ISO 9001 «Системы менеджмента качества»

Управление качеством

Автор:
Источник: Журнал “ Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №5-2013
Опубликовано: 7 июня 2013

Сегодня все большее число отечественных компа­ний стремятся внедрить на своем предприятии си­стему менеджмента качества и пройти сертифика­цию на соответствие требованиям стандартов се­рии ISO 9000. Напомним, что в настоящее время комплекс международных стандартов серии ISO 9000 доказал свою эффективность уже во многих странах мира, и лишь относительно недавно начал использоваться и в России. При этом у нас действу­ет отечественный аналог международному стандар­ту ISO 9001:2008 — ГОСТ ISO 9001-2011.

Серия международных стандартов ISO 9000 поя­вилась на свет с целью внедрения и обеспечения успешного функционирования системы управления (менеджмента) качества оказываемых услуг или вы­пускаемых товаров. Эти нормативные документы не ставят каких-либо строгих критериев и определе­ний качества в силу специфики того или иного вида деятельности, поэтому являются по своей сути уни­версальной серией.

ISO (International Organization for Standardization) — Международная организация по стандартизации. Создана она в 1947 году. На сегодняшний день в со­став ISO входит более 120 стран. Россию в ISO пред­ставляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт РФ).

Одним из наиболее известных и распространенных стандартов, которые выпустила ISO, являются стан­дарты ИСО серии 9000 по созданию и внедрению системы менеджмента качества.

Серия международных стандартов ISO 9000 поя­вилась в 1987 году и с тех пор постоянно допол­нялась и преобразовывалась. Это позволило под­держивать эти стандарты в актуальном состоянии в постоянно изменяющихся реалиях рыночной экономики.

В России первая версия стандартов серии ISO 9000 появилась в 2000 году, стандарт имел на­звание ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Вторая версия стандарта была утверждена в 2008 году и име­ла название ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

На сегодняшний день международный стан­дарт не менялся, однако в России с 1 января 2013 года вступил в силу новый межгосудар­ственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011, ко­торый является аутентичной версией между­народного.

По своей сути стандарты серии ISO 9000 явля­ются комплексом стандартов, которые опре­деляют общую методику функционирования на том или ином предприятии системы управ­ления качеством выпускаемой продукции или оказываемой услуги. Тот факт, что стандарт ISO 9001:2008 не устанавливает точных крите­риев оценки качества, во многом предопреде­лил популярность этого стандарта.

Наличие сертификата соответствия ISO 9000 подтверждает, что в компании разработана и внедрена система менеджмента качества (СМК).

Система менеджмента качества — это доступное описание всех происходящих в компании процес­сов (процессы обеспечения качества производ­ства продукции/услуг, делопроизводства, подго­товки и переподготовки кадров; анализ производ­ства со стороны руководства, анализ контрактов и т. д.). При этом учитываются их взаимосвязь и оптимизация, минимизация затрат, что означает уверенность руководства в деятельности каждо­го сотрудника, отдела и компании в целом. Дан­ные процессы максимально оптимизируются пу­тем исключения «лишних» звеньев, что в резуль­тате влияет на конечный результат производства — выпуск продукции или оказание услуг.

Система менеджмента позволяет формули­ровать политику компании и дает инструмен­ты по достижению поставленных целей.

Еще одна отличительная особенность нали­чия СМК на предприятии — это возможность продемонстрировать всем заинтересован­ным партнерам — клиентам, собственни­кам, государству — надежность и зрелость компании.

Разработка и внедрение СМК — довольно кропотливый и длительный процесс, требую­щий вовлечения ведущих специалистов ком­пании. Основой и фундаментом разработки и внедрения СМК является принятие высшим руководством компании решения о создании системы менеджмента качества. Для вне­дрения и поддержания рабочего состояния системы необходимо учесть все требования международных стандартов.

Как правило, процесс разработки и внедре­ния СМК включает четыре основных этапа:

  1. Анализ исходного состояния разработки и внедрения системы менеджмента качества, составление плана мероприятий по разра­ботке и внедрению СМК.
  2. Проведение обучающих семинаров по принци­пам построения эффективной СМК для разных категорий руководителей и специалистов.
  3. Разработка документов СМК (руководство по качеству, стандарты предприятия, инструк­ции и др.).
  4. Внедрение СМК.

Что же дает СМК и почему все большее число компаний готовы нести немалые расходы на ее разработку и внедрение?

Разработанная и внедренная СМК на пред­приятии — это:

  • наглядное описание всех бизнес-процессов в компании;
  • четкое определение и соблюдение требова­ний к важным процессам, влияющим на каче­ство производимой продукции или оказыва­емых услуг;
  • четкое распределение полномочий и ответ­ственности между сотрудниками;
  • действующая система мотивации, ведущая к улучшению качества работы сотрудников;
  • заинтересованность каждого сотрудника в результатах своего труда;
  • единые требования при оформлении и хра­нении документации в компании;
  • своевременное предупреждение ошибок и отклонений от установленных требований;
  • уменьшение потерь и снижение себестоимо­сти продукции;
  • постоянное улучшение качества продукции (услуги);
  • налаженная обратная связь с потребителем.

Однако мало лишь внедрить у себя СМК, не­обходимо также подтвердить ее соответ­ствие и пройти сертификацию на соответ­ствие требованиям стандарта ISO 9001:2008. Данное подтверждение выступает гарантией того, что система действительно работоспо­собна и приносит положительный эффект.

