IPO нового времени

Российский опыт

Автор:
Источник: ИК "Первый Доверительный Управляющий"
Опубликовано: 9 июня 2011

IPO (от англ. Initial Public Offering) – это процесс первичного публичного размещения акций компании-эмитента среди неограниченного круга инвесторов, при этом предполагается что в дальнейшем акции будут обращаться на фондовой бирже. Основная цель IPO для компании – это привлечение финансовых ресурсов для дальнейшего развития, при этом компания становится более «публичной», т.е. открытой и прозрачной. Для инвесторов же, IPO – это отличная возможность стать акционером компании, купить определенную долю в новой динамично развивающейся организации по справедливой цене. К сожалению, на практике зачастую все оказывается не так радужно, и многие инвесторы (как правило, небольшие частные инвесторы) остаются «в дураках». Но об этом речь пойдет немного позже.

Российский рынок первичных размещений можно разделить на два этапа: «докризисный» (до 2008 года) и «посткризисный» (начиная с 2008 года и до сегодняшнего дня). Если в 2006-2007 годах общий объем привлеченных российскими компаниями средств через IPO превысил $40 млрд., то в 2008-2010 это значение составило всего порядка $5,5 млрд. – падение более чем в 7 раз, причем по итогам 2008 и 2009 года совокупный объем рынка IPO составил смехотворные $550 млн.. Аналогичная ситуация наблюдается и среди американских и европейских компаний, там падение рынка IPO после кризиса составило в 3 и 5 раз соответственно. «Докризисный» период характерен тем, что размещалось буквально все – перенос размещений в связи с низким уровнем спроса был экстраординарным событием. Кризис 2008 года заставил многих инвесторов серьезно пересмотреть свою инвестиционную политику в области рисков, и в последующие два года отмена либо перенос размещений на неопределенный срок стал скорее правилом, нежели исключением. В текущем 2011 году рынок постепенно «оживает», порядка 40 компаний запланировали на этот год свои размещения (ожидаемый объем привлеченных средств оценивается в районе $26 млрд.). При этом интересная ситуация наблюдается с площадкой для размещения: подавляющее большинство российских компании стараются выйти на иностранные биржи и не хотят размещаться на отечественных площадках. По данным международного информационного агентства Bloomberg из общего объема запланированных размещений на 2011 год – 40% пройдут в Лондоне, 32% – в Гонконге и лишь 28% в Москве. И если большой объем размещений металлургического сектора в Гонконге можно объяснить близостью китайских инвесторов (Китай является основным потребителем продукции компаний сектора), то приоритет Лондона над Москвой объясняется скорее качеством находящихся там инвесторов. На западе среди инвесторов гораздо больше «стратегов» (т.е. людей которые покупают долю в компании на длительный срок) нежели «спекулянтов». В России ситуация обратная, специфика инвестиционного бизнеса зачастую «заточена» на быстрое получение прибыли, и как только акции чуть прирастают в цене – тут же начинается волна распродаж с целью зафиксировать краткосрочную прибыль.

Как мы уже отмечали ранее, оживать российский рынок IPO начал совсем недавно. Буквально «распаковало» его в конце 2009 года ОАО «Институт стволовых клеток человека», привлекшее в ходе первичного размещения порядка $5 млн. преимущественно среди частных инвесторов. В 2010 году самым значимым стало размещение «РУСАЛом» 10% своих акций на Гонконгской фондовой бирже, привлечь удалось более $2,2 млрд. А самым успешным в 2010 году стало IPO компании Mail.ru Group, состоявшееся в Лондоне, которое прошло не только по верхней границе ценового диапазона (спрос превышал предложение более чем в 20 раз), но и в течение нескольких месяцев после размещения котировки акций уверенно выросли в цене более чем на 30%. Впрочем, далеко не у всех компаний дела идут также хорошо, успешное размещение Mail.ru Group скорее исключение, чем правило. Целый ряд эмитентов перенесли свои размещения на неопределенный срок в связи с отсутствием достаточного уровня спроса. Из последних – перенос IPO компаний «Вертолеты России», «Витал Девелопмент Корпорэйшн» и «Сыктывкар Тиссью Груп». Среди самых ожидаемых первичных размещений в 2011 году отметим IPO «Яндекса», который рассчитывает повторить успешную судьбу «Mail», IPO «СУЭКа», «ФосАгро».

