Мы живем в эру знаменательных событий. Глобализация, рост экономических связей; все большее количество компаний проходит процедуру IPO – все мы являемся свидетелями происходящих перемен и следим за тенденциями в экономике. Необходимость обеспечения сопоставимости данных различных компаний привело, в свою очередь, к необходимости стандартизировать подход к составлению финансовой отчетности. С этой целью с 1973 года разрабатываются и внедряются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), применение которых позволяет более объективно оценить финансовое положение и инвестиционную привлекательность компаний, а также способствуют достижению взаимопонимания в сфере экономики между разными странами.
Одно из наиболее значимых событий последних лет – МСФО – с 2012 года официально действуют в России.
Кто обязан их применять? Как введение новых стандартов на территории Российской Федерации отразится на деятельности конкретной компании? С какими трудностями это может быть сопряжено и на что следует обратить внимание? Эти вопросы беспокоят многих руководителей, и в предлагаемой вашему вниманию статье мы постараемся на них ответить.
Чем определяются особенности применения МСФО в России?
Прежде всего, различиями учетных традиций и правоприменительной практики.
Во-первых, МСФО регулируют исключительно составление финансовой отчетности, тогда как российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) регулируют еще и процесс ведения бухгалтерского учета.
Во-вторых, российские стандарты тесно переплетены с законодательством РФ, в частности, с гражданским и налоговым законодательством. МСФО разрабатываются и принимаются Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) вне связи с каким-либо национальным законодательством, что затрудняет их практическое применение российскими компаниями.
В-третьих, МСФО предназначены прежде всего для составления консолидированной отчетности, в то время как РСБУ регулируют составление бухгалтерской отчетности отдельного юридического лица.
В-четвертых, применение МСФО основано главным образом на профессиональном суждении и понятии справедливой стоимости. В России на сегодняшний момент отсутствует достаточный опыт применения этих понятий. Кроме того, недостаточно развиты активные рынки, необходимые для определения справедливой стоимости.
В-пятых, термины и словосочетания, используемые при построении текстов МСФО, не является традиционными для российских нормативных актов. С этим, в частности, связаны трудности перевода стандартов, возникающие при попытке донести их первоначальный смысл до сознания пользователя, обеспечить их понятность и практическое применение с помощью привычных для нас понятий и языковых конструкций.
Итак, в соответствии с Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) применяются на территории России и являются обязательными для составления консолидированной отчетности. Данным приказом были введены в действие 63 документа МСФО, которые были необходимы для составления консолидированной отчетности за 2012 год. Позднее Приказами Минфина России от 18.07.2012 № 106н и от 31.10.2012 № 143н были внесены дополнения и поправки в список действующих документов МСФО, которые обязательны к применению с 2013 года.
Таким образом, согласно действующей редакции Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности» (далее – Закон № 208-ФЗ), начиная с отчетности за 2012 год составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО обязаны:
- кредитные организации;
- страховые организации;
- иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах путем включения их в котировальный список (ст. 2 Закона 208-ФЗ).
Кроме того, если федеральными законами либо учредительными документами иных организаций предусмотрено составление, представление и публикация консолидированной отчетности, такие организации также подпадают под действие Закона № 208-ФЗ.
Остальным российским компаниям МСФО на сегодняшний день рекомендованы для составления отчетности.
Что нужно знать о консолидированной отчетности?
Консолидированная финансовая отчетность – это отчетность группы компаний, представленной как единая хозяйственная организация. При этом группой компаний для целей МСФО называется материнская компания, ее дочерние, зависимые, а также иные подконтрольные компании.
Под контролем в данном случае понимается право определять политику компании, способность применять свои полномочия для влияния на принимаемые решения и результаты деятельности. Очень важно отметить, что контроль может проявляться не только через обладание правами голоса (участие в уставном капитале другой организации), но и через категорию общей собственности, через полномочия, возникающие в результате договорных отношений или комбинации договоров, а также в силу определенных обстоятельств.
