Методика анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия

Управленческий учет в контексте стратеги...

Автор:
Источник: http://vds1234.narod.ru
Опубликовано: 15 сентября 2011

Автор: Воронов Дмитрий Сергеевич (к.э.н.) http://vds1234.narod.ru

Начало: Оценка конкурентоспособности предприятия

Очевидно, что определение конкурентоспособности предприятия необходимо не только и не столько для оценки количественного значения этого показателя, сколько в целях анализа конкурентоспособности рассматриваемого предприятия, выявления преимуществ и недостатков его деятельности в ходе конкурентной борьбы, закрепления первых и устранения последних. Представленная методика оценки конкурентоспособности предприятий позволяет решать указанные задачи, поскольку конкурентоспособность хозяйствующего субъекта оценивается по четко установленным количественным параметрам, что и делает возможным аналитическое разложение показателя конкурентоспособности, определение влияния каждой из аналитических единиц на формирование общего показателя конкурентоспособности предприятия.

В рамках предложенной методики оценки конкурентоспособности анализ и выявление резервов повышения конкурентоспособности исследуемого предприятия может осуществляться в следующем порядке.

В первую очередь производится общая оценка показателя конкурентоспособности предприятия и его динамики, на основании чего делается заключение о степени и тенденциях изменения конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта. Далее, в соответствии с выражением (1) (см. «Оценка конкурентоспособности предприятия»), осуществляется оценка коэффициентов операционной эффективности и стратегического позиционирования, что позволяет сделать выводы о степени влияния на конкурентоспособность предприятия каждого из источников конкурентоспособности.

Кроме того, рассматривая выражение (14) (см. «Оценка конкурентоспособности предприятия»), заметим, что в числителе указанного соотношения находятся показатели, отражающие эффективность хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, а в знаменателе – эффективность хозяйственной деятельности по выборке. Действительно, ранее было показано, что конкурентоспособность предприятия есть уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами. Следовательно, числитель и знаменатель выражения (14) могут рассматриваться как показатели эффективности использования экономических ресурсов исследуемым хозяйствующим субъектом и по выборке соответственно. Это позволяет нам проанализировать общий показатель конкурентоспособности предприятия в разрезе объектов сопоставления.

Пусть

(1)

K0 – коэффициент эффективности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.

(2)

KS – коэффициент эффективности хозяйственной деятельности по выборке.

Тогда показатель конкурентоспособности предприятия может быть представлен следующим образом:

(3)

Значения коэффициента эффективности хозяйственной деятельности не поддаются строгому нормированию, однако, учитывая то, что величина каждого из сомножителей, участвующих в расчете указанного коэффициента, с точки зрения обеспечения эффективности имеет необходимое значение более единицы, можно утверждать, что необходимое значение коэффициента эффективности хозяйственной деятельности также более единицы.

Разложение показателя конкурентоспособности предприятия в разрезе объектов сопоставления в сочетании с анализом динамики этих показателей позволяет сделать вывод о том, что является основной причиной сложившегося уровня конкурентоспособности: высокая эффективность рассматриваемого хозяйствующего субъекта, низкая эффективность выборки и т. д.

Таким образом, анализ конкурентоспособности предприятия в разрезе источников конкурентоспособности и объектов сопоставления дает возможность выявить основные факторы, обуславливающие сложившийся уровень конкурентоспособности. Это, в свою очередь, позволяет определить базовые резервы повышения конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта.

Дальнейшим направлением анализа конкурентоспособности является разложение этого показателя по видам деятельности предприятия либо по структурным подразделениям (далее – обособленные центры деятельности), каждый из которых является обособленным центром образования затрат и соответствующей выручки предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятия по обособленным центрам деятельности может осуществляться исходя из следующих алгебраических преобразований.

Пусть предприятием осуществляется k видов деятельности (либо предприятие включает в себя k подразделений), каждый из которых является источником образования выручки предприятия.

Тогда

(4)

Вl – выручка l-го центра деятельности предприятия.

Соответственно,

(5)

Зl – затраты l-го центра деятельности предприятия.

С учетом (4) и (5) показатель операционной эффективности предприятия (2) (см. «Оценка конкурентоспособности предприятия») может быть представлен в следующем виде:

(6)

rl – операционная эффективность l-го центра деятельности предприятия;

dl – доля затрат l-го центра деятельности в общей сумме затрат предприятия.

