Российские компании пусть и не сразу, но все же стали публиковать в Реестре необходимые сообщения. ОАО «ТрансКонтейнер» не стало исключением. В данной статье на основе нашего опыта мы расскажем о тех сведениях, которые подлежат раскрытию в ЕФРСФДЮЛ, а также непосредственно об алгоритме действий по размещению информации о юридическом лице.
Законодательная основа раскрытия информации в ЕФРСФДЮЛ
Впервые о создании нового Реестра российские организации узнали еще в 2011 году. Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов» была введена новая статья 7.1 в Федеральный закон от 08.08.2001 г № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). Указанная статья определила само понятие ЕФРСФДЮЛ, основную цель его создания – «быстрый и свободный доступ любого заинтересованного лица к содержащимся в этом реестре сведениям», а также обязанность уполномоченного органа и самих организаций вносить туда определенную информацию. Законодатель отвел полтора года для формирования ЕФРСФДЮЛ, определения порядка его ведения, а также формата и стоимости раскрытия сообщений.
Новый федеральный информационный ресурс — ЕФРСФДЮЛ — начал функционировать с 1 января 2013 года. Указанный Реестр размещается в сети Интернет (www.fedresurs.ru) в открытом доступе (кроме сведений, определенных законодательством). Формирует и ведет Реестр оператор, назначаемый Минэкономразвития России. До тех пор, пока самостоятельный оператор ЕФРСФДЮЛ не будет определен, таковым будет являться оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве, функции которого в соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 121 от 21.03.2011 г «Об определении оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве» исполняет ЗАО «Интерфакс» (далее — Оператор).
Долгое время не было нормативного акта, содержащего официальные разъяснения о том, как должен формироваться и вестись сам Реестр, в каком виде и составе должны раскрываться сообщения, а также какие конкретно сведения и на какую дату должны раскрываться. Оператором ЕФРСФДЮЛ даже были разработаны и размещены на своем официальном сайте — www.fedresurs.ru — Правила взаимодействия с пользователями Реестра, призванные устранить возникшие пробелы.
Указанные Правила легли в основу Порядка формирования и ведения ЕФРСФДЮЛ, утвержденного Приказом Минэкономразвития России № 178 от 05.04.2013 г. «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» (вступил в силу 18.08.2013 г.). Данный Порядок предусматривает процедуру формирования ЕФРСФДЮЛ в электронной форме, порядок и сроки внесения и размещения сведений в указанном информационном ресурсе, вид электронной подписи, используемой для их внесения в Реестр, а также впервые определяет сроки размещения сведений в Реестре, если обязанность по их внесению возникла на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Сведения, подлежащие размещению в ЕФРСФДЮЛ, и сроки их публикации
ЕФРСФДЮЛ наполняется из двух источников: Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) и вносимой самими юридическими лицами информации о существенных фактах их деятельности. Общий перечень сведений, подлежащих обязательному внесению в ЕФРСФДЮЛ, содержится в п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ. Это:
а) запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации);
б) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
в) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
г) решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) запись об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц или о ликвидации юридического лица;
е) запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
ж) запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;
з) запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
и) запись об изменении адреса (места нахождения) юридического лица;
к) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;
л) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
м) сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
н) сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
о) сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами (действующим законодательством такие случаи не предусмотрены. Однако с 10 января 2014 года вступают в силу изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», в соответствии с которыми в ЕФРСФДЮЛ будет вноситься информация о залоге движимого имущества юридических лиц);
п) иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо вышеперечисленных сведений обязательному внесению подлежат сведения, публикация которых определена законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).
Сведения, содержащиеся в пп. «а» – «и» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ, а также иные сведения, предусмотренные законодательством, вносятся в ЕФРСФДЮЛ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (т. е. налоговой службой). Срок их внесения согласно п. 8 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ составляет пять дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ.
Остальная информация публикуется в ЕФ-РСФДЮЛ в течение трех рабочих дней «с даты возникновения соответствующего факта» лицом, на которое юридическое лицо возложило обязанность по внесению данных сведений. Таким лицом является уполномоченный представитель юридического лица, действующий на основании устава компании или доверенности.
