Источник: INFOR.PL
Вступление в силу 1 января 2018 года новых международных стандартов финансовой отчетности, а именно, МСФО 15 “Выручка по договорам с клиентами” и МСФО 9 “Финансовые инструменты”, а также обязательность их применения в финансовой отчетности за первый квартал этого года обсуждению не подлежит – подчеркивает эксперт польского отделения Grant Thornton. Так что необходимо будет изменить в финансовой отчетности за 2017 год по теме новых МСФО?
Сроки публикации финансовой отчетности за 2017 год и за первый квартал 2018 года близки между собой – следовательно, можно предположить, что организации, составляющие отчетность согласно МСФО, уже определили различия, возникающие по причине новых требований, и готовы отразить их эффекты в финансовой отчетности за 2017 год. Обязанность отражать в финансовой отчетности качественную и количественную информацию о влиянии вступления в силу новых стандартов оговорена в параграфах 30 и 31 IAS 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”.
Кроме того, 13 октября 2017 года руководство польской Комиссии по финансовому надзору выпустило информационное сообщение касательно применения IFRS 9 и IFRS 15, в котором указало на необходимость проверки соответствующих раскрытий, связанных с аналогичными им раскрытиями в финансовой отчетности за 2017 год. Комиссия ожидает, что раскрытий будет достаточно для оценки возможного влияния IFRS 9 и IFRS 15. Ее руководство четко отметило, что шаблонные и общие утверждения, касающиеся возможных эффектов использования вступающих в силу стандартов, недопустимы.
Информация, касающаяся влияния новых стандартов, как элемент финансовой отчетности за 2017 год подлежит проверке независимого аудитора и его оценке.
Разумеется, в случае некоторых организаций это влияние может и не быть существенным, и именно такое утверждение должна содержать отчетность за прошлый год. Однако и такой вывод также подлежит проверке, и на ее основе руководство компании обязано представить соответствующий анализ. В случае расхождения мнений либо невозможности подтвердить мнение руководства независимый аудитор имеет право на модификацию своего заключения о финансовой отчетности.
В случаях, когда эффект от вступления в силу нового стандарта неизвестен, IAS 8 оговаривает возможность не раскрывать информацию об этом влиянии. Представляется, однако, маловероятным, чтобы организация на момент публикации отчетности за 2017 не оценила бы еще последствий вступления в силу IFRS 9 и IFRS 15 с учетом небольшого уже периода времени, остающегося до публикации промежуточной отчетности за первый квартал 2018 года. Обращаем внимание на то, что такой подход противоречил бы ожиданиям Комиссии по финансовому надзору, выраженным в ее информационном сообщении.