Потребность инвесторов в получении профессиональной оценки рисков обусловила возникновение, а в последние годы и активное развитие рейтинговых агентств. Рейтинговые агентства занимаются предоставлением информации о надежности ценных бумаг, компаний и правительств, а также играют роль ключевых посредников между заемщиками и кредиторами на мировых финансовых рынках. При этом наиболее востребованным продуктом рейтинговой деятельности является оценка кредитоспособности частных лиц, компаний, регионов или отдельных стран, путем присвоения рейтинга.
Кредитный рейтинг как лакмусовая бумага для рынка
Деятельность рейтинговых агентств обычно оказывается в центре внимания в периоды финансовой и экономической нестабильности. Присваиваемые в таких условиях компаниям и экономикам государств рейтинги воспринимаются рынком особенно остро и даже способны повлиять на финансовые и экономические показатели государств.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Появление рейтинговых агентств связывается с именем Генри Варнума Пура, который опубликовал в 1860 году исследование "История железных дорог и каналов в Соединенных Штатах", посвященное финансовому и эксплуатационному состоянию железнодорожных компаний США. Позднее Пур основал фирму H.V. and H.W. Poor Co, превратившуюся в будущем в Standard & Poor's, которая входит в число самых авторитетных рейтинговых агентств мира.
Опыт экономических кризисов последних лет поставил под сомнение объективность даваемых рейтинговыми агентствами оценок. Кроме того, участники финансовых рынков неоднократно указывали, что, ошибаясь в оценках, рейтинговые агентства способствовали "надуванию пузырей" на финансовых рынках и эскалации кризисных явлений. В этом смысле показателен Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов, охвативший страны Юго-Восточной Азии. Так, в преддверии кризиса экономике одного из главных "азиатских драконов" – Южной Кореи, был присвоен высший кредитный рейтинг, однако вскоре экономика государства оказалась поражена тяжелейшим финансовым кризисом. Такие "локомотивы" мировой экономики, как Enron, Parmalat, Lehman Brothers Holdings, тоже были высоко оценены участниками рейтингового рынка незадолго до кризиса 2008 года (по оценкам ряда специалистов не завершившегося до сих пор) – однако их участь с ухудшением экономической обстановки также оказалась незавидной.
С другой стороны, оценки международных рейтинговых агентств зачастую рассматриваются специалистами как инструмент международной политики и глобальных экономических войн. Не раз, в том числе и российскими политиками, указывалось на ангажированность и несправедливость присваиваемых рейтингов. Например, по сообщению МИА "Россия сегодня", именно в таком ключе прокомментировал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков понижение в текущем году агентством Standard & Poor's суверенного кредитного рейтинга РФ до отметки BB+ (спекулятивный уровень). В свою очередь, как сообщило информационное агентство ТАСС, заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, в ответ на снижение агентством Moody’s кредитного рейтинга РФ в целом и ряда регионов в частности, вообще допустил отказ России от сотрудничества с международными рейтинговыми агентствами.
На фоне снижения рейтингов звучат также призывы повысить роль российских и региональных рейтинговых компаний и обеспечить их признание регулирующими органами.
МНЕНИЕ
Павел Самиев, управляющий директор рейтингового агентства "Эксперт РА" (RAEX)
"Вопрос отказа от услуг иностранных рейтинговых агентств чисто политический. Такой соблазн возникает в ситуации сильного снижения рейтингов. При этом упускается важный момент: если мы перестанем официально работать с "большой тройкой" [Fitch Group, Moody’s, Standard & Poor's. – Ред.], ее роль в мире принципиально не изменится, так как степень влияния этих агентств высока. Однако если подразумевается изоляция России в широком смысле, в том числе и в плане финансового рынка, заимствований, банковского рынка, тогда в этом есть логика. Это значит, что на иностранные фонды и иностранных инвесторов мы не рассчитываем, и в таком случае смысла в рейтингах нет, как в положительных, так и в отрицательных. Соответственно платить за рейтинги становится бессмысленно. Если же подобная изоляция – это временная вещь, а государство, корпоративный и банковский секторы будут пытаться выходить на мировые рынки и осуществлять заимствования, то отказываться от рейтингов странно, так как от этого хуже будет только нам".
