19-20 апреля в Москве в столичном отеле Holiday Inn «Симоновский» прошла уже вторая международная конференция «МСФО: практика применения», организованная компанией CFO Russia. Мероприятие собрало отечественных специалистов в области международного бухгалтерского учета и отчетности. С выступлениями некоторых из них нам бы хотелось сегодня познакомить наших читателей.
Андрей Ковалев, главный бухгалтер Трансаэро «Трансформация МСФО-отчетности: как минимизировать ошибки и трудозатраты»
Отчетность у компании – кстати, второго крупнейшего после «Аэрофлота» воздушного перевозчика в России – аудирует Deloitte, секрета из этого Андрей Ковалев делать не намерен. Компания большая, выручка измеряется миллиардами рублей, ну а самая большая выручка идет, как можно догадаться, от перевоза пассажиров. Сегодня мы поговорим о том, как наиболее грамотно и с наименьшими затратами осуществлять трансформацию.
Все, кто занимается крупными проектами, знает, что существует некая, как называет ее докладчик, «триада». Это 1) деньги, 2) скорость и 3) качество. В каждый момент времени из этой, условно говоря, «триады» можно выбрать только две компоненты, но не все три. При попытке совместить все что-то, безусловно, по итогу получится, только вот не на высоком уровне, а на очень среднем.
Применительно к подготовке (трансформации в данном случае) отчетности по МСФО Андрей Ковалев выделяет 5 основных параметров:
- Процессы
- Исходные данные
- Персонал
- Информационные системы
- Контроль и взаимодействие с аудиторами.
Поговорим подробнее по каждому из них.
Что такое процессы? Для того, чтобы отчетность готовилась быстро и качественно, нужно облегчить свою работу. Но как это сделать?
- Методология подготовки отчетности
- Сближение учетных политик по РСБУ и МСФО
- Рабочие инструкции специалистов
- Трансформационные таблицы
- Поддержка консолидации
- Шаблоны отчетов
Для подготовки отчетности по МСФО нужно знать – притом знать формально, это здесь ключевое слово – кто делает что, и как он/она это делает. Все это должно быть формализованно!
Исходные данные. Раз уж мы говорим о трансформации, мы полагаем, что у компании есть отчетность по РСБУ. Почти у всех российских компаний она так или иначе есть, ее не может не быть.
- Цель: минимизация корректировок
- Одни документы для РСБУ и МСФО
- Параллельный учет отдельных объектов учета (ОС, финансовые активы и обязательства)
- Выверка данных РСБУ
Персонал. На что тут нужно обратить внимание? «Каждый приносит наибольшую пользу, будучи «употреблен» на своем месте» © Андрей Ковалев. Помним о том, что стандарты меняются, и сотрудников нужно будет хотя бы время от времени обучать.
- Распределение обязанностей
- Обучение и переподготовка
- Взаимодействие со смежными подразделениями
- Поддержка руководства
Две критически важные компоненты здесь, без которых весь процесс подготовки, скорее всего, будет завален – это:
- Взаимодействие со смежными подразделениями (в самом деле, одна бухгалтерия сама по себе отчетность не подготовит) и
- Поддержка проекта со стороны высшего руководства (ибо в случае своего несогласия оно просто заставит вас все переделывать по-своему).
Информационные системы. Можно их все разделить на 2 большие группы:
- Те, которые используются как отчетные и аналитические системы (Excel – наверно, самая дешевая из всех; ну и, конечно, помним про Hyperion, 1C: Консолидацию и т.д.).
- Вторая группа – транзакционные информационные системы (1С: Управление корпоративными финансами, SAP, MS Dynamix)
Что важно помнить об информационных системах. использующихся при трансформации?
