Комиссия по качеству

Управление качеством

Автор:
Источник: Просто Качество
Опубликовано: 21 Октября 2010

Введение

Статья описывает работу одного из важнейших и основных механизмов управления качеством на предприятии – комиссии по качеству. Объясняется, зачем нужна комиссия по качеству и как она работает. Описываются особенности деятельности комиссии, роль руководства в ней и польза от её функционирования.

Реалии работы по качеству

Как и в любой другой профессиональной деятельности, теория управления качеством сильно отличается от реальной практики. Молодой специалист, попавший в организацию, тщетно пытается найти способ применения всем тем красивым теоретическим инструментам, которые так ясно и грамотно излагались во время учебы в институте. Быт и практика гораздо сложнее, запутаннее, чем формулы и схемы, описанные в учебниках.

Проходит время, приходит опыт и постепенно наступает прояснение и понимание важных и основных вещей.

Как и в любой другой управленческой деятельности, основа основ управления качеством:

  • правильное планирование процессов и продукции
  • правильный контроль, учет и исправление проблем

При переводе на простой разговорный язык – мы должны продумать, как надо работать и грамотно исправлять возникающие в ходе работы проблемы.

Правильное планирование процессов и продукции

Управление качеством – это деятельность, в которую вовлечены люди, ресурсы и время. Мы хотим добиться неких целей с помощью усилий некоторых людей и готовы потратить на это некоторую сумму денег. Для этого мы должны продумать, кто, как и где будет этим заниматься, составить план и регулярно проверять выполнение этого плана.

Поэтому годовые и месячные планы по качеству должны быть интегральной частью общих, рабочих планов на предприятии. Самый важный вопрос, который встает в связи с появлением планов по качеству – кто и как будет проверять выполнение этих планов?

Учет и разбор проблем по качеству

В любой организации возникают те или иные проблемы с качеством. Проблемы с поставщиками (срыв поставок, бракованное сырье), с потребителями (претензии, недовольство работой компании со стороны потребителей), внутренние организационные проблемы и т.п.

Важнейшая задача отдела или службы качества – вести учет этих проблем и оперативно их исправлять.

Наладить учет проблем в принципе возможно силами одного отдела качества. С исправлением намного сложнее.

Беда заключается в важном обстоятельстве – проблемы по качеству обычно происходят на стыке ответственности разных подразделений!

Жалоба, приходящая от потребителя, принимается отделом продаж, но причина её происхождения может лежать в недрах производства.

Да, можно дать громадные полномочия службе качества, превратить её в некоего внутреннего жандарма с правом влезать во всё происходящее в организации. Но практика показывает, что сотрудники службы качества не понимают специфики работы любого подразделения и не могут работать вместо сотрудника этого подразделения.

Единственный выход – работать вместе с подразделением для решения проблемы!

Вовлеченность персонала

Один из главных и широко декларируемых принципов ИСО 9001 – вовлеченность персонала в работу по улучшению качества. Проповедники и гуру качества с восторгом рассказывают о том, как в далекой Японии все, ну, абсолютно все работники предприятий с жаром улучшают качество, наводят чистоту и порядок, объединившись в группы, подают руководству предложения о том, как работать лучше и грамотнее.

Да, конечно неплохо бы и у нас иметь столь воодушевленный персонал, который душу готов положить, лишь бы помочь хозяину обогатиться. К сожалению, реальность далека от японской мечты. Хоть бы не пили на работе, уже хорошо, говорят некоторые руководители, со вздохом читающие статьи об японском чуде. Ну, а реальная практика доказывает, что вклад ключевых сотрудников и руководителей в организации более важен, чем вклад рядовых работников. На то они и ключевые кадры, «кадры решают все», как говорил один небезызвестный персонаж.

Так вот, если мы не можем вовлечь всех, то надо вовлечь всех ключевых руководителей в работу по улучшению качества. Я говорю о руководителях отдела закупок, отдела продаж, производства, склада, службы персонала, транспортного отдела и т.п. Эти люди способны и должны контролировать и решать все проблемы с качеством в организации.

Позвольте, воскликнет внимательный читатель, а почему нельзя решать все вопросы по качеству в рамках обычных регулярных рабочих совещаний? Зачем изобретать велосипед? В том то и дело, что не получается решить эти особые «межфункциональные» проблемы в рамках обычных совещаний. Практика доказала, что наилучший способ решать вопросы по качеству – создание специального отдела или службы качества, выделение этому отделу полномочий по контролю и улучшению, создание отдельной системы учета, контроля и анализа. Одним из таких отдельных инструментов и является комиссия по качеству, которая помогает вовлечь в работу по качеству ключевых руководителей и специалистов.

