Формирование системы внутреннего аудита в холдинговых структурах

Внутренний аудит

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №1-2013
Опубликовано: 7 февраля 2013

В данной статье рассмотрены основы организации системы внутреннего аудита в холдинго­вых структурах, систематизированы их особенности с точки зрения целей и функций внутренне­го аудита.

В рыночной экономике существенное зна­чение имеют такие финансово-хозяй­ственные и организационно-управленческие структуры, как холдинги. Холдинг (от англ. Holding – «владение») представляет собой со­вокупность материнской фирмы и контроли­руемых ею дочерних компаний. Помимо про­стых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о ко­торых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компания­ми), существуют и более сложные холдинго­вые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских ком­паний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская фирма, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой организацией.

Контроль материнской организации за своими дочерними обществами осуществля­ется посредством доминирующего участия в их уставном капитале, определения их хо­зяйственной деятельности (например, вы­полняя функции их единоличного исполни­тельного органа), а также иным предусмо­тренным законодательством образом.

Основными преимуществами холдингов являются:

  • возможность распределения потенци­альных коммерческих рисков;
  • возможность продажи бизнеса по час­тям, поскольку дочерние организации оста­ются самостоятельными юридическими ли­цами.

Активы крупных холдингов, как прави­ло, условно делятся на две части (профиль­ные и непрофильные активы). Профиль­ные активы могут быть как сосредоточены в одном юридическом лице, так и входить в состав организаций, в которых присут­ствуют непрофильные активы. Подобная диверсификация бизнеса создает стабиль­ность для холдинга, позволяет ему не зави­сеть от ситуации в определенном сегменте рынка.

В России холдинговые организации обыч­но создаются в форме акционерных обществ. Порядок их создания и деятельности сегодня установлен только применительно к холдин­говым компаниям, образованным в процессе приватизации. Данный порядок регламенти­руется Временным положением о холдинго­вых компаниях, создаваемых при преобра­зовании государственных предприятий в ак­ционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16.11.92 № 1392 «О ме­рах по реализации промышленной политики при приватизации государственных пред­приятий».

Согласно указанному положению, хол­динговой организацией признается пред­приятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других пред­приятий. Предприятия, контрольные паке­ты акций которых входят в состав активов холдинговой организации, именуются до­черними. Холдинговые фирмы и их дочер­ние предприятия создаются в форме откры­тых акционерных обществ.

Холдинговая фирма является таким ак­ционерным обществом, которое руково­дит другими обществами. Осуществляет­ся это руководство определяющим воздей­ствием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органа­ми управления дочерних обществ. При этом запрещается перекрестное владение акци­ями: только холдинговая организация име­ет акции дочерних компаний, сами дочерние предприятия не могут владеть акциями хол­динговой организации в какой бы то ни было форме.

Указанное Временное положение рас­пространяется только на акционерные об­щества, в которых доля государственно­го участия составляет более 25%. В случае продажи частным лицам и организациям бо­лее 75% акций на это общество распростра­няются положения Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных об­ществах».

Холдинговая модель бизнеса имеет, несо­мненно, много преимуществ. Однако внутри холдинга, как правило, отсутствует конку­ренция, требующая постоянного улучшения качества производимой продукции (ока­зываемых услуг). В холдинге могут искус­ственно поддерживаться нерентабельные предприятия, что снижает экономическую эффективность такого объединения пред­приятий.

В условиях рыночных отношений эф­фективное управление финансово-хозяйс­твенной деятельностью все более зави­сит от уровня ее информационного обеспе­чения. С точки зрения системного подхода, в каждой организации происходит постоян­ный кругооборот информационных потоков. Управление любой системой осуществляет­ся на основе информации, циркулирующей в системе (см. рисунок).