- Взаимодействие всех информационных систем между собой
- Единое хранилище информации
- Возможности сверки
- Возможности выгрузки данных и анализа
Контроль и взаимодействие с аудиторами. Понятно, что если мы делаем отчетность по МСФО, мы захотим убедиться, что она подготовлена качественно и вовремя. Отчасти это делает отдел внутреннего контроля (здесь также все более-менее понятно, останавливаться подробнее не стоит). Но рано или поздно компания задается вопросом, а не хочет ли она провести аудит своей отчетности? Не делает же она ее, в самом деле, просто для личного самолюбования?
Когда аудиторы приходят и начинают проверку, они тут же присылают большое количество вопросов. Нужно плотно работать с ними, чтобы снизить трудозатраты на получение информации.
Не забываем и о следующем немаловажном факторе: у нас всегда есть свое видение подготовки отчетности, но оно не гарантирует, что аудиторы не придут и не скажут – мол, «все красиво, только вот не соответствует МСФО, а потому надо все переделать». Будьте готовы показать им – «вот, мол, наша учетная политика, мы делаем все по ней, а вы, аудиторы, несколько не правы в данном случае». Умейте отстоять свою точку зрения.
Татьяна Панина, заместитель начальника отдела корпоративной отчетности, Синергия 120 дней на консолидированную отчетность: как оптимизировать процессы по подготовке МСФО-отчетности
Напомним, что «Синергия» (ударение на второй слог – по крайней мере, сама Татьяна дважды произнесла название родной организации именно таким образом) является крупным российским производителем водки («Беленькая» и иже с ней), но этим их ассортимент, естественно, не ограничивается. Главной темой своего выступления Татьяна Панина сделала практические возможности сокращения сроков на подготовку международной отчетности. В конце концов, наша жизнь и без того коротка, чтобы тратить ее на такое не самое веселое занятие.
Для многих компаний стандартные 120 дней, отводимые на подготовку – это очень мало. «Синергия» – крупная компания, и она укладывается в 80. Конечно, так было не всегда. Кроме того, помимо консолидированной отчетности «Синергия» подготавливает сегодня еще и сегментную отчетность, и все равно все успевает.
Как же сократить сроки подготовки отчетности по РСБУ? Прежде всего, все внимание к мелочам: одна-единственная непроведенная проводка может потенциально увеличить сроки работы на 3-4 дня.
Очень затратным по времени процессом является процесс выверки внутригрупповых операций (на него обращает внимание сама Татьяна, и этот же блок подготовки станет главной темой выступления следующей докладчицы). Раньше – скажем так, «во времена Excel» – этот процесс мог занять до 3 недель, а то и больше.
Рекомендации по оптимизации РСБУ-отчетности:
- Унификация документооборота внутри компании
- Создание графика закрытия месяца для российской бухгалтерии
- Автоматизация сверки внутригрупповых оборотов и остатков
- Введение вспомогательных «Z» счетов для отражения операций по методу начислений
В «Синергии» сверка производится дважды, на этапе подготовки РСБУ-отчетности и на этапе трансформации, поскольку хотя бы несколько ошибок, но все равно проскальзывает.
Как сократить сроки автоматизации при трансформации? В компании Татьяны Паниной действует комбинированная модель: отчасти ведется параллельный учет, отчасти в ходу трансформация. Эта модель реализована в «1С: Консолидация». Результат: годовая отчетность за прошлый год была готова уже в середине марта. До внедрения автоматизации (когда они еще не переходили на МСФО) подготовка отчетности занимала 6 месяцев, и сдавали ее только в июле.
В компании около 50 различных бизнес-единиц, и конкретно над трансформацией их отчетности, по словам Татьяны, работает трое специалистов по МСФО.
Теперь, как быть, если у вас параллельный учет? Автоматизация параллельного учета – вопрос затратный, но оно может того стоить. Параллельный учет позволяет сэкономить до 30% рабочего времени – согласно утверждению докладчицы, вполне реально уложиться в 6 дней.
