Корпоративный секретарь в британской компании

Корпоративное управление

Автор:
Источник: Акционерное общество: вопросы корпоративного управления №9-2014
Опубликовано: 16 октября 2014

Корпоративный секретарь занимает уникальное по­ложение в большинстве организаций*.

Являясь главным контактным лицом для председате­ля совета директоров и основным участником команды высшего менеджмента, корпоративный секретарь вос­полняет разрыв между советом директоров и исполни­тельным органом управления компании, имея приви­легированный доступ и к тем, и к другим. Однако цен­ность этой роли зачастую понимается превратно, а то и вовсе упускается из виду. В конце 2013 года Инсти­тут дипломированных секретарей и администрато­ров (Institute of Chartered Secretaries and Administrators, ICSA) начал сотрудничество со школой бизнеса Хенли с целью изучения меняющейся, а порой и противоречи­вой роли корпоративного секретаря.

Какое-то время мы воспринимали секретаря компа­нии как «хранителя секретов» или «слугу совета дирек­торов». Основные функции корпоративного секретаря, с его тактичностью и почтительностью, заключались в том, чтобы заседания совета директоров проходили ровно и гладко, решения принимались и фиксирова­лись в точности и должным образом, а протоколы из­давались вовремя. Особое внимание к администриро­ванию и порядку действий в сочетании с проактивным подходом обосновывали дополнительную ответствен­ность корпоративного секретаря за обеспечение со­блюдения законодательных норм и регламентов.

Такую тенденцию в восприятии корпоративного се­кретаря было сложно переломить. Еще совсем не­давно, в 2012 году, приводились слова исполни­тельного директора одной из компаний, входящих в рейтинг FTSE 250: «Не думаю, что корпоративный секретарь выполня­ет какие-либо важные функции, кроме заполнения бланков и контроля за соблюдением незначительных норм. Это возвеличенная канцелярская должность».

В реальности все по-другому. Занимая ключе­вые позиции, высокопрофессиональные кор­поративные секретари в существенной мере способствуют достижению целей компании.

Исследования показывают, что эта долж­ность переживает переходный этап под влиянием меняющихся требований совета дирек­торов. Повышенное внимание вопросам кор­поративного управления свидетельствует о большем признании и наглядности роли кор­поративного секретаря, который стал основ­ным источником информации и влияния меж­ду исполнительным руководством и советом директоров. Теперь от корпоративных секре­тарей требуется больше ориентироваться на внешнюю среду, взаимодействуя с основны­ми акционерами, уполномоченными консуль­тантами и регуляторами, а также становиться в большей степени стратегическими фигура­ми, глубже понимая бизнес и экономические условия, в которых работают их компании.

Отношения подчиненности — вещь сложная. Большинство корпоративных секретарей подчиняется председателю совета директо­ров, сохраняя тесную связь с генеральным директором и остальными исполнительны­ми директорами. Однако многие секретари считают себя членами управляющей «трой­ки»: генеральный директор — председатель совета директоров — корпоративный се­кретарь, обладающими особой независимостью, которая имеет решающее значение для демонстрации свободы действий и бес­пристрастности, необходимых хорошим кор­поративным секретарям для формирования доверительных отношений между членами совета директоров и их коллегами из испол­нительного руководства.

Управлять советом директоров стало слож­нее, чем раньше. Количество и значимость неисполнительных директоров (НИД) в Вели­кобритании увеличились, особенно в сфере финансовых услуг после 2007 года.

«В прошлом НИД работали по 20-30 дней в году; теперь же некоторые из них обязаны отрабатывать 80-90 дней в году (корпоратив­ный секретарь, банковский сектор)».

Специальное исследование, проводившееся консультантами Какабадзе* в 2014 году, пока­зывает, что около трети лучших управленческих команд выделяют в своей работе такие пара­метры, как миссия, цель, концепция и страте­гия. НИД могут оказаться не в курсе вопросов, не иметь четкого представления о своих функ­циях и обязательствах и демонстрировать не­готовность к нужному взаимодействию.

Отношения между исполнительным руко­водством и советом директоров тоже мо­гут различаться, но практически для всех ха­рактерна некоторая натянутость. Тем не ме­нее, эффективная динамика в работе совета директоров лежит в основе прогресса ком­пании. Хороший корпоративный секретарь как член главной управленческой тройки будет способствовать успешной деятельности совета директоров путем обеспечения отлаженности процессов и отношений.

