В настоящее время многие российские компании используют бюджетирование для управления функционированием и развитием бизнеса. Финансовые директора поделились с экспертами Prestima, какие бюджеты формируют их предприятия, сколько времени занимает планирование, и как в целом выстроен процесс бюджетирования.
Эксперты Prestima часто принимают участие в форумах и семинарах, посвященных бюджетированию и управлению финансами. На одном из таких мероприятий специалисты компании поинтересовались у финансовых директоров, как на их предприятиях организован процесс бюджетирования – какие бюджеты формируют, какие подразделения принимают в этом участие и другие вопросы бюджетирования.
По итогам общения было выявлено, что бюджет доходов и расходов (БДР) формирует 81% компаний, а бюджет движения денежных средств (БДДС) 78%, большинство компании сочетают оба бюджета. Прогнозный баланс оказался менее популярным, его составляют 53% опрошенных, а полный спектр финансовых бюджетов составляет только одна четверть компаний. Это связано с тем, что для управления денежными ресурсами средним компаниям достаточно основных финансовых бюджетов – БДР и БДДС. Прогнозный баланс более эффективен для крупных компаний и холдингов со сложной структурой бизнеса, так как позволяет своевременно реагировать на изменения в финансовом состоянии предприятия.
На выбор горизонта планирования влияет много факторов, например срок выплат по кредитам или общая экономическая ситуация. Большинство компаний применяют среднесрочное планирование на год. По словам финансистов, такой срок планирования позволяет четко понимать и контролировать использование ресурсов и резервов компании, конкретизировать ответственность за результат и прогнозировать дальнейшее развитие. При планировании на год, компании в основном детализируют бюджеты до одного месяца или квартала, что позволяет лучше контролировать исполнение бюджета и своевременно вносить коррективы.
Как правило, инициаторами бюджетного планирования выступают финансовые и генеральные директора, но встречаются компании, где в бюджетных процессах больше заинтересованы руководители коммерческих направлений. Около половины предприятий привлекают к планированию бюджетов все центры финансовой ответственности (ЦФО), вторая половина возлагает эту задачу на финансовый и планово-экономический отделы или бухгалтерию.
Что касается автоматизации процессов бюджетирования, то 72% средних, редко крупных компаний применяют Excel. Популярность электронных таблиц вызвана простотой освоения и невысокой ценой. Но чем крупнее компания, тем сложнее бюджетирование, а коллективное планирование и консолидация бюджетов в Excel – трудоемкий процесс. В формулах нередко появляются ошибки, что в конечном итоге влияет на достоверность данных. Поэтому 50% предприятий сочетают электронные таблицы с собственными доработками информационных систем. Полностью готовыми решениями для бюджетирования пользуется только 9%.
По мнению финансовых руководителей сложности при консолидации данных, контроле исполнения бюджета и низкая достоверность информации в первую очередь связаны с применением неспециализированных инструментов. В связи с этим, многие компании постепенно переходят на специализированные CPM-системы, которые позволяют не только эффективно выстроить бюджетные процессы, но и анализировать информацию в удобном виде.