Методологические проблемы надзора и контроля коммерческих банков

Банковский бизнес в России...

Автор:
Источник: Журнал “Аудит” №4-2017
Опубликовано: 22 Мая 2017

В статье рассматриваются проблемы надзорной практики в банковском секторе экономики и направления совершенствования как надзора в целом, так и конкретных процедур банковского управления. Уделено особое внимание содержательным аспектам стратегического планирования и внутреннего контроля в коммерческих банках.

Введение

Целями деятельности Банка России согласно ст.3 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, а также обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы. Эти цели (см. указанные ниже пункты ст.4 закона) должны достигаться реализацией, в частности, следующих функций, которые обязан выполнять ЦБ РФ:

4) он устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

Согласно ст.4.1 упомянутого закона Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов. Чтобы выявлять и предотвращать конфликты интересов коммерческих банков и их клиентов, Центробанк согласно ст.3 закона о ЦБ должен осуществлять банковский надзор.

В условиях новой экономической реальности банковские риски нарастают и репутация Банка России находится под угрозой из-за событий последних трех лет, когда через процедуры отзыва лицензий и санирования прошло более 300 банков, или примерно 40% общего количества. Эти события вызваны в частности из-за методологических проблем надзора. Рассмотрим их более подробно по направлениям:

Стратегия развития коммерческого банка

Для разработки стратегии развития коммерческого банка необходимы общие требования к содержанию подобного рода документа. Представляется целесообразным Банку России определить какое сочетание статей баланса в их развитии должно быть представлено в стратегии развития. В настоящее время стратегия представляет собой формальный качественный анализ направлений развития банка с приложением баланса, составленного по форме

Кроме того, отсутствуют формализованные процедуры контроля за реализацией стратегии развития в банке, а именно не установлено, каким образом осуществляется данный контроль. Нет таких параметров как его документационное обеспечение, периодичность проведения. Есть рекомендации в Приложение 8 к Указанию Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У “Об оценке экономического положения банков”, где в анкете Показатель управления стратегическим риском присутствует дефиниция “Стратегия развития банка” во всех семи пунктах, но при детальном рассмотрении становится очевидным, что требования ограничиваются формальными признаками. Так при оценке данного вопроса следует учитывать не только наличие Стратегии развития банка, но и утверждена ли она общим собранием акционеров либо советом директоров (наблюдательным советом) банка, и ни слова на ее содержательном наполнении.

Вопрос 4, при оценке данного вопроса следует учитывать, насколько эффективно банк предполагает использовать имеющиеся у него возможности, например, планирует ли он увеличить собственные средства (капитал), ресурсную базу, развивать филиальную сеть, в том числе путем приобретения филиалов, присоединения (слияния) других (другими) банков (банками). Процесс оценки эффективности, должен оцениваться какими-то показателями, а не констатацией каких-либо действий.

Вопрос 7 анкеты “Проводится ли банком регулярный мониторинг степени достижения поставленных в Стратегии развития банка целей”, при оценке данного вопроса следует учитывать, осуществляется ли банком контроль за соблюдением сроков реализации мероприятий, предусмотренных в планах по реализации целей, определенных Стратегией развития банка. Это значит, что Стратегии развития банка должна составляться в банке на основе внутренних нормативных документах, где должен быть полностью прописан регламент исполнения такого важного документа.

Банк России не уделяет внимание и воздействию внешних факторов на реализацию стратегии развития банка. Этот факт отражается как постулат, а на самом деле нет определенных показателей воздействия внешних факторов, не говоря уже об анализе чувствительности стратегии развития банка к внешним факторам.

Нет требования к стратегии развития, чтобы она раскрывала направления получения доходов банковского бизнеса, то есть за счет чего генерируется финансовый поток банка в части доходов. В таком разрезе стратегия развития не рассматривается Банком России.