Рынок рейтинговых услуг в России
Российский рейтинговый рынок развивается уже более 15 лет. Сегодня, наряду с представителями большой тройки: филиалом компании "Фитч Рейтингз СНГ Лтд" (Fitch Group), филиалом частной компании с ограниченной ответственностью "Стэндард энд Пурс Кредит Маркет Сервисез Юроп Лимитед" (Standard & Poor's), ООО "Мудис Восточная Европа" (Moody’s) и ЗАО "РЕЙТИНГОВОЕ АГЕНТСТВО МУДИС ИНТЕРФАКС", аккредитованы Минфином России и успешно работают российские. К ним относятся ООО "Национальное Рейтинговое Агентство", ЗАО "Рейтинговое агентство "Анализ, Консультации и Маркетинг", ЗАО "Рус-Рейтинг", ЗАО "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА" и ООО "Группа рейтинговых агентств "Эксперт РА".
Пользователями рейтинговых продуктов являются не только игроки на финансовых рынках. Рейтинговые оценки находят применение и в государственном управлении. Так, кредитные рейтинги учитываются при:
- заимствованиях субъектами РФ на международных рынках (постановление Правительства РФ от 20 января 2014 г. № 40);
- инвестировании временно свободных средств государственных корпораций и федерального бюджета (постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. № 1080, постановление Правительства РФ от 24 декабря 2011 г. № 1121);
- инвестировании средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 955, постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 18);
- инвестировании пенсионных накоплений (положение Банка России от 25 декабря 2014 г. № 451-П);
- оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов власти (Указ Президента РФ от 10 сентября 2012 г. № 1276)
и т. д.
Регулирование рейтингового рынка: от зарубежного опыта к проекту первого российского закона
Ввиду явных недочетов в деятельности рейтинговых агентств и в связи с очевидной практической значимостью рейтинговых оценок в мире сложилось понимание необходимости выработки определенных стандартов. Например, в США в 2010 году был принят закон о реформировании финансовой системы (Акт Додда-Франка), а в 2009 году Европарламент издал акт об обязательной регистрации и контроле за работой рейтинговых агентств в ЕС. Эти законодательные акты усовершенствовали регулирование деятельности участников рейтингового рынка, а также усилили прозрачность их работы.
Однако в России рейтинговый рынок не имеет специального правового регулирования. В то время, как Банк России получил от Минфина России полномочия по надзору за некредитными финансовыми организациями, включая рейтинговые агентства (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ), фактически эти полномочия в законодательстве никак не реализованы.
Созданию системы специального регулирования рейтинговой деятельности в России должен послужить законопроект "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации" [1], внесенный группой депутатов во главе с Натальей Бурыкиной в начале февраля текущего года. Документ будет рассмотрен в первом чтении в марте.
НАША СПРАВКА
Рейтинговое агентство – коммерческая организация, которая на основании договора может присваивать юридическим лицам и иным образованиям индивидуальные рейтинги кредитоспособности (оценка способности выполнять свои кредитные обязательства), рейтинги надежности и финансовой устойчивости (оценка способности и готовности выполнять финансовые обязательства и сохранять финансовую стабильность) и другие рейтинги, базирующиеся на финансовом и качественном анализе и представляющие собой комплексную оценку вероятности реализации риска или качественную характеристику объекта, в отношении которого производится оценка, или другим образом высказать мнение об указанных объектах (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Следует отметить, что по содержанию этот документ в значительной степени повторяет одноименный законопроект Минфина России, обсуждавшийся в конце 2014 года. К первоначальному варианту поступило большое количество замечаний, в том числе и от участников рейтингового рынка, и он был отправлен на доработку.