Далее попробуем рассмотреть ситуацию с точки зрения обычного частного инвестора, не располагающего миллионами долларов, но готового к покупке небольшого пакета акций в интересной компании. Доступ, как правило, у такого человека есть только на российский фондовый рынок, поэтому в дальнейшем проведем небольшое исследование на предмет выгоды участия в первичном размещении. Для этого соберем статистику по самым значимым «посткризисным» размещениям на российских биржах, посмотрим, что было «до» размещения, насколько выросли котировки акций «после» и сравним все это с самой простейшей стратегией «купи и держи» на индексе ММВБ. Результаты исследования приведены в таблице ниже.

Получается, что после IPO акции более чем 70% акционерных обществ не только не приросли в цене, но и принесли своим инвесторам убытки. Среди самых неудачных инвестиций отметим бумаги ОАО «Русское море» и ОАО «Протек», потерявшие в стоимости около 70%. Индекс ММВБ обогнала по доходности лишь одна бумага – это ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека», выросшая на +27,83%. Если взять средние значения изменения цен акций после IPO с динамикой индекса ММВБ за аналогичный период (-21,3% против +13,6%), то получится, что просто покупать акции из индекса ММВБ гораздо прибыльнее участия в том же IPO. При этом практически все размещения прошли по нижней границе определенного заранее ценового диапазона при невысоком уровне спроса со стороны инвесторов.

Теперь рассмотрим другой вариант заработка – спекулятивный. Он заключается в покупке акции на IPO и последующей продаже спустя несколько дней после размещения. Такие операции часто пользуются популярностью среди частных инвесторов, и позволяет

позволяет заработать на одномоментных взлетах котировок до нескольких десятков процентов. Но так ли это прибыльно на самом деле? В качестве примера посмотрим типичный ценовой график акций ОАО «Протек» (типичный, потому что графики 6 из 7 акций после размещения имеют аналогичный сценарий). IPO прошло по нижней границе ценового диапазона – 120 рублей за акцию. Отметка 120 рублей в первой половине 2010 года стала историческим максимумом, выше нее котировки уже не поднимались. Зато падали очень уверенно и потеряли в стоимости порядка 70% от первоначальных уровней. Таким образом, даже на спекулятивных операциях здесь заработать не удалось.

Но один раз из семи рассмотренных случаев заработать двузначные проценты все же удалось бы. ОАО «ИСКЧ» открыло сезон «посткризисных» IPO в 2009 году по нижней границе ценового диапазона (9,5 рублей), после чего в течение буквально недели котировки взлетели более чем в 2 раза до уровня 22 рублей. Впрочем, далеко не все инвесторы остались в выигрыше, т.к. в дальнейшем котировки вновь вернулись в район цены размещения вблизи 9,5 рублей. Кто успел «скинуть» наверху – остался в плюсе, кто не успел – так ничего и не заработал.

Анализируя результаты нашего небольшого исследования, напрашивается однозначный вывод: на российском рынке IPO (именно на российском! т.к. на западных рынках статистика по динамике акций после первичного размещения выглядит совсем по-другому) в настоящее время заработать частному инвестору практически не возможно, а если и возможно – то уровень риска при этом «зашкаливает». Однако, если же Вы все-таки решите рискнуть, дадим несколько полезных советов как не попасть «впросак».

  1. Обязательно постарайтесь найти информация по структуре потенциальных инвесторов. Очень хорошо, если компания интересна какому-нибудь институциональному «стратегу», который готов не только удержать позицию длительное время, но и постепенно ее наращивать. Если же в «пуле» инвесторов в основном частные спекулянты, основная цель которых – извлечь краткосрочную прибыль, от такого размещения лучше держаться подальше.
  2. Подробно изучите структуру собственников компании, а также кому будет принадлежать оставшаяся часть акций (которая не участвует в IPO). Положительный момент – если оставшаяся часть акций будет под контролем небольшого числа лиц, которые не собираются расставаться со своими долями. Если же значительная часть акций распределена (к примеру) среди персонала организации, практически наверняка они начнут продавать свои доли через биржу, увеличивая тем самым объем предложения и оказывая дополнительное давление на котировки.
  3. Очень важен хороший организатор IPO, идеальный вариант – это крупный инвестиционный банк с именем. Т.к. именно от организатора зависит «пул» привлеченных инвесторов, «на кону» стоит его репутация.
  4. Необходимо, что называется, попасть «в поток», а именно удачно определить время размещения и перспективный сектор. В последнее время достаточно уверенно (относительно других размещений) чувствует себя сектор IT, и удачное размещение Mail.ru Group тому подтверждение.

Автор:

Теги: IPO  Initial Public Offering  первичное публичное размещение  частные инвесторы  справедливая цена