Инвестиции в духе Саввы Морозова и Павла Третьякова опять в моде

Личные финансы

Автор:
Источник: ИК "Первый Доверительный Управляющий"
Опубликовано: 17 марта 2011

Куда вкладывать деньги? Ценные бумаги, золото, недвижимость. Как правило, именно такие ответы приходят в голову в первую очередь. Конечно, все знают, что и предметы искусства бывают очень привлекательными, более того, подлинные образчики искусства прибавляют в цене каждый год. Но большой «входной порог» для инвестиций в этой сфере, а, главное, боязнь ошибок делает инвестиции в предметы искусства направлением для узкого круга «избранных». Большинство инвесторов уверены, что для вложения в предметы искусства нужно быть либо профессиональным искусствоведом, либо иметь соответствующего специалиста, которому можно доверять. Такая позиция представляется не совсем правильной.

Конечно, всегда лучше инвестировать в понятные для инвестора активы. Только глубокое знание рынка может помочь понять и спрогнозировать динамику ценовых колебаний в той или иной области. С другой стороны, всегда можно воспользоваться услугами профессионалов, а также самому немного изучить рынок посредством ознакомления с соответствующей литературой. Инвесторы, успешно и долго работающие с акциями, например, нефтяных компаний, в большинстве своем достаточно плохо себе представляют технологические процессы, происходящие при добыче и переработке нефти. Тем не менее, наблюдение за рынком и понимание узловых моментов этого бизнеса позволяет им правильно предсказывать направления изменения цен на акции компаний. Аналогична ситуация и для сферы искусства – успешные инвесторы, как правило, не являются искусствоведами, это скорее люди, хорошо знакомые со спросом и предложением на этом рынке.

Помимо собственно выбора тех или иных предметов искусства для инвестирования существует целый круг иных проблем – как убедиться в подлинности приобретения, как его оценить, как при необходимости переместить его через границу, как защитить от кражи и сохранить от естественного разрушения, особенно если речь идет об антикварных предметах. Возникает законный вопрос – как же, не будучи профессионалом, справиться со всем этим? Представляется, что если рассматривать искусство именно как предмет инвестиций, то стоит поступать по аналогии с фондовым рынком.

Если для инвестиций имеются значительные средства, то возможно привлечь специализированные организации и специалистов, которые смогут оказать все необходимые услуги – экспертизу, оценку, организацию хранения и поддержания состояния объекта. Удобнее всего нанять управляющего, который будет взаимодействовать со всеми этими организациями за некоторое вознаграждение. Этот же управляющий сможет и подбирать предметы для покупки – опять же, только в том случае, сели такие вложения носят исключительно инвестиционные, а не эстетические цели.

Надо понимать, что следует вкладывать средства в действительно ценные предметы искусства, относительно которых не возникает сомнений в том, что они будут дорожать. Каждый такой предмет стоит весьма недешево и широкий круг инвесторов позволить себе такое приобретение не может. Более того, даже при наличии возможности совершить такую покупку инвестор нарушит один из основных принципов инвестирования – диверсификацию. Вложение всех средств в один предмет искусства, который может даже после экспертизы оказаться подделкой, быть разрушенным или значительно поврежденным не эффективно, а это еще больше сужает круг потенциальных инвесторов.

Все эти обстоятельства и привели к появлению в сфере искусства формы инвестиций, которая традиционно решает проблему формирования диверсифицированного портфеля при наличии небольшого инвестиционного потенциала – коллективных инвестиций. Не так давно были внесены соответствующие поправки в нормативно-правовые акты и в России появились паевые инвестиционные фонды художественных ценностей. В отличие от некоторых других изменений законодательства, это изменение было обусловлено рыночной потребностью в таких инструментах. В подтверждение тому спустя очень короткий промежуток времени несколько управляющих компаний зарегистрировали правила доверительного управления и стали формировать паевые инвестиционные фонды художественных ценностей.

Какие проблемы решает фонд как инструмент, позволяющий вкладываться в предметы искусства? Во-первых, как уже отмечалось, реализуется возможность инвестирования в данной сфере небольших сумм. Во-вторых, управляет фондом профессионал в той области, куда осуществляются инвестиции: если, например, венчурными фондами традиционно занимаются физики и химики, то для управления фондами художественных ценностей привлекаются искусствоведы. На эти фонды распространяются все механизмы защиты прав и законных интересов инвесторов – производится широкое раскрытие информации, каждая сделка акцептуется специализированным депозитарием. В правилах определяется один или несколько независимых оценщиков, которые и определяют рыночную цену приобретаемых предметов искусства. Также в инвестиционном процессе участвует и нетрадиционный, свойственный лишь для данного вида фондов контрагент – специализированная организация, хранящая художественные ценности – ни банк, ни специализированный депозитарий с этой функцией справиться не может. Преимуществом для инвестора является то, что со всеми этими организациями взаимодействует управляющая компания.

Таким образом, вложиться в искусство может почти каждый. Будут ли эти инвестиции выгодными? Гарантии здесь не уместны, ведь динамику цен можно предсказать, но не предугадть. В целом следует понимать, что предметы искусства имеют достаточно стабильные цены и, следовательно, являются консервативными объектами инвестиций, а, значит, и высокой доходности ожидать не стоит. Тем не менее, заработать на этом можно, но только при соблюдении условия – не смешивать инвестиционную деятельность с личными эстетическими предпочтениями. Коллекционер и инвестор – совсем не одно и то же. Коллекционер любит искусство, инвестор приумножает капитал. А деньги, как ни крути, не пахнут.

Автор:

Теги: Ценные бумаги  инвестиции  предметы искусства  сфера искусства  диверсифицированный портфель  диверсификация