В более широком плане стоит вопрос о том, реализуется ли в принципе миссия банка как кредитной организации. Для такой оценки необходимо проведение стратегического аудита как оценки всего банка с учетом внешней среды. Стратегический аудит относится к такой же трудной оценке, как эффективность бизнес-процессов банка.

Стандартные службы внутреннего контроля не в состоянии проводить такую оценку в силу отсутствия необходимой квалификации и управленческого опыта. Службы внутреннего контроля как часть внутреннего контроля банков обычно оценивают банковские операции только с точки зрения их соответствия нормативным документам Банка России.

Вероятно, для проведения стратегического аудита целесообразно образовывать временную рабочую группу на основании решения совета директоров. Временной интервал такого аудита - один год; утверждается отчет о результатах стратегического аудита советом директоров. Такой отчет позволил бы провести комплексную оценку стратегического видения места банка как части банковской системы России.

Форма отчета как предполагаемый вопросник также подлежит утверждению советом директоров банка. Вероятно, правильным было бы разработать отдельное положение о стратегическом аудите в банке и вряд ли разумно было бы включать стратегический аудит в проверки службы внутреннего контроля банка. Члены рабочей группы должны иметь необходимый доступ ко всей внутренней документации банка для достоверных выводов о его деятельности. Время работы такой рабочей группы целесообразно было бы определить в диапазоне 15-30 календарных дней.

Необходимо отметить, что в нормативных документах ЦБ РФ понятие стратегического аудита отсутствует, имеется краткое упоминание процедур реализации стратегии развития банка. И в ближайшее время Банк России не намерен уделять пристальное внимание этому вопросу. Рекомендации в форме вопросника также отсутствуют со стороны регулятора, рекомендации касаются вопросов только разработки стратегии развития банка и ее содержания. Пока ЦБ РФ нацелен на развитие бизнес-планирования как части постоянного финансового планирования.

Основные процедуры контроля за реализацией стратегии развития банка на сегодняшний день являются результатом эмпирических форм данной процедуры. Необходимо усилить в будущем внимание данному вопросу, пусть и с некоторой долей формальности. К сожалению, подчеркнем еще раз, Банк России относится к данным проблемам как к малозначительным.

Указание № 2005-У в части оценки стратегического риска требует, чтобы банк осуществлял такой контроль. Однако это касается только стратегического риска, и не более того. На постоянной основе регулятор не требует от банков осуществлять такой мониторинг, применяя более «сложные» критерии оценки банков со стороны своего надзорного блока.

В заключение данного параграфа отметим, что сейчас Стратегия развития во многих банках является просто отпиской “чтобы была”.

Оценка управления банками

Управление – это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ.

Отсутствие классификации по условиям ведения банковского бизнеса, то есть розничный или корпоративный, например, тот или иной банк, региональный или федеральный. Банк России в принципе не различает банки по такому критерию, а ведь в зависимости от этого регулирование должно было бы быть дифференцированным.

В настоящее время Банк России предлагает ввести новый вид кредитной организации - региональный банк. Согласно проекту к региональному банку может быть отнесена кредитная организация, величина активов которой не превышает 7 миллиардов рублей, имеющая право осуществлять ограниченный круг банковских операций, исключительно на территории субъекта РФ, в котором находится постоянно действующий исполнительный орган кредитной организации, и на территории субъектов РФ, граничащих с ним.

В частности, предусматривается, что региональный банк вправе осуществлять межбанковские операции исключительно через центрального контрагента; ему запрещается осуществлять банковские операции и иные сделки с нерезидентами; он не вправе открывать обособленные  и внутренние структурные подразделения  за пределами субъекта РФ, в котором находится постоянно действующий исполнительный орган кредитной организации, и территории субъектов, граничащих с ним; не вправе устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками, а также не вправе открывать счета депо в иностранных депозитариях.

Проектом установлено, что банк, минимальный размер собственных средств (капитала) которого составляет не менее 300 миллионов рублей, а величина активов не более 7 миллиардов рублей, вправе ходатайствовать о получении лицензии регионального банка.

