МСФО: практика применения – 2

Идеология МСФО и US GAAP

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 20 апреля 2012

19-20 апреля в Москве в столичном отеле Holiday Inn «Симоновский» прошла уже вторая международная конференция «МСФО: практика применения», организованная компанией CFO Russia. Мероприятие собрало отечественных специалистов в области международного бухгалтерского учета и отчетности. С выступлениями некоторых из них нам бы хотелось сегодня познакомить наших читателей.


Андрей Ковалев, главный бухгалтер Трансаэро «Трансформация МСФО-отчетности: как минимизировать ошибки и трудозатраты»

Отчетность у компании – кстати, второго крупнейшего после «Аэрофлота» воздушного перевозчика в России – аудирует Deloitte, секрета из этого Андрей Ковалев делать не намерен. Компания большая, выручка измеряется миллиардами рублей, ну а самая большая выручка идет, как можно догадаться, от перевоза пассажиров. Сегодня мы поговорим о том, как наиболее грамотно и с наименьшими затратами осуществлять трансформацию.

Все, кто занимается крупными проектами, знает, что существует некая, как называет ее докладчик, «триада». Это 1) деньги, 2) скорость и 3) качество. В каждый момент времени из этой, условно говоря, «триады» можно выбрать только две компоненты, но не все три. При попытке совместить все что-то, безусловно, по итогу получится, только вот не на высоком уровне, а на очень среднем.

Применительно к подготовке (трансформации в данном случае) отчетности по МСФО Андрей Ковалев выделяет 5 основных параметров:

  • Процессы
  • Исходные данные
  • Персонал
  • Информационные системы
  • Контроль и взаимодействие с аудиторами.

Поговорим подробнее по каждому из них.

Что такое процессы? Для того, чтобы отчетность готовилась быстро и качественно, нужно облегчить свою работу. Но как это сделать?

  • Методология подготовки отчетности
  • Сближение учетных политик по РСБУ и МСФО
  • Рабочие инструкции специалистов
  • Трансформационные таблицы
  • Поддержка консолидации
  • Шаблоны отчетов

Для подготовки отчетности по МСФО нужно знать – притом знать формально, это здесь ключевое слово – кто делает что, и как он/она это делает. Все это должно быть формализованно!

Исходные данные. Раз уж мы говорим о трансформации, мы полагаем, что у компании есть отчетность по РСБУ. Почти у всех российских компаний она так или иначе есть, ее не может не быть.

  • Цель: минимизация корректировок
  • Одни документы для РСБУ и МСФО
  • Параллельный учет отдельных объектов учета (ОС, финансовые активы и обязательства)
  • Выверка данных РСБУ

Персонал. На что тут нужно обратить внимание? «Каждый приносит наибольшую пользу, будучи «употреблен» на своем месте» © Андрей Ковалев. Помним о том, что стандарты меняются, и сотрудников нужно будет хотя бы время от времени обучать.

  1. Распределение обязанностей
  2. Обучение и переподготовка
  3. Взаимодействие со смежными подразделениями
  4. Поддержка руководства

Две критически важные компоненты здесь, без которых весь процесс подготовки, скорее всего, будет завален – это:

  1. Взаимодействие со смежными подразделениями (в самом деле, одна бухгалтерия сама по себе отчетность не подготовит) и
  2. Поддержка проекта со стороны высшего руководства (ибо в случае своего несогласия оно просто заставит вас все переделывать по-своему).

Информационные системы. Можно их все разделить на 2 большие группы:

  1. Те, которые используются как отчетные и аналитические системы (Excel – наверно, самая дешевая из всех; ну и, конечно, помним про Hyperion, 1C: Консолидацию и т.д.).
  2. Вторая группа – транзакционные информационные системы (1С: Управление корпоративными финансами, SAP, MS Dynamix)

Что важно помнить об информационных системах. использующихся при трансформации?