Проект закона от парламентариев устанавливает основные понятия в сфере регулирования рейтинговой деятельности. Так, рейтинговым агентством называется юридическое лицо, основным видом деятельности которого является рейтинговая деятельность. А, в свою очередь, рейтинговая деятельность определяется как деятельность по анализу информации и данных с целью подготовки, присвоения, подтверждения, пересмотра и отзыва кредитных рейтингов. Таким образом, будущий закон не включает в сферу регулирования иные формы деятельности агентств: оценку качества корпоративного управления, управления активами и пр. При этом, в отличие от имеющегося в действующем законодательстве определения рейтингового агентства, предусматривается возможность присвоения рейтингов и без заключения договора с субъектом рейтингования: может быть присвоен так называемый "незапрошенный рейтинг".
Интересно, что законопроект не делит рейтинговые агентства на "международные" и "национальные" и предъявляет равные требования ко всем аккредитованным агентствам. Можно предположить, что с принятием этого законопроекта уйдет несправедливая практика делать акцент на "международном статусе" ряда агентств, выделяя их среди прочих.
Для российских и иностранных агентств установят единый правовой режим
Законопроект определяет общие условия и порядок аккредитации рейтинговых агентств, которая должна осуществляться Банком России. Стоит отметить, что аккредитация позволит использовать присваиваемые агентствами кредитные рейтинги государственными органами, но ее отсутствие не будет препятствовать рейтинговой деятельности. Предполагается, что получить аккредитацию смогут российские и иностранные компании, работающие в РФ не менее двух лет. Однако иностранным компаниям придется создавать дочерние структуры в соответствии с российским законодательством, иначе они не смогут приобрести статус аккредитованного рейтингового агентства. На это им отводится два года с даты принятия закона на основе этого законопроекта.
Примечательно, что первоначально требования о создании "дочек" для иностранных рейтинговых агентств в разработанном Минфином России законопроекте не было, а на стадии публичных консультаций участники разошлись по нему во мнениях. Так, ТПП РФ отмечала, что в связи с существующим неравенством в условиях конкуренции между российскими и иностранными компаниями, действующие в России рейтинговые агентства должны в обязательном порядке быть российскими юридическими лицами. Это объясняется в том числе интересами российских субъектов рейтингования, вынужденных сейчас работать в иностранном правовом поле, заключая договоры с представителями иностранных компаний. Подобные нормы имеются в законодательстве многих зарубежных стран, а условием признания российских рейтинговых компаний в таких странах является создание ими дочерних подразделений – подчеркивала ТПП РФ. В свою очередь агентство Moody’s заострило внимание на том, что это требование ограничит иностранные компании, осуществляющие или планирующие осуществлять на территории РФ рейтинговую деятельность, в выборе подходящей модели ведения бизнеса.
Но все же, законопроект полностью не отказывает иностранным компаниям, которые не имеют дочерних структур, образованных в соответствии с российским законодательством, в праве вести деятельность в России. Предусмотрена процедура признания иностранных агентств при условии, если:
- деятельность рейтингового агентства контролируется уполномоченным органом иностранного государства;
- Банк России признал эквивалентность иностранного правового режима российскому;
- имеется соответствующее соглашение между Банком России и контролирующим органом иностранного государства.
Признание Банком России иностранного рейтингового агентства эквивалентно его аккредитации и позволит опираться на его рейтинги в регулятивных целях.
Помимо этого, законопроектом определяется возможность признания рейтингов, присвоенных иностранными рейтинговыми агентствами, однако это станет возможным только после заключения Банком России соответствующего международного соглашения. Признанный рейтинг приравнивается присвоенному аккредитованным агентством.