Отсутствует такое понятия как концепция развития банка в сжатой форме, содержащей главные направлений развития. Миссия банка включена в стратегию развития как документ, но это больше формальный момент в контексте данного документа.

Отсутствует понятие “бизнес-модель развития банка”, требования к ней, факторы, оказывающие влияние на нее, каково должно быть соотношение доходных статей баланса по основным видам доходов. Бизнес-модель отвечает на вопрос – какова стратегия прибыльности банка. Банк России в принципе не уделяет этому никакого внимания.

Бизнес-планы составляются в настоящее время только для получения лицензии тем или иным банком, а постоянным фактором оценки банков со стороны Банка России выполнение данных бизнес-планов не является. Такие бизнес-планы необходимо составлять на срок 3-5 лет и Банк России должен оценивать их выполнение банками по установленному регламенту.

Все это позволяет говорить об отсутствии системного подхода в требованиях Банка России к управлению в банках и об отсутствии методологии в подходе.

Корпоративное управление

B сентябре 1999 г. Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал специальный документ “Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях”, конкретизировавший применительно к банкам принципы корпоративного управления, которые были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития. Согласно данному документу, корпоративное управление в банковских организациях — это руководство их деятельностью, осуществляемое советами директоров и менеджерами высшего звена и определяющее методы, с помощью которых банки:

  • устанавливают цели своего бизнеса, к которым относится, в числе прочего, и создание стоимости для владельцев банков;
  • совершают каждодневные финансовые операции;
  • учитывают в своей работе позиции заинтересованных сторон (сотрудников, клиентов, общественности, регулирующих органов и государства);
  • осуществляют корпоративные действия в соответствии с правилами обеспечения надежности банковского бизнеса и требованиями нормативно-правовых актов;
  • защищают интересы вкладчиков.

Корпоративное управление является инструментом для определения целей банка и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью банка со стороны акционеров и других заинтересованных сторон.

Необходимо отметить, что корпоративное управление в банке есть тогда, когда реально работают акционеры и комитеты Совета директоров. Работе данных комитетов Банк России не уделяет достаточного внимания, по большому счету установлено заявление, что они должны бы быть. Нет, например, перечня обязательных вопросов, подлежащих рассмотрению комитетами, нет минимального перечня таких комитетов, которые должны образовываться, периодичности их заседаний.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что нет требований по оформлению протоколов и других рабочих документов в части требований к наличию подписей всех членов того или иного органа управления банка. Отсутствие подписей в протоколе заседания позволяет впоследствии говорить членам органа, что они его не подписывали и участия в его работе не принимали. Не установлена персональная ответственность членов органа управления банка.

Отсутствуют как таковые требования, по какому принципу строится структура управления банка, например, по линейно-функциональному, дивизионному или другому. Отсутствие таких требований может нарушать порядок принятия решений в банке.

Не уделяется внимание Банком России и такому вопросу как установление лимитов как способу уменьшения рисков принятия неправильных решений органами управления банка. Нет даже требований к необходимости принятия банками такого документа как “Лимитная политика”.

Корпоративная структура российских банков устарела и не соответствует лучшим международным практикам. Так, например, во многих международных банках есть директор по этике.

Многие вопросы, связанные с корпоративным управлением, лежат за пределами законодательной сферы и имеют этический, а не юридический характер.

Многие положения законодательства, регулирующие в том числе корпоративное управление, основываются на этических нормах и на нормах общепринятой деловой практики. Примером таких правовых норм могут служить нормы гражданского законодательства, устанавливающие возможность при отсутствии применимого законодательства исходить из требований добросовестности, разумности и справедливости, требующие осуществлять гражданские права разумно и добросовестно, а также запрещающие осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью и иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав. Таким образом, морально-этические стандарты разумности, справедливости и добросовестности являются составной частью действующего законодательства.

