Годовой отчет – 2012. РСБУ, МСФО и налоги в 2013 году

Российский бухучет

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 14 февраля 2013

14 февраля в Центральном доме предпринимателя прошла конференция, которая, на наш взгляд, весьма актуальна в свете приближающихся сроков подачи годовой отчетности. Для российских бухгалтеров наступает горячая пора, которая тем горячее, чем больше изменений претерпело бухгалтерское законодательство за истекший период. Организатором бесплатного (отметим этот факт) мероприятия выступила компания «Профессиональная Арена», при поддержке МГО ОПОРА РОССИИ, Российской коллегии аудиторов и Палаты налоговых консультантов. Пусть и не на все, но на очень многие назревшие вопросы посетители конференции смогли получить ответы. Побывали там и мы – спешим поделиться своими впечатлениями.

Огромный зал оказался забит практически до отказа – найти свободное место поближе к экрану оказалось задачей нерешаемой, и даже не очень близко к нему это все равно было большой проблемой. Верхнюю одежду слегка задержавшимся к началу мероприятия пришлось нести в руках, потому как гардеробная к тому моменту также оказалась забита до отказа – «все места заняты». Заметно было, что перемены в законодательстве не оставили равнодушным отечественное бухгалтерское сообщество.

Одно из самых актуальных выступлений этой конференции (в свете приближающегося закрытия годового отчетного периода) принадлежало Ирине Леонидовне Маминой, генеральному директору «Аудиторско-консалтингового партнерства Маминой». Ирина Леонидовна рассказала о проблемных нюансах с составлением отчетности по новым, действующих с 1 января текущего года правилам и дала некоторые полезные рекомендации.

Начать следует, наверное, с текущих планов Минфина на дальнейшую реформу российского бухучета. Уже сейчас на сайте Минфина, если как следует поискать, можно найти размещенные проекты стандартов, которые примут в 2013 г., однако работать с ними мы начнем лишь в году 2014. Какие это стандарты? ПБУ 5/2012 «Учет запасов», новый ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; в разработке также находятся проекты по учету аренды и учету вознаграждений работникам.

Кроме этого, сегодня Минфин готовит новый ПБУ 4/99, напрямую связанный с промежуточной бухгалтерской отчетностью. Остановимся тут подробнее. Дело в том, что промежуточная бухгалтерская отчетность с 1 января 2013 года представляться в налоговые органы не будет – только годовая. Вопрос: а нужно ли тогда ее вообще готовить? По сути и по форме отчетности ничего при этом не меняется. Очень полезным для ознакомления с этим вопросом является один опубликованный Минфином документ с несколько странным названием «Информация №ПЗ 10/2012» (его и не только его можно легко отыскать в системе «Консультант Плюс»). В этом документе как раз содержится много комментариев по этому вопросу. Минфин говорит о том, что компании по-прежнему обязаны ее составлять, только вот представлять необязательно. А вот кто может затребовать промежуточную отчетность на проверку, так это налоговики – по крайней мере, так полагает сама Ирина Леонидовна, и кто не подготовит, тем придется туго.

Идем дальше. Минфин сегодня, как известно, активно работает над сближением РСБУ и МСФО. Со всеми связанными с этой работой проектами можно ознакомиться в Приказе Минфина №440 от 13 ноября 2012 г., которым был утвержден план развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности. В частности, не столь давно мы сообщали в новостях о расширении перечня субъектов, которые очень скоро будут обязаны составлять отчетность по МСФО в дополнение к тем организациям, что уже это делают (среди новых – акционерные инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, биржевые брокеры и др.).

Также планируется и кое-что совсем новое: в 2013 году могут внедрить отдельные международные стандарты без дополнительного переписывания их в РСБУ, и они будут использоваться при составлении, внимание, российской отчетности! Это очень серьезное нововведение, прецедентов которому раньше не было. Например, будет введен международный стандарт по обесценению, по консолидации, по ведению учету в сельскохозяйственной деятельности и некоторые другие.