Многие сегодня задают такой вопрос : а зачем нам все это, если у нас скоро не будет РСБУ? Зачем тратиться на трансформацию и прочее, если мы скоро будем готовить только по МСФО? Ответ таков, что это «скоро» на самом деле наступит не так чтобы очень скоро. Даже в законе о консолидированной отчетности есть формулировка, что мы готовим отчетность по двум системам, и РСБУ там есть. И даже Леонид Шнейдман из Минфина неоднократно заявлял, что бросать российские стандарты они пока не намерены – более того, РСБУ будут и дальше совершенствоваться. Поэтому лучше пока что подобным образом не рассуждать вообще, говорит Татьяна Панина.
Ну хорошо, допустим, мы подготовили отчетность по МСФО – и что, победа? Не совсем, ибо еще нужно провести ее аудит. «Аудиторы присоединяются к нам (компании «Синергия» – речь тут все еще о ней) еще на процессе трансформации, начинают задавать вопросы», – рассказывает Татьяна. Подумаем, как в этом случае можно сократить сроки аудиторской проверки, какие мероприятия помогают?
Аудит трансформации по МСФО интересует «Синергию» больше всего. Поскольку этот процесс уже автоматизирован, доверие аудиторов к ее результату не менее автоматически возрастает в несколько раз. Однако, прежде чем это стало возможным, пришлось поработать: по словам докладчицы, ей лично несколько раз приходилось иметь разъясняющие беседы с аудиторами, раскрывать им подробности автоматизации, и только после этого аудиторы, что называется «зажили самостоятельной жизнью».
Хорошо бы еще назначить при этом ответственного за работу с аудиторами, ведь они часто делают замечания, которые главные бухгалтеры не всегда даже и видят. Многие проводки универсальны, но притом «безлики», потому хорошим решением будет провести разъяснительную работу с бухгалтерами, дабы в момент возникновения замечания они могли быстро подключиться и ответить на него.
Полезным инструментом, которые использует и сама «Синергия», является журнал корректировок. Все корректировки пронумерованы, что позволяет ускорить работу с аудиторами.
«Давайте найдем время для радости жизни!» Имеется в виду, «давайте найдем это время в нашей работе». Именно таким пожеланием аудитории Татьяна Панина завершила свое выступление.
Надежда Юрченко, руководитель проекта по МСФО, Новард Нюансы проведения сверок ВГО: организация процесса, выбор модели, сложности и решения
Как и было обещано, «ВГО», будучи важной темой, стали предметом отдельного выступления, которое мы здесь представляем вашему вниманию.
Год назад компания Надежды Юрчерко («Новард») делала отчетность путем трансформации и с привлечением консультантов. Вскоре после этого было принято решение делать отчетность самостоятельно. Выяснилось, что сверка ВГО (внутригрупповых оборотов) – процедура очень долгая. Давайте подумаем, что может помочь в работе с ними.
Цель любой сверки ВГО – получение достоверной информации о ВГО, инвестициях в капитал и остатках на счетах баланса для подготовки элиминирующих проводок.
Качество и достоверность – как же их обеспечить?
- Организация бухгалтерских систем (наличие аналитик, полнота заполнения, система дополнительных отчетов)
- Обучение сотрудников (семинары, тренинги по заполнению, центр методической поддержки)
- Мотивация (создание положительного имиджа, налаживание контактов с исполнителями, внедрение системы поощрений).
Наличие аналитик очень важно. С этим может помочь введение единого плана счетов – затратное, но полезное мероприятие. Например, в Росатоме (где раньше работала Надежда Юрченко) система единого плана счетов была внедрена. Однако для многих, особенно небольших компаний, это уже явный перегруз.
Обучение. Ну понятно, что мы работаем с людьми, а люди – инструмент «тонкий». Они должны понимать, как идет заполнение. В компании «Новард» тренинги проводятся раз в квартал. Или хотя бы раз в полгода.