Например, показателями, свидетельствующими о способности осуществлять контроль, в частности, являются:
- недоговорные полномочия назначать основной управленческий персонал компании;
- недоговорные возможности побудить руководство компании осуществить существенные операции или наложить вето на такие операции;
- возможность влиять на назначение членов руководящего органа или получать доверенности от остальных сторон, обладающих правом голоса;
- высшее руководство или большинство членов руководящего органа подконтрольной организации являются связанными лицами компании, осуществляющей контроль (например, у них общий генеральный директор);
- наличие «особых отношений» (например, основные руководители подконтрольной организации являются работниками или бывшими работниками компании, осуществляющей контроль);
- экономическая зависимость. Следует отметить, что сама по себе экономическая зависимость полномочий не дает. Однако, например, компания, занимающаяся переработкой редких минералов, может зависеть от своего главного (а иногда и единственного) поставщика. В то же время экономическая зависимость уступает по значимости приведенным выше показателям.
Согласно Закону № 208-ФЗ организации должны представлять консолидированную отчетность участникам компании (акционерам) до проведения общего собрания участников, но не позднее 120 дней после окончания отчетного периода. То есть представление годовой консолидированной отчетности производится не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным [1] .
Годовая консолидированная отчетность подлежит обязательному аудиту [2]. Кроме того, предусмотрена обязательная публикация консолидированной отчетности не позднее 30 дней со дня ее представления [3].
Обратите внимание! Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон № 402-ФЗ) [4].
В ближайшее время планируется принятие мер для активизации применения МСФО российскими компаниями.
В частности, не позднее 2015 года планируется расширить круг организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность. В их числе:
- государственные компании и корпорации;
- общественно значимые государственные унитарные предприятия (прежде всего, градо – и системообразующие);
- акционерные инвестиционные фонды;
- негосударственные пенсионные фонды;
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
- управляющие компании инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- клиринговые организации.
Для остальных организаций, на которые действие Закона № 208-ФЗ не распространяется, переход на МСФО будет заключаться в следовании требованиям Закона № 402-ФЗ и применении обновленных положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), реформацию которых предполагается завершить к 2015 году.
В настоящее время в системе российского учета действует 24 ПБУ, многие из которых уже разработаны с учетом международных стандартов, а на сайте Минфина России в данный момент опубликованы проекты некоторых переработанных действующих ПБУ («Доходы организаций», «Учет запасов») и абсолютно новых ПБУ («Учет аренды», Учет вознаграждения работников»). Как правило, практическое применение обновленных ПБУ вызывает много вопросов.
Как показывает практика, наиболее проблемными для большинства составителей отчетности считаются следующие Положения по бухгалтерскому учету:
- «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н;
- «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н;
- «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н;
- «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
- «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н;
- «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утв. Приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н.
Главное отличие обновленных ПБУ от ранее действовавших – смещение акцента в сторону оценочных значений, применения профессионального суждения. Основная сложность такого метода учета для российских компаний состоит в изменении подхода к отражению в отчетности хозяйственных операций, поскольку большинство российских специалистов ориентировано на работу по четким правилам в строгой привязке к первичным документам, а не исходя из принципов и требований.
Кроме того, налоговый учет, который регламентируется Налоговым кодексом РФ, никто не отменял. Соответственно, остаются в силе и требования об экономической обоснованности расходов, и о подтверждении этих расходов документами, оформленными в соответствии с законодательством [5], и ряд других требований, которые характерны только для российского учета.
Реальную помощь в вопросе применения МСФО и РСБУ оказывают аудиторские организации. Помимо рекомендаций, которые получает Клиент по результатам проведенного аудита или в порядке консультационной помощи, ЗАО «Что делать Аудит» ежегодно выпускает методические рекомендации из серии «Рецепты для главного бухгалтера», в которых в доступной форме освещаются положения действующих ПБУ, вызывающие наибольшее количество вопросов.
- Ст. 4 Закона 208-ФЗ
- Ст. 5 Закона 208-ФЗ
- Ст. 7 Закона 208-ФЗ
- Ст. 3 Закона 208-ФЗ
- Ст. 252 НК РФ