Вернемся теперь к основному Федеральному закону, который всех сегодня волнует – №402-ФЗ от 16 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете». Каких нововведений тут следует ожидать? Составлен проект некоторых изменений, и наиболее важных тут можно отметить два. Во-первых, индивидуальные предприниматели вправе не вести бухучет и не представлять бухгалтерскую отчетность. Они, в принципе, это могут делать и сегодня, только вот пока что это не очень четко оговорено. Во-вторых, планируется введение дополнительных требований и дополнительной ответственности к бухгалтерам и иным лицам, которые занимаются оформлением учетных документов. Это те лица, которые непосредственно составляют первичные учетные документы.

Есть также и еще одно весомое предложение: запретить бухгалтерским работникам отражать мнимые, несуществующие объекты, расходы, транзакции, обязательства и т.д. Идея эта, по мнению докладчицы, не очень хорошая. Дело в том, что на стадии работы с «первичкой» практически нереально отследить, какая «первичка» настоящая, а какая нет. Поэтому возлагать такую ответственность на бухгалтера, наверное, не очень здравое решение. Отметим также, что не стоит путать эту новую ответственность с налоговыми обязательствами: это совсем разные вещи, прямой связи тут нет.

Нормы, оговариваемые законом 402-ФЗ. Кто те субъекты, которые обязаны вести учет? Как теперь быть упрощенцам? Отметим сначала, что никаких переходных положений закон в себе не содержит. То есть вот наступило 1 января 2013 года – и все, все хозяйствующие субъекты РФ уже обязаны следовать новым требованиям. С упрощенцев, кстати, теоретически могут спросить отчетность за 2012 год в текущем 2013 году, хотя в прошлом году они, возможно, и не вели бухучет вообще. Ясно, что здесь требуется услышать официальное мнение Минфина, только вот никаких официальных разрешений особого рода для упрощенцев от него пока не поступало. Наилучшая рекомендация упрощенцам в такой ситуации – это сдать минимальный объем отчетности.

Своим новым приказом №113н от 17 августа 2012 года Минфин установил новый формат отчетности для малых предприятий, в том числе для упрощенцев. Если вдруг он Вас не устраивает, можно ограничиться бухгалтерским балансом и бывшей второй формой, поскольку соответствующее разрешение Минфина есть.

Если компания не принадлежит к малому предпринимательству, то ее состав годовой отчетности включает баланс, отчет о финансовых результатах (ранее называвшийся «Отчет о прибылях и убытках»), приложения к ним (все формы приложений при этом оговариваются в приказе 66-Н: отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в капитале, пояснения). Аудиторское заключение сегодня уже не является частью комплекта отчетности и не представляется – в том числе не представляется в налоговые органы. Хотя оно, конечно, должно быть.

Стандарты, не входящие в ПБУ (которые ныне называются «ФСБУ») не обязательны к применению, но могут применяться по желанию: различного рода методологические руководства и так далее.

Вопрос: а нужно ли проходить обязательный аудит? Здесь пока что ничего не изменилось. Да, нужно. Кроме того, Минфин сегодня всерьез рассматривает проект стандарта по увеличению ответственности за непрохождение обязательного аудита, но это пока что только проект.

Пояснительная записка. Тут действительно случаются иногда разночтения. Обратите, кстати, пристальное внимание на разъяснения Минфина – Письмо от 9 января 2013 г. №07-02-18/01. По своей сути это вообще-то традиционные ежегодные рекомендации аудиторам, хотя полезны они не только им, но и тем, кто отчетность составляет. Тут даются ответы на самые актуальные вопросы и разъясняются самые частые ошибки. Итак, как таковой «Пояснительной записки» быть в комплекте отчетности не должно. При этом многие пояснения остаются обязательными для раскрытия информации в отчетности. Как же быть? Пояснительная записка делится на две части – согласно информации обязательной (без которой внешние пользователи ничего не смогут понять) либо же необязательной к раскрытию. Например, сведения об инновациях и модернизации производства, нетто-оценки, информация о рисках (финансовых, кредитных, страновых, инфляционных и так далее), перечень коэффициентов, экологические расходы организации – вся эта информация является обязательной. Эти сведения будут называться уже не «Пояснительной запиской», а «Пояснениями о составе бухгалтерской отчетности».

