В мире, полном неопределенностей, инвесторы при принятии решений все чаще смотрят на что-то большее, чем просто финансовые результаты. Воспоминания о финансовом кризисе еще свежи в памяти: даже когда все выглядит неплохо на бумаге, как показали примеры Lehman Brothers, Fannie Mae и Freddie Mac, они далеко не так несгибаемы, какими могут казаться.
Как решить эту проблему?
Интегрированная отчетность – <IR> - это способ создания более устойчивого представления о здоровье вашего бизнеса. Измеряя целый ряд переменных и делая акцент на долгосрочной вместо (преимущественно) краткосрочной финансовой стабильности, <IR> обеспечивает готовность вашей организации к устойчивому будущему. Это не только несет пользу вашей компании, но и дает вашим стейкхолдерам веру в то, что вы являетесь прибыльной и устойчивой компанией. Более того, по той причине, что интегрированная отчетность также фокусируется на прозрачности согласно стандартам деловой этики, вы имеете возможность показать, что ваша компания действительно выполняет свои обязанности в отношении защиты окружающей среды, социальных вопросов и трудовых ресурсов.
Во времена, когда Brexit и другие факторы меняют политический ландшафт и делают мир еще менее предсказуемым, отчетность более полная по сравнению с только лишь финансовой отчетностью – это преимущество и для больших, и для малых предприятий. Так что такое <IR> с точки зрения практики, и о чем нужно подумать на будущее финансовым профессионалам?
Что такое интегрированная отчетность?
<IR> стимулирует организации думать о том, как все их ресурсы вместе создают стоимость. На практике это означает, по сути, принятие во внимание экологических, социальных и управленческих аспектов (ESG – от “environmental, social and governance”), но также принятие в расчет и нематериальных активов, которые создают стоимость, но не измеряются при этом в традиционном смысле (например, бренды и интеллектуальная собственность – два самых очевидных примера).
Международный комитет по интегрированной отчетности (IIRC) был образован в 2009 году, чтобы присматривать за созданием общепризнанных на международном уровне “Основ” интегрированной отчетности. Лично для IIRC <IR> сводится к “помощи бизнесу с холистическим (целостным) мышлением в отношении его стратегии и планов, принятия обоснованных решений и управления ключевыми рисками, дабы обеспечить доверие инвесторов и стейкхолдеров и улучшить будущие результаты”.
Ключевая цель всего этого – создание устойчивой стоимости, т.е. это та цель, которая может остаться за бортом традиционной финансовой отчетности просто по причине краткосрочной природы финансовых данных. Согласно ACCA (Ассоциации сертифицированных дипломированных бухгалтеров), “ сейчас уже широко признается, что традиционная финансовая отчетность более не удовлетворяет потребностям бизнеса, который старается выработать и вести далее устойчивую и ответственную деятельность, и не просто в ближайшем будущем, а в среднесрочном и долгосрочном периодах”.
Логика в основе всего этого довольно проста: финансовая отчетность составляется на исторической информации и, как следствие, смотрит назад. “Также она очень сильно сфокусирована на финансовом капитале, тогда как успех многих организаций сегодня зависит и от других ресурсов – таких как знания их сотрудников, интеллектуальная собственность, созданная в процессе исследований и разработок, а также их взаимоотношения с окружением и обществом, где они работают. <IR> призвана заполнить эти существенные пробелы в отчетности” – добавляют представители ACCA.
Согласно новому отчету E&Y “Is your nonfinancial performance revealing the true value of your business to investors?”(“Раскрывают ли нефинансовые результаты истинную стоимость бизнеса вашим инвесторам”), “последние события наглядно продемонстрировали как существенные риски, так и преимущества для эмитентов, что кроются в нефинансовой информации. Инвесторы все чаще осознают, что, понимая эти риски и преимущества, они могут избежать отрицательного влияния и ощутить на себе положительные выгоды создания стоимости, которое идет от нефинансовой деятельности организации”. Частично эти изменения в мышлении относятся и на смену поколений. “Инвесторы часто ждут, что растущее число “миллениалов” - с их взглядами на вопросы ESG и влиянием, которое оценивается в $30 триллионов, полученных ими от своих родителей и дедов – продолжит и далее усиливать значение факторов ESG в инвестициях” – говорится в отчете.
Составные части
Будучи отдельной философией, <IR> идет далее цифр – часто о ней думают не как об отчетности, а как об “интегрированном мышлении”. Том Раунделл Грин (Tom Roundell Greene) – старший управляющий отчетности и коммуникаций по вопросам глобальной устойчивости в финансовой компании JLL. Вот что он отмечает: “В моем представлении, интегрированное мышление – это и есть цель, а интегрированная отчетность – случайное приложение к этому”. “Анализ факторов ESG выходит за пределы базового управления и комплексной оценки”, – поддерживает коллегу Дженнифер Андерсон (Jennifer Anderson), руководительница направления ответственных инвестиций пенсионного фонда Pensions Trust, у которого более £8 миллиардов капитала. “В прошлом в приоритете всегда была сторона управления. Корпоративное управление – вот это была область с наибольшим весом и значением для инвесторов”, - говорит она. - “Однако недавно изменение климата усилилось, экологические риски действительно поднялись на более высокие строчки программ обсуждений, а в настоящий момент представляется, что они имеют равный вес и значение”.