  • Взаимодействие всех информационных систем между собой
  • Единое хранилище информации
  • Возможности сверки
  • Возможности выгрузки данных и анализа

Контроль и взаимодействие с аудиторами. Понятно, что если мы делаем отчетность по МСФО, мы захотим убедиться, что она подготовлена качественно и вовремя. Отчасти это делает отдел внутреннего контроля (здесь также все более-менее понятно, останавливаться подробнее не стоит). Но рано или поздно компания задается вопросом, а не хочет ли она провести аудит своей отчетности? Не делает же она ее, в самом деле, просто для личного самолюбования?

Когда аудиторы приходят и начинают проверку, они тут же присылают большое количество вопросов. Нужно плотно работать с ними, чтобы снизить трудозатраты на получение информации.

Не забываем и о следующем немаловажном факторе: у нас всегда есть свое видение подготовки отчетности, но оно не гарантирует, что аудиторы не придут и не скажут – мол, «все красиво, только вот не соответствует МСФО, а потому надо все переделать». Будьте готовы показать им – «вот, мол, наша учетная политика, мы делаем все по ней, а вы, аудиторы, несколько не правы в данном случае». Умейте отстоять свою точку зрения.


Татьяна Панина, заместитель начальника отдела корпоративной отчетности, Синергия 120 дней на консолидированную отчетность: как оптимизировать процессы по подготовке МСФО-отчетности

Напомним, что «Синергия» (ударение на второй слог – по крайней мере, сама Татьяна дважды произнесла название родной организации именно таким образом) является крупным российским производителем водки («Беленькая» и иже с ней), но этим их ассортимент, естественно, не ограничивается. Главной темой своего выступления Татьяна Панина сделала практические возможности сокращения сроков на подготовку международной отчетности. В конце концов, наша жизнь и без того коротка, чтобы тратить ее на такое не самое веселое занятие.

Для многих компаний стандартные 120 дней, отводимые на подготовку – это очень мало. «Синергия» – крупная компания, и она укладывается в 80. Конечно, так было не всегда. Кроме того, помимо консолидированной отчетности «Синергия» подготавливает сегодня еще и сегментную отчетность, и все равно все успевает.

Как же сократить сроки подготовки отчетности по РСБУ? Прежде всего, все внимание к мелочам: одна-единственная непроведенная проводка может потенциально увеличить сроки работы на 3-4 дня.

Очень затратным по времени процессом является процесс выверки внутригрупповых операций (на него обращает внимание сама Татьяна, и этот же блок подготовки станет главной темой выступления следующей докладчицы). Раньше – скажем так, «во времена Excel» – этот процесс мог занять до 3 недель, а то и больше.

Рекомендации по оптимизации РСБУ-отчетности:

  1. Унификация документооборота внутри компании
  2. Создание графика закрытия месяца для российской бухгалтерии
  3. Автоматизация сверки внутригрупповых оборотов и остатков
  4. Введение вспомогательных «Z» счетов для отражения операций по методу начислений

В «Синергии» сверка производится дважды, на этапе подготовки РСБУ-отчетности и на этапе трансформации, поскольку хотя бы несколько ошибок, но все равно проскальзывает.

Как сократить сроки автоматизации при трансформации? В компании Татьяны Паниной действует комбинированная модель: отчасти ведется параллельный учет, отчасти в ходу трансформация. Эта модель реализована в «1С: Консолидация». Результат: годовая отчетность за прошлый год была готова уже в середине марта. До внедрения автоматизации (когда они еще не переходили на МСФО) подготовка отчетности занимала 6 месяцев, и сдавали ее только в июле.

В компании около 50 различных бизнес-единиц, и конкретно над трансформацией их отчетности, по словам Татьяны, работает трое специалистов по МСФО.

Теперь, как быть, если у вас параллельный учет? Автоматизация параллельного учета – вопрос затратный, но оно может того стоить. Параллельный учет позволяет сэкономить до 30% рабочего времени – согласно утверждению докладчицы, вполне реально уложиться в 6 дней.

