Источник: IFAC
В рамках этого опубликованного на прошлой неделе подкаста Джон Стэнфорд (John Stanford) - и.о. технического директора Международного совета по стандартам финансовой отчетности для общественного сектора (IPSASB) - и Пол Мейсон (Paul Mason) – технический менеджер IPSASB – объясняют требования стандарта IPSAS 32 “Концессионные соглашения: концедент” в отношении активов и обязательств, возникающих в результате передачи права оператору (концессионеру).
(Д.С.) Здравствуйте. Я Джон Стэнфорд, исполняющий обязанности технического директора Международного совета по стандартам финансовой отчетности для общественного сектора (IPSASB). Здесь со мной мой коллега, технический менеджер Пол Мейсон, чтобы вместе обсудить некоторые вопросы модели передачи прав оператору в рамках стандарта IPSAS 32 “Концессионные соглашения: концедент”. В этом подкасте изложены мнения членов IPSASB – это не мнение всего IPSASB, и это не официальное заявление. Наши члены хотели бы сказать несколько слов по поводу IPSAS 32.
IPSAS 32 содержит требования и руководства к учету концендентом двух типов концессионных соглашений. Во-первых, это модель финансовых обязательств, а во-вторых - модель передачи прав оператору. Модель передачи прав оператору также иногда называют моделью нематериального актива, основанную на признании оператором нематериального актива в рамках IFRIC 12 “Концессионные соглашения”, интерпретации от IASB. Также от случая к случаю ее называют и моделью полученной выручки.
В рамках модели финансовых обязательств концедент предоставляет оператору компенсацию в виде наличности или других финансовых активов в обмен на контроль со стороны концедентом над концессионным активом. В рамках модели передачи прав оператору оператор получает доход от использования концессионного актива третьей стороной, либо от другого приносящего доход актива.
- Пол, IPSAS 32 оговаривает условия, при которых концедент признает концессионный актив в рамках модели передачи прав оператору. Как должен измеряться данный актив?
- (П.М.) Спасибо, Джон. IPSAS 32 требует, чтобы концессионные активы – в том числе те, что признаются в рамках модели передачи прав оператору – изначально измерялись по справедливой стоимости. В рамках модели передачи прав оператору организация получает концессионный актив в обмен на неденежный актив и обычно получает доход от использования его третьей стороной. Признание по справедливой стоимости – это стандартная практика в случаях, когда актив получают в обмен на неденежный актив, в соответствии со стандартами IPSAS – в частности, IPSAS 17 “Основные средства”. Справедливая стоимость переданного актива применительно к праву получать выручку от его использования иногда применяется для измерения издержек. В концессионных соглашениях обычно более подходящим вариантом будет определение справедливой стоимости полученного актива – это и есть концессионный актив. Так происходит, потому что право получать доход от использования ранее могло не признаваться концедентом, и, соответственно, справедливая стоимость концессионного соглашения будет более очевидна, чем справедливая стоимость права на получение дохода от использования.
Определение справедливой стоимости концессионного актива часто предполагает использование методов оценки, которые подходят активу данного типа. Если существует рынок для актива данного типа, будет возможным определить справедливую стоимость концессионного соглашения на основе рыночных транзакций с похожими активами. Если рынка для данного актива нет, потребуется определять справедливую стоимость на основе иного базиса. В рамках “Концептуальных основ” самым подходящим базисом для измерения – или оценки – справедливой стоимости концессионного актива в большинстве случаев является стоимость замещения. Для нового актива, как в случае большинства концессионных активов, это будет расходом на покупку или создание нового актива.
Оценка расходов на покупку или создание нового актива может быть непростой задачей. Отдельные юрисдикции решили эту проблему, потребовав от оператора делиться этими моделями с концендентом (это требование обычно прописано в контракте). Это позволяет концеденту оценивать справедливую стоимость, ссылаясь на расходы оператора на внутренние инвестиции. Юрисдикции используют прокси – например, типовые расходы на строительство в расчете на квадратный метр или, в отдельных случаях, на кубометр – аналогичного актива при оценке справедливой стоимости концессионного актива.