Вопросы мотивации. Процесс может идти нелегко. Люди не всегда принимают все нововведения с первой попытки, могут оказывать сопротивление на первых порах, отвергать перемены. Однако создание положительного имиджа должно в конечном итоге сыграть свою положительную роль. Система поощрений – вещь хорошая, но к большому сожалению во многих российских компаниях используется обратный подход – не «пряник», а «кнут», система наказаний. Это неправильно. По словам надежды, снижение условных баллов за допущенные ошибки применялось, например, в том же Росатоме.
Сроки подготовки
Для их сокращения нужно приложить определенные усилия по планированию работ:
- Комплексный анализ деятельности компаний группы
- Сроки подготовки отчетности по РСБУ
- Загруженность ответственных сотрудников
- Разработка процедур контроля
- Система хранения информации
- Регламенты взаимодействий
- Процедуры устранения разногласий
- Графики текущей работы
Сокращений трудозатрат
Форма акта на основе:
- Счета РСБУ
- Аналитики МСФО
- Отчетности РСБУ
По мнению Надежды, акты на основе РСБУ являются простейшим вариантом. Что такое «акт по счетам РСБУ»? Это означает, что на основе каждого счета составляется акт и проводится сверка. Довольно-таки «продвинутый» вариант, однако еще более «продвинутый» представляют собой акты на основе аналитики по МСФО. Здесь от сотрудников требуется быть более «подкованными».
Метод представления информации:
- Сквозной (акт). Реализован в системе Росатомом. По сути, один акт на все счета. Это очень сложный вариант для восприятия бухгалтерами на участках
- В разрезе участков (счетов)
- По блокам отчетности (баланс, прибыли и убытки, отчет о движении денежных средств)
.Размещение информации:
- Один файл – один лист
- Один файл – много листов
- Несколько файлов
Носитель информации: могут быть только электронные, или же электронные с бумажными. Да, конечно, на дворе 21 век, мы все сегодня переходим на электронную отчетность, но раз в году имеет смысл составлять и традиционную бумажную.
Автоматизация работ
Заполнение актов сверки
- Внесение аналитик в учетную систему
- Формирование автоматической выгрузки
- Усовершенствование форм актов
Автоматизация в случае более-менее простой компании должна занять около месяца. В случае сложной компании типа Росатома, которая делала автоматизацию с привлечением 1С-Рарус, автоматизация заняла 2 месяца.
Выполнение процесса сверки:
- Использование возможностей Excel
- Работа в системе консолидации
- Организация портала сверки
Портал сверки – это продвинутая система, позволяющая отслеживать сверки в прямом смысле «в режиме реального времени». Оператор тут же получает информацию по всем операциям, которые не сходятся. Однако простые бухгалтеры вряд ли смогут в ней работать, поскольку для этого нужно обладать большим объемом знаний, помнить обо всех операциях на всех участках, и все это держать в уме. Однако люди разумны, они учатся… Надежда Юрченко, кстати, имела опыт работы на портале сверки – в ее случае он был организован на основе «1C: Консолидация».
Нина Голубых, директор департамента международной отчетности, Мечел-Майнинг Роль международной финансовой отчетности при подготовке раскрытий в процессе IPO
Мечел – компания публичная. В 2004 и 2010 гг. были проведены размещения акций на NYSE.
Итак, озадачимся вначале общим вопросом: зачем финансовая отчетность по МСФО?
Традиционно это и привлечение финансирования, и стандартизация оценки бизнеса, и предоставление информации инвесторам. И само собой, отчетность по МСФО нужна для IPO.
Какова ее периодичность? Опять-таки, традиционно – раз в год. Можно делать и чаще для нужд инвесторов и акционеров, но это по желанию. Для IPO, соответственно, она необходима в любом случае.
К отчетности по МСФО в период размещения внимание максимальное. Кроме аудиторов, буквально «под лупой» ее также изучают аналитики, андеррайтеры и организаторы биржи.