Многие сегодня задают такой вопрос : а зачем нам все это, если у нас скоро не будет РСБУ? Зачем тратиться на трансформацию и прочее, если мы скоро будем готовить только по МСФО? Ответ таков, что это «скоро» на самом деле наступит не так чтобы очень скоро. Даже в законе о консолидированной отчетности есть формулировка, что мы готовим отчетность по двум системам, и РСБУ там есть. И даже Леонид Шнейдман из Минфина неоднократно заявлял, что бросать российские стандарты они пока не намерены – более того, РСБУ будут и дальше совершенствоваться. Поэтому лучше пока что подобным образом не рассуждать вообще, говорит Татьяна Панина.

Ну хорошо, допустим, мы подготовили отчетность по МСФО – и что, победа? Не совсем, ибо еще нужно провести ее аудит. «Аудиторы присоединяются к нам (компании «Синергия» – речь тут все еще о ней) еще на процессе трансформации, начинают задавать вопросы», – рассказывает Татьяна. Подумаем, как в этом случае можно сократить сроки аудиторской проверки, какие мероприятия помогают?

Аудит трансформации по МСФО интересует «Синергию» больше всего. Поскольку этот процесс уже автоматизирован, доверие аудиторов к ее результату не менее автоматически возрастает в несколько раз. Однако, прежде чем это стало возможным, пришлось поработать: по словам докладчицы, ей лично несколько раз приходилось иметь разъясняющие беседы с аудиторами, раскрывать им подробности автоматизации, и только после этого аудиторы, что называется «зажили самостоятельной жизнью».

Хорошо бы еще назначить при этом ответственного за работу с аудиторами, ведь они часто делают замечания, которые главные бухгалтеры не всегда даже и видят. Многие проводки универсальны, но притом «безлики», потому хорошим решением будет провести разъяснительную работу с бухгалтерами, дабы в момент возникновения замечания они могли быстро подключиться и ответить на него.

Полезным инструментом, которые использует и сама «Синергия», является журнал корректировок. Все корректировки пронумерованы, что позволяет ускорить работу с аудиторами.

«Давайте найдем время для радости жизни!» Имеется в виду, «давайте найдем это время в нашей работе». Именно таким пожеланием аудитории Татьяна Панина завершила свое выступление.


Надежда Юрченко, руководитель проекта по МСФО, Новард Нюансы проведения сверок ВГО: организация процесса, выбор модели, сложности и решения

Как и было обещано, «ВГО», будучи важной темой, стали предметом отдельного выступления, которое мы здесь представляем вашему вниманию.

Год назад компания Надежды Юрчерко («Новард») делала отчетность путем трансформации и с привлечением консультантов. Вскоре после этого было принято решение делать отчетность самостоятельно. Выяснилось, что сверка ВГО (внутригрупповых оборотов) – процедура очень долгая. Давайте подумаем, что может помочь в работе с ними.

Цель любой сверки ВГО – получение достоверной информации о ВГО, инвестициях в капитал и остатках на счетах баланса для подготовки элиминирующих проводок.

Качество и достоверность – как же их обеспечить?

  1. Организация бухгалтерских систем (наличие аналитик, полнота заполнения, система дополнительных отчетов)
  2. Обучение сотрудников (семинары, тренинги по заполнению, центр методической поддержки)
  3. Мотивация (создание положительного имиджа, налаживание контактов с исполнителями, внедрение системы поощрений).

Наличие аналитик очень важно. С этим может помочь введение единого плана счетов – затратное, но полезное мероприятие. Например, в Росатоме (где раньше работала Надежда Юрченко) система единого плана счетов была внедрена. Однако для многих, особенно небольших компаний, это уже явный перегруз.

Обучение. Ну понятно, что мы работаем с людьми, а люди – инструмент «тонкий». Они должны понимать, как идет заполнение. В компании «Новард» тренинги проводятся раз в квартал. Или хотя бы раз в полгода.

Вопросы мотивации. Процесс может идти нелегко. Люди не всегда принимают все нововведения с первой попытки, могут оказывать сопротивление на первых порах, отвергать перемены. Однако создание положительного имиджа должно в конечном итоге сыграть свою положительную роль. Система поощрений – вещь хорошая, но к большому сожалению во многих российских компаниях используется обратный подход – не «пряник», а «кнут», система наказаний. Это неправильно. По словам надежды, снижение условных баллов за допущенные ошибки применялось, например, в том же Росатоме.