Риски

Требования по созданию системы управления рисками и капиталом путем реализации внутренних процедур оценки достаточности капитала подробно изложены Указании Банка России от 15.04.2015 № 3624-У “О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы”.

Однако Банк России не выстроил систему рисков, так называемую пирамиду рисков. Вроде бы главным провозглашен регуляторный риск, но отсутствует даже его элементарное описание. Есть ряд положений по направлениям рисков и непонятно даже, какая концепция внутреннего контроля лежит в основе нормативного регулирования Банка России. Можно даже сказать, что Банк России в принципе избегает упоминания в своих документах какой-либо модели внутреннего контроля.

С точки зрения теории риск-менеджмента, к рискам первого уровня относится регуляторный риск как риск применения мер надзорного реагирования Банком России по отношению к банку.

К рискам второго уровня относятся: стратегический риск как риск нереализации Стратегии развития банка и риск ликвидности как потеря банком возможности осуществлять платежные обязательства.

К рискам третьего уровня относят по важности: валютный, правовой, операционный, рыночный.

Основным методом при исчислении рисков для Банка России остается балльный метод. Одним из самых распространенных на сегодняшний день методов, используемых практически в каждом банке, является коэффициентный метод, как правило, базирующийся на расчете экономических показателей, таких как ликвидность, рентабельность, деловая активность, уровень кредитной нагрузки и других коэффициентов. В результате произведенного расчета показателей, как правило, утвержденных внутренними документами банка, используется рейтинговая оценка, позволяющая разделить заемщиков на группы, например, А, В и С.

Технология последовательного применения методов многомерного шкалирования, регрессионного и кластерного анализа практически лишена недостатков и одно из ее главных преимуществ – это визуальное представление, рассматриваемых объектов, что дает возможность сформировать приблизительную картину мира.

В настоящее время в западном банковском мире широко применяется многомерное шкалирование угроз и мультифакторный анализ.

Многомерное шкалирование учитывает в нескольких плоскостях уровень нарастания напряжение системы и соответственно угроз в каждой точке прогнозного развития банка. Мультифакторный анализ позволяет выстроить систему факторов, воздействующих на банк, определенная совокупность которых может оказывать критическое воздействие, приводя к дисфункции. Данные методы позволяют видеть картину развития банка в целом.

Балльный метод не учитывает прогноз деятельности банка, а оценивает только здесь и в настоящий момент времени конкретный параметр и не более того.

Крупной ошибкой явилось просто постулирование необходимости регуляторного риска без раскрытия методологии его оценки. В ситуации, когда данный риск был заявлен как главный, банки были вынуждены самостоятельно его оценивать в условиях полной неопределенности позиции Банка России.

В Указании от 15 апреля 2015 года № 3624-У Банк России установил требования к системам управления рисками и капиталом, или к внутренним процедурам оценки достаточности капитала (ВПОДК). Эффективность этих процедур в крупнейших кредитных организациях регулятор оценит в начале 2017 года, а в остальных — весной 2018 года. Требуя разработать ВПОДК, регулятор ожидает, что банки учтут в системе управления рисками то, чего не учитывают его унифицированные подходы.

Необходимым условием эффективного функционирования системы управления рисками Банка является ее периодический пересмотр с учетом изменений во внутренней и внешней среде, подходах Банка к управлению рисками, результатов мониторинга и независимой оценки системы управления рисками Банка.

Внутренний контроль в кредитных организациях

Основное значение Банк России придает проверкам служб внутреннего контроля.

Области проверок служб внутреннего контроля:

Экономическая среда –

в принципе никак не оценивается

Правовая среда –

главный предмет проверок

служб внутреннего контроля банков России

Бизнес-процессы –

постольку, поскольку затрагивает соответствие законодательству

Работа внутреннего контроля –

остаточное значение


Складывается ситуация, когда сама идея внутреннего контроля профанируется самими проверками на соответствие деятельности подразделений банка правовой среде, то есть действующему законодательству.

