Аудиторская деятельность исторически представляет собой один из наиболее важных элементов инфраструктуры рыночной экономики, способствующих развитию предпринимательской деятельности и экономики страны в целом. На современном этапе в Российской Федерации получила существенное развитие система общественного регулирования в рамках саморегулируемых аудиторских организаций. Вместе с тем, ряд проблем, связанных с нормативно-правовой регламентацией аудиторской деятельности, не имеет однозначного решения. К ним, в частности, относятся недостаточное исследование теоретических основ аудиторской деятельности и определение ее правовой природы, а также необходимость научного обоснования и уточнения применяемого понятийного аппарата.
Звание аудитора в России было введено Петром I. Одно из первых упоминаний об аудите содержится в Уставе 1698 г. генерала Адама Вейде, представленном Петру I по его распоряжению об изучении военного дела в ряде стран.
Именным указом Петра I в 1719 г. для ведения делопроизводства по военно-судной части при Канцелярии Военной коллегии было учреждено Аудиторское повытье. В 1763 г. оно было преобразовано в Аудиторскую (Генерал-аудиторскую) экспедицию Канцелярии Военной коллегии. Аудиторское повытье вело делопроизводство военной коллегии по военно-судебной части, регистрировало все судебные дела, возникавшие в войсках в отношении офицеров, и имело право ревизии проведенных судебных дел. Институт аудиторов был введен в армии, при этом аудиторы занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров.
Конец XIX в. — начало XX в. ознаменовались возникновением во многих крупных и средних городах общественных организаций бухгалтеров, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако аудит как профессия в это время так и не сформировался. Если исходить из того, что возникновение современного западного аудита в первую очередь связано с появлением акционерных обществ, то в России в 1836 г. было всего лишь 10 акционерных предприятий, а в начале XX в. — около 2500.
После Октябрьской революции 1917 г. в период государственного регулирования экономики в СССР аудит не существовал. По своей экономической сущности аудит как независимая финансовая проверка входил в противоречие с основополагающими принципами строительства государственной экономики, основанной на централизованном планировании, государственном финансировании и снабжении, тотальном ценовом регулировании. В СССР развивался государственный контроль, предпосылок к развитию аудита не было.
Аудиторская деятельность и профессия аудитора появились в современной России сравнительно недавно, с переходом к рыночной экономике. Как и многие другие нововведения, аудит в нашу страну пришел в эпоху перестройки, т.е. после 1985 г., причем раньше, чем начали формироваться налоговые органы. За этот относительно небольшой период (около 20 лет) подходы к аудиторской деятельности, роль аудита в формировании имиджа компаний и повышении их инвестиционных и финансовых показателей существенно изменились.
Необходимость появления аудита была обусловлена следующими факторами:
- появление совместных предприятий, финансово-хозяйственная деятельность которых должна была контролироваться аудиторскими организациями;
- легализация предпринимательской деятельности и частной собственности, что приводило к необходимости получения независимой оценки имущественного и финансового положения организаций;
- либерализация внешнеэкономической деятельности, разрешение привлечения иностранных инвестиций в экономику;
- становление в стране финансового рынка, что сопровождалось принятием специального законодательства и установлением в нормативных правовых актах требований проведения аудиторских проверок;
- появление акционерных обществ, в т.ч. в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, что предопределило необходимость осуществления финансового контроля их деятельности;
- установление новых правил ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности.
Указанные причины привели к тому, что необходимость появления аудита стала объективной реальностью.
История аудита в России показала, что для становления и дальнейшего развития института аудиторства требуется государственная воля. Только будучи санкционированным государством в лице соответствующих органов государственной власти, данный вид деятельности получает право на легальное существование. Отсутствие государственной воли приводит к тому, что аудит как независимый вневедомственный финансовый контроль, даже будучи объективно необходимым, не получает «прописки» в законодательстве.
Как представляется, периодизацию этапов развития аудиторской деятельности целесообразно рассматривать с точки зрения права (утверждения нормативных правовых актов) и его функций. Формирование права является результатом экономического развития общества. Наиболее важные общественные отношения регулируются установленными правовыми нормами, которые содержатся в нормативных правовых актах.
Первый этап (1987—1993 гг.) проходил в условиях отсутствия нормативной правовой базы аудиторской деятельности. Данный период отличался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций, с другой — стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий). Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.87 № 1033-245 «О создании советской аудиторской организации» на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было образовано акционерное общество «Инаудит». Уставный капитал «Инаудита» был определен в 800 000 руб., а основными акционерами стали: Минфин СССР — 55%, Министерство внешней торговли — 10%, Госбанк СССР — 5%, всесоюзные объединения «Автоэкспорт», «Станкоим-порт», «Совфрахт», «Соврыбфлот» и другие — по 5%. В «Инаудите» было образовано 10 отделов, которые, имея высококвалифицированный штат, оказывали широкий комплекс услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям. Однако сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось. В дальнейшем эти министерства продали свою долю капитала коллективу акционерного общества «Инаудит», которое в 1992 г. распалось на несколько самостоятельных организаций.
