Мы поинтересовались у экспертов, как они восприняли недавнюю идею законодателей расширить патентную систему налогообложения на все виды разрешенной НК РФ предпринимательской деятельности. Не приведет ли это к резкому сокращению налоговых поступлений, ведь и без этого упрощения, как показывает статистика, ПСН продолжает набирать популярность в последние годы? С другой стороны, это может дать хороший толчок развития малому бизнесу в сегодняшних непростых условиях…
Марк Гойхман, аналитик ГК ТелеТрейд:
Любое проявление большей свободы в малом предпринимательстве в России можно только приветствовать. В условиях падения производства именно гибкость малого бизнеса позволяет использовать ниши, которые не могут занять более крупные предприятия. Патентная система как наиболее простая, понятная, востребована предпринимателями. И распространение ее на более широкий круг видов деятельности способно привлечь в сферу дополнительные ресурсы – человеческие, финансовые, организационные. Это способствовало бы и повышению объемов выпуска товаров и услуг, и занятости, и доходов населения.
Что касается налоговых поступлений, то вспоминается известная в экономике “кривая Лаффера”. Она показывает, как суммы поступления налогов в бюджет зависят от размера налогообложения. Похожа эта кривая на арку. Сначала - чем выше ставка налога, тем больше получает бюджет – идем вверх по кривой, по арке. Но вот дошли до вершины ставки. И потом скользим уже вниз – чем больше процент налогообложения после какого-то предела, тем меньше поступают суммы государству. Просто потому, что при высоких ставках, во-первых, теряется стимул зарабатывать (а значит, и платить государству) больше. Во-вторых, высокий размер налогообложения ведет к уклонению от налогов, что для России – просто норма. Поэтому вполне вероятно, что стабильный уровень платежей за патент в новых видах деятельности и выведет доходы из “тени”, и увеличит сумму поступления налогов за счет большего числа участников деятельности.
Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний “СБП”:
Идею расширения в нашей стране патентной системы налогообложения я оцениваю положительно и не ожидаю какого-либо снижения налоговых поступлений. Как известно, при патентной системе величина налога получаемого бюджетом не зависит от размера фактически полученного ИП дохода. Величину налога определяют исходя из той суммы, которая установлена по каждому виду деятельности, потенциально возможной к получению годового дохода, который индексируют ежегодно. Я сомневаюсь, что с помощью патентной системы ИП начнут зарабатывать астрономические суммы, однако расширение патентной системы в нашей стране дает возможность увеличить число ИП, которые смогут работать на законных основаниях, уплачивая при этом соразмерные налоговые платежи.
Такое положение дел ведет любую страну к более цивилизованному типу предпринимательства, что должно, на мой взгляд, подвигнуть малых предпринимателей не только легализоваться, но и развивать свой бизнес в рамках закона.
Однако у инициативы с патентной системой налогообложения есть и оборотная сторона, потому что более крупный бизнес, скорее всего, захочет воспользоваться такими ИП для оптимизации собственных налогов. Это, безусловно, прибавит работы налоговым органам – а, следовательно, государству предстоит разработать контрмеры, а также более тщательно проверять реальность сделок и обращать особое внимание на крупные доходы ИП, работающих на патенте.
Если оценивать идею с расширением патентной системы налогообложения в целом, то, по моей оценке, ее следует реализовать, потому что плюсов для нашего государства и бюджета от перехода на более цивилизованный тип предпринимательской деятельности будет больше.
Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы “АИП”:
Расширение действия патентной системы на все разрешенные виды предпринимательской деятельности, конечно, откроет больше возможностей для предпринимателей. У них появится разнообразие вариантов, какую систему налогообложения выбрать.Однако нужно понимать, что ПСН будет иметь в любом случае ограничения по применению по определенным критериям, зависящим от масштаба бизнеса, как и сейчас. Например, по лимитам выручки, по количеству работающих сотрудников, по доле участия. Таким образом, будут выставлены барьеры для средних и крупных компаний, и патент по-прежнему останется решением именно для малого бизнеса, что, собственно говоря, и задумывалось.
Позволит ли расширение действия патентной системы вывести из тени “неопределившихся”? Это будет зависеть от того, какие условия будут предоставлены по патентной системе. Безусловно, с точки зрения администрирования патентная система проще, но экономическую целесообразность ее применения нужно рассматривать в каждом конкретном случае.
ПСН подразумевает фиксированный платеж, вне зависимости от полученной прибыли, выручки. Если рассмотреть текущее состояние патентной системы: было много корректировок, прежде чем ПСН приобрела тот вид, в котором она существует сегодня. К примеру, ставки по патенту на сдачу в аренду недвижимости претерпели много изменений, вносились корректировки и по стоимости патента, и по условиям, позволяющим пользоваться этим режимом, фактически была введена шкала с максимально справедливым подходом в зависимости от площади и локации. Пришли к этому путем проб и ошибок.