Внутенний контроль в современном его понимании основывается на принципах Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредуэя (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, далее – COSO), опубликованных в США в 1992 г. в Интегрированной концепции внутреннего контроля (Integrated Framework Integrated Framework) [1]. Значимость этой концепции заключается в том, что в ней изложены основные понятия и ключевые элементы внутреннего контроля, сделан акцент на ответственности руководства организации за его состоянием.

Согласно модели COSO внутренний контроль – это процесс, встроенный в текущую деятельность любой организации, осуществляемый ее руководителями и всеми сотрудниками для достижения триады целей: операционная и финансовая эффективность (операционные цели), достоверность финансовой и управленческой информации (информационные цели), соблюдение установленных требований (комлаенс-цели).

Определение внутреннего дано в Разделе 3. Внутренний контроль Положения Банка России № 385-П “В бухгалтерии кредитной организации должны быть работники, на которых возлагается обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, включая кассовые, операций.

Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и в типовых формах аналитического и синтетического учета”

Для достижения целей внутреннего контроля кредитной организацией выполняются следующие задачи: соблюдение установленных процедур по отражению в бухгалтерском учете операций с денежными средствами и иными ценностями; своевременное исполнение распоряжений клиентов на выдачу, перевод и зачисление денежных средств в соответствии с реквизитами, указанными в расчетных и кассовых документах, принимаемых к исполнению; принятие своевременных и эффективных решений, направленных на предотвращение или устранение выявленных недостатков и ошибок при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, минимизацию риска их возникновения в будущем; правильное ведение лицевых счетов, в том числе открытых в соответствии с договором банковского счета, а также своевременное составление и выдача выписок из лицевых счетов; своевременное и правильное составление ежедневного баланса и регистров бухгалтерского учета; надлежащее хранение документов до передачи их в архив. Кредитная организация обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (далее - внутренний контроль), обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых бухгалтерских операций.

Организация внутреннего контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера.

И особенно удивляет в этой связи и написание актов проверок для собственников, когда описывается реальное положение вещей, и “официальных”, то есть для Банка России. То есть внутренние бизнес-процессы вообще не изучаются; не проверяется, как функционирует корпоративное управление в банке. Главное приложение сил для российских служб внутреннего контроля – это последующий контроль на соответствие законодательству деятельности банка и не более того. Полностью нарушаются международные общепринятые цели процедуры и внутреннего контроля.

Банк России вообще не настроен уделять какое-то внимание риск-ориентированному внутреннему контролю как встроенному риск-модулю любого бизнес-процесса в банке, исключительно последующим проверкам на соответствие законодательству. В связи с тем, что отсутствует соответствующее нормативное регулирование, у российских банков нет никакого желания развивать данные системы и соответственно IT-компании таких решений предлагают очень мало. Как ни парадоксально, но сегодня встроенная риск-модель есть только в сфере финансового мониторинга. Говорить о выстроенной системе лимитов хотя бы в системе бизнес-процессов как IT-решений не приходится.

При этом отметим, что риск-модули давно встроены в информационные системы ведущих мировых банков по всем направлениям.

Нет взаимосвязи внутреннего контроля и внутреннего аудита. Построение этих систем находится в плачевном состоянии, внутренний контроль практически направлен на поиски правовой риска, который наступает вследствие несоотвестствия законодательству деятельности банка и не более того.

Служба внутреннего контроля должна осуществлять проверку полноты применения и эффективности принятой в банке методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками).

Банком России совершенно не уделяется внимание взаимодействию системы внутреннего контроля и Совета директоров, а именно в принципе не сформулирована работа Комитета по аудиту и рискам Совета директоров. Просто постулируется факт необходимости таких комитетов.

Из всего перечисленого непонятно даже какую модель внутреннего контроля Банк Росси положил в основу регулирования.

Банковский надзор в целом

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами [2].

