«Финассессмент» — новый сервис для оценки финансовых специалистов

Кадровый менеджмент

Автор:
Источник: Журнал “Учет и контроль” №4-2016
Опубликовано: 23 Мая 2016

Авторы статьи подробно освещают процесс разработки и апробации нового онлайн-инструмента — «финассессмента», предназначенного для тестирования и оперативной оценки квалификации бухгалтеров и финансовых специалистов.

Во времена постоянных изменений и экономической неопределенности для компаний становится максимально важен человеческий ресурс, который используется для достижения целей и решения задач, стоящих перед бизнесом.

Повышается потребность своевременного преобразования человеческого ресурса в человеческий капитал для обеспечения стабильной работы предприятия и создания возможностей роста бизнеса. В целях развития каждой компании важно своевременно создавать комфортные условия для профессионального роста специалистов и формировать направления их дальнейшего развития.

Как правило, в узкоспециализированных сферах деятельности существует проблема подбора и оценки персонала. Если определить общие компетенции специалиста под силу любому рекрутеру, то оценка навыков финансового специалиста, часто превращается в непосильную задачу для рекрутеров и HR-специалистов, а для многих из них финансовое направление это буквально «китайская грамота», поскольку существующие методики подбора финансовых специалистов могут давать лишь общие представления о навыках конкретного человека.

Точную оценку уровня квалификации работников финансовой сферы может дать лишь специализированное тестирование, разработанное под конкретную профессию.

Финансовая академия «Актив» провела маркетинговое исследование и оценила актуальность выполнения узкопрофильной оценки финансовых специалистов среди компаний и HR-менеджеров.

Потребность в создании сервиса для оценки финансовых специалистов

В 2015 году в Финансовую академию «Актив» стали поступать запросы от компаний и отдельных заинтересованных лиц на проведение узкопрофильной оценки финансовых специалистов. 12-летний опыт работы и авторитет среди партнеров и слушателей обязывал команду ФА «Актив» обстоятельно проработать существующие заявки и исследовать общий уровень заинтересованности по запрашиваемой услуге.

В ходе проведения оценки масштабов работы были определены две основные задачи, которые решает сервис оценки для внешних пользователей, а именно:

  • создание узконаправленных тестов в арсенале HR-менеджеров и центров обучения;
  • оптимизация процесса оценки специалистов финансовой сферы для работодателей и соискателей.

В своей работе рекрутеры и центры оценки используют «ассессмент»или «ассессмент-центр» — метод комплексной оценки персонала. Поскольку с этим инструментом они давно имеют дело, команда академии «Актив» решила по ее аналогу создать сервис для оценки финансовых специалистов — «финассессмент».

Финассессмент (финансы+ассессмент) — метод комплексной оценки профессиональных компетенций финансовых специалистов.

Сейчас «ассессмент» как таковой, используют для получения данных о компетенциях, которыми обладают сотрудники на момент проведения тестирования, и для оценки возможного будущего роста.Они разделяются на: технические, корпоративные и управленческие.

В свою очередь «финассессмент» поможет реализовать три основные цели HR-менеджмента для финансовой сферы:

  • обеспечение финансовыми специалистами (набор персонала) —оценка кандидатов на соответствие должностным обязанностям при приеме на работу;
  • развитие персонала — диагностика потребностей в обучении и развитии; возможность создания индивидуальных программ развития; побуждение персонала к саморазвитию;
  • оптимизация управления персоналом — горизонтальная ротация;
  • перемещение специалистов по позициям, обеспечение эффективности и своевременности ротации;
  • вертикальная ротация;
  • отбор участников на вакантные руководящие позиции;
  • формирование кадрового резерва: определение людей, которые потенциально могут занимать более высокие позиции и выполнять более сложные задачи.

Появлению «финассессмента» предшествовала большая исследовательская работа, речь о которой пойдет дальше.

Разработка тестов

Задача состояла из разработки узкопрофильных онлайн-тестов для определения уровня профессиональных компетенций, а также программ и методик тестирования среди бухгалтеров, аудиторов, финансистов, экономистов.

К составлению базы вопросов были привлечены методологи, преподаватели, тьюторы, перед которыми стояла непростая задача — составить тесты по направлениям:

  • управленческий учет;
  • финансовый менеджмент;
  • международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
  • внутренний аудит.

Каждое из направлений состояло из нескольких компетенций, компетенции — из навыков, навыки — из тем.

Сложность работы заключалась еще и в том, что тесты должны быть применимы к практической деятельности сотрудников финансово-экономических служб.

В процессе их составления было необходимо прийти к общему знаменателю и определить, какие именно знания, умения и навыки необходимы для работы специалистов на различных должностях. Разработчики пришли к выводу, что одни и те же навыки могут быть востребованы в разной мере среди рядовых сотрудников финансово-экономической сферы, начальников отделов, финансовых топ-менеджеров. Исходя из этого, была расширена линейка тестов, а также разделена на два формата: «Базовый» (для сотрудников и руководителей отделов) и «Продвинутый» (для руководителей департаментов, главных бухгалтеров, финансовых директоров). Это позволило получить более точные данные по каждому из респондентов.

В «пилотном» варианте было сформировано более 30 тестов, которые содержали вопросы на определение свыше 100 профессиональных навыков.

Тесты состояли из нескольких типов вопросов и отличались по форме и содержанию. Среди них были вопросы следующих типов: «Выбор правильного/неправильного ответа», «Выбор нескольких вариантов», «Решение задач» и др. Каждый тест состоял из 50 вопросов с оценкой от 1 до 3 баллов и возможностью получения максимального количества баллов — 100.

