МСФО в ЮАР – небольшое интервью с экспертом по международным стандартам на Африканском континенте

Идеология МСФО и US GAAP

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 19 Апреля 2012

Наш знакомый эксперт Соломон Зори (Solomon George Zori, solomon.zori@accamail.com) является соискателем докторской степени в области бухгалтерского учета и налогообложения в Обществе научных исследований имени Макса Планка Университета Кельна, Германия

Добрый день, Соломон! Как у Вас дела? У нас тут назрела пара-тройка вопросов к Вам, и мы были бы очень признательны, если бы Вы нашли немного свободного времени и ответили на них… Вчера я наткнулся на небольшую новость об успехах перехода на МСФО Южно-Африканской Республики (см «ЮАР полностью переключается на МСФО»). Насколько я понимаю, ЮАР является одной из наиболее передовых африканских стран в отношении принятия международных стандартов… Кстати, нет ли у Вас статей не о Гане, а именно о ЮАР, которыми Вы хотели бы с нами поделиться? Что касается основного вопроса здесь, я сформулировал бы его так. Как Вы считаете, передовое положение Южной Африки в отношении принятия международной отчетности – связано ли оно с ее прошлым в качестве голландской колонии (что может означать, например, лучшее развитие международных отношений, финансовых рынков и т.д.)?

Добрый день. Благодарю за проявленное терпение в ожидании моих ответов на эти вопросы. Должен признать, на данный момент у меня пока нет готовых статей по принятию МСФО в Южно-Африканской Республике, однако я с удовольствием предоставлю свои комментарии относительно этого перехода в ЮАР, который имеет место сегодня.

Как Вы, должно быть, знаете, Южно-Африканской Республика является наиболее развитым государством в Африке, прежде всего с позиции рынков капитала и экономического развития. Если взять развитие финансовой индустрии на африканском континенте вообще, ЮАР возглавляет тут список стран с крупнейшими финансовыми рынками. Что это может означать? Это означает, что такая картина устремленного следования за Европой в принятии международного подхода – и, кстати, не только в отношении финансовой отчетности, но также и торгового законодательства, и законодательного регулирования обращения ценных бумаг – была характерна всегда. На протяжении 2000-2004 гг. Европарламент обсуждал возможность обязательного введения МСФО для всех публичных компаний в Европе, и уже тогда Южная Африка начала процесс конвергенции. Ничего удивительного, ведь эта стана была раньше голландской колонией, а потом и британской, и часто следила за тем, что происходило в этих странах (Англии и Нидерландах). Скажем так, бухгалтерская профессия в ЮАР всегда была отражением английской традиции. В самом начале представителям чернокожего населения запрещалось становиться бухгалтерами – так продолжалось до конца 19 столетия. Результатом явилось копирование – если вам угодно – того, что делали британцы. Одним из проявлений этого стало заимствование у них бухгалтерских стандартов. Существовавшие еще до МСФО международные стандарты учета (IASs, которые использовались в Великобритании) также использовались и в ЮАР, и во многих других странах, колонизированных тогда Британией, для создание своих национальных стандартов. Следовательно, это в любом случае не было сложным решением отправиться по пути МСФО, поскольку практически все национальные ПБУ уже тогда отражали в себе подходы международных стандартов.

Завершая эту мысль, напомню также, что есть определенные различия в использовании МСФО (полное принятие в том их виде, в каком они выпускаются IASB), внедрение модифицированных МСФО, или же конвергенция (то есть движение национальных ПБУ в сторону международных, как это делают такие страны как Австралия, США, Китай, Новая Зеландия или Япония). Гораздо большей проблемой в случае с Африкой является то, что у нее просто нет денег на то, чтобы начать конвергенцию. Потому-то вы можете видеть, что большинство африканских стран – или, если хотите, бедных стран вообще, таких как выходцы из бывшего СССР (Украина, Грузия, Узбекистан, Казахстан, Армения и т.д.) просто принимают международные стандарты в том виде, в каком их им дают. Хотя Совет по МСФО и продолжает активно пропагандировать полное принятие, нельзя отрицать того факта, что более развитые нации сегодня на пути конвергенции с МСФО, в то время как более маленькие и менее развитые – просто внедряют. Это отражение политической «диффузии» МСФО.

Еще одним любопытным моментом является то, что есть государства, где международная отчетность вообще не применяется в какой-либо форме. В Африке, например, это страны, ранее колонизированные Францией. Простым объяснением данному феномену является то, что хотя они и являются бедными – следовательно, не могут позволить себе собственные стандарты – эти государства все еще очень сильно привязаны к Франции как к своему колониальному «хозяину», а потому продолжают использовать французские ПБУ.