Дальнейшее развитие аудиторской деятельности в России было предопределено необходимостью ее унификации путем разработки и утверждения стандартов аудита.
Второй этап (декабрь 1993 г. — август 2001 г.) — период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22.12.93 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», и ряд других документов.
Данный нормативный правовой акт закреплял понятие аудиторской деятельности, устанавливал права и обязанности аудиторов (аудиторских фирм) и экономических субъектов, определял основы государственного регулирования данного вида деятельности, в т.ч. лицензирования и аттестации аудиторов.
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществлялось созданной в данный период Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. За период 1996-2000 гг. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были разработаны и одобрены 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составляющие методическую основу российского аудита.
Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
Третий этап (август 2001 г. — декабрь 2008 г.) начался после вступления в силу Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Принятие данного Закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило разработать ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики — аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований. От качества аудиторских услуг во многом зависят успешная деятельность народнохозяйственного комплекса, эффективность осуществления экономических реформ в Российской Федерации.
Развитие аудиторской деятельности после кризиса 1998 г. проходило в достаточно стабильных макроэкономических условиях: постоянный рост ВВП (в среднем около 7% в год) и промышленного производства, переход к профицитному бюджету. Для участников аудиторского рынка в Российской Федерации это означало расширение возможностей экстенсивного роста, развитие российских компаний с сохранением лидирующих позиций компаний «Большой четверки». Одновременно с 2000 г. наблюдался постоянный рост доли консалтинга (юридических и налоговых услуг, а также услуг в области ПУтехнологий). В этот же период на рынке появились саморегулируемые организации аудиторов (СРО аудиторов), которые, в отличие от действовавших к тому периоду времени профессиональных организаций, должны были контролировать деятельность своих членов.
Аудиторские компании стали активно развивать филиальные сети и создавать региональные представительства. В этом направлении рынок развивался в основном за счет предоставления аудиторских услуг, т.к. местные компании, на базе которых создавались филиалы, специализировались в этой сфере. С другой стороны, в центральных регионах России аудиторские компании стали оказывать больше консультационных услуг, чем аудиторских. Таким образом, до 2008 г. аудиторские компании действовали в условиях благоприятной среды и растущего рынка. Это позволило, в первую очередь:
- перейти к структуризации нормативной базы (появление Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);
- расширить перечень предоставляемых услуг за счет подготовки отчетности по МСФО, обучения персонала компаний-клиентов (в результате доля аудиторских услуг снижалась);
- повысить уровень квалификации сотрудников аудиторских компаний путем повышения минимальных требований к кандидату на должность аудитора;
- расширить географию рынка, что стало результатом развития региональных компаний, подпадающих под обязательный аудит, в результате чего аудиторские компании стали открывать собственные филиалы и представительства для оказания данных услуг [4].
В конце 2008 г. был принят новый Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Ключевой идеей этого нормативного акта стала постепенная либерализация регулирования аудиторской деятельности. Такая ситуация нетипична для действия органов власти в кризисных условиях. Большая часть антикризисных мер, принятых европейскими странами, была направлена именно на контролирование максимального числа отраслей, особенно тех, которые так или иначе связаны с финансовыми компаниями, банками. Такая ситуация достаточно распространена в кризисных условиях: государство наращивает свою долю в управлении национальной экономикой.
Вступление в силу нового закона ознаменовало собой начало нового этапа развития аудита в России. Указанный акт реформировал систему регулирования аудита, скорректировал статус субъектов аудиторской деятельности, по-новому определил виды аудиторских услуг, внес поправки в основания проведения обязательных аудиторских проверок и порядок их проведения, установил иной порядок принятия некоторых нормативных правовых актов, внес изменения в систему финансово-правового регулирования аудита.
Таким образом, можно говорить о четвертом этапе развития аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Четвертый этап развития аудиторской деятельности (с января 2009 г. по настоящее время) связан с принятием Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и характеризуется комплексом мер, направленных на постепенный переход от государственного регулирования аудиторской деятельности к саморегулированию.
Для данного этапа характерно утверждение в 2010—2011 гг. Минфином России новых федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) на основе современных международных стандартов аудита:
ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010 и ФСАД 3/2010, посвященных формированию аудиторского заключения;
ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля»;
ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита»;
ФСАД 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»;
ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства».
ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам»;
ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности»;
Несколько позже Минфином России были подготовлены Разъяснения практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность (одобрены Советом по аудиторской деятельности 26 марта 2013 г., протокол № 8) «Определение вида услуг, требования к порядку оказания которых определены федеральными стандартами аудиторской деятельности ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011» [3].