Есть четко просматривающийся тренд среди инвесторов: они хотят видеть все больше нефинансовых данных. Скептицизм вокруг этого сошел на “нет”: в опросе E&Y количество респондентов, говорящих, что нефинансовые раскрытия “редко когда существенны ими оказывают влияние на финансы”, разительно упало с 60% в 2013 г. к каким-то 16% в 2016 г. Очевидно, интерес к <IR> все возрастает. В глобальном масштабе насчитывается уже около 2000 участников сетей, объединенных общим интересом к интегрированной отчетности. IR Business Network Международного комитета по интегрированной отчетности насчитывает более 80 членов – компаний, внедряющих и использующих <IR>.
Бизнес-кейс - Impahla Clothing
Южноафриканская компания - производитель спортивной одежды Impahla Clothing – “органически выросла на протяжении последних 10 лет”, – отмечается в отчете от CIMA (Международной ассоциации специалистов в области управленческого учета), – “от загнивающего предприятия с 40 сотрудниками в 2004 к процветающему бизнесу с 450 сотрудниками, производящему более 2.7 миллионов единиц в год”. Управляющий директор компании Уильям Хьюз (William Hughes) отметил в интегрированном отчете компании за 2014 год, что “прозрачность важна для устойчивости Impahla”, и что они относят свой успех на “всеохватывающую и прозрачную бизнес-модель”. В отчете идентифицированы ключевые риски и возможности компании, раскрывается информация о том, как, собственно, управляется бизнес.
По мнению Хьюза, это написано в равной мере как для них самих, так и для их внешних стейкхолеров, поскольку служит “измерительным инструментом, с помощью которого они имеют возможность измерять и показывать прогресс от года к году”. В отчете CIMA он называет основные, в его представлении, преимущества для компании:
- Сохранение долгосрочных клиентов. Будучи относительно небольшой компанией, Impahla попыталась “создать рыночную нишу, где клиенты хотят вести с ними бизнес. Внедрение политики, которая несет с собой качественную деловую практику и прозрачность, было ключевым фактором в создании этой рыночной ниши”
- Мотивация и защита сотрудников. Большинство компаний помнит, что самый сильный актив – это люди. Impahla действует соответствующим образом, подключая сотрудников к процессу принятия решений и признавая человеческий капитал важным элементом <IR>
- Получение доступа к кредитованию. Строгий интегрированный отчет намного облегчает финансирование, поскольку партнеры имеют расширенный доступ к детальной информации о компании – не только лишь в виде ее финансовых отчетов
- Определение рисков и возможностей. <IR> помогает Impahla получить лучшее представление о ее бизнес-модели, очерчивает пробелы, которые необходимо заполнить, и стимулирует инновационное мышление
Как измеряется интегрированная отчетность, и какие инструменты для этого используются?
Для этого IIRC предлагает свои “Международные основы интегрированной отчетности”, которые разработаны с соблюдением последовательности с существующими видами отчетов компаний. Вместо того чтобы добавлять новые ключевые показатели KPI, “Основы”:
- Находят нужный баланс между гибкостью и указаниями, признавая возможность “широких вариаций в индивидуальных обстоятельствах различных организаций, но в то же время обеспечивая достаточную степень сопоставимости между компаниями для удовлетворения актуальных информационных потребностей”
- Идентифицируют исключительно информацию, относящуюся к созданию стоимости – а не какие-нибудь целевые уровни производительности или стратегические цели
- Предоставляют аналитические данные о внешнем окружении, в котором действует организация
- Используют эти данные для создания стоимости в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, результатом чего является более стабильная в финансовом плане глобальная экономика
Бизнес-кейс - Monnalisa SPA
Средняя по величие испанская компания Monnalisa (производитель модной одежды) испытала очень серьезный рост оборота в последние годы: ее продажи увеличились практически в три раза с 2000 по 2010 г. Свой первый интегрированный отчет компания опубликовала в 2005 году, что делает ее “ранней пташкой” в плане перехода на интегрированную отчетность. Более ранний его формат включал отдельную секцию по стоимости нематериальных активов – и выгодам для компании, поступающим от недооцененных активов, таких как бренды и гудвилл. Уже относительно недавний интегрированный отчет от Monnalisa уделяет меньше внимания традиционным финансовым, социальным и экологическим мерам и фокусируется больше на семи составляющих, очерчивающих области с наибольшим интересом для стейкхолдеров. В представлении ACCA эти составляющие:
- Четкая самоидентификация
- Гарантия экономической стабильности
- Гарантия наилучшего качества
- Совершенство инноваций
- Продвижение системы ценностей
- Коммуникации прозрачным и эффективным способом
- Участие в территориальном развитии
Для финансового директора Monnalisa ключевое преимущество <IR> - общение со стейкхолдерами. “Общение […] позволило нам понять, что для них важно. Мы осознали, как именно стейкхолдеры видят стоимость, возможности и риски. Это было очень полезно в процессе идентификации существенных вопросов и оценки важности этих вопросов с точки зрения их влияния на устойчивое создание стоимости”. <IR> также означает, что компания может положиться на собранную информацию, чтобы использовать ее для пересмотра содержания внутренних планов и ключевых показателей. У компании Monnalisa своя собственная структура <IR>, созданная вокруг исполнения стратегии – структура, которая иллюстрирует, как финансовый и околофинансовый капитал взаимодействует в компании с ее бизнес-моделью для поддержания непрерывного создания стоимости с течением времени.
