕКО (а работа над ними уже ведется) будут более понятными и адекватными потребностям как самих эмитентов, так и лиц, заинтересованных в получении соответствующей информации.
Рассматривая рамочные требования к структуре и содержанию ЕКО, представленные в новой редакции статьи 30, следует подчеркнуть, что, строго говоря, новациями в большей своей части они являются только по отношению к действующей редакции Закона о рынке ценных бумаг. Для ряда из них новизна носит относительный характер и заключается, прежде всего, в придании им статуса законодательной нормы. Связано это с тем, что некоторые требования, входящие в новую редакцию статьи 30, уже содержатся в Положении о раскрытии информации. И хотя их редакция несколько отличается от содержания новых законодательных норм, смысловая направленность требований от этого не меняется.
Например, требованиями подразделов 7.1 и 7.2 приложения 10 к Положению о раскрытии информации предусмотрено раскрытие годовой и квартальной бухгалтерской отчетности в ежеквартальных отчетах за соответствующий квартал. Такие же требования содержатся и в пунктах 6 и 7 новой редакции статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг, но, и это важно, требованиями названных пунктов помимо бухгалтерской отчетности предусмотрено раскрытие и финансовой отчетности эмитента за соответствующий отчетный период.
Например, пункт 6 содержит следующие требования к структуре и содержанию ежеквартального отчета за первый квартал:
«В состав ежеквартального отчета за первый квартал включаются:
- годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за последний завершенный финансовый год с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности;
- квартальная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за первый квартал отчетного финансового года».
Как видно из приведенного выше примера, по отношению к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента сделан специальный акцент на обязательность раскрытия вместе с ней в качестве приложения соответствующего аудиторского заключения. Такая редакция законодательной нормы, по мнению автора, самым непосредственным образом связана с абсолютно новыми требованиями, которые содержатся в пункте 11 статьи 30 и предусматривают ответственность должностных лиц компании и лиц, подписавших отчет, за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в ЕКО недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации.
Еще одной новацией являются содержащиеся в пункте 12 требования по раскрытию годовой и промежуточной сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента. Согласно этим требованиям годовая сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента также раскрывается с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности. При раскрытии информации в форме ежеквартального отчета она включается в состав ЕКО за второй квартал, а в случае ее составления до даты окончания первого квартала следующего за ним финансового года — в состав ЕКО за первый квартал. Требование о раскрытии промежуточной сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента является абсолютно новым и предусматривает включение такой отчетности в состав ежеквартального отчета за третий квартал текущего финансового года.
Оставляя за рамками настоящей статьи рассмотрение особенностей консолидированной финансовой отчетности, отметим, что ее составление, представление и публикация должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 208 «О консолидированной финансовой отчетности». Поэтому требования пункта 12 представляются важными в первую очередь для эмитентов, являющихся кредитными организациями, страховыми организациями, а также организациями, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
И последней новой законодательной нормой, которую автор относит к группе требований, связанных с определением структуры и содержания ЕКО, является новация, содержащаяся в пункте 8 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг. Она предусматривает, что в случае регистрации проспекта облигаций с обеспечением или допуска биржевых облигаций с обеспечением к торгам на фондовой бирже в состав ежеквартального отчета включаются сведения о предоставленном обеспечении и лицах, которые его предоставили.
Не менее важной является и группа новаций, связанных с организацией и осуществлением раскрытия информации в форме ежеквартального отчета. Тем более что по сравнению с законодательными нормами, которые автор относит к первой группе, требования этих новаций действительно новы.
Новое в организации раскрытия информации в форме ежеквартального отчета
Следующая новация, на которую хотелось бы обратить внимание читателей, связана с оформлением ежеквартального отчета и подтверждением достоверности всей содержащейся в нем информации. Эта новация в рамках новой редакции статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг представлена пунктом 10 и содержит в себе требования к утверждению ежеквартального отчета уполномоченным органом эмитента и подписанию его соответствующими должностными лицами. В целом эти требования уже давно знакомы эмитентам12 и реализуются ими в соответствующем объеме при раскрытии информации в форме ежеквартального отчета. Однако важно иметь в виду, что в соответствии с требованиями Положения о раскрытии информации ежеквартальный отчет подлежит утверждению, если таковое предусмотрено уставом (учредительными документами) или иными внутренними документами эмитента. Законодательная новация четко устанавливает, что утверждение ежеквартального отчета производится органом эмитента на основании полномочий, определенных только уставом (учредительными документами) эмитента.