(7)

(8)

Исходя из этого, коэффициент операционной эффективности (4) (см. «Оценка конкурентоспособности предприятия») может быть записан так:

(9)

Rl – операционная эффективность l-го центра деятельности по выборке;

Krl – коэффициент операционной эффективности l-го центра деятельности;

Yl – весовой коэффициент, определяющий влияние каждого из обособленных центров деятельности на формирование общего показателя конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, в результате осуществленных преобразований нам удалось представить коэффициент операционной эффективности предприятия как сумму аналогичных показателей по обособленным центрам деятельности (Krl), скорректированных на соответствующие весовые коэффициенты (Yl). Это, в свою очередь, позволяет оценить влияние каждого центра деятельности предприятия на формирование коэффициента операционной эффективности. С той же целью предлагается осуществить аналитическое разложение коэффициента стратегического позиционирования (13) (см. «Оценка конкурентоспособности предприятия»).

Рассматривая соотношения (11) и (12) (см. «Оценка конкурентоспособности предприятия»), заметим:

(13)

αl (αl0) – доля выручки l-го центра деятельности в общей сумме выручки предприятия в рассматриваемом (предшествующем) периоде;

Il – индекс изменения объемов выручки l-го центра деятельности предприятия.

Соответственно:

(14)

Тогда:

(15)

KIl – коэффициент стратегического позиционирования l-го центра деятельности;

Al – весовой коэффициент, определяющий влияние каждого центра деятельности на формирование общего показателя конкурентоспособности предприятия.

(16)

Итак, с учетом (1) (см. «Оценка конкурентоспособности предприятия»), (9) и (15), показатель конкурентоспособности предприятия может быть записан следующим образом:

(17)

Kl – конкурентоспособность l-го центра деятельности предприятия.

В том случае, когда количество и содержание центров деятельности анализируемого предприятия и по выборке различны, при расчете конкурентоспособности по видам деятельности, не встречающимся в выборке, в качестве соответствующих величин по выборке необходимо принимать общие показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования по выборке. По сути, это означает сопоставление того или иного обособленного центра деятельности предприятия со средними показателями предприятий-конкурентов. В этом случае

(18)

(19)

Если рассчитанный таким образом показатель конкурентоспособности анализируемого центра деятельности более единицы, то данный центр деятельности предприятия повышает конкурентоспособность предприятия в целом. Верно и обратное.

Отметим, что предложенное алгебраическое разложение может быть применено и к частным показателям конкурентоспособности по любому из обособленных центров деятельности предприятия – с целью более глубокого анализа конкурентоспособности предприятия по видам деятельности.

Действительно, пусть l-й центр деятельности разложим на некоторое число (tl) элементов, каждый из которых является обособленным источником образования выручки предприятия. Аналогично приведенным выше преобразованиям получаем:

(20)

Kp , Yp , Ap – показатель конкурентоспособности и соответствующие весовые коэффициенты p-го элемента l-го центра деятельности предприятия.

Тогда исходный показатель конкурентоспособности предприятия может быть записан следующим образом



(21)

Другим направлением анализа конкурентоспособности предприятия в рамках предлагаемой методики является разложение коэффициента операционной эффективности (Kr) в разрезе составляющих затрат. Необходимо отметить, что в этом случае в отличие от анализа конкурентоспособности предприятия по обособленным центрам деятельности, где количество и содержание центров деятельности рассматриваемого предприятия и по выборке может не совпадать, анализ конкурентоспособности по рентабельности предполагает строгое соответствие составляющих затрат рассматриваемого предприятия и по выборке. Иначе теряется всякий смысл подобного анализа.

Пусть затраты на производство и реализацию продукции подразделяются на некоторое количество (n) составляющих (по элементам затрат, по калькуляционным статьям затрат; либо, в зависимости от целей анализа, – иная классификация затрат):

Введем показатель операционной эффективности i-го элемента затрат:

Тогда рассматриваемый показатель предприятия примет вид:

(26)

Пусть имеем введенные соотношения:

di (Di)  – удельный вес i-го элемента затрат в общей сумме затрат.

Отсюда


Учитывая (23) и (26), получаем:

(31)

Введем следующие переменные:

(32)

ki – относительная эффективность i-го элемента затрат;

(33)

γi – весовой коэффициент i-го элемента затрат, определяющий удельный вес относительной эффективности каждого из элементов затрат в общем коэффициенте операционной эффективности.

