В обсуждение новости. Мы спросили российских экспертов, насколько актуальными им представляются проблемы аудиторской профессии, которые называются поименно в размещенном недавно материале. Интересно, есть ли для России необходимость начинать беспокоиться по поводу качества аудиторских услуг сейчас (в сегодняшних условиях), а если не сейчас, то в перспективе будущего развития? Вот что они нам ответили…
Ольга Кадомская, специалист отдела обучения персонала, Kolocall:
Аудиторы сейчас требуются не только в сфере бухгалтерского, финансового и налогового учета, но и во многих других областях. Что касается первого, то базовые знания даются студентам в ВУЗе, они теоретические и не всегда полные, практики совсем мало, но есть работодатели, которые делятся опытом.
Однако во многих других областях аудиторы требуются точно так же, как и для бухгалтерии, только где взять специально обученного человека? Экспертам приходится самостоятельно осваивать эту нишу и искать выход на рынок. Мой ответ на вопрос - да, потому что оценка ситуации всегда актуальна для организаций во всех ее подразделениях, особенно с учетом того, что отдельного аудиторского направления в узких специализациях пока не выделено.
Алексей Витальевич Лебедев, президент Фонда развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе:
Проблемы квалификации и этичности аудиторов ощущаются особенно остро, когда речь идет об отзыве банковских лицензий. Во время проверок регулярно выясняется, что аудиторские заключения не отражали реальную ситуацию – фальсификация отчетности стала причиной отзыва лицензий для 15% банков. В результате страдают вкладчики: по данным АСВ, в 2015 году кредиторы лишившихся лицензии банков смогли вернуть лишь треть вложений.Уровень квалификации аудиторов, а также представителей смежных профессий (оценщиков, специалистов по страхованию и кредитованию) является объектом пристального внимания государства. Так, Минтрудом утвержден профессиональный стандарт аудитора, в котором содержатся требования к опыту, стажу, образованию, навыкам и этичности специалиста. В 2017 году вступит в силу ФЗ “О независимой оценке квалификации”, который позволит заказчикам аудиторских услуг и руководителям компаний оценивать квалификацию кадров в сфере аудита.
Подготовка к оценке квалификации аудиторов ведется уже и в ряде регионов, в том числе проводятся открытые отраслевые мероприятия. Например, в Екатеринбурге пройдет конференция, посвященная внедрению профессиональных стандартов и независимой оценке квалификации участников финансовой сферы, в том числе бухгалтеров и аудиторов.
Анна Кунегина, заместитель генерального директора ООО “Нексиа Пачоли”:
Не стыдись учиться в зрелом возрасте:
лучше поздно, чем никогда
Эзоп
На мой взгляд, проблемы, обозначенные ICAS и FRC, не новы. Призывы к аудиторам расширять свой кругозор и заниматься не только финансовой отчетностью звучат давно. Кажется, проблема уже не в том, чтобы аудиторы захотели осваивать новые сферы, а в том, чтобы они могли найти на рынке образовательных услуг соответствующие своим возросшим запросам предложения.
С другой стороны, аудиторы, к сожалению, консервативны и инертны. Несмотря на имеющееся разнообразие программ, предлагаемых учебными центрами, подавляющее большинство наших коллег из года в год слушает “Новое в налоговом учете”. Проблема назрела настолько, что в 2015 году, в преддверии перехода российского аудита на МСА, пришлось вводить “обязаловку” - приоритетную тематику для ежегодного повышения квалификации.
В целом я считаю, что рынок отрегулирует эту проблему: будет необходимость получать новые навыки – аудиторы (те, кому это интересно) осуществят соответствующую переподготовку.