Механизм для координации работы по качеству

Координация – вот ключевое слово в управленческой деятельности. Комиссия по качеству прежде всего координирует усилия и взаимодействие различных подразделений. Написать претензионное письмо поставщику – требуется координация службы качества и одела снабжения. Разобраться с претензией потребителя – требуется координация отдела продаж, производства и службы качества. Да мало ли какие проблемы возникают в сложной и проблемной работе современного предприятия. Вот тут – то и приходит на помощь комиссия по качеству. Во время её проведения можно проанализировать, что происходит с качеством, что сделали, что не сделали, кто за что отвечает, когда и кому нужно выполнять намеченные работы по качеству. Единый центральный механизм координации работ по качеству – вот основная роль комиссии.

Различие между регулярной и проектной деятельностью

Любой специалист по проектной деятельности найдет очень много похожего между работой комиссии по качеству и работой любой проектной группы. Комиссия по качеству это, по сути, один большой постоянный проект.

Регулярная деятельность повторяется изо дня в день, ресурсы под неё выделяются в рамках обычной структуры управления предприятием. Люди, выполняющие эту работу, так же находятся и координируются в рамках обычной организационной структуры и подчиняются своим начальникам служб и отделов.

А вот проектная деятельность обычно требует вовлечения разных людей из разных подразделений, имеет четко определенное начало и конец, заранее ожидаемые результаты. Все это очень похоже на структуру и формы работы комиссии по качеству, которая, по сути, является межфункциональной группой, состоящей из сотрудников разных подразделений.

Комиссия по качеству контролирует работу по качеству. Сама эта работа – множество мелких «проектов», действий, мероприятий, за которые отвечают разные люди, под которые выделяются ресурсы и завершение мероприятий должно происходить в заранее установленные сроки. Ну, чем не типичная проектная деятельность?

Правила управления проектной деятельностью и комиссия по качеству

Давайте рассмотрим наиболее важные правила работы проекта, которые должны быть применяемы в работе комиссии по качеству:

  • комиссия контролирует выполнение и координирует работу большого количества отдельных «проектов» (мероприятий по исправлению проблем или работ улучшению качества)
  •  все эти мероприятия имеют дату начала работы и дату предполагаемого завершения работ
  • каждое мероприятие имеет ответственного за выполнение мероприятия
  • все работы, сроки и ответственные записаны в протоколе комиссии по качеству
  • в комиссии участвуют сотрудники и руководители разных ключевых подразделений в организации, которые выполняют мероприятия параллельно своей обычной служебной деятельности.

Как работает комиссия по качеству

Обычно комиссия собирается ежемесячно. Для её работы готовятся отчеты по различным аспектам качества в организации. Понятно, что каждая организация имеет свои особенности и свою важную статистику по качеству. Самые распространенные показатели по качеству это

  • % претензий потребителей
  • % бракованной продукции
  • количество или % бракованного сырья (комплектующих)
  • индекс удовлетворенности потребителей
  • количество отклонений / нарушений в работе организации.
  • количество несоответствий, обнаруженных во время внутренних проверок (аудитов) и т. п.

К отчетам прилагается протокол, в котором перечислены все выполняемые и выполненные мероприятия с предыдущей встречи комиссии. И протокол, и отчеты высылаются членам комиссии и руководству организации заблаговременно, так, чтобы участники смогли прочитать их и подготовиться к совещанию.

Во время проведения комиссии просматриваются отчеты и планы, проверяется выполнение мероприятий, по фактам появления новых проблем назначаются новые мероприятия, принимаются предложения по улучшению и исправлению проблем. Комиссия работает как группа, где у каждого участника есть право голоса, замечания и предложения. Это никоим образом не форум, где генеральный директор или директор по качеству «вещает» собравшимся, а они молча слушают!

После проведения очередного совещания измененный протокол рассылается всем участникам, каждый из которых должен проверить, какие задачи возложены на него и когда он их должен выполнить.

Роли участников в комиссии

Служба / отдел качества – отвечает за подготовку и ведение комиссии, за подготовку, представление и ведение отчетности и протокола, за назначение ответственных за мероприятия.

Руководство организации – наделение полномочиями ответственных за мероприятия, делегирование полномочий службе качества, дисциплинарные взыскания нарушителям работы по качеству, личное участие в работе комиссии, личный анализ данных и мероприятий (так называемый в ИСО 9001 анализ со стороны руководства).