Как показывает практика, порой бывает сложно решить, какой отдел или работник будет выполнять те или иные вновь возникающие обязанности, особенно в крупных компаниях, где каждый отдел обычно выполняет четко определенные, устоявшиеся функции. Учитывая современную тенденцию по внедрению бизнес-процессов в работу организаций (что актуально и для нашей компании), этот вопрос становится особенно непростым — любую новую последовательность действий необходимо преобразовать в процесс с определением ответственных лиц и привязкой к другим процессам компании.
В ОАО «ТрансКонтейнер» работа с ЕФ-РСФДЮЛ была возложена на отдел корпоративного управления, уже имеющий большой опыт в раскрытии информации. В компаниях, раскрывающих необходимый минимум информации, либо в силу отсутствия такой обязанности не раскрывающих ее вообще, публиковать сведения в ЕФРСФДЮЛ может юрисконсульт либо бухгалтер (так как на регулярной основе публикуются фактически только сведения о стоимости чистых активов).
В принципе, не так важна должность работника, ответственного за данный вопрос, главное — обеспечить своевременное получение им необходимой информации от причастных подразделений. Наша компания решила этот вопрос посредством распоряжения генерального директора с подробным указанием лиц, ответственных за представление необходимых сведений в отдел корпоративного управления в строго определенные сроки.
Внесение отдельных сведений в ЕФІ
Итак, юридические лица самостоятельно обязаны предоставлять сведения о стоимости своих чистых активов (далее — СЧА), информацию о лицензиях и изменении статуса лицензий, а также сведения о введении в отношении компании процедур банкротства.
Остается риторическим вопрос, почему именно эти сведения подлежат внесению в ЕФ-РСФДЮЛ. Так, раскрытие сведений о банкротстве уже успешно реализуется публикациями в газете «Коммерсантъ» (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 г № 1049 газета «Коммерсантъ» определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»), которая также дает возможность их просмотра и поиска на ее интернет-сайте. Кроме того, указанная информация подлежит внесению в ранее созданный Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, который теперь стал частью ЕФРСФДЮЛ.
Что касается сведений о СЧА, публичные компании и так раскрывают эти сведения в составе своей бухгалтерской отчетности в специально уполномоченных ФСФР России информационных агентствах. Вместе с тем, как видно из пп. «к» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ, обязанность публиковать сведения о СЧА в ЕФРСДЮЛ однозначно распространяется на все акционерные общества: открытые и закрытые, публичные и непубличные.
Вопрос о необходимости размещения информации о СЧА обществами с ограниченной ответственностью (далее — ООО) остается открытым. Так, сведения о СЧА они должны представлять только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», однако в указанном Законе такие случаи не установлены. Единственное, за что можно зацепиться, — это п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ, где говорится о ежегодной обязанности ООО публиковать в числе прочей информации годовые отчеты (которые как раз должны содержать раздел о состоянии чистых активов общества), и то в случае публичного размещения ими облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
Соответственно, сведения о СЧА следует размещать всем АО не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения к годовой бухгалтерской отчетности, а также публичным ООО не позднее трех рабочих дней после подписания руководителем организации годового отчета. Именно эту дату, на наш взгляд, следует считать «последней отчетной датой», т. е. датой утверждения сведений о СЧА в составе годового отчета.
Казалось бы, все должно быть ясно, но здесь возникает вполне логичный вопрос: значит ли все вышесказанное, что непубличные ООО не обязаны публиковать сведения о СЧА?
Попробуем порассуждать логически: а что если не обязаны? Тогда почему такая обязанность возложена на все ЗАО без исключения? И есть ли смысл в том, что СЧА публикуют публичные АО и ООО, которые и так обязаны раскрывать эти сведения в составе бухгалтерской отчетности и годовых отчетов? Не будем забывать и о том, что на основании п. 2 ст. 30 Закона № 14-ФЗ все ООО обязаны обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости их чистых активов, определенной в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 50 указанного Закона.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сведения о СЧА представляют в ЕФРСДЮЛ все акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Таким образом, пп. «к» и «л» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ можно было бы объединить в следующей редакции: «сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося хозяйственным обществом, на последнюю отчетную дату».