В работе над проектом участвовали программисты компании, методисты, администраторы. С целью сбора информации, предварительной оценки проблемы и ее структурирования, а также для получения обратной связи, для маркетингового исследования был выбран метод фокус-группы.

Работа с фокус-группой

Разработка специализированных тестов была только началом большой работы. Кроме самих тестов потребовалась группа из 100 добровольцев, которые бы согласились пройти тестирование и предоставить свои отзывы о работе сервиса.

Для этого в ноябре 2015 года через клиентскую и партнерскую базу ФА «Актив» была объявлена акция «1 месяц бесплатного тестирования финансовых специалистов». Планировалось набрать 100 респондентов среди лояльных и новых клиентов, но активность участников оказалась значительно выше.

Было принято решение расширить фокус-группу до 200 заявок и привлечь новых клиентов через социальные сети (100 лояльных и 100 новых). В итоге в течение одного месяца приняли 230 заявок.

Процесс проведения тестирования

Бета-тестирование нового сервиса было назначено на декабрь 2015 года. Это не самый простой период в работе бухгалтеров и финансистов, но время проведения тестирования не стало помехой для участников, хотя и не все желающие смогли пройти выбранные тесты в полном объеме или уделить им достаточно внимания.



В течение декабря тестирование прошли более 150 человек, заполнив более 220 тестов. Интерес наших респондентов распределился равномерно между предложенными компетенциями, что говорит о правильном выборе целевой аудитории.


Каждый участник мог выбрать и пройти от одного до трех тестов по предложенным направлениям. На тест отводилось от 60 до 90 мин, с возможностью одной попытки. После его прохождения тестируемый сразу мог оставить свой отзыв о тесте и высказать свои предложения. Были учтены все пожелания и внесены корректировки прямо в процессе работы с фокус-группой.

Результаты тестирования

Что касается набранных баллов, то мы получили вполне ожидаемые результаты, поскольку изначально предполагалось, что вопросы будут достаточно объемными, разнообразными и сложными. Участники тестирования продемонстрировали следующие результаты.


Сразу по окончании теста респонденты получали краткий результат в виде количества набранных баллов из 100 возможных и соотношения правильных и неправильных ответов. После обработки всех тестов и их глубокого анализа, ответственные лица компаний (HR-менеджеры, руководители обучающих центров и подразделений) получили расширенную рецензию на результаты, которые включали в себя не только количество набранных баллов каждого сотрудника, но и отклонения от медианы (среднего показателя по группе), т.е. тестируемый мог сравнить свои результаты с результатами других участников. В них также входили анализ по компетенциям, навыкам, сводные данные и развернутые рекомендации по повышению их уровня.

После изучения результатов тестирования ответственные лица компаний (ОЛК) также заполнили анкету, где поделились своими впечатлениями от участия в фокус-группе, высказали свои пожелания. Завершающая анкета показала, что в тестировании приняли участие 65 компаний: из России (46%), Казахстана (17%), Украины (15%), Кыргызстана (12%), Беларуси (10%), со средним количеством сотрудников финансово-экономической службы в пять-десять человек (30%), до 25 человек (38%), до 50 человек (17%), свыше 50 человек (15%).

На вопрос «Удовлетворил ли Вас результат тестирования?»: «Да, полностью удовлетворил» ответило 95% респондентов, остальные 5% высказали пожелания получить еще более подробный анализ.

На вопрос «Как часто и для каких целей Вы используете тестирование сотрудников ваших компаний?» респонденты могли отвечать сразу в нескольких пунктах.


Ответственные лица компаний-участников пожелали дальнейшего развития проекту и предложили команде Финансовой академии «Актив» расширить линейку тестов и добавить в их перечень бухучет, налогообложение и другие направления.

Экономическая оценка «финассессмент»

Данные, которые были получены при проведении исследования актуальности сервиса оценки финансовых специалистов, пока не могут дать экономическое обоснование целесообразности услуги в полной мере. Необходимо завершить разработку самого сервиса и на основе готовой услуги перейти от интуитивных методов к расчетным.

На основе результатов фокус-группы можно сделать вывод, что существует высокий уровень заинтересованности аудитории в узкопрофильном тестировании. Очевидно, что на современном этапе оно может выступать многофункциональным инструментом как для современного бизнеса, так и для карьеры конкретного специалиста.

Возможность проверить в онлайн-режиме профессиональный уровень персонала открывает компаниям возможности экономии как финансовых, так и временных затрат. Отдельным специалистам такие тестирования помогут выбирать направление для дальнейшего развития и роста в сфере финансов, а также подтверждать уровень их компетенции.

Итоги

На начальном этапе «финассессмент» разрабатывался как дополнительный узкоспециализированный инструмент для HR-менеджеров. В ходе работы выяснилось, что он имеет высокий уровень востребованности среди компаний, которые занимаются повышением квалификации своего персонала, а также при приеме специалистов в штат. Это заставило команду Финансовой академии «Актив» скорректировать работу над сервисом.

Теперь деятельность направлена на разработку четкого алгоритма проведения оценки и на расширение перечня компетенций для тестирования: оценку персонала в скором времени смогут проводить банки, страховые компании, биржи и многие другие финансовые организации. Функционал сервиса повысится до уровня «ассессмента» и метода «360 градусов», включающих оценку профессиональных и управленческих навыков, психологических характеристик и прочих показателей. В перспективе сервис «финассессмента» должен превратиться в многофункциональный специализированный портал, который сможет полноценно выполнять свою миссию — помогать развитию финансовых специалистов.

Автор:

Теги: финассессмент  финансовые специалисты  человеческий капитал  профессиональный рост  оценка персонала  подбор персонала  подбор финансовых специалистов  квалификация работников  Финансовая академия «Актив»  «ассессмент»  управление персоналом  внутренний а