ICO и IPO – это ведь не одно и то же? Но SEC имеет более консервативное мнение на этот счет

Рынок ценных бумаг. IPO, ICO, IEO
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 31 Июля 2017

А что думают российские эксперты по поводу того решения Комиссии по ценным бумагам и биржам, о котором речь шла в недавней новости? Мы поставили вопрос следующим образом. Давайте абстрагируемся от необходимости регулирования рынка криптовалют (потому что в представлении российского Минфина, например, она есть, но речь сейчас не об этом) и подумаем с позиции чистой теории, есть ли какие-либо отличия по существу между ICO и IPO - первоначального публичного размещения криптовалют от первоначального публичного размещения акций?

Меланя Айдинян, директор по коммуникациям криптобиржи btc-up.com:

И ICO, и IPO являются частными случаями краудфандинга. Разница между ними, безусловно, есть. Принципиальное отличие: при IPO инвестор имеет долю в компании, при ICO - нет. Все остальные различия, на мой взгляд, не столь существенны. 

Роман Морозов, соучредитель, исполнительный директор компании City Life:

Токен — это не бизнес, токен – это возможность!

За IPO стоит большая и длительная работа компании, обеспечивающая историю, продукт, команду и пул документов, дающих уверенность инвестору в том, что согласно устоявшимся правилам рынка, судебной практике и регламентам он находится в безопасной зоне, в которой его права могут быть защищены судом или другими инстанциями.

В случае с ICO зона безопасности инвестора размыта и неоднозначна. До конца не определены регуляторы, алгоритмы и механизмы защиты прав инвестора, так как сами возможности, методы и формы развития проектов с применением ICO только формируются и ищут место в мировом правовом поле.

При IPO инвестор получает акцию, которая дает право на владение частью компании. Как правило, у него есть право на часть прибыли в форме дивидендов, право на участие в управлении компанией в форме голосования акциями и другие возможности.

В случае с ICO инвестор получает токен. Токены предоставляют определенный объем прав покупателю токена, указанный в White paper проекта.


Полномочия держателя токена заключаются в праве продать или купить токен. На это и делается основной упор: инвестор ожидает, что токен вырастет в цене, после того как проект соберет деньги, на которые доработает свой продукт или услугу, после чего токен будет выгодно продан. 

Но объем эмиссии контролируется командой, выпускающей токены. Если они неверно рассчитали финансовый план, и собранных средств не хватило на то, чтобы проект “полетел”, высок риск увеличения объема эмиссии, что означает снижение спроса. Это, в свою очередь, не может не отражаться на стоимости токенов

В случае же с IPO для выпуска новых акций необходимо одобрение акционеров, что снижает риски для инвестора. 

В ICO свободное ценообразование, нет регуляторов, но есть инсайдерская торговля, высока вероятность пампов (сговор по скупке для роста цены).

В IPO также свободное ценообразование, но есть регуляторы для остановки торгов при росте/падении; существуют механизмы, позволяющие пресекать инсайдерскую деятельность или сговоры, которые также применимы на классическом инвестиционном рынке.

ICO – это возможность, которая при должном уровне экспертизы и времени, уделяемом выбору проектов для инвестиций, может послужить хорошим, и - что больше всего привлекает инвесторов - быстрым инструментом для увеличения капитала. Вопрос в том, какова доля в инвестиционном портфеле может быть отдана под токены?


Здесь решение каждый принимает сам! Люди, готовые идти на риск ради высоких дивидендов, пойдут на него, что бы кто ни писал и ни говорил. Консерваторы аналогично останутся на своих позициях, отдав ICO-инструментам незначительные доли своего портфеля. 

А те, кто никогда не занимался инвестициями, начитался интернет-статей о чудо-обогащениях, скорей всего, имеют высокие шансы быть разочарованными результатами.

Вывод можно сделать следующий: ICO - это, безусловно, новый и перспективный инструмент в мировой экономике. Для того чтобы преуспеть в этом деле (как и в любом другом), есть два варианта: либо растить уровень собственной экспертизы в этом направлении, либо найти того, кто уже является признанным рынком экспертом. Но на стадии, когда рынок и правила игры на нем только формируются, хорошим для всех советом послужит старая добрая фраза: “Не держите все яйца в одной корзине!”

Антон Дзятковский, основатель fintech-стартапа MicroMoney, готовит компанию к выходу на ICO:

Принципиальных отличий ICO от IPO, по сути, лишь два. Первое: если при выходе на IPO акции подкрепляются так называемым фиатом (реальные, защищенные государственными обязательствами деньги наподобие рубля, доллара или евро), то при ICO это криптовалюты. Вот и все. Вообще, весь механизм ICO появился только потому, что криптовалюты (из-за отсутствия регулирования и по многим другим причинам) не пускали на этот законный биржевой рынок. А процессы при ICO почти такие же, как при IPO.

Второе: на IPO компания выходит, когда в ней есть история, за ней стоит реальный бизнес. ICO же само по себе может стать стартом для компании и возникновения у нее какого-то бизнеса, ведь токен имеет ценность, заданную эмитентом, и спрос на него может быть обусловлен либо теми "привилегиями", которые в него заложил эмитент, либо его потенциальным ростом на бирже. Доказательство – довольно большое количество проектов, которые сейчас выпускают токены просто ради токенов.