Что касается злоупотреблений со стороны бизнеса и налоговой оптимизации, на сегодняшний день достаточно механизмов, направленных на предотвращение подобных злоупотреблений. Понятие необоснованной налоговой выгоды, которая может возникать при искусственном дроблении бизнеса, давно закреплено судебной практикой. Правда, оно пока не внесено в Налоговый кодекс РФ. И, тем не менее, до 90 % решений и претензий налоговиков базируется на этом понятии.
Елена Цатурян, ведущий юрисконсульт КСК групп:
На сегодняшний день патентная система налогообложения - не самый востребованный налоговый режим в России, несмотря на то, что является простым и понятным для налогоплательщиков. Это единственный режим, налоговая декларация по которому не сдается, а расчет налога производится сразу при оплате патента. Однако виды деятельности, которые можно осуществлять на патенте, ограничены услугами и розничной торговлей в небольших магазинах, что выступает ограничителем при выборе индивидуальным предпринимателем налогового режима.Если патентная система налогообложения будет распространена на все виды разрешенной НК РФ предпринимательской деятельности, это, безусловно, станет стимулом к ее более широкому применению. Это связано с тем, что развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается в качестве одного из главных факторов дальнейшего экономического роста, занятости населения, решения многих социальных задач. Автоматом отпадет проблема подмены одних видов предпринимательской деятельности другими в целях применения специального налогового режима.
Нельзя не отметить, что патентная система налогообложения для государства привлекательна тем, что оно помогает прогнозировать поступления в бюджет независимо от фактического использования патента индивидуальным предпринимателем. Также данная мера поможет снизить и административные расходы бюджета, поскольку отсутствует необходимость проверки налоговых деклараций.
Кроме того, расширение сферы действия патента позволит сократить “теневой” оборот, так как физическим лицам будет невыгодно скрывать свои доходы - это станет отличным источником их легализации, что повлечет за собой пополнение бюджета. Риск привлечения физического лица к ответственности сократится.
Ирина Баршай, Заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО “Нексиа Пачоли”, партнер:
Полагаем, что предложение о возможности применения патентной системы налогообложения для любых видов деятельности, кроме тех, на которые установлен прямой запрет Налоговым кодексом РФ, положительно скажется на предпринимательском климате. Вопрос о сокращении налоговых поступлений необходимо рассматривать с точки зрения возможности налоговых органов администрировать данный налог. Полагаю, что в настоящий момент у налогового органа есть для этого все возможности и инструменты.
Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС):
Естественно, данная инициатива повлияет на бизнес. С одной стороны, это более комфортный формат для уже работающих предпринимателей, а для других это повод выйти из тени. С другой стороны, это упрощение жизни тем, кто еще только планирует стать предпринимателем и имеет меньше компетенций по ведению учета и т.п.
Опять же, эта мера повлияет и на местные власти, которые в данном случае будут теперь больше заинтересованы именно в количестве малых предпринимателей, берущих патент.
Алексей Головченко, глава комиссии по законодательству и ОРВ Деловой России, управляющих партнер ГК “ЭНСО”:
Последнее, чего стоит опасаться из-за расширения патентной системы налогообложения - что собираемость налогов упадет. Идея с расширением патентной системы возникла совсем не для того, что развить малый бизнес, а как раз для того, чтобы собираемость налогов повысить – на этот раз за счет тех, кто находится “в тени” (или, как сейчас модно говорить – “ведет свой бизнес в гараже”), и до кого фискальная машина не может добраться.Сегодня существует очень большой пласт мелких (микро) предпринимателей, которых не получается проконтролировать: фрилансеры разных направлений, сдача квартир в аренду и пр. А раз не получается проконтролировать, тактику сменили, в ход пошел пряник. Очень скоро на всех экранах страны мы увидим большую пиар-компанию о том, как хорошо вести бизнес «по-белому»; будут запущены всякие программы поддержки бизнеса, в которых основное требование всегда было и всегда будет – не только отчитываться за каждую потраченную копейку, но и регулярно приносить ворох доказательств того, что сам твой бизнес честен и прозрачен как слеза, все налоги платятся и пр.
Где смогут перекрыть кислород – там будут введены законодательные ограничения, даже не сомневайтесь. Инициативы из серии «запретить работу фондов частных, домашних гостиниц в период ЧМ-2018 и всех загонять в гостиницы» - как раз из этой оперы, чтобы огромный пласт неучтенных денег, который мог бы там осесть, не проскочил мимо государственной казны. И, наконец, будет усиливаться ответственность и ужесточаться наказание для тех, кто обеляться не пошел, а на предпринимательстве попался – кто не пошел за пряником, подгонят кнутом.
Наглядный пример – Ингушетия, где после введения аналогичных послаблений количество официально зарегистрированных предпринимателей увеличилось в разы, а значит – в разы увеличилось количество тех, кто исправно и добровольно пополняет казну и не надо тратиться на их выслеживание и привлечение к ответственности.
Исходя из вышеизложенного, полагаю, что расширение патентной системы коснется только видов деятельности, на которую она распространяется, чтобы охватить как можно большее количество секторов, где возможно ведение теневого бизнеса. Никакого повышения планки с 60 млн. р в год, конечно же, не будет и не один налог, который налоговые органы научились контролировать – НДС, налог на имущество и пр. - само собой, в патентную систему не попадет.