Возложение полномочий по утверждению ежеквартального отчета эмитента на совет директоров, очевидно, будет способствовать росту доверия пользователей отчетной информации к ее достоверности. Воспользоваться такой возможностью будет целесообразно компаниям, ценные бумаги которых котируются на российской и зарубежных биржах.
Абсолютно новым представляется содержание законодательной нормы, устанавливающей ответственность должностных лиц компании и лиц, подписавших отчет, за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в ежеквартальном отчете недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, подтвержденной этими лицами. Если в действующей редакции статьи 30 требования ответственности лиц, подписавших ЕКО, были сформулированы в самом общем виде, то требования пункта 11 новой редакции статьи 30 четко определяют, кто, за что и в каком объеме несет ответственность.
Согласно требованиям пункта 11 солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в ЕКО недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, несут:
- лица, подписавшие ежеквартальный отчет;
- аудитор, составивший аудиторское заключение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента;
- аудитор, составивший аудиторское заключение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента, в том числе в отношении сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности, которое раскрывается или предоставляется в составе ежеквартального отчета;
- лица, утвердившие ЕКО (проголосовавшие за его утверждение), в случае если в соответствии с учредительными документами (уставом) эмитента ежеквартальный отчет подлежит утверждению уполномоченным органом эмитента.
При этом течение срока исковой давности для возмещения убытков по основаниям, указанным в пункте 11, начинается с даты раскрытия или предоставления соответствующего ежеквартального отчета.
Как эта новация будет работать на практике, покажет время, но уже сегодня можно сказать, что, исходя из качества раскрытия информации в форме ежеквартального отчета, при определенных обстоятельствах у значительного числа эмитентов могут возникнуть проблемы, обусловленные рассмотренными выше требованиями.
Представляется также важной новация, требования которой содержатся в пункте 15 новой редакции статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг. Суть ее заключается в обязанности эмитента предоставлять копии ежеквартальных отчетов любым заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую затрат на их изготовление.
Предвижу вопрос читателей: «А в чем здесь новизна?» Ведь в соответствии с пунктом 1.9 Положения о раскрытии информации эмитент обязан наряду с другими формами раскрытия информации предоставлять копию ЕКО владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, да еще и в срок не более 7 дней с даты предъявления соответствующего требования. А дело в том, что в настоящее время между требованиями пункта 1.9 Положения о раскрытии информации, касающимися ежеквартального отчета, и соответствующей нормой Закона о рынке ценных бумаг имеются, мягко говоря, разночтения, поскольку законодательная норма устанавливает, что «Ежеквартальный отчет должен предоставляться владельцам эмиссионных ценных бумаг эмитента по их требованию за плату, не превышающую затрат на изготовление брошюры».
Пункт 15 новой редакции статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг на законодательном уровне устраняет эти разночтения и расширяет круг лиц, по требованию которых эмитент обязан предоставить копию ежеквартального отчета. Еще одна законодательная новация связана с исключением из содержания статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг требования о представлении ежеквартального отчета в регистрирующий орган не позднее 45 дней со дня окончания отчетного квартала. В то же время информация о раскрытии или предоставлении эмитентом ежеквартальных отчетов в соответствии с новой редакцией статьи 30 отнесена к категории сведений, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента. Поэтому раскрываться такая информация должна в форме сообщения о существенных фактах13.
Состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия в форме ежеквартального отчета, как, впрочем, и в других формах, в соответствии с пунктом 26 статьи 30 подлежат определению нормативными правовыми актам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Поэтому, завершая статью, можно с уверенностью предположить, что в первой половине 2011 года эмитентам предстоит освоение нового положения о раскрытии информации, и пожелать им успехов в реализации его требований.
_______________________________________
- Подписан Президентом Российской Федерации 4 октября 2010 года (далее — Федеральный закон или Закон № 264-ФЗ).
- Федеральный закон Российской Федерации от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (далее — Закон о рынке ценных бумаг).
- Федеральный закон Российской Федерации от 26.04.1995 г. № 208-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
- Официально опубликован 8 октября 2010 г. в Российской газете, № 228.
- Законом № 264-ФЗ в рамках новой редакции ст. 30 «Раскрытие и представление информации» введена новая правовая категория «представление информации на рынке ценных бумаг», содержательный смысл которой заключается в обеспечении доступности информации определенному кругу лиц в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение этим кругом лиц.
- 9 Статья 30 «Раскрытие информации» Закона о рынке ценных бумаг.
- 10 Термин «регулятор» в рамках настоящей статьи используется по отношению к федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, на момент написания статьи — ФСФР России.
- Статья 30.1. Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах.
- Предусмотрены подразделом 5.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг
- Подпункт 28 пункт 14 Закона № 264-ФЗ.