Корпоративное бюджетирование, или Что год грядущий нам готовит?

Бюджетирование

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 8 октября 2014

Фото: http://www.pressfoto.ru

Стабильность в мировом сообществе – понятие зыбкое. Однако противостояние с Россией в этом году приводит не только к пересмотру внешней политики нашей страны, но и существенно сказывается на всем внутреннем рынке. Планирование бюджета на 2015 год стало проблематичным для корпораций самого разного уровня.

Как заниматься долгосрочным планированием, учитывая ситуацию с Украиной, курс доллара и евро по отношению к рублю, санкции ЕС, направленные против России, отзыв лицензий у ряда российских банков и пр.? Как быть с бюджетированием целой отрасли или отдельно взятой компании во время экономической нестабильности?

Ежегодно проводимая порталом CFO-Russia и Клубом финансовых директоров конференция «Корпоративное бюджетирование» в этом году была актуальной как никогда. Дискуссию об особенностях планирования в современных условиях вели представители компаний, работающие в разных сегментах производства, но сложности оказались у них общими.

Финансовый директор сети ресторанов быстрого питания Burger King Михаил Кацнельсон отметил: «Мы, к сожалению, не можем переложить движение курса на потребителя. Теряем на «среднем чеке», но выигрываем на притоке из среднего сегмента».

Заместитель финансового директора «Росинтер Ресторантс» Константин Кравцов подтвердил, что их бизнес также чувствителен к потребительскому спросу, и большая часть продукции закупалась за рубежом. Он заметил, что в условиях кризиса их клиенты уходят в более низкий в сегмент, где работает Burger King. Сейчас запланирован бюджет на год с пересмотром в середине года, плюс каждый месяц составляются микропрогнозы. Сложностей для ресторанного бизнеса добавил и запрет на курение в общественных местах. Константин Кравцов считает, что необходимо предусмотреть резерв для развития в условиях кризиса: закрыть убыточные локации, вести новые переговоры с поставщиками, остановить капитальные вложения. Словом, делать то, что помогает пережить этот год и, возможно, поможет пережить 2015 год. В том, что кризис будет затяжным, мало кто сомневается.

Фото: http://www.pressfoto.ru

Директор по закупкам компании Schneider Electric Ольга Каненкова отметила, что в особенно непростой ситуации оказались те компании, кто, как они, попал под санкции, им приходится судорожно искать альтернативы. Закрыт доступ к мировому рынку кредитования – следовательно, многие проекты оказались заморожены.

В то же время Ольга Каненкова советует всем задаться вопросом именно в кризисное время: что можно еще сделать? Их компании, к примеру, удалось аренду по многим офисам перевести в рубли с фиксированной ставкой на ближайшие годы. Это было сложным процессом, но экономия для бизнеса вышла колоссальной. Максимум контрактов было переведено в рубли, также компания смотрит на прямые закупки, выходит на азиатский рынок. В итоге ценами можно управлять, а для бизнеса это главное. По словам Каненковой, в кризисное время надо «идти в поля» – искать возможности, не предусмотренные текущими планами, применять креативный маркетинг.

Исполнительный вице-президент по финансам и экономике АФК «Система» Андрей Каменский добавил, что существует еще и риск рефинансирования, который всех нас до сих пор не коснулся в полной мере, и которому в 2015 году необходимо уделить максимальное внимание. Есть проблемы у контрагентов, что тоже надо учитывать.

«Как будут себя чувствовать банки – никто сейчас не знает. Что будет с иностранными банками? Стоит список банков, с которыми вы работаете, сузить до трех-четырех. В 2015 году, скорее всего, банковский сектор будет наиболее уязвимым», – считает Андрей Каменский.

«Но не надо драматизировать: кризис – замечательное время, чтобы поменять свое место на рынке. Сейчас у нас есть возможность по импортозамещению, а так было не всегда. Всегда можно задать вопрос, зачем вы делаете те или иные расходы, ведь если так поступали в прошлом году, то это не значит, что надо также поступать и в этом», – продолжает Андрей Каменский.

В этом году 24 сентября на конференции «Корпоративное бюджетирование» главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова представила обзор макроэкономических факторов, которые важно учесть при подготовке бюджета на 2015 год. Говорилось, в частности, что уровень потребления населением на 20% превышает уровень 2008 год, а инвестиции перестали расти с 2012 года. Сейчас в России – низкая норма сбережений; потребляют в России в 2014 году больше товаров, а не услуг; бюджетная политика будет меняться (поскольку она основана на ценах на нефть). По словам главного экономиста «Альфа-банка», доллар будет равен 37 рублям на конец 2014 года, а на конец 2015 года – 38 рублей за один доллар.

Автор:

Теги: планирование бюджета  корпоративное бюджетирование  долгосрочное планирование  санкции  отзыв лицензий  экономическая нестабильность  ресторанный бизнеса  капитальные вложения  риск рефинансирования  импортозамещение  норма сбережений