Сроки подготовки

Для их сокращения нужно приложить определенные усилия по планированию работ:

  • Комплексный анализ деятельности компаний группы
  • Сроки подготовки отчетности по РСБУ
  • Загруженность ответственных сотрудников
  • Разработка процедур контроля
  • Система хранения информации
Утверждение сроков:
  • Регламенты взаимодействий
  • Процедуры устранения разногласий
  • Графики текущей работы

Сокращений трудозатрат

Форма акта на основе:

  • Счета РСБУ
  • Аналитики МСФО
  • Отчетности РСБУ

По мнению Надежды, акты на основе РСБУ являются простейшим вариантом. Что такое «акт по счетам РСБУ»? Это означает, что на основе каждого счета составляется акт и проводится сверка. Довольно-таки «продвинутый» вариант, однако еще более «продвинутый» представляют собой акты на основе аналитики по МСФО. Здесь от сотрудников требуется быть более «подкованными».

Метод представления информации:

  • Сквозной (акт). Реализован в системе Росатомом. По сути, один акт на все счета. Это очень сложный вариант для восприятия бухгалтерами на участках
  • В разрезе участков (счетов)
  • По блокам отчетности (баланс, прибыли и убытки, отчет о движении денежных средств)

.Размещение информации:

  • Один файл – один лист
  • Один файл – много листов
  • Несколько файлов

Носитель информации: могут быть только электронные, или же электронные с бумажными. Да, конечно, на дворе 21 век, мы все сегодня переходим на электронную отчетность, но раз в году имеет смысл составлять и традиционную бумажную.

Автоматизация работ

Заполнение актов сверки

  • Внесение аналитик в учетную систему
  • Формирование автоматической выгрузки
  • Усовершенствование форм актов

Автоматизация в случае более-менее простой компании должна занять около месяца. В случае сложной компании типа Росатома, которая делала автоматизацию с привлечением 1С-Рарус, автоматизация заняла 2 месяца.

Выполнение процесса сверки:

  • Использование возможностей Excel
  • Работа в системе консолидации
  • Организация портала сверки

Портал сверки – это продвинутая система, позволяющая отслеживать сверки в прямом смысле «в режиме реального времени». Оператор тут же получает информацию по всем операциям, которые не сходятся. Однако простые бухгалтеры вряд ли смогут в ней работать, поскольку для этого нужно обладать большим объемом знаний, помнить обо всех операциях на всех участках, и все это держать в уме. Однако люди разумны, они учатся… Надежда Юрченко, кстати, имела опыт работы на портале сверки – в ее случае он был организован на основе «1C: Консолидация».


Нина Голубых, директор департамента международной отчетности, Мечел-Майнинг Роль международной финансовой отчетности при подготовке раскрытий в процессе IPO

Мечел – компания публичная. В 2004 и 2010 гг. были проведены размещения акций на NYSE.

Итак, озадачимся вначале общим вопросом: зачем финансовая отчетность по МСФО?
Традиционно это и привлечение финансирования, и стандартизация оценки бизнеса, и предоставление информации инвесторам. И само собой, отчетность по МСФО нужна для IPO.

Какова ее периодичность? Опять-таки, традиционно – раз в год. Можно делать и чаще для нужд инвесторов и акционеров, но это по желанию. Для IPO, соответственно, она необходима в любом случае.

К отчетности по МСФО в период размещения внимание максимальное. Кроме аудиторов, буквально «под лупой» ее также изучают аналитики, андеррайтеры и организаторы биржи.

Необходимо выстроить систему подготовки – гибкую, которая будет реагировать на изменения внутри компаний. При раскрытии МСФО-отчетности руководству биржи нужно учитывать целый ряд важных решений по структуре капитала, решения совета директоров – и все это должно находить отражение. Естественно, что аудиторское заключение обязательно.