Надо отметить, что первоначальный вариант документа устанавливал в качестве необходимого условия аккредитации компании минимальный размер ее уставного капитала: не менее 10 млн руб. Это вызвало бурную негативную реакцию участников обсуждения, и в Госдуму законопроект поступил с более мягким требованием об обязательной уплате государственной пошлины за получение аккредитации. Предполагается, что размер госпошлины будет дополнительно определен нормативным актом.
Напомним, в настоящее время российские и иностранные рейтинговые агентства получают аккредитацию Минфина России на добровольной основе. Порядок аккредитации определяется приказом Минфина России от 4 мая 2010 г. № 37н "Об утверждении Порядка аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств".
Внесенный законопроект запрещает агентствам отказываться от присвоения кредитных рейтингов и отзывать действующие в связи с решениями органов власти иностранных государств. По словам авторов инициативы, такой подход направлен на укрепление независимости финансовой системы нашей страны от односторонних, политически мотивированных решений иностранных государств, сохраняя выгоду от ее интеграции в международную финансовую архитектуру. В то же время, как ранее справедливо отмечали участники публичных консультаций, в частности, агентство Moody’s, действующие в России агентства могут столкнуться с непреодолимой коллизией иностранного и российского правовых режимов, что способно привести к "параличу" рейтинговой деятельности. Впрочем, эффективное взаимодействие Банка России и иностранных контролирующих органов может позволить исключить возникновение таких коллизий.
Руководить рейтинговым агентством сможет не каждый
В случае принятия законопроекта в его нынешнем виде, рейтинговые компании обязаны будут сформировать органы управления и контроля в соответствии с предъявляемыми требованиями. Если численность сотрудников агентства превышает 50 человек, то как минимум одну треть (но не менее двух членов совета директоров) из числа руководителей такого агентства составят независимые директора. При этом к руководителям агентств документ предъявляет серьезные требования:
- отсутствие неснятой судимости за умышленное преступление;
- отсутствие судебного решения о признании виновными в банкротстве юридического лица;
- наличие высшего профессионального образования;
- отсутствие в отношении этих лиц сведений о неоднократном прекращении с ними трудовых отношений по причине несоблюдения финансовой дисциплины или конфликта интересов;
- отсутствие неисполненных ими обязательств перед бюджетом за последние три года.
Независимость и прозрачность – залог объективности рейтингов
Законопроект уделяет отдельное внимание обеспечению независимости и противодействию конфликтам интересов в деятельности рейтинговых агентств. К примеру, не допускается наличие родственных или финансовых связей между субъектом рейтинга и ответственными за присвоение рейтинга сотрудниками. Собственникам рейтинговых агентств могут отказать в праве владеть более чем 5% другого агентства, а сотрудники агентства не будут вправе принимать подарки от клиентов и предоставлять им рекомендации. Для рейтинговых агентств, численность сотрудников которых превышает 50 человек, отдельно установлена обязательная ротация ведущих рейтинговых аналитиков.
В соответствии с законопроектом решение о кредитном рейтинге будет принимать рейтинговый комитет. Проект документа определяет общие требования к рейтинговым комитетам и дает право Банку России устанавливать дополнительные. Определяется, что численность комитета должна быть не меньше пяти человек и решения в нем принимаются коллегиально. Интересным моментом является закрепленное за членами комитета и субъектами рейтинга право подавать апелляцию на решение рейтингового комитета – правда, предусмотрено, что подается эта жалоба в сам комитет, а не в Банк России. Против этой нормы ранее выступало Минэкономразвития России, считая реальной опасность утраты агентствами независимости при принятии решений. Однако можно сказать, что этот механизм способен изменить сложившийся статус-кво, когда мнение рейтингового агентства порой выступает в качестве окончательного приговора для предпринимателя.
Во внесенном в Госдуму законопроекте, по сравнению с ранее обсуждавшимся вариантом, более подробно прописаны требования к методологиям, на основе которых присваиваются кредитные рейтинги. К примеру, методологии должны будут обеспечивать сопоставимость кредитных рейтингов, устанавливаемых агентством, а также проверяемость результатов применения методологии на основе исторических данных. Это позволит добиться достоверности и универсальности кредитных рейтингов применительно к любому предприятию в любой отрасли.