Тогда получаем:

(34)

Предлагаемое разложение позволяет определить влияние на конкурентоспособность предприятия любой из составляющих затрат (затраты на оплату труда – эффективность использования трудовых ресурсов; материальные затраты – эффективность использования материальных ресурсов и т. д.).

Отметим, что число составляющих затрат не ограничено, что позволяет добиться сколь угодно большей детализации анализа конкурентоспособности предприятия по составляющим затрат. Кроме того, предложенная методика алгебраического разложения может быть применена и к частным показателям относительной эффективности каждого из элементов затрат, что позволяет осуществлять достаточно глубокий анализ каждого из факторов конкурентоспособности предприятия. Так, предположим, что i-й элемент затрат разложим на некоторое число (mi) составляющих. Отсюда

(35)

Рассмотренные направления анализа могут применяться в любой последовательности и в любом сочетании. Разложение по элементам затрат может быть применено к любому из частных показателей по обособленным центрам деятельности. И, наоборот, разложение по центрам деятельности может быть применено к любому из частных показателей относительной эффективности той или иной составляющей затрат. Наиболее целесообразным является разложение первоначального показателя конкурентоспособности по обособленным центрам деятельности, а затем – разложение каждого из полученных показателей конкурентоспособности по составляющим затрат.

В этом случае показатель конкурентоспособности предприятия может быть представлен в следующем виде:

(36)

Еще раз подчеркнем, что предлагаемая методика оценки и анализа конкурентоспособности допускает применение представленных ранее алгебраических разложений в любом порядке и сочетании. Иными словами, приведенная схема анализа конкурентоспособности предприятия в зависимости от целей анализа и наличия исходных данных может варьироваться. При этом очевидно, что представленные алгебраические разложения могут (и должны) применяться совместно с общеизвестными методами и приемами анализа хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что различные весовые коэффициенты, полученные в результате приведенных выше алгебраических преобразований, имеют сугубо математическое значение и необходимы в целях обоснования возможности представления исходного показателя конкурентоспособности предприятия в виде совокупности частных показателей конкурентоспособности (по обособленным центрам деятельности, по составляющим затрат). Иначе говоря, в целях экономического анализа нет необходимости в громоздких вычислениях соответствующих весовых коэффициентов, а следует лишь вычислить исходный и частные показатели конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятий на базе предлагаемой автором методики позволяет осуществлять сколь угодно глубокий анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. Указанный анализ, в свою очередь, позволяет выявить пути повышения конкурентоспособности предприятия и разработать мероприятия, направленные на достижение поставленной цели.

Однако рассмотренные выше направления анализа затрагивают лишь те показатели, которые непосредственно участвуют при расчете величины конкурентоспособности предприятия, и не дают возможности проводить анализ конкурентоспособности и выявления соответствующих резервов в разрезе прочих технико-экономических показателей. Указанный недостаток преодолевается при осуществлении корреляционно-регрессионного анализа. Данный подход позволяет получить информацию о влиянии того или иного фактора на конкурентоспособность предприятия и оценить возможные изменения конкурентоспособности в результате осуществления тех или иных технико-экономических мероприятий. Суть предлагаемого метода анализа конкурентоспособности предприятия заключается в следующем.

На первом этапе устанавливается перечень факторов, влияние которых на конкурентоспособность рассматриваемого хозяйствующего субъекта необходимо проанализировать. Выбор факторов определяется конкретными задачами и целями анализа. Факторами могут являться любые технические, технологические, природные, климатические, организационные, социально-демографические и другие показатели, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия.

Далее проводится сбор данных о величинах показателей, влияние которых на конкурентоспособность необходимо проанализировать, а также определяются значения самого показателя конкурентоспособности предприятия за соответствующие периоды. На основе имеющихся данных любым из известных способов производится построение корреляционной модели зависимости конкурентоспособности рассматриваемого хозяйствующего субъекта от анализируемых факторов. В силу того, что коэффициенты регрессии в натуральном масштабе несопоставимы, так как характеризуют влияние различных по природе факторов, для оценки степени влияния на конкурентоспособность каждой из независимых переменных следует осуществлять построение корреляционных моделей как в натуральном, так и в стандартизированном масштабе. Полученные в результате этого регрессионные уравнения и являются инструментом анализа влияния на конкурентоспособность предприятия рассматриваемых факторов. Анализ коэффициентов регрессии в уравнениях позволяет дать качественную и количественную оценку влиянию того или иного фактора на конкурентоспособность предприятия, что, в свою очередь, позволяет определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия.