Необходимо выстроить систему подготовки – гибкую, которая будет реагировать на изменения внутри компаний. При раскрытии МСФО-отчетности руководству биржи нужно учитывать целый ряд важных решений по структуре капитала, решения совета директоров – и все это должно находить отражение. Естественно, что аудиторское заключение обязательно.
В процессе IPO будут привлекаться внешние юристы, оценщики. Каждая биржа имеет свои стандарты – следовательно, в каждом конкретном случае раскрытия будут иметь свои особенности. Но есть и общие правила.
Что раскрывается в проспекте эмиссии?
- Уровень корпоративного управления
- Кредит доверия менеджеров (например, были ли у кого судимости)
- Качество организации процесса составления отчетности и внутреннего контроля
- История составления МСФО-отчетности за предыдущие периоды (должна быть некая история – чаще всего на биржах спрашивают за 5 лет).
В США можно сделать как частные, так и публичные размещения акций. Естественно, требования будут различаться, но даже если размещение частное, в любом случае сделать его по РСБУ не получится.
Подготовку сделки IPO нужно начинать заранее, и даже не за год до события, а лучше за 2 или 3. Это ведь очень политический вопрос, и не все акционеры будут готовы поддержать решение. Отчетность по МСФО в любом случае потребуется с историей за 3 года как минимум, потому нужно ее готовить и проводить аудит.
Хорошо бы максимально снизить число непрофильных юрлиц, по максимуму вывести их за периметр консолидации, дабы в проспекте показать, что структура работает эффективно. И не дай вам Бог иметь отношение к оффшорам в «черном списке»!
Виктор Шапкин, руководитель департамента международной и управленческой отчетности, Алькор и Ко (Л’Этуаль) Выбор аудиторов и взаимодействие с ними при проведении различных аудиторских процедур
Л’Этуаль – это компания, управляющая розничными магазинами косметики. Основные рынки – Россия и Украина.
Из чего сегодня состоит рынок аудиторов? Он довольно прозрачный на самом деле: «Большая четверка» и, собственно, «все остальные». А кого выбрать? Зависит от цели. Если вами интересуются иностранные инвесторы – тогда, может быть, имеет смысл обратиться сразу к Большой четверке. В остальных случаях можно удовлетвориться «остальными».
Каков опыт компании Л’Этуаль в этой связи? В 2007 году они сделали свой первый выбор консалтинговой компании. Не очень удачный, скажем сразу, поскольку потом с аудиторами возникли разногласия. Имени этой компании Виктор Шапкин, естественно, не разглашает, упоминая лишь, что она была отечественной. Однако сам этот случай они не считают полным провалом, так как отрицательный опыт – тоже опыт. В конце концов, именно тогда они получили первые навыки работы с аудиторами.
В 2008 году выбор пал на Большую четверку (к тому времени уже стало понятно, что просто не имеет смысла работать с более мелкими отечественными организациями). Был проведен тендер на заключение долгосрочного контракта (хотим напомнить, что уже шел кризис, а потому условия договора были более мягкими).
Каковы этапы подготовки и аудита МСФО-отчетности?
- Формулировка цели выбора аудиторской компании и объема задач
- Проведение организационной подготовки
- Формирование проектной группы со стороны заказчика
- Выбор даты перехода на МСФО
- Выбор модели оценки ОС и ретроспективность применения (т.е. будем ли переоценивать или нет)
- Обсуждение задач и сроков в ходе предварительных переговоров с аудиторами
- Проведение тендера
В случае с компанией Л’Этуаль тендер выиграли E&Y, с ними они сотрудничают до сих пор.
Каковы главные цели привлечения аудиторской компании вообще?
- Подготовка отчетности по МСФО
- Оценка активов
- Аудит отчетности по МСФО
- Purchase Price Allocation* («Распределение цены покупки»)
Каковы критерии выбора аудиторов?