Предусматривается обязательное опубликование агентствами методологий, моделей и ключевых рейтинговых предположений в Интернете. Кроме того, рейтинговое агентство будет нести ответственность за выбор источников информации при подготовке рейтинга. Вид и размер этой ответственности, а также критерии объективности используемых источников информации впоследствии должен будет установить Банк России.
В то же время, по мнению участников обсуждения, не все эти требования могут быть исполнены без ущерба для рейтингового рынка. Так, по мнению агентства Standard & Poor’s, полное раскрытие моделей и ключевых рейтинговых предположений может привести к вмешательству в содержание кредитных рейтингов и потенциально угрожать праву интеллектуальной собственности кредитных рейтинговых агентств. А по мнению агентства Moody’s, использование термина "ответственность" не может быть уместным применительно к "мнению" о соответствующем кредитном риске. В то же время можно сделать предположение, что повышение ответственности может позитивно сказаться на уровне независимости рейтингов от субъектов рейтингования.
Планируется введение специального календаря, в соответствии с которым будут пересматриваться суверенные рейтинги, присваиваемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципалитетам. За соблюдением календаря будет следить Банк России, а обновленные рейтинги должны будут публиковаться в обязательном порядке.
Новые полномочия Банка России
Банк России получит широкие полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере деятельности рейтинговых агентств. Например, он будет не только определять порядок аккредитации рейтинговых агентств и вести их реестр, но и проверять их деятельность, рассматривать жалобы на действия агентств и привлекать их к административной ответственности. Также Банк России получит право налагать штрафы, временно запрещать деятельность агентств, проверять выполнение требований, предъявляемым к руководителям, и аннулировать аккредитацию агентств.
МНЕНИЕ
Павел Самиев, управляющий директор рейтингового агентства "Эксперт РА" (RAEX)
"Законопроект очень правильный. Он устанавливает формат регулирования, при котором будет нормально развиваться внутренняя система рейтинговых агентств. К явным плюсам законопроекта можно отнести введение требований, аналогичных разработанных ESMA [Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг, независимый финансовый регулятор, контролирующий европейские финансовые рынки. – Ред.], а также локализацию рейтинговых агентств. Россия – одна из немногих стран мира, где иностранное рейтинговое агентство может работать через свой лондонский или парижский офис. Такая ситуация не позволяет клиентам иностранных агентств работать с ними на равных, на основе российского законодательства, это создает определенную диспропорцию в отношениях. Кроме того, речь может идти даже о возможной утечке конфиденциальной информации наших предпринимателей".
***
Безусловно, создание закона, регулирующего рейтинговую деятельность, – шаг своевременный и востребованный как рынком, так и субъектами государственного управления. Законопроект предлагает действенный механизм обеспечения независимости рейтинговых агентств и объективности даваемых ими оценок. При этом он не создает состояния излишней "зарегулированности" рынка рейтинговых услуг. Требования документа максимально приближены к европейским и это позволит наиболее полно реализовать его потенциал.
Во внесенном в Госдуму проекте учтен ряд замечаний экспертов, однако документ имеет ряд недостатков. К примеру, обойден важный вопрос создания единой рейтинговой шкалы, которая бы позволила сопоставлять рейтинги, присваиваемые разными рейтинговыми компаниями. Кроме того, из текста проекта не ясно, каким именно должен быть механизм ротации ведущих рейтинговых аналитиков, какие конкретно иные услуги вправе оказывать рейтинговое агентство субъектам рейтинга и т. д. Поэтому можно ожидать, что до облечения документа в форму закона он претерпит ряд изменений и доработок.
_______________________
[1] С текстом проекта Федерального закона № 717759-6 "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.