Ваш вопрос касательно влияния на международные отношения перехода ЮАР на МСФО сам по себе не новый. Я бы, однако, отнесся к данному аспекту с изрядной долей скептицизма, поскольку свидетельств выгоды от принятия МСФО в явной форме пока не расписано даже в академической литературе. Давайте на момент оставим в троне экономическую аргументацию улучшенной сопоставимости финансовой отчетности, увеличения прозрачности и т.д. Рассмотрим политический аспект этого: развивающиеся страны довольно часто буквально принуждали к принятию IAS/IFRS. Известно, что агентства международного развития заставляли менее богатые страны двигаться в сторону международных стандартов. Эти организации часто используют МСФО в качестве условия для получения финансовой помощи. Однако здесь следует быть более осторожными с формулировками. Корпоративное управление и финансовый менеджмент (или его отсутствие, если хотите) является как раз частью недоразвитости этих стран. Неспособность руководства этих государств вести финансовый учет помощи не могло ускользнуть от внимания тех, кто эту помощь предоставляет. Чтобы быть уверенными в том, что финансы будут направлены на те цели, на которые они предоставляются, необходима отлаженная система финансового менеджмента. Как раз по этой причине международные агентства развития начали искать пути улучшения использования предоставляемых средств в бедных странах через улучшение их систем отчетности. Чтобы достичь этого самым простым путем, нужно ввести универсальные стандарты отчетности, которые все эти государства «под» МВФ или Всемирными Банком могли бы использовать у себя. МВФ и Всемирный Банк запустили так называемый проект ROSC (Reports on the Observance of Standards & Codes – GAAP.RU), чтобы решать проблемы с финансовым учетом, аудитом и управлением в этих странах. В тот момент не было другой признаваемой во всем мире системы, кроме IAS/IFRS. Но в то же время Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк так и не смогли увидеть, что хотя международные стандарты являются глобальными, они все же не на сто процентов «глобальны» в том смысле, что местные условия могут отличаться в разных частях земного шара – следовательно, внедрение МСФО на самых низших уровнях просто обернется неудачей.

Но в принципе – да, говоря об улучшение международных отношений, они будут иметь место. И да, будут улучшения международных отношений, будет определенная польза для стран, получающих международную помощь, а также для тех, у кого есть развитые финансовые рынки, желающие представить себя миру в качестве приверженцев общемировых норм.

Есть ли в Африке тенденция к миграции из более бедных стран в более благополучные регионы, такие как та же Южная Африка, например? Думаю, можно провести неплохую аналогию со свободным перемещением в ЕС или даже той же Россией с ее регионами. Многие видят Москву в качестве своеобразного «государства внутри государства», аккумулирующего эмигрантов со всех регионов. Некоторые уже даже считают, что «понаехавших» теперь больше, чем тех, кто родился тут. А как обстоят дела с этим на Африканском континенте?

Говоря о миграции бедных людей из аграрных районов в городские центры, я бы не стал утверждать, что одни МСФО могут стать достаточным для этого процесса условием. Хотя бы потому, что они не являются самостоятельными. Чтобы это стало возможным, необходима развитая бухгалтерская профессия. Кстати сказать, для успешного внедрения МСФО как раз и необходимо присутствие квалифицированных специалистов в стране. В случае с Африкой статистика отнюдь не демонстрирует наличие достаточного числа бухгалтерских специалистов на континенте. Как раз наоборот, во многих странах ощущается их дефицит. Поэтому я бы сказал так: да, миграция будет идти из аграрных районов в города, где оперирует бизнес, но вовсе не из-за МСФО.

Есть и другой интересный момент. Вы можете наблюдать, как международные профессиональные объединения сегодня перебираются в менее развитые страны, чтобы предложить там свои программы квалификации. Возьмем для примера ACCA, CFA и CIMA – все они содержат в себе материалы МСФО, с которыми обязаны быть знакомы сертифицированные бухгалтеры. Обычно эти экзамены проводятся во всех крупных городах, поэтому вы можете наблюдать, как молодые студенты, желающие получить степень ACCA и стать бухгалтерами, едут в города, чтобы учиться по этой программе и впоследствии найти себе работу.

Напоследок, есть ли у Вас данные относительно принятия в Африке стандарта IFRS for SMEs? Не секрет, что экономически развитые страны в конце концов его отвергли – как это сделала вся Европа, например.

К сожалению, в данный момент я не располагаю проверенными данными о принятии IFRS for SMEs в Африке. Я как раз занимаюсь сбором данных. Не далее как в январе я говорил с представителями IASB на эту тему. Надеюсь вскоре получить новые данные, и как только они будут готовы, я поделюсь ими с вашей аудиторией.

Что же, огромное спасибо за Ваши ответы, Соломон! Надеемся скоро услышать Вас вновь.


Автор:

Теги: МСФО  ЮАР  финансовые рынки  экономическое развитие  Южно-Африканская Республика  международные стандарты  международная отчетность  IFRS for SMEs  международные отношения  МВФ  Международный Валютный Фонд  Европарламент  финансовая отчетность  конвергенц