Что касается периодичности представления сведений о СЧА, то закон не содержит четких указаний на этот счет. Сложившаяся практика также не способствует пониманию вопроса. Некоторые компании публикуют указанные сведения один раз в год, другие — ежеквартально, а третьи — каждый месяц. В соответствии с п. 49 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (или ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г № 43н, промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации. Сведения о СЧА содержатся в форме «Отчет об изменениях капитала», которая входит в состав только годовой бухгалтерской отчетности. То есть, согласно буквальному толкованию законодательства, ежеквартально публиковать сведения о СЧА эмитентам не нужно.
Тем не менее, мы опять же полагаем, что до появления официального толкования по этому вопросу наименее рискованно размещать сведения о СЧА ежеквартально, в течение трех рабочих дней с даты подписания соответствующей бухгалтерской отчетности. Именно так и поступает наша компания.
Порядок опубликования сведений в ЕФРСФДЮЛ
Шаг 1. Получение электронной подписи
Шаг 2. Регистрация на www.fedresurs.ru (заключение договора с ЗАО «Интерфакс»)
Шаг 3. Оплата услуг
Шаг 4. Размещение сведений
Опубликование сведений в ЕФРСФДЮЛ, как уже было сказано выше, осуществляется в электронном виде через личный кабинет компании на сайте www.fedresurs.ru. В соответствии с п. 5 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ вся информация, подлежащая опубликованию в ЕФРСФДЮЛ, подписывается электронной подписью (ЭП), вид которой определяет уполномоченный орган исполнительной власти (Минэкономразвития России). Виды электронных подписей определены в ст. 5 Федерального закона № 63-ФЗ 06.04.2011 г. «Об электронной подписи»: простая ЭП и усиленная ЭП (неквалифицированная ЭП и квалифицированная ЭП). Пунктом 2.5 упоминавшегося выше Порядка формирования и ведения ЕФРСФДЮЛ было установлено, что необходимо использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Чем это обусловлено?
Дело в том, что простая подпись (это коды, пароли и т. п.) также может подтверждать подписание электронного документа тем или иным лицом, однако не гарантирует его неизменность после подписания и не обеспечивает должную степень защиты сведений. Кроме того, с помощью простого логина и пароля технически невозможно зарегистрироваться в личном кабинете ЕФРСФДЮЛ. Усиленная квалифицированная ЭП способна не только идентифицировать подписанта, но и максимально надежно защитить документ от возможных изменений с помощью специальных криптографических алгоритмов.
Таким образом, первым шагом опубликования информации в ЕФРСФДЮЛ является получение ЭП.
Получить подпись для размещения сведений в ЕФРСФДЮЛ можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, соответствующих требованиям, установленным Оператором в регламенте применения ЭП в ЕФРСФДЮЛ. Перечень таких центров размещен на сайте Минсвязи России http:// minsvyaz.ru/ru/directions/?regulator=118, а также на www.fedresurs.ru. При заказе сертификата необходимо указать, что он должен быть предназначен для подачи сведений в ЕФРСФДЮЛ и содержать один из четырех идентификаторов OID реестра. В удостоверяющем центре вас зарегистрируют в своей компьютерной системе и выдадут электронный носитель информации (USB-токен, внешне похожий на флешку) и программное обеспечение. Стоимость указанной услуги в среднем составляет от 4000 до 8000 рублей ежегодно. Кстати, подготовка ЭП займет от одной до трех недель.
После того, как ЭП получена, программное обеспечение установлено на рабочее место «пользователя оператора компании – юридического лица для Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц», вы входите в личный кабинет по сертификату ЭП. Заключение договора с Оператором происходит при входе в личный кабинет путем акцепта оферты Оператора об оказании услуг по размещению сообщений в ЕФРСФДЮЛ. Это следующий шаг.