В процессе IPO будут привлекаться внешние юристы, оценщики. Каждая биржа имеет свои стандарты – следовательно, в каждом конкретном случае раскрытия будут иметь свои особенности. Но есть и общие правила.

Что раскрывается в проспекте эмиссии?

  • Уровень корпоративного управления
  • Кредит доверия менеджеров (например, были ли у кого судимости)
  • Качество организации процесса составления отчетности и внутреннего контроля
  • История составления МСФО-отчетности за предыдущие периоды (должна быть некая история – чаще всего на биржах спрашивают за 5 лет).

В США можно сделать как частные, так и публичные размещения акций. Естественно, требования будут различаться, но даже если размещение частное, в любом случае сделать его по РСБУ не получится.

Подготовку сделки IPO нужно начинать заранее, и даже не за год до события, а лучше за 2 или 3. Это ведь очень политический вопрос, и не все акционеры будут готовы поддержать решение. Отчетность по МСФО в любом случае потребуется с историей за 3 года как минимум, потому нужно ее готовить и проводить аудит.

Хорошо бы максимально снизить число непрофильных юрлиц, по максимуму вывести их за периметр консолидации, дабы в проспекте показать, что структура работает эффективно. И не дай вам Бог иметь отношение к оффшорам в «черном списке»!


Виктор Шапкин, руководитель департамента международной и управленческой отчетности, Алькор и Ко (Л’Этуаль) Выбор аудиторов и взаимодействие с ними при проведении различных аудиторских процедур

Л’Этуаль – это компания, управляющая розничными магазинами косметики. Основные рынки – Россия и Украина.

Из чего сегодня состоит рынок аудиторов? Он довольно прозрачный на самом деле: «Большая четверка» и, собственно, «все остальные». А кого выбрать? Зависит от цели. Если вами интересуются иностранные инвесторы – тогда, может быть, имеет смысл обратиться сразу к Большой четверке. В остальных случаях можно удовлетвориться «остальными».

Каков опыт компании Л’Этуаль в этой связи? В 2007 году они сделали свой первый выбор консалтинговой компании. Не очень удачный, скажем сразу, поскольку потом с аудиторами возникли разногласия. Имени этой компании Виктор Шапкин, естественно, не разглашает, упоминая лишь, что она была отечественной. Однако сам этот случай они не считают полным провалом, так как отрицательный опыт – тоже опыт. В конце концов, именно тогда они получили первые навыки работы с аудиторами.

В 2008 году выбор пал на Большую четверку (к тому времени уже стало понятно, что просто не имеет смысла работать с более мелкими отечественными организациями). Был проведен тендер на заключение долгосрочного контракта (хотим напомнить, что уже шел кризис, а потому условия договора были более мягкими).

Каковы этапы подготовки и аудита МСФО-отчетности?

  • Формулировка цели выбора аудиторской компании и объема задач
  • Проведение организационной подготовки
  • Формирование проектной группы со стороны заказчика
  • Выбор даты перехода на МСФО
  • Выбор модели оценки ОС и ретроспективность применения (т.е. будем ли переоценивать или нет)
  • Обсуждение задач и сроков в ходе предварительных переговоров с аудиторами
  • Проведение тендера

В случае с компанией Л’Этуаль тендер выиграли E&Y, с ними они сотрудничают до сих пор.

Каковы главные цели привлечения аудиторской компании вообще?

  • Подготовка отчетности по МСФО
  • Оценка активов
  • Аудит отчетности по МСФО
  • Purchase Price Allocation* («Распределение цены покупки»)
* PPA – это практическое применения концепции гудвилла в учете, при котором компания, приобретающая другую компанию, распределяет цену приобретения на активы и обязательства, полученные в результате приобретения. Подробнее здесь (Wiki) 


Каковы критерии выбора аудиторов?