Согласно данным Разъяснениям, аудиторская организация (индивидуальный аудитор) оказывает услуги по проведению аудита отчетности, составленной по специальным правилам, а также отдельной части отчетности в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011. Минфином разъяснено, что требования указанных стандартов предъявляются к услугам, которые предполагают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения аудитора о ее достоверности. Предметом таких услуг является отчетность, аналогичная по составу предусмотренной Законом «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами. В частности, разновидностью бухгалтерской (финансовой) отчетности является отчетность, составленная по правилам налогового учета. Аналогичная информация содержится также в отчетности, содержащей финансовую информацию.
По-прежнему много споров и вопросов вызывают понятия профессиональных компетенций и этических норм в деятельности аудиторов, ответственность аудиторов — гражданско-правовая, финансовая, перед третьими лицами, уголовная, профессиональная. В результате с целью унификации и стандартизации этих понятий 22 марта 2012 г. Советом по аудиторской деятельности был принят Кодекс профессиональной этики аудиторов [5]. Данный документ представляет собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Детальная регламентация основополагающего принципа аудиторской деятельности — независимости — получила развитие в «Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол № 6) [2].
Независимость аудитора подразумевает:
а) независимость мышления, т.е. такой образ мышления, который позволяет аудитору:
— выразить мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать профессиональное суждение аудитора;
— действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм;
б) независимость поведения, т.е. такое поведение, которое позволяет избежать ситуаций и обстоятельств, настолько значимых, что разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все факты и обстоятельства, может обоснованно посчитать, что честность, объективность или профессиональный скептицизм аудитора были скомпрометированы.
Описать все ситуации, в которых могут возникнуть угрозы независимости, невозможно. Поэтому Кодекс профессиональной этики аудиторов и Правила независимости устанавливают концептуальный подход к соблюдению требований к независимости (пункты 1.3 и 1.4 Правил независимости).
Отмена государственного контроля в большинстве видов экономической деятельности предусмотрена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Согласно данной Концепции, создание условий для свободного предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества обозначены ключевыми принципами, которым должно следовать государство в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган — Министерство финансов Российской Федерации. Вместе с тем, функции профессионального регулирования аудиторской деятельности возложены на саморегулируемые организации аудиторов (СРОА) — некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Кроме того, предусмотрено обязательное членство аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в одной из СРОА; в свою очередь, несоблюдение этого условия с 1 января 2010 г. запрещает заниматься аудиторской деятельностью.
Становление рынка аудиторских услуг, накопление опыта и рост профессионализма аудиторов явились важнейшими условиями развития аудиторской деятельности на базе саморегулирования. В этих условиях значительна роль профессиональных объединений аудиторов (СРОА) в части контроля и обеспечения качества аудиторских услуг, ответственности аудиторов, защиты их профессиональных интересов [5].
Современный этап развития аудиторской деятельности, совершенствование системы ее нормативно-правового регулирования позволяют говорить о ее поступательном и динамичном развитии, все более полном применении международных стандартов аудита.
Советом по аудиторской деятельности 26 марта 2013 г. одобрены «Основные принципы организации перевода на русский язык международных стандартов, применяемых в аудиторской деятельности на территории Российской Федерации». Настоящим документом закреплены основные принципы организации перевода на русский язык международных стандартов, применяемых в аудиторской деятельности.
Организация перевода должна обеспечить его точность, своевременность, актуальность, а также выполнение установленных организациями, принимающими международные стандарты, требований в отношении перевода и воспроизведения этих стандартов. К основным принципам отнесены, в частности, следующие: полнота перевода международных стандартов без каких-либо коррективов, без изменения смысла этих стандартов, заложенного в них при принятии; единство терминологии, используемой в переводе; приоритет традиционной терминологии, принятой в российской аудиторской и бухгалтерской практике и смежных областях, перед заимствованной; соблюдение авторских прав организаций, принимающих международные стандарты, на их тексты; стабильность процесса перевода международных стандартов аудита.
Список литературы
- Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
- Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол № 6).
- Разъяснения Минфина России от 26.03.13 № ППЗ 2-2012/8 «Разъяснение практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность (одобрено Советом по аудиторской деятельности 26 марта 2013 г., протокол № 8) (ППЗ 2-2012) «Определение вида услуг, требования к порядку оказания которых определены федеральными стандартами аудиторской деятельности ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011».
- Макарова, И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: значение, содержание и применение в России // АУДИТОР. – 2012. – № 11.
- Шурчкова, И.Б. Обобщенная модель многоуровневой системы аудиторской деятельности //
- http://www.auditruss.ru.