Сертификация ISO 9000 — это процедура, направленная на подтверждение того факта, что деятельность предприятия отвечает са­мым строгим требованиям, предъявляемым к качеству его продукции или услуг

Сертификация также проводится в несколь­ко этапов.

  • 1 этап. Оценка документации СМК на соот­ветствие требованиям ISO 9000 и принятие решения по результатам оценки.
  • 2 этап. Выезд в организацию группы экспер­тов (сертификационный аудит).
  • 3 этап. Принятие решения о выдаче сертифи­ката (может быть как положительный, так и отрицательный результат).
  • 4 этап. Выдача сертификата (в случае поло­жительного решения).

Сертификат выдается сроком на 3 года. В течение всего срока действия сертификата компания обязана пройти два раза инспек­ционный контроль сертифицированной си­стемы менеджмента качества и подтвердить действие ранее полученного сертификата.

По итогам прохождения инспекционного кон­троля компания получает свидетельство о прохождении инспекционного контроля. Сви­детельство доказывает потребителям и пар­тнерам, что система менеджмента качества в компании не просто создана, но и по истече­нии года успешно функционирует в соответ­ствии с требованиями стандартов.

При получении компанией сертификата ISO 9000 также выдается разрешение на приме­нение знака соответствия системы сертифи­кации.

Применение знака соответствия напрямую позволяет компании донести до потенциаль­ных заказчиков и партнеров информацию о получении сертификата соответствия ГОСТ ISO 9001-2011, что подтверждено компетент­ной системой сертификации.

Стоит понимать, что получение сертифика­та соответствия требованиям ГОСТ ISO 9001­2011 (ISO 9000:2008) сопровождается опре­деленными финансовыми затратами. Для того, чтобы эти затраты оказались эффек­тивны, сертификат обязательно должен ис­пользоваться, а не просто висеть в качестве украшения на стене в кабинете руководите­ля компании.

Как же можно использовать такой сертифи­кат, и что он дает предприятию? Сегодня од­ним из главных условий практически всех тендеров и конкурсов, проводимых различ­ными государственными службами, являет­ся наличие сертификата соответствия требо­ваниям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008). Таким образом, предприятие,которое имеет действующую систему ме­неджмента качества, предъявляя сертификат ISO 9000 при участии в тендере или конкурсе, значительно повышает вероятность получе­ния выгодного государственного или муни­ципального заказа.

Для компаний, занятых в строительной от­расли, наличие сертификата ISO 9000 явля­ется обязательным условием вступления в саморегулируемые организации (СРО) и по­лучения разрешения на осуществление сво­ей деятельности. Таким образом, предъяв­ляя сертификат соответствия ISO 9000, стро­ительные компании имеют возможность вступить без проблем в СРО.

При выпуске той или иной продукции компа­ния, имеющая сертификат ISO 9000, получа­ет возможность наносить на свою продукцию знак соответствия системы — аналог россий­ского знака качества. Это не только способ­ствует повышению конкурентоспособности товара на рынке, но и положительным обра­зом формирует деловой имидж и репутацию компании. Знак соответствия системы необ­ходимо наносить не только на продукцию, но и на договоры, бланки компании, рекламные буклеты, визитки и т. п.

Использование в рекламных целях знака со­ответствия системы, являющегося своео­бразным аналогом известного российского знака качества, несомненно, также скажется на увеличении числа заказов и положительно отразится на расширении клиентской базы.

Иностранные партнеры практически всег­да при заключении контрактов и договоров смотрят на наличие действующей системы управления качеством, так как на Западе это уже давно стало по сути одним из важных по­казателей ответственного и серьезного от­ношения предприятия к своей работе. Нали­чие сертификата ISO 9000 значительно повы­шает шансы компании на успешный выход на международный рынок, и как следствие, по­вышение прибыли организации.

Сертификат ISO 9000 гарантирует вашим за­казчикам, что они заключают договор со ста­бильно работающей и развивающейся ком­панией, которая располагает передовыми технологиями, современной материально-технической базой, высококвалифицирован­ными специалистами.

Наличие сертификата соответствия ISO 9000 ставит организацию в один ряд с самыми авто­ритетными российскими и зарубежными ком­паниями. Сертификаты ISO 9000 имеют сегод­ня такие известные корпорации, как Газпром, Лукойл, Главмосстрой, Метрострой, Мосгаз-строй, Мослифт, аэропорты «Пулково» и «Домо­дедово», издательство «Пресса», Daimler Benz, Mitsubishi, BASF BMW, Microsoft, Mersedes Benz, DuPont и другие.

Сертификат соответствия требованиям стан­дарта ISO 9001:2008 помимо репутации и имиджа компании подтверждает, что на пред­приятии разработана и внедрена эффектив­ная система управления качеством, что гово­рит о высоком качестве производимой про­дукции/услуг.

Таким образом, можно отметить, что наличие сертификата ISO 9000 является сегодня од­ним из самых важных условий эффективной работы любой компании. Конечно, в случае если этот сертификат получен не для выпол­нения тех или иных формальных требований, а на самом деле служит для экономического развития предприятия.

Автор:

Теги: ISO 9001  Системы менеджмента качества  ISO 9001:2008  ГОСТ ISO 9001-2011  менеджмент качества  ISO  International Organization for Standardization  Международная организация по стандартизации  Федеральное агентство по техническому регулированию и метроло