Организации, осуществляя экономиче­скую деятельность, публикуя информацию о своих результатах, формируют известную область экономического пространства, ко­торую можно определить как информаци­онное поле. При этом обычно выделяют две группы пользователей информации, предо­ставляемой финансовой отчетностью: непо­средственно заинтересованные и опосредо­ванно заинтересованные. К первой относят­ся собственники, кредиторы и поставщики, потенциальные акционеры, менеджеры, на­логовые органы, служащие компании, по­купатели, ко второй – консультанты по фи­нансовым вопросам, биржи ценных бумаг, юристы, регулирующие органы, статистиче­ские органы, пресса, экологические органи­зации и др.

Количество и качество доступной инфор­мации и есть основной критерий, необхо­димый для обоснованного выбора и приня­тия конкретного управленческого решения. Важнейшей частью информационного про­странства выступают система внутреннего контроля и внутренний аудит.

Рисунок. Процесс генерации информационных ресурсов, осуществляемый организацией

Понятие внутреннего аудита являет­ся не новым для российских компаний. Так, изучив различные подходы к определе­нию понятия «внутренний аудит», пред­ставляется возможным дать следующую его трактовку: внутренний аудит – это со­временная форма независимого финансово-хозяйственного контроля, которая обеспе­чивает комплексную оценку результатов деятельности экономического субъекта и предполагает формирование мнения от­носительно результатов деятельности как в целом, так и в отношении его структурных подразделений (центров ответственности, видов деятельности) [4]. В целом взаимодей­ствие внутреннего аудита с системой управ­ления предполагает выделение, как мини­мум, следующих связей:

  • обратной связи между сотрудниками по выполнению ими своих непосредственных функций; 
  • обратной связи между деятельностью менеджеров, операционных подразделений, центров ответственности; 
  • обратной связи между деятельностью операционных подразделений, основными видами деятельности и результатами.

Многофилиальные структуры, в част­ности холдинги, уже давно создают в сво­их структурах службы внутреннего ауди­та. Между тем, и сегодня недостаточно четко определены задачи внутреннего аудита.

По нашему мнению, наличие собствен­ной службы внутреннего аудита, являю­щейся структурной единицей организа­ции, предполагает, что сотрудники ком­пании хорошо знакомы с ее внутренней структурой и отраслевыми особенностя­ми бизнеса. Когда аудиторские задания выполняют штатные сотрудники, приоб­ретенные навыки и опыт «остаются» вну­три компании. Кроме того, руководство компании может использовать внутрен­ний аудит как «площадку» для профессио­нального роста и карьерного развития бу­дущих управленческих кадров. Служба внутреннего аудита хозяйствующего субъ­екта должна оценить эффективность су­ществующих систем контроля и управле­ния бизнес-процессами, предприниматель­скими и финансовыми рисками, выявить события, препятствующие достижению по­ставленных целей развития бизнеса.

Учитывая структурные особенности хол­динга, представляется необходимым созда­ние эффективной контрольной службы, спо­собной адекватно предоставлять информа­цию для успешного управления, т.е. службы внутреннего аудита.

Можно выделить два основных направ­ления деятельности службы внутреннего аудита (СВА), которые в настоящее время широко распространены на предприятиях.

1. Контроль и ревизии. Служба внутрен­него аудита подчиняется исполнительному руководству компании, т.к. является сред­ством контроля за деятельностью менедж­мента со стороны руководства.

По своим функциям деятельность внут­ренних аудиторов приравнивается к рабо­те контролера-ревизора, их задачи и обя­занности подчинены достижению целей, связанных с выявлением хозяйственных и финансовых нарушений и хищений, уста­новлением их причин и виновных в этом лиц, а также c разработкой предложе­ний по устранению выявленных наруше­ний и привлечению к ответственности ви­новных лиц.

2. Мониторинг существующей системы внутреннего контроля компании. Служ­ба внутреннего аудита рассматривается как компонент системы управления риска­ми и подчиняется непосредственно совету директоров компании. В этом случае внут­ренний аудитор действует в соответствии с требованиями Международных стандартов внутреннего аудита (International Standards for the Professional Practice of Internal Auditing) и Кодекса этики Института внут­ренних аудиторов [10].