Корпоративный секретарь является главным источником информации о требованиях к от­четности и по вопросам управления, и, выпол­няя решающую роль в обеспечении качества и полноты передаваемой информации совету ди­ректоров, оказывает исключительное воздей­ствие на процесс принятия решений советом директоров. Находясь рядом с председателем, при этом умея восполнять разрыв между сове­том директоров и исполнительными органами, корпоративный секретарь принимает участие в самых разных заседаниях совета и комите­тов, напоминая председателю и всем присут­ствующим, какие вопросы требуют обсуждения, пусть, как это часто бывает, без права голоса в ходе таких заседаний. Поскольку члены совета директоров приходят и уходят, корпоративный секретарь порой имеет наибольший опыт рабо­ты по сравнению с другими участниками заседаний совета, обладая жизненно важным опы­том и знаниями истории и культуры компании.

Несмотря на то, что технические навыки и знания по-прежнему играют существенную роль, наиболее значительными направлени­ями для перемен считаются личностные качества, необходимые для этой должности. Поскольку рабочие отношения стали более сложными, независимость и способность объединять за работой различные уровни и группы людей ценится особенно высоко. Близость к топ-менеджменту и совету дирек­торов, председателю совета директоров и генеральному директору делает из корпора­тивного секретаря посредника и дипломата, устанавливающего связь между людьми. Но корпоративные секретари — не просто ди­пломаты. Они должны уметь отстаивать то, что, по их мнению, является правильным, да­же если они одиноки в своих убеждениях. В условиях, когда 66% лучших управленческих команд «испытывают слишком большое дав­ление, чтобы поднимать неудобные вопро­сы» (согласно исследованиям Какабадзе и Какабадзе 2014 г.), в умелых руках это фор­мальное и неформальное влияние и постро­ение отношений может поспособствовать процессу принятия решений и повысить эф­фективность работы совета директоров.

Так что же, хорошими корпоративными секре­тарями рождаются или становятся? Безуслов­но, стойкость, независимость и умение завое­вывать доверие коллег являются важнейшими качествами. Равно как и стрессоустойчивость, а также способность жить в условиях неопре­деленности и противоречия. Многие корпо­ративные секретари называют в числе труд­ностей подчинение сразу нескольким началь­никам, а также тот факт, что они, выполняя функции и руководителей, и исполнителей, а также обладая правом голоса, не могут выска­зываться при определенных обстоятельствах.

«Я не принимаю активного участия в заседа­ниях совета директоров. Большая часть мо­ей работы заключается в том, чтобы обеспечи­вать подготовку решения до того, как оно будет представлено на суд участников заседания».

Почти все респонденты назвали практиче­ские знания и интеллектуальную способность охватывать сложные вопросы необходимыми требованиями, в дополнение к лидерским ка­чествам, человеколюбию, скромности и спо­собности формировать добрые отношения с ключевыми директорами.

Вклад хорошего корпоративного секретаря в эффективное управление очевиден. Одна­ко именно особая смесь лидерских качеств, практических знаний, широты кругозора и дипломатии имеет решающее значение для создания эффективного совета директоров.

Рекомендации тому, кто хочет стать профессио­нальным корпоративным секретарем:

  • Как часть совета директоров будьте не только хорошим исполнителем, но и руководителем.
  • Вы должны обладать статусом и уверенно­стью, необходимыми для того, чтобы быть ведущим специалистом совета директоров.
  • Осуществляйте управление на всех уровнях, используя технико-коммерческие навыки и умение налаживать отношения.
  • Формируйте в себе способность к «великим делам» — сочетайте свой опыт и практиче­ские навыки для принятия инновационных решений.
  • Используйте диалог, взаимодействие и рас­судительность.
_________________________________________________________________

  • * Английская версия статьи была опубликована в Law Society Gazette
  • ** Результаты исследования The Company Secretary: building trust through governance, проведенного профессором Эндрю Какабадзе, профессором Надой Корач-Какабадзе и Надимом Ханом, были опубликованы 2 июля 2014 г. С ними можно

ознакомиться на www.icsa.org.uk/cosecreport.

Автор:

Теги: корпоративный секретарь  Институт дипломированных секретарей и администраторов  Institute of Chartered Secretaries and Administrators  ICSA  проактивный подход  корпоративное управление  совет директоров  Какабадзе  неисполнительные директора  НИД  топ-ме