- (Д.С.) Пол, благодарю за описание бухгалтерского учета по концессионному активу. Наверное, сейчас мы можем перейти к стороне обязательств. IPSAS 32 требует, чтобы когда концедент признает концессионный актив, он также признавал бы и соответствующее обязательство. Как нужно первоначально признавать это обязательство?
- (П.М.) На самом деле, здесь все относительно прямолинейно. IPSAS 32 требует, чтобы концессионное обязательство изначально признавалось в размере концессионного актива, с корректировкой на другие суммы, передаваемые между концедентом и оператором. Поэтому в большинстве случаев оцененная стоимость концессионного актива также дает вам стоимость концессионного обязательства.
- (Д.С.) Спасибо, Пол. Можем мы теперь перейти к последующим измерениям? Как это обязательство нужно будет учитывать в дальнейшем? В частности, является ли требованием IPSAS 32, что обязательство необходимо уменьшать, а выручку – признавать линейным методом на протяжении срока действия соглашения?
- (П.М.) Нет, такого требования нет, чтобы обязательство уменьшалось, а выручка признавалась линейным методом. Этот метод просто используется в иллюстративных примерах к IPSAS 32, но только потому, что он отражает экономическую сущность того конкретного примера. В рамках модели передачи прав оператору обязательство отражает неполученную долю выручки, которая возникает в результате передачи актива от концедента оператору. IPSAS 32 требует от концедента признавать выручку – следовательно, уменьшать обязательство – в соответствии с экономической сущностью концессионного соглашения. Выручку свою концедент зарабатывает, предоставляя оператору доступ к концессионному активу, чтобы тот мог получить свою выручку от использования актива третьей стороной. Следовательно, характер признания выручки должен отражать доступ, предоставленный концедентом оператору. Например, доступ к активу может оставаться постоянным по ходу действия концессионного соглашения. Отсюда можно предположить, что и выручку следует признавать линейным методом по ходу действия концессионного соглашения. Однако если предоставленный доступ меняется на протяжении срока действия концессионного соглашения, будет более правильным признавать выручку пропорционально предоставленному доступу. Поскольку концессионные соглашения, как правило, охватывают много лет, часто может быть целесообразным признавать выручку, применяя методы дисконтирования, чтобы отразить временную стоимость денег, и в этом случае ставка дисконтирования должна отражать срок действия концессионного соглашения.
Важно отметить, что выручка концедента – не одно и та же, что выручка оператора. Уровень выручки, полученной оператором, обычно не влияет на выручку концедента. Есть, однако, исключения, в случае действия дополнительных механизмов - таких как соглашения о разделении выручки – включенных в концессионные соглашения. Но это именно исключения, а не правила. Оператор получает выручку от использования актива, и часто эта выручка будет меняться в зависимости от многих факторов. Напротив, концедент получает выручку от оператора, и эта выручка определяется условиями концессионного соглашения – следовательно, она относительно фиксированная.
Иногда оператор может предоставлять концеденту выручку иного типа – например, авансовые платежи, или потоки платежей концеденту – за право использования концессионного актива. Примером, когда такие платежи могут возникнуть, являются ситуации, когда концессионный актив, согласно ожиданиям, должен принести больше выручки, чем будет достаточно для компенсации оператора за создание этого актива. И в таких случаях, когда оператор приносит дополнительную выручку концеденту, концедент отдельно ведет учет этой выручки в соответствии с IPSAS 9, который является стандартом для признания выручки по обменным операциям.
- (Д.С.) Спасибо, Пол. Мне бы хотелось завершить данный подкаст упоминанием сборника вопросов и ответов, который члены IPSASB подготовили по этому поводу. Этот документ доступен на сайте IPSASB, www.ipsasb.org. Спасибо, что слушали наш подкаст. С Вами прощаются Пол Мейсон и я, Джон Стэнфорд.