- Главное, конечно, это репутация – место в рейтинге (ну, в случае с Большой четверкой места примерно одинаковые)
- Наличие сертифицированных специалистов (это важнее в тех случаях, если выбор идет не только среди представителей Большой четверки)
- Соответствие масштаба запросов клиентов
- Портфолио клиентов
- Сроки получение отчетности
- Цена за услуги
Важный момент: для сокращения сроков аудиторских процедур рекомендуется определиться с аудиторской компанией до начала периода подготовки отчетности – в этом случае они с самого начала смогут включиться в работу.
Основные темы переговоров:
- Сроки аудита
- Периметр консолидации и связанные стороны
- Участие аудиторов в инвентаризации на первую дату подготовки МСФО-отчетности
- Методологическая помощь в подготовке учетной политики по МСФО и составлении отчетности
- Наличие проблем с учетом в компании
- Переоценка активов
- Основные расхождения в РСБУ и МСФО-отчетности
- Объемы работы
Основные аудиторские процедуры:
- Анализ бизнес-процессов компании
- Беседа с ключевыми сотрудниками и топ-менеджерами
- Анализ ИТ-систем
- Участие в инвентаризации
- Анализ документов, сопровождающих бизнес-процессы
- Анализ экономических показателей деятельности
Снижение рисков при прохождении аудита – как этого добиться?
- Инструктаж ключевых менеджеров перед интервью с аудиторами
- Централизованная обработка аудиторских запросов
- Инструктаж сотрудников бухгалтерии
- Разнесение во времени аудиторских процедур
- Готовность бухгалтерии и других сотрудников к сбору большого объема документов и прочей информации
- Постоянный контакт с аудиторами по проблемным вопросам
- Формализация перечня запрашиваемых документов и отчетов
- Заблаговременная подготовка отчетов
Будьте готовы к неожиданностям!
- Команда аудиторов может смениться. Даже в случае с Большой четверкой это не редкость, и, в частности, команда аудиторов из E&Y менялась в случае с Л’Этуалем, причем не раз
- Ввиду большой текучести кадров уровень сотрудников может колебаться, стать более низким. Или наоборот – повыситься, кто скажет?
- Могут потребоваться отчеты, которые компания раньше не делала вообще
- В последний момент могут «всплыть» отчеты или запросы, которые раньше были упущены из виду
- Потребуется объяснение отдельных операций и их сущности
- Выявление налоговых рисков
- Оценки запасов и дебиторской задолженности могут оказаться ниже ожидаемых за счет резервов
- Финансовый результат первый отчетности окажется хуже по причине более консервативных оценок.
В 2011 году компания приобрела крупнейшую сеть парфюмерии и косметики в Украине. Приобретенная компания, как можно догадаться, должна быть включена в консолидированную отчетность по МСФО. Стандарты МСФО требуют оценки активов и обязательств по справедливой стоимости. Отчет Price Purchase Allocation должен писаться той же самой компанией из Большой четверки – E&Y.
Диляра Басырова, начальник отдела консолидации отчетности по МСФО, Еврохим Как оценить эффективность аудита
Скажем сразу, оценить ее непросто. По опыту Диляры, в первый раз она столкнулась с такой задачей давно, и когда ей ее поставил один аудиторский комитет, поначалу она вообще не знала, как приступить к выполнению такого задания.
Аудиторский комитет на самом деле не видит всех участников подготовки аудиторского заключения – они видят лишь двух человек, которые приносят им отчет, и подчас даже не совсем понимают, а как так выходит, что эти двое так много получают за свою работу.
Стоимость часа работы аудитора – вещь переменчивая, она может повышаться и понижаться. Также оплата аудиторов может разбиваться на долларовую и рублевую части (в бухучете РФ доллары, естественно, будут обозначены как «у.е.»). Делать все это или нет – зависит от применяющегося аудиторским комитетом подхода к оценке эффективности. Однако бесспорно одно: оценка эффективности аудита традиционно является одной из задач аудиторского комитета. Как же оценить эту эффективность?