Отдельные участники – отвечают за ознакомление с отчетами и протоколом, выполнение мероприятий, в которых они являются ответственными и участие в обсуждении проблем.

Тяжело заставить человека думать, поэтому нет смысла обязывать участников комиссии предлагать улучшения и искать пути решения проблемы силой!

Но правильно морально и материально мотивированные сотрудники (зарплата которых привязана к показателям качества, имя которых упоминается в результатах достижений и улучшений по качеству) обычно с готовностью участвуют в работе комиссии по качеству, пытаясь таким образом улучшить свою зарплату и статус.

Да и уменьшение количества разборок и проблем с помощью комиссии так же облегчает жизнь руководителям в дальнейшем, и они это понимают, пытаясь с помощью комиссии уменьшить количество проблем и головной боли в своем подразделении.

Как и всякий проект, комиссия по качеству требует во время проведения:

  • протоколиста
  • руководителя комиссии
  • контроля времени во время обсуждений вопросов

Особенности работы комиссии по качеству

  1. Совещания комиссии не являются местом, где решаются сложные вопросы и проблемы организации – она скорее элемент координации, на ней поднимаются вопросы («есть проблема..»), намечаются пути их решения («создаем рабочую группу по решению проблемы с…»), проверяются выполнение задач («после изменения технологии производства с 21.08.10 брака на линии нет»). Если забывать об этом – совещания комиссии превратятся в бесконечные споры, и Вы никогда не будете успевать решить все проблемы.
  2. Участников комиссии надо учить работать сообща, они должны понимать принципы анализа данных, знать правила мозгового штурма, уметь слушать друг друга. Не подавлять своим авторитетом менее авторитетных участников и т.п.
  3. Для успешной работы комиссии необходимо устранить элемент управленческого террора из работы организации – сотрудники не должны боятся признаться в своих ошибках («да, мы ошиблись с ..») – иначе все будет скрываться и комиссия будет впустую искать «черную кошку в темной комнате». Так же важно создать атмосферу, где сотрудник может признаться в непонимании или незнании ситуации (руководители обычно очень амбициозны и для многих является большой проблемой огласить «свое несовершенство»).
  4. Работа в комиссии обычно является дополнительной к обычным должностным обязанностям, и она является первой для откладывания в случае загруженности. Поэтому очень важно постоянно напоминать участникам об их долге по работе в комиссии и жестко контролировать выполнение поставленных задач. Процент выполненных мероприятий и имена тех, кто не выполняет мероприятия, должны озвучиваться на каждой комиссии по качеству!

Роль руководства компании в работе комиссии

Комиссия не будет приносить пользу, если высшее руководство организации не будет лично принимать в ней участие. Во-первых, это является сигналом всей организации, что руководство считает эту деятельность важной и лично контролирует происходящее в комиссии. Во-вторых, личное участие позволяет руководству понимать происходящее и проблемы по качеству, стоящие перед организацией, что облегчает взаимодействие службы качества и руководства. Для России, где и сегодня руководство страны лично вникает в разборы проблем на уровне работы муниципалитета, личное участие генерального директора может быть тем самым решающим фактором для успеха работы по качеству.

Анализ со стороны руководства

ИСО 9001 требует от организации проведения анализа со стороны руководства. Во многих компаниях он является формальной отпиской и проводится раз в полгода. Ежемесячная комиссия по качеству может быть великолепным инструментом для проведения анализа, так как перечисленные мною выше формы отчетности отвечают требованиям стандарта по проведению анализа. И самое главное, данный подход приносит реальную пользу, а не просто тратит время, деньги и, самое главное, не дискредитирует работу по качеству, как это происходит при формальном подходе.

Итог – польза от комиссии

Итак, подведем итог – комиссия по качеству является эффективным групповым инструментом для ведения работы по качеству в организации. Она координирует мероприятия и планы по качеству, создает и анализирует всю отчетность по качеству, дает руководству организации возможность оценить состояние дел с качеством продукции и процессов в компании, является ответом на требование ИСО 9001.

Дополнительная польза от работы комиссии – она сплачивает ключевых сотрудников в единую команду, позволяет им проявить свои аналитические и творческие способности в ходе решения проблем, помогает преодолеть границы между подразделениями. Иногда комиссия является единственной возможностью сотрудников организации озвучить свои проблемы в работе, которые не решаются годами.

Автор:

Теги: управление качеством