Затем необходимо оплатить услугу по размещению соответствующего сообщения, поскольку размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ для всех компаний является платным. Стоимость размещения одного сообщения составляет 640 рублей.
Счет на оплату формируется в личном кабинете автоматически. Для оплаты публикации следует перечислить необходимую сумму на лицевой счет в личном кабинете. Кроме того, есть удобная функция предоплаты (пополнения лицевого счета), и в этом случае оплата происходит сразу же после выбора опции «Оплата с лицевого счета», что немаловажно для крупных компаний, где бывает непросто чисто организационно подписать и оплатить счет за два-три дня.
Последним шагом является непосредственно сама публикация наступившего факта деятельности юридического лица.
Ответственность за нарушение требований закона о внесении сведений в ЕФРСФДЮЛ
Наша компания добросовестно и своевременно вносит все необходимые сведения в Реестр, тем не менее вопрос об ответственности остается для нас небезынтересным. Как известно, при неопубликовании сведений в ЕФРСФДЮЛ или при нарушении срока их опубликования возникает риск привлечения юридического лица к административной ответственности. Однако какая норма подлежит применению к нарушителю, до сих пор не ясно.
В настоящее время законом установлена ответственность только для эмитентов (акционерных обществ и ООО, размещающих облигации и иные эмиссионные ценные бумаги) за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Штраф за данное нарушение составляет от 700 тыс. до 1 млн рублей для юридических лиц.
Можно ли отнести публикацию сведений в ЕФРСФДЮЛ к раскрытию информации?
Представляется, что вполне. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», раскрытие информации — процедура, гарантирующая нахождение и получение информации. Буквальное толкование указанной статьи позволяет сделать вывод о возможности привлечения организации к административной ответственности по данной статье.
В связи с вышесказанным, хотя прецедентов привлечения к ответственности пока не было, мы не рекомендуем расслабляться — как говорится, был бы человек, а статья найдется.
Заключение
Появление нового реестра вызвало у юридических лиц сначала недоумение, которое постепенно сменяется смирением. Публичные компании были неприятно удивлены обязанностью за дополнительную плату дублировать информацию о себе, с которой каждый интересующийся и так мог без труда ознакомиться на их корпоративных сайтах, сайтах уполномоченных агентств и в других источниках. Так, ЕФРСФДЮЛ по своему наполнению практически полностью дублирует ЕГРЮЛ. А любое внесение сведений в ЕГРЮЛ, позволим себе напомнить, сопряжено с уплатой пошлины. Таким образом, размещение сведений в новом информационном ресурсе вызывает, прежде всего, дополнительные материальные затраты российских компаний. На наш взгляд, вместо того, чтобы создавать второй, параллельный реестр сведений, достаточно было бы несколько расширить ЕГРЮЛ, дополнив его необходимыми разделами, и полностью передать полномочия по опубликованию сведений в ЕГРЮЛ в компетенцию налоговой службы как регулирующего органа посредством Оператора.
Тем не менее, ЕФРСФДЮЛ уже существует, и приходится исходить из того, что есть. Напомним, что целями создания ЕФРСФДЮЛ, по заявлениям Минэкономразвития России, являлось повышение информационной открытости и прозрачности деятельности юридических лиц в части оперативного раскрытия информации о существенных фактах их деятельности, необходимой, в том числе, для оценки рисков при выборе контрагентов. Что ж, пожалуй, о достижении поставленных целей говорить еще слишком рано.
Однако есть надежда на изменение ситуации в лучшую сторону уже в самое ближайшее время. Так, Минэкономразвития России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части функционирования единых федеральных реестров», предусматривающий, в том числе, отмену обязанности по оплате внесения сведений в ЕФРСФДЮЛ. В соответствии с установленным порядком законопроект прошел общественное обсуждение, по результатам которого Минэкономразвития России рассматривает поступившие предложения по его доработке.
Применение — жизнь закона. И только практика применения покажет, будет ли жить закон в существующем виде либо потребуется внесение каких-либо изменений.