С самого начала появления оценочной деятельности (ОД) в России, где-то с 1993 г., копились стратегические проблемы, требующие обязательного решения для обеспечения поступательного, неуклонного, прогрессивного развития этой деятельности.
Стратегические проблемы ОД неоднозначны: в их числе есть первостепенные (ключевые), второстепенные и прочие менее значимые проблемы.
В этой статье кратко остановлюсь только на ключевых, первостепенных, на мой взгляд, проблемах ОД, требующих первоочередного, неотложного преодоления.
Так уж сложилось - и были на то веские основания со стороны соответствующих отечественных и зарубежных стейк-холдеров, интересы которых не совпадали с интересами нашего государства и общества - что за прошедшие более чем два десятилетия существования в стране ОД не возник социальный заказ на объективную, честную, добросовестную оценку достоверной стоимости крупных и крупнейших финансовых активов, в частности, экономически значимых промышленно-производственных и сервисных предприятий, их всевозможных объединений (в первую очередь, корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний) и прочих неординарных (проблемных) объектов оценки.
В периоды приватизации наиболее привлекательных для приобретателей высокодоходной собственности, лакомых кусков национального богатства России (вскоре предстоит очередной такой период), заказчики дорогостоящих оценочных работ, коррумпируя соответствующих представителей оценочного сообщества страны, добиваются как можно большего занижения стоимости приватизируемых объектов для того, чтобы в будущем, после небольшой модернизации, перепродать их по сопоставимым ценам во много раз большим цен приобретения этих объектов.
Нужно сказать, что в успешном осуществлении масштабно убыточных для нашего государства и общества действий недобросовестным заказчикам оценочных работ неоценимые услуги оказывают оценочные подразделения “Большой четверки” международных аудиторско-консалтинговых компаний Запада, другие крупные оценочные и консалтинговые компании зарубежных стран и отечественные оценочные компании с участием иностранного капитала. Работая в условиях крайней непрозрачности, используя ложные методы оценки объектов оценки, подменяя показатели стоимости оцениваемых предприятий совершенно другими показателями их общей экономической ценности либо рыночной капитализации, эти компании в отсутствие надлежащего контроля государства за их деятельностью творят “чудеса” фальсификации, имитации, профанации результатов производимых оценок и манипуляций полученными результатами оценки в угоду заказчикам таких работ. При этом некоторые наши руководящие функционеры крупных СРО оценщиков, не стесняясь, за соответствующее вознаграждение выдают положительные экспертные заключения на недобросовестные, корыстно и политически мотивированные отчеты упомянутых компаний об оценке гигантских по размерам отечественных объектов оценки, чем наносят значительный вред экономике и финансам собственного государства.
Наиболее трудно решаемой, важнейшей стратегической проблемой ОД в России представляется актуальная, неотложная проблема формирования запроса государства, общества, отдельных его влиятельных в народном хозяйстве представителей, на достоверную справедливую оценку стоимости экономически значимых для страны финансовых активов - проблема полного искоренения повсеместно распространенной в настоящее время в экономике отечества практики так называемой заказной (мошеннической) оценки. Без преодоления этой проблемы поставить ОД в государстве на рельсы социально-экономического прогресса не удастся.
Устранению заказной оценки стоимости указанных финансовых активов будут способствовать:
- переход от саморегулирования в ОД по таким активам к государственному регулированию - лицензированию соответствующих оценочных организаций и независимых оценщиков стоимости крупной и крупнейшей доходоприносящей собственности (в США от саморегулирования всех оценочных обществ отказались еще в 1989 г.);
- сегодня в стране числятся около 30 тыс. дипломированных (аттестованных) оценщиков, 16 саморегулируемых обществ оценщиков (СРОО) с общей численностью участников - 20,5 тыс. человек, примерно 100 некоммерческих и коммерческих вузов государства в настоящее время готовят оценщиков в том числе и по учебной дисциплине “Оценка стоимости предприятий”, ошибочно именуемой “Оценкой бизнеса” (тщательный научно-экономический и финансовый анализ сложившегося положения в ОД в стране должен показать, сколько в России должно быть оценщиков, сколько стране требуется СРОО, скольким вузам целесообразно доверить подготовку профессиональных оценщиков и экспертов оценок);
[В имеющихся публикациях на соответствующие темы можно встретить экспертные оценки знатоков оценочного дела, согласно которым сегодня стране хватило бы 4500 - 5000 профессиональных оценщиков, не более 2-х оценочных обществ - ассоциаций и не более 3 - 5 крупных государственных вузов, которым можно было бы доверить подготовку профессионально грамотных, квалифицированных оценщиков].