  • Главное, конечно, это репутация – место в рейтинге (ну, в случае с Большой четверкой места примерно одинаковые)
  • Наличие сертифицированных специалистов (это важнее в тех случаях, если выбор идет не только среди представителей Большой четверки)
  • Соответствие масштаба запросов клиентов
  • Портфолио клиентов
  • Сроки получение отчетности
  • Цена за услуги

Важный момент: для сокращения сроков аудиторских процедур рекомендуется определиться с аудиторской компанией до начала периода подготовки отчетности – в этом случае они с самого начала смогут включиться в работу.

Основные темы переговоров:

  • Сроки аудита
  • Периметр консолидации и связанные стороны
  • Участие аудиторов в инвентаризации на первую дату подготовки МСФО-отчетности
  • Методологическая помощь в подготовке учетной политики по МСФО и составлении отчетности
  • Наличие проблем с учетом в компании
  • Переоценка активов
  • Основные расхождения в РСБУ и МСФО-отчетности
  • Объемы работы

Основные аудиторские процедуры:

  • Анализ бизнес-процессов компании
  • Беседа с ключевыми сотрудниками и топ-менеджерами
  • Анализ ИТ-систем
  • Участие в инвентаризации
  • Анализ документов, сопровождающих бизнес-процессы
  • Анализ экономических показателей деятельности

Снижение рисков при прохождении аудита – как этого добиться?

  • Инструктаж ключевых менеджеров перед интервью с аудиторами
  • Централизованная обработка аудиторских запросов
  • Инструктаж сотрудников бухгалтерии
  • Разнесение во времени аудиторских процедур
  • Готовность бухгалтерии и других сотрудников к сбору большого объема документов и прочей информации
  • Постоянный контакт с аудиторами по проблемным вопросам
  • Формализация перечня запрашиваемых документов и отчетов
  • Заблаговременная подготовка отчетов

Будьте готовы к неожиданностям!

  • Команда аудиторов может смениться. Даже в случае с Большой четверкой это не редкость, и, в частности, команда аудиторов из E&Y менялась в случае с Л’Этуалем, причем не раз
  • Ввиду большой текучести кадров уровень сотрудников может колебаться, стать более низким. Или наоборот – повыситься, кто скажет?
  • Могут потребоваться отчеты, которые компания раньше не делала вообще
  • В последний момент могут «всплыть» отчеты или запросы, которые раньше были упущены из виду
  • Потребуется объяснение отдельных операций и их сущности
  • Выявление налоговых рисков
  • Оценки запасов и дебиторской задолженности могут оказаться ниже ожидаемых за счет резервов
  • Финансовый результат первый отчетности окажется хуже по причине более консервативных оценок.

В 2011 году компания приобрела крупнейшую сеть парфюмерии и косметики в Украине. Приобретенная компания, как можно догадаться, должна быть включена в консолидированную отчетность по МСФО. Стандарты МСФО требуют оценки активов и обязательств по справедливой стоимости. Отчет Price Purchase Allocation должен писаться той же самой компанией из Большой четверки – E&Y.


Диляра Басырова, начальник отдела консолидации отчетности по МСФО, Еврохим Как оценить эффективность аудита

Скажем сразу, оценить ее непросто. По опыту Диляры, в первый раз она столкнулась с такой задачей давно, и когда ей ее поставил один аудиторский комитет, поначалу она вообще не знала, как приступить к выполнению такого задания.

Аудиторский комитет на самом деле не видит всех участников подготовки аудиторского заключения – они видят лишь двух человек, которые приносят им отчет, и подчас даже не совсем понимают, а как так выходит, что эти двое так много получают за свою работу.

Стоимость часа работы аудитора – вещь переменчивая, она может повышаться и понижаться. Также оплата аудиторов может разбиваться на долларовую и рублевую части (в бухучете РФ доллары, естественно, будут обозначены как «у.е.»). Делать все это или нет – зависит от применяющегося аудиторским комитетом подхода к оценке эффективности. Однако бесспорно одно: оценка эффективности аудита традиционно является одной из задач аудиторского комитета. Как же оценить эту эффективность?

Клиентами аудиторов является даже не сама компания – клиентом являются акционеры. Им нужно убедиться, что отчетность составлена корректно, а кто может это обеспечить? Менеджмент? Вряд ли, ведь у него свои факторы влияния (бонусы, свой собственный пакет акций и т.д.). Чтобы не возникало конфликта интересов, акционеры желают видеть то, что мы называем «независимый аудит» в классическом понимании.