А вот с отказом от дальнейшей стандартизации – как основного тормоза, по мнению уважаемых ICAS и FRC, качества аудита - я бы не согласилась. Это ставит с ног на голову всю конструкцию качественного аудита, которым, согласно установленным аудиторскими стандартами правилам, считается аудит, проведенный в соответствии с требованиями МСА. Хочется напомнить, что профессиональное суждение – это один из краеугольных камней аудита, четко определенное понятие, а не мнение любого, кто заявляет о себе как об аудиторе. Отказавшись от стандартизации, мы потеряем ту “печку”, от которой “можно танцевать”, и получим как раз обратный эффект – никем не регулируемый, некачественный аудит.
Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании “Уверенность”:
Думаю, эти проблемы актуальны не только в Великобритании, но и у нас. Особенно важным, на мой взгляд, является вопрос применения профессионального суждения. С одной стороны, конечно, стандартизация помогает лучше проверять аудиторов в ходе внешнего контроля качества, но нельзя допускать, чтобы аудит превращался просто в заполнение необходимых для ВККР бумаг, чтобы выхолащивалась сама суть аудита.С другой стороны, нельзя допускать и того, чтобы термином “профессиональное суждение” прикрывались некомпетентность, халатность, и, хуже того, возможная предвзятость аудитора. Ведь и в том, и в другом случае страдает качество аудита.
Важна также проблема межличностного общения, которой у нас в стране уделяется явно недостаточно внимания. Трудности в общении с клиентом могут приводить к различным негативным последствиям, таким как конфликты, невозможность получения достоверной информации, непонимание и противодействие аудитору. Не менее опасны последствия и в случае проблем с общением внутри аудиторской группы. Ведь это опять же приводит к снижению качества аудита. А качество услуг – это именно то, о чем должен беспокоиться каждый аудитор.
Проблемы с качеством снижают доверие пользователей к аудиторскому заключению. Без доверия труд аудитора теряет всякий смысл как для него самого, так и для клиента. А бессмысленную работу вряд ли кто-нибудь захочет оплачивать. И тогда уже стоит говорить не о развитии, а о целесообразности существования аудита вообще.
Вера Стародубцева, FCCA, глава АССА Россия:
- Требуются новые инициативы в привлечении, развитии и удержании у себя нового состава команды аудиторских специалистов. Ценность профессии аудитора была нивелирована последними экономическими кризисами и крупными скандалами с финансовой отчетностью. Правильное понимание роли и репозиционирование аудиторской профессии должно привлечь интерес со стороны молодежи к построению карьеры в этой области. Ведь аудитор – это эксперт, мнение которого высоко ценится на рынке, потому что он способен не столько “прочитать” финансовую отчетность, но и “предсказать” будущее как прорицатель. Только, в отличие от прорицателей, его прогноз будет сбываться.
- Стандартизация призвана не снизить, а повысить качество аудита. Ведь категория качества – нематериальна. Что такое качество? Определений множество. Скорее всего, качество можно определить как соответствие заданным критериям. В аудите такими критериями будут стандарты аудиторской профессии. Именно они будут обеспечивать те жесткие, но необходимые требования, которые предъявляются обществом к профессии с учетом всех последних экономических тенденций.
- Сегодня в России традиционно превалирует концепция узкого взгляда на профессию аудитора, которая низводит роль профессионалов аудита до технических специалистов, способных повторить работу бухгалтера и фактически воспроизвести ее. Однако глобальная тенденция на рынке аудиторских услуг указывает на обратную ситуацию; аудитор как технический специалист уходит в прошлое, но на его место приходит аудитор-консультант, который может провести комплексную проверку как финансовой отчетности, так и всей деловой активности (бизнеса) компании, системно оценить текущую ситуацию и помочь клиенту в достижении им стратегических целей. Уже сейчас видна тенденция по смещению роли аудитора в экономике, разрабатывается концепция развития аудиторской профессии, которая должна стать фундаментом для укрепления качественной стороны аудиторской профессии. Качество аудита – это фактически соответствие требованиям МСА, которые с недавнего времени стали обязательными на территории России. Соответственно, качественное становление профессии, доверие со стороны стейкхолдеров и ее правильное восприятие обществом как гаранта качества - это стратегические задачи, которые стоят перед Россией на среднесрочную перспективу.