- создание специального малочисленного института (Центра, Оценочной Палаты РФ) для государственной оценки стоимости экономически важных объектов национальной собственности и национального богатства страны;
- одновременно с созданием такого института должна быть организована независимая от этого института и других Министерств и ведомств, Служба государственных экспертов отчетов об оценке, подготавливаемых государственными оценщиками (институт государственных оценщиков может работать под эгидой Президента или Правительства РФ, служба государственных экспертов отчетов об оценке может действовать, например, при Счетной Палате РФ);
- полный отказ от использования методов определения стоимости рассматриваемых активов, не пригодных для таких целей с научной и практической точек зрения, а также с позиций логики, психологии людей и обычного здравого смысла.
Другой важнейшей стратегической проблемой ОД следует считать практически полное отсутствие в стране по-настоящему квалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава ВУЗов и других образовательных учреждений по учебной дисциплине “Оценка стоимости предприятий”. Эта проблема в свое время возникла с подачи компетентных органов США, по собственной инициативе и не просто так взявшихся за обучение первых оценщиков стоимости имущества в России в начале 90-х годов прошлого века. Именно они запустили к нам “троянского коня” в виде метода дисконтирования денежных потоков (метода ДДП), назвав его методом доходного подхода к определению стоимости доходоприносящих активов, несмотря на та, что таковым он не является и предназначен совсем для других целей. С тех пор в России “правят бал” зарубежные оценочные компании: кормим чужих, скорее всего враждебных нам оценщиков, оставляя голодными своих людей той же специальности (невольно вспоминаются страны Прибалтики, Болгария, Украина и др., оставленные без промышленности, да и мы сидим, в частности, без существовавшего в прошлом развитого у нас гражданского авиапрома).
Представляется, что эту проблему можно решить следующим образом: создать в стране один-единственный Совет по оценке квалификации таких преподавателей, который будет действовать по типу узко специализированного диссертационного Совета по присуждению научных степеней кандидатов и докторов наук: этому Совету должно быть предоставлено право оценивать квалификацию соискателей на получение права преподавания указанной учебной дисциплины.
В требованиях к соискателям следует прописать числа опубликованных отрецензированных монографий, учебников и учебных пособий, а также ВАКовских и прочих журнальных статей по означенной дисциплине. По докладу соискателей должны выступать соответствующие оппоненты, один из которых обязательно должен быть независимым. Результатом такого подхода в конечном итоге будет коренное улучшение качества преподавания рассматриваемой дисциплины, исчезновение оценочных подлогов и лжеметодов определения стоимости предприятий, резкое повышение достоверности и справедливости выдаваемых оценщиками оценок. На этом же Совете можно будет оценивать квалификацию соискателей на право быть экспертами отчетов об оценке.
Такому Совету государство сможет поручить разработку передового образовательного стандарта для учебной дисциплины “Оценка стоимости предприятий” и образовательных стандартов по другим учебным оценочным дисциплинам.
В состав Совета должны быть выбраны самые продвинутые, самые опытные, самые харизматичные, авторитетные, заслуженные и в том числе независимые представители оценочного сообщества страны. Не помешает и спорадическое привлечение к работе такого Совета выдающихся зарубежных ученых - теоретиков оценочного дела, например, доктора экономики Вольфганга Кляйбера из Германии и ему подобных из других, экономически развитых стран мира.
Решение этой проблемы целесообразно широко обсудить в среде оценочной общественности.
Третья, важная стратегическая проблема ОД в России является негативным последствием указанной выше второй стратегической проблемы этого вида деятельности в стране.