Еще есть и так называемая «сопутствующая информация», которую сегодня пока что необязательно представлять в составе отчетности. Перечень этой информации можно найти в пункте 39 ПБУ 4 (например, информация о потребленной электроэнергии, раскрытие планов развития компании и т.д.). Проблема в том, что четкого разграничения с предыдущим пунктом провести нельзя, поэтому если вдруг у Вас какие-то сомнения – лучше раскройте информацию, чтобы не было проблем.

Инвентаризация. Сегодня методичка по ее проведению не является обязательной. Однако Вам в любом случае нужен какой-то новый приказ, который Вы включите в свою учетную политику. Проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности, согласно сегодняшнему мнению Минфина, обязательно, поэтому аудиторам общая установка ничего не принимать к рассмотрению и не выдавать заключения, если инвентаризации не было – обратите на это внимание.

Организация внутреннего контроля на предприятии. Самая серьезная служба занимается бухгалтерским учетом и отчетностью. Жестких требований к СВК нет; Вы сами принимаете решение о том, как ее организовывать. Любые варианты приемлемы.

Изменения в терминологии. Прежний термин «Хозяйственные операции» заменили новым, «Факт хозяйственной жизни». В законе 402-ФЗ, например, говорится: «В бухгалтерском учете отражаются все факты хозяйственной жизни». И по каждому такому факту хозяйственной жизни должен быть оформлен первичный документ. Унифицированные формы «первички» сегодня не являются обязательными, поэтому, чтобы ее «легализовать», нужен отдельный приказ на уровне компании. Если хотите, можете даже сделать его частью учетной политики, просто в этом случае будут сложности с внесением изменений, если потребуются. Но в любом случае приказ должен быть. Кстати, большинство российских компаний выбрало решение продолжать работать с унифицированными формами «первички».

Перечень обязательных реквизитов
не изменился. Например, наличие подписи обязательно. Ситуации возможны разные. К примеру, если нет на месте руководителя, который может подписать документ, то за него все подписывает заместитель, но нужно обязательно указать должность этого зама и расшифровку подписи. А вот печать не является обязательным реквизитом, разве что кроме случаев, когда она оговаривается прямо – например, требованиями Гражданского кодекса, там это часто встречается.

Электронная «первичка» также уже вполне «легализована», ее можно даже не распечатывать, но только в том случае, если она заверена электронной подписью.

Правила исправления «первички». Исправлять можно во всех случаях, если прямо не запрещено обратное. Можно исправлять простым зачеркиванием, однако в законе нет никаких запретов и на исправления путем создания нового документа, при условии, что в нем указано, что он собой представляет именно исправление первоначального.

Указание Минфина по отражению показателей годовой отчетности за 2012 (вновь возвращаемся к тем самым рекомендациям аудиторам). Минфин настаивает, чтобы авансы выданные и авансы полученные (которые, как известно, отражаются отдельно) показывались – внимание – за вычетом НДС! С выданными авансами это сделать сложнее, потому что далеко не со всех выданных авансов легко принять НДС к вычету. Как же быть компаниям, которые не воспользовались правом на вычет НДС? Тут возможны два варианта. Можно применить свое профессиональное суждение и попробовать проигнорировать мнение Минфина, а можно искусственно вычесть нужную сумму. Выполняя новые требования Минфина и очищая показатели выданных авансовых платежей от НДС, отчетность пересдавать не надо – корректировки вносятся прямо в текущую отчетность.

Есть еще некоторые дополнительные требования, которые распространяются не на всех. Например, требование о формирования оценочных обязательств для основных средств, подлежащих дисконтированию в течение срока службы ОС. По мнению Ирины Леонидовны, это правило распространяется исключительно на компании, применяющие ПБУ 24 по добыче полезных ископаемых. К иным хозяйствующим субъектам это не относится.

И еще одно важное новое требование, о котором стоит в заключение сказать. Это нововведение затрагивает в основном производственные компании: сведения о регулярных (это важно) крупных затратах («крупные» – оцениваем сами, насколько они крупные) на ремонт отражаются в отчетности в категории внеоборотных и списываются.

Автор:

Теги: годовой отчет  учетная политика  МСФО  РСБУ  составление отчетности  Минфин  бухучет  ПБУ 4/99  учет запасов  промежуточная бухгалтерская отчетность  бухгалтерский учет  международные стандарты финансовой отчетности  международные стандарты  первичные уче