Представителям бухгалтерско-аудиторской профессии стоит постоянно быть настороже и не упустить возможности обнаружить отмывание денежных средств у себя под носом
Как и в России, в Великобритании действует свой Закон “О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности” - Proceeds of Crime Act (POCA) 2002. В соответствии с ним аудиторы обязаны при наличии подозрений относительно участия их клиента в нелегальной деятельности по отмыванию денежных средств проинформировать об этом Национальное агентство по борьбе с преступностью (National Crime Agency). Если они этого не сделают, их самих ожидает криминальное наказание, потому что неинфомирование властей о подозрениях открывает “грязным” деньгам прямой путь в здоровую экономическую систему страны. Основная трудность для аудитора в том, что нечистые на руку клиенты прекрасно об этом осведомлены и делают все возможное, чтобы ничем не отличаться от сотен других клиентов аудитора. Как распознать “волка в овечьей шкуре”?
Большой проблемой даже для такой развитой отрасли как британский аудит являются устаревшие методы сбора данных о клиентах. Если к тому же это очень давний клиент (что в Британии часто вызывало недовольство регуляторов до введения в действие новых требований по ротации), то общая тенденция такова, что либо в результате слишком дружественных отношений и/или боязни их испортить, либо из-за нехватки внимания в результате слишком долгой совместной работы аудиторы просто не замечают тревожные сигналы. Это, впрочем, никоим образом не снимает с них ответственности за проверку отчетности по средствам сомнительного происхождения.
- Предложено заставить аудиторов сообщать о своих подозренияx в отмывании денег клиентом (от 16 августа 2016)
Фото: bdo.co.uk
“То, что вы имели с кем-то дела более 30 лет, это не делает никакой разницы. Если вдруг вы говорите себе “Хм, странно. Никогда бы не подумал, что Джим на такое способен” – это уже “красный флажок” – говорит Анжела Фойл (Angela Foyle), глава направления финансовых преступлений и отмывания в аудиторской-консалтинговой группе BDO.
Сертифицированный институт специалистов по управленческому учету (CIMA) всегда подчеркивал необходимость постоянно обновлять информацию о своих клиентах, дабы самим не стать жертвой их криминальной активности. По мнению экспертов, пересматривать механизмы проверки следует, по меньшей мере, раз в два года, причем оговаривать это в качестве обязательного требования еще до вступления в деловые отношения с новым клиентом, чтобы потом не возникало лишних вопросов.
Недавний отчет PwC по теме экономических преступлений также подчеркивает этот момент: по мнению экспертов, проверка клиентов на благонадежность “должна быть динамическим, а не статическим действием”. В отчете говорится: “Важно продолжать отслеживать “красные флажки” и подозрительную деятельность на регулярной основе. Особое внимание нужно уделять деловым связям клиентов и транзакциям – особенно если они ведут бизнес с лицами, находящимися в странах со слабым или недостаточным регулированием против отмывания денежных средств”.
- Американское антиотмывочное законодательство улучшений не требует – FATF (от 2 декабря 2016)
Очень важно, чтобы аудиторы постоянно сохраняли объективный взгляд и профессиональный скептицизм – говорит представитель Института сертифицированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW) Дэвид Стивенс (David Stevens). “В нашем кодексе профессиональной этики одним из фундаментальных принципов является объективность. В любых отношениях присутствует риск компрометации объективности, но наш кодекс требует защищаться от этого риска” – отметил он.
Усиление защиты против растущих угроз
По мнению ICAEW, аудиторам следует обратиться к методу “событий-триггеров”, чтобы обеспечить постоянную актуальность своих механизмов контроля действующих клиентов. Примерами таких триггеров являются, например, смена владельцев компании, существенные изменения в характере торговых операций, появление новых связанных сторон или рынков – в этих и похожих случаях аудиторам следует проверить, не повлияли ли изменения на профили риска их клиентов. Предположим, например, компания неожиданно стала вести дела с контрагентом в юрисдикции, относимой FATF (Группой по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием) к категории рисковых. Или приходит новый владелец – а новая метла, как говорится, по-новому метет… Во всех этих случаях пренебрежение пересмотром защитных мер контроля риска клиента ставит аудитора под угрозу столкнуться с серьезными штрафами за непредставление властям информации о нелегальной деятельности, если она на самом деле произойдет.
И абсолютно аналогичный механизм роста риска, только по иной причине: меняется не клиент, а меняется сама аудиторская компания, например, вследствие расширения. Консультативный Комитет Бухгалтерских Институтов (Consultative Committee of Accountancy Bodies, CCAB) проводил исследования по теме экономических преступлений, отчеты по результатам которых содержали вымышленные, но при этом основанные на реальных событиях примеры: некая аудиторская компания Xavier LLP открывает новый офис за рубежом и в дальнейшем передает результаты работы в свой головной офис в Великобритании. Вопрос: должен ли британский офис вслепую доверять результатам, поступившим из зарубежной, притом рисковой юрисдикции в предположении, что тщательная проверка там уже была проведена? Нет, потому что в этом случае головной офис рискует пропустить сомнительную деятельность, поэтому информацию даже от доверенных источников – к которым в этом случае можно ошибочно отнести зарубежный офис родной организации – нужно перепроверять. Если говорить в практических терминах, то примером адекватного контроля в этом случае будет настоять на ознакомлении с “бумажной” документацией по итогам проверки клиента, проведенного зарубежным офисом, прежде чем давать согласие на заключение соглашения с этим новым клиентом.
Если речь идет о давнем клиентом, то в случае возникновения “события-триггера” – например, неожиданного изменения деловой линии - Анжела Фойл рекомендует, “тщательно подбирая слова”, поинтересоваться причинами таких перемен. “Вы должны спросить почему, выслушать и оценить. Возможно, вы будете удовлетворены, или вам придется копнуть еще глубже, если вы все еще думаете, что это действительно странно”. В большинстве случаев, если это ваш давний клиент, который не совершает ничего противозаконного, его объяснения должны развеять все сомнения. Если же этого не происходит, поднятие “красного флажка” может означать огромную разницу между сохранением своей многолетней репутации и полной ее потерей – стоит ли того даже очень давний клиент с хорошим к вам отношением?
В Великобритании работающие в сфере профессиональных услуг компании часто подвергаются риску со стороны организаций, вовлеченных в незаконную деятельность по отмыванию денежных средств: с помощью аудиторов и консультантов они пытаются внедрить в экономику большие денежные массы криминального происхождения, и довольно часто им это удается. Британский Хоум-офис (Home Office) – правительственный департамент, отвечающий за вопросы миграции, общественного порядка и безопасности – запустил для организаций в сфере профессиональных услуг кампанию “Flag It Up!”, что примерно можно перевести как “Проинформируй!” (о нарушениях). Это нужно самим аудиторским и консалтинговым фирмам, желающим оставаться честными и не служить инструментом доступа криминальных денег в экономическую систему.
По материалам: Telegraph