Как не перешагнуть предел цены: порядок определения бюджетным учреждением цены за оказываемую услугу

Бюджетирование

Автор:
Источник: Журнал «Госуслуги: планирование, учет, налоги» №3 – 2012
Опубликовано: 17 мая 2012

Закон о некоммерческих организациях (ч. 4 ст. 9.2) обязывает учредителя утверждать По­рядок определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг, выполнение работ, относящихся к основным видам деятель­ности бюджетного учреждения. В соответствии с этим Порядком руководитель учреждения рассчи­тывает цены на услуги (работы) в пределах госзадания. Порядок имеет прямую зависимость с финансовым обеспечени­ем деятельности учреждения. Поэтому так важно научиться составлять его грамотно.

Расчет с точностью до наоборот

Согласно нормам п. 2 ст. 69.2 Бюд­жетного кодекса РФ (далее – БК РФ) показатели государственного (муни­ципального) задания должны исполь­зоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджет­ных ассигнований на оказание услуг (работ), а также для определения объ­ема субсидий на выполнение задания бюджетным или автономным учреж­дением.

Однако на практике лишь в единич­ных случаях субъекты РФ и муници­пальные образования соблюдают установленные БК РФ требования. Как правило, не планирование бюджета осуществляется на основании норма­тивов затрат на оказание государ­ственных (муниципальных) услуг (ра­бот), а, наоборот, нормативы затрат рассчитываются согласно доведен­ным до учреждения бюджетным ас­сигнованиям на реализацию государ­ственного (муниципального) задания. Дело в том, что задания утверждают­ся в начале года на основании зако­нов (решений) о бюджете, уже всту­пивших в силу. А, следовательно, они не могут быть фундаментом составле­ния проектов бюджетов.

Аналогичным образом – по оста­точному принципу – рассчитываются и показатели плана финансово-хозяй­ственной деятельности (далее – план ФХД) учреждения, и предельные цены (тарифы) на оказание государствен­ных (муниципальных) услуг.

Стоимость услуги как фактор финансирования

Смысл определения предельной платы за услуги (работы) в том, чтобы учреждение могло рассчитать ту сум­му, которую оно планирует собрать с потребителей (физических и юриди­ческих лиц) за оказанные им услуги (работы). Иными словами – рассчи­тать доходы от основной установлен­ной уставом деятельности учрежде­ния.

Чтобы определить цену для кон­кретного физического или юридиче­ского лица, необходимо планируемую цифру дохода с оказания услуги (рабо­ты) разделить на количество ее потре­бителей. В идеале должна сформиро­ваться минимальная цена (стоимость) услуги (работы) на одного получателя.

Поскольку услуга может иметь раз­ный объем затрат на ее оказание при различных обстоятельствах, цена на одноименные услуги (работы) будет зависеть от этих затрат.

Рассмотрим порядок определения платы за оказание услуг, выполнение работ, относящихся к основным ви­дам деятельности, предусмотренным уставом, на примере бюджетных уч­реждений культуры субъекта РФ.

Определение платы для граждан

При определении платы для физи­ческих лиц за оказание услуг (выпол­нение работ) учитываются показате­ли, характеризующие:

  • объем фактических затрат на ока­зание услуг, выполнение работ в те­чение срока действия госудаственного задания (далее – объем фактических затрат);
  • объем субсидии, выделенной на возмещение нормативных затрат.

В законодательных актах используются два понятия: «плата» (ст. 9.2 Закона «О некоммерческих организациях») и «цена» (ст. 69.2 БК РФ).

С формально-юридической точки зрения, если имеется в виду возмездный договор оказания услуг (выполнения работ) вне зависимости от его формы (письменный, устный), обязанность получателя оплатить услугу (работу) опреде­ляется ценой договора. Термин «уплата», «оплата» применяется «обезличенно», когда речь идет о видах и порядках оплаты имущественных и неимущественных обязанностей, возникающих в силу закона или договора у юридических и фи­зических лиц. Таким образом, термин «плата» является менее конкретным, чем «цена».

Определение платы для юриди­ческих лиц

При определении платы для юри­дических лиц учитываются показате­ли, характеризующие:

  • фактические затраты учреждения, необходимые для исполнения дого­ворных (контрактных) обязательств в текущем финансовом году (да­лее – фактические затраты на ис­полнение обязательств);
  • субсидия на иные цели в текущем финансовом году, исчисленная пропорционально сроку действия договора, заключаемого учрежде­нием с юридическим лицом (да­лее – иная субсидия);
  • объем арендных платежей от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления (далее – арендные платежи), на­правляемых исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества;
  • планируемое количество догово­ров, государственных (муниципальных) контрактов на оказание услуг (выполнение работ) в текущем фи­нансовом году (далее – количество договоров).

Оказание услуг, выполнение работ для потребителей сверх установленно­го задания осуществляется учреждени­ями за плату. При этом соблюдаются одинаковые условия, установленные для оказания одних и тех же услуг (ра­бот) в пределах задания. То есть уч­реждение должно сохранить показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказывае­мых услуг (работ), установленных госзаданием.

Подчеркнем, цена на платные услу­ги формируется, исходя из рассчи­танной по указанным выше формулам и утвержденной планом ФХД платы за оказание услуг (выполнения работ). При этом учитывается плани­руемое количество потребителей, включая отдельные категории граж­дан, пользующихся правом льготно­го и бесплатного посещения учреж­дений культуры.

Бюджетные учреждения не вправе выходить за границы предельных цен, установленных на оплату соответству­ющих услуг (работ).

Утвержденную плату для юридиче­ских лиц за оказание услуг (выполне­ние работ) учреждения используют при определении цены заключаемых гражданско-правовых договоров, го­сударственных (муниципальных) кон­трактов.

Методика расчета отдельных вели­чин формул, установленных в пра­вовом акте, может быть доведена учредителем до учреждения методи­ческими письмами. Составляющие фактических затрат на оказание услуг (работ) могут определяться уч­реждениями самостоятельно.

Автор:

Теги: порядок определения цены  бюджетные учреждения  некоммерческие организации  Бюджетный кодекс