МСФО в России – текущие вопросы применения

Обзор МСФО

Автор:
Источник: НП «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров Содружество»
Опубликовано: 16 декабря 2013

В 2011 году принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402 –ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон «О бухгалтерском учете»). Вступивший в силу с 1 января 2013 года Закон «О бухгалтерском учете» вводит новый механизм правового регулирования бухгалтерского учета, а также устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету и к бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации.

Одним из указанных в ФЗ принципов регулирования бухгалтерского учета является применение международных стандартов отчетности как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности. План Министерства Финансов Российской Федерации на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденный приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440 предусматривает утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО и завершения приведения ранее принятых нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствии МСФО. Таким образом, будет сформирован пакет новых национальных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности, максимально приближенных к МСФО.

В 2013 г. Регистрацию в Минюсте России прошли следующие МСФО:

  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»
  • Документ Международных стандартов финансовой отчетности «Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7»
  • Документ Международных стандартов финансовой отчетности «Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 32)»
  • Документ Международных стандартов финансовой отчетности «Инвестиционные организации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12, Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 27)».

План Минфина России на 2012 – 2015 годы предусматривает принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица.

Сегодня ведение учета по МСФО уже не является прерогативой только крупных компаний, банков и страховых организаций. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 208 – ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» МСФО применяется только для подготовки консолидированной финансовой отчетности по установленному перечню организаций. Теперь отчитываться по МСФО будут и негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ, клиринговые организации. Не за горами тот день, когда отчетность по МСФО будут составлять все организации исключения.

Сегодня в условиях глобализации мировой экономики тема применения международных стандартов финансовой отчетности особенно актуальна. Присоединение России к ВТО, привлечение иностранных инвестиций в нашу страну, поиск новых и сохранение традиционных рынков сбыта продукции отечественного производства – все это диктует необходимость изучения и использования международных стандартов финансовой отчетности.

Российские организации, перешедшие на МСФО, получают быстрый выход на западные кредиты, имеют большой интерес со стороны иностранных инвесторов, т. к. эта отчетность им понятна. И действительно результаты деятельности бизнеса лучше видны из бухгалтерской отчетности составленной по МСФО, и хорошо понимаемы инвесторами во всем мире. Тем более в мире уже более чем в 120 государствах отчетность составляется на основе применения МСФО.

Правительством РФ на основе анализа применения МСФО в России в ближайшее время предусмотрено:

  • ускорение сближения федеральных стандартов с МСФО. Правительство РФ приняло решение перенести на 2014 год завершение исполнения комплекса мер по переводу федеральных стандартов на МСФО;
  • в 2013 году должен начать работу Совет по стандартам бухгалтерского учета. Также должна быть налажена работа негосударственных органов регулирования;
  • в 2013-2014 годах расширится круг организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО;
  • к 2014 г. должны быть разработаны предложения по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
  • к 2014 г. должны быть разработаны предложения по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
  • в 2012-2013 гг. должны быть разработаны предложения по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг;
  • с целью обеспечения права пользователей на доступ к отчетности, составленной по МСФО в 2013 г. – должен быть сформирован единый информационный ресурс, в который будет поступать вся консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО от всех организаций, которые эту отчетность составляют;
  • в ближайшее время также предполагается совершенствовать надзорную деятельность, создать систему ответственности за качество отчетности, составленной по МСФО, ввести обязательную публикацию промежуточной консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО и др.

В целях улучшения и облегчения практики применения МСФО российскими компаниями Министерство финансов Российской Федерации в марте 2012 г. учредило специальную Межведомственную рабочую группу Минфина по применению МСФО.

Переход на МСФО может оказаться длительным и сложным процессом, при осуществлении которого придется решить множество сложных вопросов методического и учетного характера. Многим компаниям для обеспечения соответствия МСФО нужно значительно изменять действующую учетную политику, причем такие ключевые области учета, как признание выручки, учет запасов, финансовые инструменты, планы вознаграждения работников, тестирование на обесценение, резервы и выплаты, основанные на акциях. Опыт европейских компаний говорит о том, что многие организации недооценивают такие вопросы, как пробелы в данных, проблема выбора учетной политики, необходимость консолидации дополнительных компаний. Тем не менее, если отнестись к смене учетной политики со всем тщанием, проблем не возникнет.

Остается надеяться, что в целом все предприятия, подпадающие с 2012 г. под действие Закона № 208­ФЗ, уже завершили подготовку к трансформации и формирование своей учетной политики по МСФО и в ближайшем будущем мы сможем анализировать последовательность применения МСФО российскими предприятиями. Если степень такой последовательности будет действительно высокой, а сама МСФО­-отчетность подлинно прозрачной, качественной и правдивой, то от повышения сопоставимости финансовой отчетности предприятий одинаковых отраслей (например, такой как страховая) выиграют и инвесторы, и кредиторы, и клиенты этих компаний на территории России.

Автор:

Теги: МСФО  бухгалтерская отчетность  финансовая отчетность  международные стандарты отчетности  IFRS 9  финансовые инструменты  IFRS 7  IAS 32  МСФО¬-отчетность  взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств