В статье обобщаются требования к порядку формирования аудиторского заключения, анализируются отдельные основания модификации мнений.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.08 № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности») аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Требования к порядку формирования и представления аудиторского заключения содержатся в федеральных стандартах аудиторской деятельности ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010 и ФСАД 3/2010 [1–3]. Виды мнений в аудиторском заключении представлены на рисунке.
В соответствии с п. 2 ФСАД 3/2010 в аудиторское заключение могут быть включены дополнительные параграфы с целью привлечения внимания пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (часть, привлекающая внимание), а именно:
- параграф «Важные обстоятельства», включающий в себя отраженное в бухгалтерской (финансовой) отчетности обстоятельство, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями. При этом следует обратить внимание на то, что привлекающая внимание часть:
– должна быть расположена в аудиторском заключении непосредственно после части, содержащей мнение аудитора;
– иметь наименование «Важные обстоятельства»;
– учитывать другие требования, указанные в п. 6 ФПСАД 3/2010;
- параграф «Прочие сведения», в котором указываются обстоятельства, не отраженные в бухгалтерской отчетности, но имеющие важное значение для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности. При включении в аудиторское заключение параграфа «Прочие сведения» необходимо учитывать требования пунктов 12, 13 ФПСАД 3/2010.
При модификации мнения о достоверности бухгалтерской отчетности необходимо иметь в виду, что при оценке последствий искажений бухгалтерской отчетности следует принимать во внимание существенность выявленных искажений. При этом под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности принимать на ее основе обоснованные решения. Таким образом, для многих групп пользователей финансовой информации мнение, содержащееся в аудиторском заключении, влияет на принимаемые экономические решения.
Вместе с тем, существует судебная практика по оспариванию мнений в аудиторском заключении (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.10.08 № 14744/06, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.11.09 по делу № А28 – 13215/2008-413/22, постановление ФАС Уральского округа от 02.11.10 № Ф09 – 9059/10СЗ и др.).
Заметим, что у иностранных инвесторов неоднократно возникали претензии к результатам аудиторских проверок. Так, последствия мирового финансового кризиса 2008 г. позволили пользователям усомниться в том, что аудит гарантирует разумную уверенность в отношении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности [1]. Многие американские и европейские корпорации, признанные впоследствии банкротами, среди которых были крупнейшие банки, инвестиционные и производственные компании, представляли в составе годовой отчетности аудиторские заключения, содержащие немодифицированное мнение.
События последних лет позволяют сделать вывод о том, что в существующей концепции действующая система аудита не отвечает потребностям социально – экономического развития и не представляет заинтересованным пользователям достаточные гарантии в отношении достоверности отчетности.
В связи с этим обстоятельства модификации мнений в аудиторском заключении являются предметом обсуждений и дискуссий. В данной статье обобщены законодательно установленные требования, которыми необходимо руководствоваться при составлении аудиторского заключения, а также проанализирован порядок формирования модифицированного мнения.
В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 г. (далее – Рекомендации) уточнено, что ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и Федеральные стандарты аудиторской деятельности ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010 определяют исчерпывающий перечень элементов аудиторского заключения. Документ, именуемый аудиторским заключением, не может и не должен включать никакие иные элементы, равно как в таком документе не должны отсутствовать какие‑либо из предусмотренных элементов [2].
Таким образом, аудиторское заключение должно содержать:
- наименование «Аудиторское заключение»;
- указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
- сведения об аудируемом лице (наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения);
- сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе (наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций);
- перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
- сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
- мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
- указание даты заключения.
Документ может именоваться как «аудиторское заключение» только в том случае, когда он отвечает единовременно следующим условиям:
- предназначен для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемого лица;
- содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица;
- составляется по результатам проведенного аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудита бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
В аудиторском заключении должно быть указано, в соответствии с какими установленными правилами составлена бухгалтерская отчетность. Например, «в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности» или «в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Употребление в аудиторском заключении слов «в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности» недопустимо.
В соответствии с ФСАД 1/2010 аудиторское заключение подписывается руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Вместе с тем, ФСАД 1/2010 не содержит ограничений на подписание аудиторского заключения, наряду с указанными лицами, иными уполномоченными лицами, определенными аудиторской организацией.
Как правило, при выражении немодифицированного мнения или отрицательного мнения сложностей у аудитора не возникает.
Так, немодифицированное мнение выражается в том случае, когда бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности (п. 15 ФСАД 1/2010).
Отрицательное мнение аудитор выражает в том случае, когда получает достаточные надлежащие аудиторские доказательства и проходит к выводу, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является одновременно существенным и всеобъемлющим для бухгалтерской отчетности (п. 15 ФСАД 1/2010).
Информация об объектах учета считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 4 «Существенность в аудите» аудитор оценивает существенность с учетом своего профессионального суждения, причем с позиций как количественного, так и качественного аспектов.
Согласно п. 14 ФСАД 2/2010, всеобъемлющее влияние искажения бухгалтерской отчетности имеет место в случаях, когда в соответствии с суждением аудитора это искажение:
- не ограничено конкретными элементами, счетами бухгалтерского учета или статьями бухгалтерской отчетности;
- ограничено конкретными элементами, счетами бухгалтерского учета или статьями бухгалтерской отчетности, но его влияние распространяется или могло бы распространяться на большую часть бухгалтерской отчетности;
- связано с раскрытием информации, являющейся основополагающей для понимания пользователями бухгалтерской отчетности в целом.
Спорные ситуации возникают при выражении модифицированного мнения с оговоркой и в случаях отказа от выражения мнения. Рассмотрим отдельные обстоятельства модификации мнений в аудиторском заключении.
Подтверждение величины материально-производственных запасов. В соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях» (далее – Стандарт № 17), если величина материально-производственных запасов является существенной для бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно количества и состояния материально – производственных запасов, присутствуя при их инвентаризации (п. 2 Стандарта № 17). В то же время на практике в силу различных причин аудитор не всегда может присутствовать на инвентаризации аудируемого лица и наблюдать за порядком ее проведения.
Вместе с тем, если в силу непредвиденных обстоятельств аудитор не может присутствовать при инвентаризации материально-производственных запасов, он самостоятельно проводит выборочный осмотр и пересчет запасов или наблюдает за проведением инвентаризации в другой день, а в случае необходимости – составляет оборотную ведомость движения запасов в период между датами, по состоянию на которые проведены выборочный осмотр и пересчет и составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 3 Стандарта № 17).
Если местонахождение и характер материально-производственных запасов не позволяют аудитору присутствовать при инвентаризации, он должен определить, возможно ли в ходе выполнения альтернативных процедур получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно количества и состояния этих запасов, а также сделать вывод об отсутствии оснований для включения в аудиторское заключение оговорки об ограничении объема аудита (п. 4 Стандарта № 17).
Заметим, что, согласно п. 8 ФСАД 2/2010, отсутствие выполнения какой‑либо процедуры не является ограничением объема при условии возможности выполнения альтернативных процедур. Однако понятие альтернативных процедур в стандарте отсутствует. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что альтернативными являются процедуры, необходимые для получения надлежащих, достаточных аудиторских доказательств с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой отчетности. Например, Е.Л. Сквирская под альтернативными процедурами понимает проведение аналитических процедур и детальных тестов [9]. При этом перечень процедур, порядок их осуществления целесообразно утвердить во внутренних документах аудиторской организации.
Таким образом, в случае неполучения достаточных надлежащих доказательств при подтверждении статьи «Запасы» бухгалтерского баланса оговорка в аудиторском заключении может быть сформулирована следующим образом:
«Мы не наблюдали за проведением инвентаризации материально-производственных запасов по состоянию на 31 декабря 2012 года и не смогли получить необходимые подтверждения количества и стоимости материально-производственных запасов на 1 января 2012 года и 31 декабря 2012 года с помощью других альтернативных аудиторских процедур. В связи с этим допускаем возможность корректировок стоимости и количества материально-производственных запасов, которые могли бы оказаться необходимыми, если бы мы смогли проверить их количество и стоимость».
Информация о судебных делах и претензионных спорах. В п. 16 Стандарта № 17 указано, что аудитор должен выполнить определенные процедуры с тем, чтобы получить сведения о судебных делах и претензионных спорах, в которых участвует аудируемое лицо и которые могут существенно повлиять на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. К таким процедурам относятся:
- направление необходимых запросов руководству аудируемого лица, включая получение заявлений и разъяснений от руководства;
- проверка решений соответствующего органа, осуществляющего общее руководство деятельностью аудируемого лица;
- ознакомление с перепиской аудируемого лица с организацией, оказывающей ему юридические услуги;
- проверка затрат аудируемого лица на юридические услуги;
- использование информации о деятельности аудируемого лица, включая информацию, полученную от сотрудников юридической службы аудируемого лица.
При этом, если аудитор выявил наличие судебных дел или претензионных споров либо считает, что они могут иметь место, он с согласия аудируемого лица должен обратиться непосредственно к организации, оказывающей аудируемому лицу юридические услуги. Такое обращение способствует получению достаточных надлежащих аудиторских доказательств осведомленности руководства аудируемого лица в отношении наличия возможных существенных судебных дел и претензионных споров, а также обоснованности сделанных руководством оценок финансовых последствий таких дел и споров (п. 17 Стандарта № 17).
Например: «Благоприятность перспектив ОАО (указывается наименование аудируемого лица) по делу № N предполагается крайне сомнительной (указываются основания). Существует также риск заявления оппонентом нового требования в рамках нового дела об уплате процентов в порядке, предусмотренном статьей 395 ГК РФ. В связи с этим вероятность проигрыша дела составляет 80%. Примерная сумма убытков составит ХХ ХХХ рублей».
Если юридическая организация отказывается ответить на запрос надлежащим образом и аудитор не имеет возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства посредством выполнения альтернативных процедур, то он должен определить, ограничивается ли тем самым объем аудита и должен ли он на основании этого выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения (п. 21 Стандарта № 17).
Заметим, что отказаться от выражения мнения можно в случае, когда отсутствует возможность получения достаточных и надлежащих доказательств, при этом аудитор приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений может быть одновременно существенным и всеобъемлющим для бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 17 ФСАД 2/2010).
Так как ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или аудиторской организации, формируя аудиторское заключение, важно учитывать все полученные доказательства, оценить возможность проведения альтернативных процедур и проанализировать влияние выявленных искажений на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
[1] Российская бизнес-газета. – 2011. – № 785 (3). – 25 янв. // Доступ: http://www.rg.ru/2011/01/25/min.html
[2] Письмо Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации от 09.01.13 № 07-02-18/01.
_____________________________
Список литературы
- Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (ФСАД 1/2010).
- Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» (ФСАД 2/2010).
- Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Дополнительная информация в аудиторском заключении» (ФСАД 3/2010).
- Письмо Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации от 09.01.13 № 07-02-18/01.
- Азарская, М.А. Методология и развитие методического обеспечения его качества: монография / М.А. Азарская. – Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2009.
- Аудит Монтгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. Рейлли, М.Б. Хирш; пер. с англ.; под ред. Я.В. Соколова. – М.: Аудит; ЮНИТИ, 1997.
- Бережная, Ю.Н. Из-за каких недочетов суд не примет в качестве доказательства аудиторское заключение // Российский налоговый курьер. – 2012. – № 12.
- Машук, А. Как использовать аудиторское заключение в споре с налоговым органом // Налоги и налоговое планирование. – 2011. – № 10.
- Сквирская, Е.Л. Оценка средств контроля в ходе аудита. Методические приемы и рекомендации. – Электронный журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации». – 2011. – № 5.