Клиентами аудиторов является даже не сама компания – клиентом являются акционеры. Им нужно убедиться, что отчетность составлена корректно, а кто может это обеспечить? Менеджмент? Вряд ли, ведь у него свои факторы влияния (бонусы, свой собственный пакет акций и т.д.). Чтобы не возникало конфликта интересов, акционеры желают видеть то, что мы называем «независимый аудит» в классическом понимании.
Чрезмерная консервативность аудиторов – тоже плохо, так как, если резервы созданы сверх меры, это может говорить лишь о том, что аудиторы просто не умеют оценивать требуемые резервы адекватно. Сама Диляра далеко не всегда соглашается с аудиторами с первого раза – скорее уж наоборот, предпочитает оспаривать первые выводы.
Что такое «reasonable assurance»? Обеспечение достоверного отражения реального финансового состояния отчетностью компании. Всего лишь! Собственно, на этом обязанности аудитора завершены, и играть в дополнение роль консультанта он вам не обязан.
Что насчет независимости аудитора? Бывает, конечно, что аудиторская компания проводит проверки компаний-конкурентов. Конечно, этого быть не должно, это нужно прописывать. Бывает, что один и тот же партнер подписывает отчетности конкурирующих организаций. Были ли, есть ли такие случаи в России сегодня – Диляра пока затрудняется ответить с приведением точных примеров.
Доля выручки компании (в оплате аудиторов) – если она имеет место, о независимости уже говорить не приходится.
Обязательно нужно ежегодно просить аудиторов о предоставлении письма независимости! Ежегодно – слово в данном случае не лишнее, так как бывает и такое, что статус независимости аудитора меняется.
В чем нужно быть всегда уверенными, так это в аудиторском профессионализме. А каковы тогда у него критерии?
- Образование (ACCA DipIFR и проч.)
- Обеспеченность необходимыми ресурсами
- Соблюдение этических норм
- Достаточная методологическая подготовка
- Качественное планирование и организация аудита (по сути, самое важное для эффективности)
- Достаточное понимание организации отрасли и корпоративной культуры (бывают недопонимания друг друга, один другого спрашивает: «Дай мне trial balance, пожалуйста», второй ему в ответ: «А что это?»)
- Своевременные и регулярные встречи с менеджментом и аудиторским комитетом
- Последовательное профессиональное суждение
- Обеспечение качественного подхода на протяжении всего аудита
Каковы должны быть ожидания в отношении эффективного аудитора? Это должен быть Big 4 или любая другая фирма, соответствующая требованиям биржи (где обращаются ваши акции). Сами аудиторы при этом должны четко понимать ожидания клиентов. Аудит обязан быть качественным и с минимальными трудозатратами в части обеспечения аудиторов дополнительной информацией. Менеджмент компаний должен быть готовым к критическим замечанием в свой адрес (бывает, менеджеры тут же начинают спорить, в отдельных случаях с применением не совсем цивилизованной лексики). Помимо аудиторского заключения должно быть хотя бы ожидание получения дополнительной пользы (если с самого начала понятно, что аудитор нам ничего кроме сверки отчетности не предоставит – лучше от его услуг отказаться). А вот дополнительная польза может принять разные формы. Сюда, например, можно отнести конструктивные рекомендации аудиторов (а также проведение конкретных мероприятий) по улучшению системы внутреннего контроля. Ну и напоследок (идеальный вариант, конечно, так почти не бывает): команда аудиторов должна быть стабильной, а эффективное обсуждение результатов должно проводиться совместно. Понятно, что команда так или иначе почти наверняка будет меняться с течением времени, но нужно добиваться, чтобы хотя бы руководитель группы оставался тем же. Ну а польза совместных обсуждений в дополнительных комментариях не нуждается.
На этом все. Благодарим компанию CFO Russia за плодотворное сотрудничество в рамках прошедшего мероприятия. Дай Бог чтоб не в последний, как говорится.