Взаимодействие между департаментами
Ускоренное распространение интегрированной отчетности, вне всяких сомнений, предполагает, что акцент на создании стоимости – это то, что должно найти отклик в любой компании, однако на практике внедрение <IR> может оказаться сложной задачей не столько из-за необходимости генерировать новые данные, сколько из-за необходимости эффективно их между собой сравнивать. “Чтобы действительно заставить <IR> работать, потребуются культурные изменения и в самом бизнесе, и в стейкхолдерах”, - говорит Фил Холл (Phil Hall), глава общественных коммуникаций и публичной политики в AAT. – “Большая часть компаний FTSE 100 действительно ведут <IR> в какой-то форме, но они лишь “соскабливают поверхность”. У меня мало сомнений в том, что, как только они увидят преимущества этого, большие и малые компании начнут относиться к <IR> более серьезно”.
Что может помешать эффективному внедрению <IR>?
В первую очередь для небольших компаний требующей неотложного решения проблемой является необходимость выделять дополнительные временные ресурсы. Время требуется, чтобы идентифицировать, отразить и проинтерпретировать данные. Управляющий директор Impahla Уильям Хьюз говорит, что выделенные ресурсы “того стоят” в случае с любой компанией, готовой к “долгому пути”. А как насчет совета? “Придерживайтесь этого”, поскольку, “хоть в начале это может казаться пугающим, […] польза обязательно придет”.
Отчетность и <IR>
Каким образом интегрированная отчетность затрагивает бухгалтеров и аудиторов? Международная федерация бухгалтеров IFAC и IIRC создали “сеть” интегрированной отчетности для профессиональных аудиторских организаций (Integrated Reporting PAO Network), стремясь стимулировать как можно более широкое внедрение. Это прекрасно, но о чем стоит помнить индивидуальным представителям профессии? “Бухгалтерские специалисты, аудиторы и агенты в целом должны понимать, что <IR> - это не просто учетный процесс, и, следовательно, ее нельзя просто отражать на определенный отчетный период” – говорит Фил Холл, подразумевая <IR> в значении “интегрированного мышления”. – “Я думаю, на нее можно смотреть как на состояние мышления, поскольку она требует от участников думать обо всех направлениях деятельности организации и обо всех вопросах, влияющих на ее способность создавать стоимость и оставаться успешной в течение долгого времени – довольно серьезный сдвиг для многих”. По словам Холла, их члены и другие представители бухгалтерско-аудиторской профессии в целом находятся в прекрасной позиции, чтобы показать, что происходит с точки зрения компании в целом, ведь именно они способны предоставить обзор бизнеса, создать новые KPI и дать соответствующие рекомендации.
Для бухгалтерско-аудиторской профессии ключевой выгодой является то, что <IR> - это “возможность для них обучиться новому и стать даже более важной “шестеренкой” в создании стоимости для своих работодателей”, считает Холл. Но чтобы это произошло, “<IR> должна стать ключевым фактором структуры отчетности, а не просто “задней мыслью”. Наши члены и профессия в целом способны помочь этому свершиться”.
По итогу
В сухом остатке <IR>, безусловно, помогает старшим менеджерам принимать лучшие деловые решения. С помощью улучшенной прозрачности стейкхолдеры получают более полное представление о множестве компонент помимо маржи прибыли, которые также служат индикаторами успешности бизнеса. Интегрированная отчетность дает инвесторам уверенность, что перед ними заслуживающая доверие, ориентированная на рост компания, которая тщательно оценивает свою деятельность, несет этическую и экологическую ответственность, а не просто стремится к краткосрочному росту.
Автор оригинальной статьи – Марк Блейни Стюарт (Mark Blayney Stuart), лауреат премии “Деловой журналист года” (Wales Media Awards 2017), экс-глава направления исследований Королевского института маркетинга (Chartered Institute of Marketing)
Источник: AAT
___________________________________
- Также см. по этой теме: Еврокомиссия представила руководство по раскрытию нефинансовой информации (новость от 28 июня)