В обсуждение новости. Мы спросили экспертов, чья точка зрения на введение МПРОТ им ближе – правительства или комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов? Свою точку зрения мы попросили обосновать. Вот какие ответы мы получили.
Александр Мазалов, заведующий, филиал ВОКА “Адвокатская контора “Мазалов и партнеры”:
Введение почасовой минимальной оплаты труда - спорное и неустойчивое решение. Во-первых, непонятно, какую проблему решает нововведение: является ли проект попыткой увеличить минимальную оплату труда? Или, наоборот, уменьшить ее и оптимизировать затраты работодателя?
Законопроект не поясняет, почему проблему повышения минимального размера оплаты труда нельзя разрешить уже существующими в правовой системе страны средствами. Никак не описана последовательность событий, которые приведут к улучшению положения работников и работодателей.
При этом закон предлагает сохранить МРОТ для расчета пособий и иных целей, то есть вводится два инструмента вместо одного. Подобные решения делают более сложным ведение бухгалтерского учета, и, соответственно, более уязвимыми работников и работодателей. Представляется, что более разумным было бы не вводить заимствованные решения из иностранных законов, а планомерно работать над соблюдением действующих законов.
Артемова Мария, финансовый директор Berkshire Advisory Group:
Очень сложно в данном вопросе занять чью-то сторону, поскольку в ряде стран успешно действует модель почасовой оплаты труда, но конкретно в российском случае, при существующей законодательной системе, хватает и аргументов “против”.
Так, на данный момент при исчислении оплаты труда существует два действующих норматива: это МРОТ – минимальный размер оплаты труда и РМЗП – размер минимальной заработной платы.
МРОТ устанавливается на федеральном уровне. Действующим 164-ФЗ от 02.06.2016 года с 01 июля 2016 г. по всей территории РФ установлен размер МРОТ, равный 7 500 рублей. Соответственно, за полный календарный рабочий месяц при полной продолжительности рабочего дня размер начисленной заработной платы работнику не может быть меньше, чем 7 500 рублей.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ субъекты могут самостоятельно устанавливать РМЗП путем подписания соглашения с профсоюзами и работодателями, но по закону он не может быть ниже установленного и действующего в данный период МРОТ. В ряде регионов РМЗП равен МРОТ (что не нарушает действующее законодательство РФ), среди них: Волгоградская область, Кировская область, Оренбургская область и многие другие. Есть также регионы, где установлено две категории РМЗП, одна для работников бюджетной сферы и вторая - для коммерческих структур, среди них: Новосибирская, Саратовская, Тверская и другие области.
Анализируя 2016 год, мы видим, что количество рабочих часов за год при 40-часовой рабочей неделе составляет 1 974 часа. Соответственно, в среднем в месяц - 164,5 рабочих часов. Из этого следует, что стоимость одного часа, исходя из действующего МРОТ, составляет 7500:164,5=45,6 руб. Однако разброс по году составляет от 120 часов в январе до 184 часов в августе и, соответственно, от 62,5 руб. за час до 40,8 руб.
Как мы видим, данные показатели стоимости часа существенно ниже предлагаемых 100 рублей МПРОТ (минимального почасового размера оплаты труда). Исходя из максимального количества рабочих часов в месяц, а это у нас август, МРОТ должен быть не менее 18 400 руб. Таким образом, чтобы не было разночтений и спорных вопросов между МРОТ и МПРОТ, законодатели предлагают повысить МРОТ до прожиточного минимума. Тут возникает вопрос - до какого?
Согласно Постановлению правительства РФ № 882 от 06.09.2016 года, прожиточный минимум в целом по России за второй квартал 2016 г. для трудоспособного населения составил 10 722 рублей. Показатель варьируется от 8 459 руб. в Республике Мордовия (постановления правительства РМ от 24.10.2016 № 533) до 20 297 руб. в Ненецком АО (постановление администрации НАО от 19.10.2016 № 330-п).
Вывод: появление такого показателя как МПРОТ приведет либо к нестабильной заработной плате из месяца в месяц (в связи с различным количеством рабочих часов в каждом календарном месяце), либо – при четко установленном окладе - стоимость часа будет существенно меняться. А в практике чаще всего работодатели заключают трудовые договора с сотрудниками именно на окладной основе. Переход же на почасовую оплату труда повлечет за собой внесение изменений в трудовые договора с работниками с вытекающими отсюда последствиями.
Также введение показателя МПРОТ приведет к спорным вопросам в ТК РФ, так как в соответствии со ст. 133 зарплата не может быть ниже МРОТ, установленного на текущую дату. А как показал расчет, приведенный в анализе 2016 года, стоимость часовой ставки исходя из МРОТ значительно ниже предлагаемой ставки МПРОТ в 100 руб., что и приводит к разночтению.
Если рассматривать отдельно инициативу повышения МРОТ до прожиточного минимума, я обеими руками “за”, но есть один нюанс. Если установить единый показатель МРОТ, равный прожиточному минимуму в целом по России, то регионы, в которых он существенно выше, будут ущемлены. Обратная же ситуация будет в регионах, где он ниже.
Однозначно поддержать в данном вопросе инициативу одной из сторон я не могу, поскольку еще один аргумент против введения МПРОТ: это добавит дополнительные расчеты для проверки контрольных соотношений для бухгалтеров. А вот идею поднять МРОТ до уровня прожиточного минимума в регионах поддерживаю безоговорочно.
Олеся Емельянова, юрист юридической компании “Генезис”:
МПРОТ или МРОТ – всего лишь “линейка”, арифметический способ определения минимального уровня оплаты труда, поэтому гораздо принципиальнее вопрос о конечном числовом значении результата.
При предлагаемом в законопроекте МПРОТ минимальная зарплата при полной занятости составит порядка 16 000 рублей. Ровно такого же эффекта можно было добиться путем установления фиксированной суммы. А кто-то уже и добился. Например, в Москве и Московской области, как усматривается из текста регионального соглашения, МРОТ на сегодняшний день составляет 17300 рублей. Существование двойных стандартов, повышенного МПРОТ без соразмерного увеличения МРОТ, приведет к росту оплаты труда, но не пособий и прочих выплат.
Возможно, после нововведения станет проще сопоставлять размер оплаты труда в России и за рубежом, поскольку в актах Международного бюро труда в качестве единицы измерения фигурирует именно стоимость одного часа труда (не менее 3 долларов в час). Самый высокий уровень оплаты труда в 2013 году был зафиксирован в Швеции (39 евро в час) и Дании (38,1 евро в час), самый низкий показатель из европейских стран - в Болгарии (3,7 евро). В США минимальная почасовая оплата труда удерживается на уровне 7 - 9 долларов. Однако путем нехитрых арифметических действий эти величины и раньше было нетрудно сопоставить с российскими реалиями.
В силу вышеизложенного МПРОТ никак не помешает сторонам трудового договора устанавливать фиксированный оклад. Для этих целей лучше ориентироваться на месяцы, в которых не менее 22 рабочих дней.