Кроме этого, полученная математическая модель позволяет осуществлять оперативное управление конкурентоспособностью предприятия. Так, если известны текущие значения показателей, включенных в математическую модель, становится возможным с определенной погрешностью спрогнозировать конкурентоспособность предприятия за соответствующий временной отрезок еще до его завершения. На основании полученных данных могут быть приняты соответствующие управленческие решения.

Подобным образом может быть определено влияние тех или иных запланированных технико-экономических мероприятий на конкурентоспособность предприятия. Подставляя в полученное ранее регрессионное уравнение плановые значения соответствующих показателей после проведения указанных мероприятий, можно установить качественное и количественное влияние запланированных технико-экономических мероприятий на уровень конкурентоспособности предприятия. Результаты расчетов могут служить одним из критериев оценки целесообразности осуществления тех или иных технико-экономических мероприятий с точки зрения повышения конкурентоспособности предприятия.

Особо следует отметить то, что представленные выше направления анализа конкурентоспособности должны реализовываться в сочетании с анализом состава и структуры факторов конкурентоспособности предприятия. В частности, в ходе анализа факторов конкурентоспособности было показано, что одни из них в большей степени оказывают влияние на формирование операционной эффективности, а другие – стратегического позиционирования. Исходя из этого, влияние каждого из рассматриваемых показателей на конкурентоспособность предприятия должно быть интерпретировано с учетом конкретного экономического содержания исследуемого рынка. То же самое следует отметить и в отношении коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия и по выборке. Иными словами, полноценный анализ конкурентоспособности предприятия не может ограничиваться только вычислением соответствующих коэффициентов, но на каждом своем этапе должен быть обогащен экономическим содержанием. В свою очередь, возможность сколь угодно глубокого аналитического разложения, а также корреляционно-регрессионного анализа показателя конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта позволяет подтвердить либо опровергнуть предположения, сделанные на предыдущем этапе анализа.

Помимо оценки и анализа конкурентоспособности предприятия представленная методика может быть применена и в целях прогнозирования этого показателя.

Наиболее очевидным методом прогнозирования конкурентоспособности предприятия является прямой прогноз рассматриваемого показателя на основании его значений за ряд предшествующих периодов. Однако указанный подход базируется только на тенденциях и закономерностях динамики общего показателя конкурентоспособности предприятия за исследуемый период. В то же время показатель конкурентоспособности предприятия формируется в результате взаимодействия целого ряда параметров (выражение (14) (см. «Оценка конкурентоспособности предприятия»)), учет частных тенденций которых при данном подходе невозможен. Следствием этого является недостаточная точность прогнозирования.

В целях преодоления отмеченного недостатка прогнозирование конкурентоспособности предприятия предлагается производить на основании прогноза значений каждой переменной соотношения ((14) (см. «Оценка конкурентоспособности предприятия»)). При этом, в зависимости от наличия исходных данных представленная методика оценки конкурентоспособности предприятий позволяет осуществлять прогнозирование соответствующих показателей как в целом по рассматриваемому предприятию (выборке), так и в разрезе обособленных центров деятельности. Значения параметров выражения (14) (см. «Оценка конкурентоспособности предприятия») могут быть спрогнозированы посредством корреляционно-регрессионного анализа с учетом запланированных технико-экономических мероприятий, а также прочих факторов, оказывающих влияние на параметры указанного соотношения (как в отношении исследуемого предприятия, так и выборки). Далее может быть определено прогнозное значение общего показателя конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, предлагаемая методика позволяет осуществлять всесторонний анализ, а также оперативное управление и прогнозирование конкурентоспособности предприятия, что, в свою очередь, обуславливает возможность определения основных направлений повышения конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта. Апробации предложенной методики оценки, анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятий будет посвящен следующий раздел.

Автор:

Теги: оценка конкурентоспособности предприятия  методика оценки  конкурентоспособность  показатели конкурентоспособности  операционная эффективность  стратегическое позиционирование