Учитывая, что для холдинговой компании характерны взаимодействие зависимых об­ществ и их подчиненность головному обще­ству, под термином «внутренний аудит» сле­дует понимать создание систем внутреннего аудита в каждом дочернем обществе.

Одной из основных задач внутреннего аудита является независимый анализ, про­водимый в организации с целью оказания помощи ее работникам в более эффектив­ном выполнении своих обязанностей путем предоставления им результатов анализа, оценок, рекомендаций и информации по ис­следуемым видам деятельности. Успеш­ное решение задач аудита возможно лишь при условии, что подразделения внутреннего аудита являются независимыми и объектив­ными, т.е. внутренние аудиторы не должны осуществлять функции, деятельность кото­рых они проверяют.

Таблица

Внутренний аудит и уровни управления в холдинговой организации

Внутренний аудит в холдинговой струк­туре следует рассматривать как процесс, осуществляемый каждым уровнем управле­ния для получения разумных гарантий до­стижения целей в следующих областях (таб­лица):

  • эффективность и результативность про­изводственно-хозяйственной деятельности;
  • соблюдение действующих законов и норм при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности;
  • надежность и объективность принятых форм отчетности по отдельным направле­ниям производственно-хозяйственной дея­тельности.

В то же время подразделения Службы ге­неральной инспекции выполняют функцию постоянного ведомственного контроля за со­блюдением законодательства, нормативов, требований, регламентируемых отраслевы­ми документами. При этом они используют право:

  • выдачи по выявленным отклонениям от требований предписаний и указаний, обя­зательных для исполнения подконтрольны­ми дочерними зависимыми обществами;
  • внесения предложений соответствую­щим уровням управления по привлечению к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности лиц, систематически или грубо нарушаю­щих требования нормативных и других до­кументов;
  • осуществления контроля за деятельно­стью и представления предложений высше­му руководству о приостановке функциони­рования дочерней организации при серьез­ных нарушениях.

Координацию деятельности системы внутреннего контроля и службы внутренне­го аудита в холдинге осуществляет Служба генеральной инспекции внутреннего аудита, которая контролирует весь процесс опреде­ления приоритетов внутреннего аудита и его объема. В ее компетенцию входит решение следующих задач:

  • определение и совершенствование ме­тодологии аудиторской деятельности;
  • координация функций и деятельности сотрудников службы внутреннего аудита в различных подразделениях;
  • контроль уровня реализации реко­мендаций, следующих из аудиторских от­четов;
  • оценка соблюдения общих нормативов и стандартов, принятых в холдинге, мораль­ных норм и основных официальных правил;
  • информирование правления компании о состоянии и уровне внутреннего контроля в организации;
  • управление и координация работы внутренних аудиторов в холдинге.

Начальник Службы генеральной инспек­ции внутреннего аудита, являясь главным аудитором холдинга, отвечает за аудит го­ловной организации и ее структурных под­разделений, филиалов, представительств и других обособленных подразделений, до­черних и зависимых обществ. Руководство Службы генеральной инспекции внутренне­го аудита осуществляет планирование ауди­та, координирует работу внешних и вну­тренних аудиторов.

К функциям главного аудитора холдинга относятся:

  • разработка стратегии и методов аудита;
  • анализ состояния внутреннего контро­ля в организации с целью выявления недо­статков и определения необходимых для их устранения мер;
  • подготовка годового плана аудита;
  • контроль за ходом аудита;
  • информирование руководства холдинга о результатах аудита и выработка рекомен­даций по улучшению работы;
  • контроль за реализацией принятых ре­комендаций;
  • управление средствами, выделенными на аудит.

Существенную роль в организации внут­реннего аудита и обеспечении его эффек­тивности играет его планирование. Плани­рование аудита представляет собой процесс определения задач аудита по всем направ­лениям деятельности организации и вклю­чает в себя долгосрочный план и годовой гра­фик проведения аудита.

Планирование должно обеспечить: опре­деление основных задач года и распреде­ление приоритетов по различным задани­ям, подробности выполняемой работы, даты проведения аудита, определение аудитор­ского цикла, обозначение основных направ­лений риска в деятельности организации.

Внутренний аудит как система внутрен­него контроля может считаться эффектив­ным, если он своевременно выявляет недо­статки в каждой из подконтрольных систем, предупреждает возникновение недостовер­ной информации, а также выявляет недосто­верную информацию, искажающую пред­ставление о реальном положении дел.

Поэтому предметом аудиторской дея­тельности должна быть в т.ч. оценка системы внутреннего контроля, существующей в про­веряемой организации и ее структурных подразделениях. Для того чтобы оценить эффективность системы внутреннего кон­троля, аудиторы должны собрать достаточ­ное количество аудиторских доказательств. В данном случае аудиторские доказатель­ства — это информация, полученная аудито­ром в ходе проверки от проверяемой органи­зации или третьих лиц, а также результаты ее анализа, позволяющие сделать соответ­ствующие выводы и выразить собственное мнение о достоверности бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности и о состоянии прове­ряемого направления деятельности или под­разделения организации.

Аудиторы являются независимыми в вы­боре приемов и методов аудита, отраженных в программе. При проведении аудита ауди­торы должны обеспечивать и демонстриро­вать объективное и независимое отношение к фактам проверки. Они не должны ставить свои выводы по проверяемым направлени­ям деятельности и материалам в зависи­мость от экономических, финансовых и про­чих связей.

Исходя из основных задач службы внут­реннего аудита, осуществление в холдинге контрольных функций должно обеспечивать ясность и открытость полученных результа­тов. Результаты аудита оформляются в виде отчетов и являются для руководства основа­нием для принятия и реализации решений, направленных на устранение выявленных замечаний и выполнение рекомендаций.

Таким образом, организация службы внутреннего аудита в сложных холдинговых структурах позволит обеспечить целостное управление компанией, основанное на акту­альной и достоверной информации.

_____________________________________

Список литературы

  1. Бурцев, В.В. Внутренний аудит: оценка эффективности // Вестник машиностроения. 2006. № 9. — С. 78—81.
  2. Головач, А.М. Внутренний контроль и внутренний аудит в организации: разграничение компе­тенции // Аудиторские ведомости. 2007. № 1.
  3. Зырянова, Т.В. Методические подходы к внедрению внутреннего аудита в систему управления предприятием / Т.В. Зырянова, О.Е. Терехова // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 2.
  4. Панкратова, Л.А. Внутренний аудит в управлении организацией // Аудитор. 2012. № 6.
  5. Серебрякова, Т.Ю. Сущность и задачи внутреннего аудита // Аудиторские ведомости. 2008. № 11.
  6. Сонин, А.М. Внутренний аудит: современный подход / А.М. Сонин. М.: Финансы и статистика, 2007.
  7. Суворова, С.П. Принципы организации внутреннего аудита / С.П. Суворова, М.Е. Ханенко, Л.А. Панкратова // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2009.
  8. Хорохордин, Н.Н. Методология внутреннего аудита в организации // Аудиторские ведомости. 2006. — № 6.
  9. Хорохордин, Н.Н. Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи // Аудиторские ведомости. — 2007. — № 10.
  10. Юцковская, И.Д. Задачи и функции внутреннего аудита в компаниях / И.Д. Юцковская, АА. Ко­сарева / / Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. № 12.

Автор:

Теги: внутренний аудит  холдинговые структуры  функции внутреннего аудита  холдинги  диверсификация бизнеса  холдинговая организация  система внутреннего контроля  служба внутреннего аудита  СВА  Международные стандарты внутреннего аудита  аудиторы  бухгалтерск