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций, головных кредитных организаций банковских групп и головных организаций банковских холдингов информацию о деятельности соответственно кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, включая сведения об участниках банковских групп и банковских холдингов, не являющихся кредитными организациями, требовать разъяснений полученной информации.

В законе установлено, в каких случаях банки подвергаются мерам надзорного реагирования, но ни в каких нормативных документах не установлено, что за пакет документов должен получать банк при их применении.

Нет четкого механизма, за какие именно нарушения надзора применяется та или иная мера надзорного реагирования, то есть в принципе отсутствует карта мер надзорного реагирования, а есть просто некий перечень таких мер в ситуации абсолютно произвольного применения той или иной меры к конкретному банку.

Отсутствует административная защита, то есть нет даже не то что гласного и открытого обсуждения применения тех или иных мер, а даже механизма апелляционного обжалования административных мер. Мог бы быть предусмотрен механизм апелляционного обжалования в комиссионном порядке на уровне Банка России.

Не является открытым порядок документационного обеспечения процесса принятия решения о применении мер надзорного реагирования. Имеется ввиду тот факт, что в принципе не раскрывается как отражается и оценивается факт принятия мер надзорного реагирования, в лучшем случае банку могут просто сообщить факты плохой оценки в ходе надзора.

Де-юре банк имеет право на судебную защиту, но де факто она по срокам не выдерживает никакой критики. Конечно, любой банк может подать в суд на Банк России, но реально это профанация судебной защиты. Предписание выносится Банком России сроком на 6 месяцев, а вопрос в суде об отмене такого предписания может рассматриваться еще дольше и, как правило, суды поддерживают Банк России.

Заключение

В процессе совершенствования методологии планирования и контроля банковской деятельности Банк России не реализует принцип обратной связи - отсутствует ответственность ЦБ и его должностных лиц за неэффективный контроль за банковским сектором. Для предотвращения вывода активов и доведения банков до банкротства целесообразно ввести лицензирование аудиторов со стороны ЦБ РФ, повысить их ответственность вплоть до введения уголовного наказания за ложные заключения, а также усилить меры для бизнеса за преднамеренное банкротство банков. Главной задачей финансового регулятора должна быть не ликвидация банка, когда он уже пуст, а принятие превентивных мер еще до его разорения. Свою задачу Банк России сможет выполнить только путем разработки и совершенствования методологических документов по перечисленным направлениям надзорных функций.

           

Литература

  1. Чая В.Т., Ассанаев Н.Ш. Влияние институциональных аспектов на процессы управленческого учета и формирования управленческой отчетности. Аудит и финансовый анализ, 2016, № 2.
  2. Пашков Роман, Юрий Юденков, Альтернативы стратегии развития в кризис, Бухгалтерия и банки, 2015, № 12, с. 36-41
  3. Интернет-технологии в банковском бизнесе: перспективы и риски: учебно-практическое пособие /Ю.Н.Юденков и др.; предисл. чл-корр. РАН А.С.Сигова. –М.: КНОРУС, 2013 – 320 с.
  4. Чая В.Т., Кобозева Н.В., Винидиктова В.И. Система внешнего контроля качества аудиторов: результаты и перспективы. Аудит и финансовый анализ, 2014, № 1
  5. Кох Тимоти У. Управление банком: пер. с англ. В 5-ти книгах, 6-ти частях. Уфа: “Спектр”, 1993.
  6. Управление рисками и капиталом банка: монография /Р.В.Пашков , Ю.Н.Юденков . – М.: РУСАЙНС, 2016 -234с.



[1] Интегрированная концепция внутреннего контроля (Internal Control – Integrated Framework). Коми-тет спонсорских организаций Комиссии Трэдуэйя (COSO), 1992.

[2] Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями)

Автор:

Теги: надзорная практика  банковский сектор  банковское управление  стратегическое планирование  внутренний контроль  коммерческие банки  Банк России  банковская система  банковский надзор  отзыв лицензий  стратегия развития  стратегический аудит  службы внутре