Что будет дальше, после того, как SEC приравнял ICO к торговле на бирже? Лично я думаю, что это хороший шаг в долгосрочной перспективе. Поскольку самой главной претензией к криптовалюте было и остается отсутствие регулирования на законодательном уровне, то любые подвижки и инициативы в этом направлении – это шаг к укреплению криптовалют. Если существует биржа, где торгуются криптовалюты, логично, что ее требуется поместить в какие-то рамки. Если будет регламентация, то будут описаны и способы взаимодействия с ней, например, со SWIFT, с платежными системами типа Visa и Mastercard. Таким образом, криптовалюты будут все больше и больше будет входить в нашу жизнь, как это и пророчили идеологи криптомира. Однако регулировать децентрализованную систему достаточно проблематично.

Если брать конкретно США, то до этой инициативы на ICO там старались не выходить - точнее, создатели проектов не продавали токены гражданам США, а фраза “не для граждан США” была даже прописана в whitepaper. Возможно, для них как раз что-то изменится. 

Вадим Петров, аналитик QBF:

ICO (Initial Coin Offering) или Первичное размещение монет (“токенов”) – один из самых эффективных на сегодняшний день методов привлечения инвестиций в проекты, связанные с криптовалютами.

ICO работает по схожему принципу с IPO (Initial Public Offering) – первичным размещением акций, но принципиальная отличительная черта ICO в том, что инвестором может выступать любой человек, тогда как субъектом IPO может быть только компания с лицензией.

“Монетами” в ICO служат токены – цифровые купоны, которые, в отличие от акций, не располагают никакой информацией о владельце. К тому же процесс ICO значительно проще из-за отсутствия регулирования национальным законодательством, но по этой же причине проигрывает IPO в надежности реализации: если IPO - это процедура, имеющая правовые стандарты, и ее участники защищены законодательно, то ICO - скорее для инвесторов-первопроходцев, готовых взять на себя дополнительные риски. 

С другой стороны, много общих черт у ICO и с краудфандингом: инвестиции привлекаются для реализации намеченного плана проекта, то есть на самом начальном этапе, когда готового продукта у компании еще нет. При этом краудфандинговые проекты получают финансовую поддержку от инвесторов с расчетом на получение готового продукта впоследствии, а при ICO – на получение будущего дохода.

Проведение ICO можно попробовать представить в виде нескольких этапов: 

  1. Пре-анонс. Прежде всего, компания уведомляет владельцев криптовалюты о своем намерении провести ICO. На этом этапе компания проводит презентацию, где четко обозначаются цели проекта, бизнес-модель и т.д.
  2. Оферта. Здесь, как правило, указывается срок погашения всех обязательств компании, а также финансовый инструмент, который будет продаваться на бирже.
  3. PR-кампания. На этой стадии проходит организация выступлений, конференций и других мероприятий, главным образом для участников краудфандинговых проектов.
  4. Начало размещения в рамках ICO. Выпуск цифровых купонов возможно осуществить двумя способами: либо торговать токенами на криптобиржах, либо после сбора минимальной суммы средств, указанной в оферте, разделить выпущенные токены между пользователями (инвесторами) через специальные сервисы.

Сегодня ICO – относительно новый тренд. Правовой статус этого механизма еще не определен, отсутствует какое-либо регулирование, а потому очень высок риск мошенничества. Если инвесторы понесут серьезные убытки, то ICO в ближайшем будущем прекратит свое существование, а при потенциальном появлении регулирования основное преимущество ICO – простота и доступность проведения – исчезнет. Поэтому сегодня можно говорить о том, что механизм первичного размещения монет - крайне рискованный процесс.

Александр Беспалов, старший партнер Консалтинговой группы “Беспалов и партнеры”, CEO Cryptocompany.Ltd:

Если оставить за рамками юридические и регуляторные моменты, есть ряд существенных отличий ICO от IPO.

Во-первых, далеко не все крипто-токены, выпускающиеся в рамках ICO, предлагают инвесторам дивиденды или долю в компании. Зачастую токены предлагают другую ценность - например, являются внутренней валютой какой-то платформы (яркий пример - Ethereum), либо даже привязаны к товару, выпускаемому инициатором или неким кругом лиц, входящих в эту сеть (известный пример - Колионово).Такие токены и ICO, кстати, не будут подпадать под регуляции американской SEC, что позволит им спокойно привлекать деньги американских инвесторов.

Еще одно отличие - и, к сожалению, скорее негативное - относится к существенно меньшей прозрачности проекта, выходящего на ICO. Так как здесь нет регулирования, то, по сути, кроме white paper - основного документа проекта, который даже не является полноценным бизнес-планом - команда сама определяет, что показывать публике. Тут не приходится говорить не только о полноценном аудите, но и даже банальном раскрытии финансовой отчетности, предоставлении подробных планов и так далее. 

Зачастую инвесторам предлагается вложить деньги в голую идею, даже без прототипа, при этом фактически у инициатора отсутствует хоть какая-то ответственность за нереализацию проекта.

Так что на данном этапе ICO часто ближе к краудфандингу, чем к IPO.

Пожалуй, что их объединяет, так это листинг на биржах, который происходит после первичного размещения. И вот тут вступают в силу спекулянты, на которых в основном и держится рынок ICO. Все надеются, что при выходе на биржи (вторичный рынок) из-за роста криптовалютного рынка в целом и из-за интереса инвесторов к тому или иному проекту получится быстро выйти из проекта с существенной прибылью (интернет пестрит истериями про сотни и тысячи процентов прибыли). Но надо понимать, что на одну историю успеха всегда приходится сотня истерий неудач.

Так что при участии в ICO не забывайте о первом правиле инвестора - инвестируйте столько, сколько готовы потерять.

Теги: IPO  ICO  первоначальное публичное размещение криптовалют  криптовалюты  первоначального публичное размещение акций  краудфандинг  SEC  токен  стоимость токенов  инсайдерская торговля  свободное ценообразование  инсайдерская деятельность  фиат  отсутствие