Чрезмерная консервативность аудиторов – тоже плохо, так как, если резервы созданы сверх меры, это может говорить лишь о том, что аудиторы просто не умеют оценивать требуемые резервы адекватно. Сама Диляра далеко не всегда соглашается с аудиторами с первого раза – скорее уж наоборот, предпочитает оспаривать первые выводы.

Что такое «reasonable assurance»? Обеспечение достоверного отражения реального финансового состояния отчетностью компании. Всего лишь! Собственно, на этом обязанности аудитора завершены, и играть в дополнение роль консультанта он вам не обязан.

Что насчет независимости аудитора? Бывает, конечно, что аудиторская компания проводит проверки компаний-конкурентов. Конечно, этого быть не должно, это нужно прописывать. Бывает, что один и тот же партнер подписывает отчетности конкурирующих организаций. Были ли, есть ли такие случаи в России сегодня – Диляра пока затрудняется ответить с приведением точных примеров.

Доля выручки компании (в оплате аудиторов) – если она имеет место, о независимости уже говорить не приходится.

Обязательно нужно ежегодно просить аудиторов о предоставлении письма независимости! Ежегодно – слово в данном случае не лишнее, так как бывает и такое, что статус независимости аудитора меняется.

В чем нужно быть всегда уверенными, так это в аудиторском профессионализме. А каковы тогда у него критерии?

  • Образование (ACCA DipIFR и проч.)
  • Обеспеченность необходимыми ресурсами
  • Соблюдение этических норм
  • Достаточная методологическая подготовка
  • Качественное планирование и организация аудита (по сути, самое важное для эффективности)
  • Достаточное понимание организации отрасли и корпоративной культуры (бывают недопонимания друг друга, один другого спрашивает: «Дай мне trial balance, пожалуйста», второй ему в ответ: «А что это?»)
  • Своевременные и регулярные встречи с менеджментом и аудиторским комитетом
  • Последовательное профессиональное суждение
  • Обеспечение качественного подхода на протяжении всего аудита

Каковы должны быть ожидания в отношении эффективного аудитора? Это должен быть Big 4 или любая другая фирма, соответствующая требованиям биржи (где обращаются ваши акции). Сами аудиторы при этом должны четко понимать ожидания клиентов. Аудит обязан быть качественным и с минимальными трудозатратами в части обеспечения аудиторов дополнительной информацией. Менеджмент компаний должен быть готовым к критическим замечанием в свой адрес (бывает, менеджеры тут же начинают спорить, в отдельных случаях с применением не совсем цивилизованной лексики). Помимо аудиторского заключения должно быть хотя бы ожидание получения дополнительной пользы (если с самого начала понятно, что аудитор нам ничего кроме сверки отчетности не предоставит – лучше от его услуг отказаться). А вот дополнительная польза может принять разные формы. Сюда, например, можно отнести конструктивные рекомендации аудиторов (а также проведение конкретных мероприятий) по улучшению системы внутреннего контроля. Ну и напоследок (идеальный вариант, конечно, так почти не бывает): команда аудиторов должна быть стабильной, а эффективное обсуждение результатов должно проводиться совместно. Понятно, что команда так или иначе почти наверняка будет меняться с течением времени, но нужно добиваться, чтобы хотя бы руководитель группы оставался тем же. Ну а польза совместных обсуждений в дополнительных комментариях не нуждается.  


На этом все. Благодарим компанию CFO Russia за плодотворное сотрудничество в рамках прошедшего мероприятия. Дай Бог чтоб не в последний, как говорится.

Автор:

Теги: МСФО  МСФО-отчетность  трансформация  бухгалтерский учет  международная отчетность  выбор аудитора  CFO Russia  Deloitte  РСБУ  учетная политика  взаимодействие с аудиторами  информационные системы  консолидация  шаблоны отчетов  параллельный учет  ОС  фи