На сегодняшний день у нас нет ни одного учебника и учебного пособия, ни одной научной монографии по вопросам корректного определения стоимости предприятий, что вполне закономерно: нет нормальных ученых в этой области знаний, нет нормальных преподавателей этой учебной дисциплины, поэтому откуда взяться полноценной научной и учебной литературе, а также теоретически грамотным статьям на такую тему?
Откуда будущим оценщикам и экспертам оценок почерпнуть истинные знания по данному вопросу? Сапожник, обученный пирожником, мастером своего дела станет вряд ли!
К большому сожалению, на всей современной научной и учебной литературе по вопросам оценки стоимости предприятий, если быть абсолютно честным, сегодня нужно поставить большой крест. Обязательно должны появиться новые учебники, учебные пособия и научные монографии по этому вопросу, в которых не будет места оценочным подлогам, недобросовестной подмене показателей стоимости предприятий другими мотивированными показателями, не имеющими отношения к стоимости; пропаганде ложных методов якобы доходного подхода к определению стоимости предприятий (например, метода ДДП и метода прямой капитализации дохода предприятия по фактическому значению этого дохода, которые таковыми не являются), где более тщательно и глубоко будут рассмотрены методы затратного подхода к оценке предприятий, и откуда исчезнут такие экзотические «методы оценки стоимости предприятий» как метод реальных опционов и другие подобные ему псевдометоды. Особое внимание в новой учебной и научной литературе по вопросам оценки стоимости предприятий должно быть уделено четкому формулированию используемых понятий, адекватному подбору соответствующих терминов, грамотному и уместному их применению.
Не могу закончить эту статью, не высказав глубоко выстраданное мной, весьма печальное убеждение: на сегодняшний день никогда не было такого отчета по нынешним меркам профессионального оценщика (в том числе и престижных зарубежных оценочных компаний, работающих в России) об оценке стоимости экономически значимого предприятия, по которому квалифицированный, высококлассный эксперт качества результата проведенной оценки смог бы с чистой совестью, без натяжки и принуждения выдать положительное экспертное заключение. Бесконечно мириться с таким положением, думая не только о себе, но и о благополучии Родины, своих внуков и правнуков - нельзя!
С более подробной информацией, подтверждающей факты существования сформулированных выше ключевых стратегических проблем ОД в нашей стране и содержащей некоторые рекомендации по поэтапному их решению, можно ознакомиться в статьях [1 - 12].
-- х --
Безусловно, есть и другие серьезные стратегические проблемы ОД - они заслуживают соответствующего освещения и широкого обсуждения заинтересованной общественностью. Хотелось бы, чтобы в оценочном сообществе было как можно меньше равнодушных людей по отношению к этим проблемам. Желательно, чтобы каждый мыслящий представитель этого сообщества своими замечаниями и предложениями по данному вопросу внес посильный вклад в дело решения упомянутых и других существующих стратегических и тактических проблем оценки в нашей стране.
Библиографические ссылки
- Государственный подход к решению задач оценки справедливой стоимости предприятий
- рименимости метода дисконтирования денежных потоков для определения стоимости доходоприносящих товаров (с поправками и дополнениями от 26.10.2015 г.)
- Лжеметоды современного доходного подхода к определению стоимости предприятий
- О повсеместной практике коррупционного оценочного подлога при определении стоимости доходоприносящих товаров
- Пути повышения достоверности результатов определения стоимости экономически значимых предприятий
- Печальная участь теории и практики оценки стоимости экономически значимых предприятий
- Новые авторские понятия и термины в области оценочной деятельности (с дополнениями от 05.11.2015 г. и от 08.12. этого же года)
- Предлагаемый метод определения стоимости крупных предприятий в рамках затратного подхода к решению таких задач
- О научной и учебной литературе по вопросам оценки стоимости предприятий
- Основные признаки неблагополучия в делах оценки стоимости экономически значимых предприятий
- Еще раз о понятиях “бизнес” и “стоимость бизнеса”
- О “точности” и достоверности результатов определения справедливой стоимости экономически значимых предприятий