Национальный Союз аудиторских объединений – союз, продиктованный временем

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Журнал "АУДИТОР" №1-2012
Опубликовано: 13 Февраля 2012

Развитие аудита в России ведет свое начало с конца 80-х гг. прошлого века. Но законодательно аудит как самостоятельная профессия появился в конце 1993 г., когда вышел официальный Указ Президента РФ от 22.12.93 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Наши коллеги на Западе насчитывают уже более чем 200-летную историю. Поэтому у нас в России за год аудит «проходит» примерно 8–10 лет развития аудита за рубежом. Но, как и в любой другой отрасли, мы должны стремиться соответствовать лучшим образцам аудита и отвечать сегодняшним реалиям и потребностям рынка.

За прошедшие 18 лет в профессиональном плане аудит в России серьезно окреп: профессия получила стандарты, которые максимально соответствуют международным; ожидается принятие нового профессионального Кодекса этики, полностью соответствующего требованиям Международной Федерации Бухгалтеров (IFAC). На протяжении всего времени непрерывно менялось законодательство в сфере аудиторской деятельности. Работа проделана колоссальная.

Сегодня наиболее актуальной для российского аудита является проблема встраивания в профессию механизма саморегулирования. Это более высокий уровень организации профессиональной деятельности любой отрасли. А тот факт, что российский аудит – это профессия молодой современной России и поэтому довольно много важных принципов формирования профессии были позаимствованы у западных коллег, обеспечил аудиторской профессии максимальную готовность к развитию института саморегулирования, выражающуюся в следующем:

  • работа аудиторов основана на профессиональных стандартах;

  • в профессиональной среде давно введен внешний контроль качества за предоставляемыми аудиторами услугами;

  • на протяжении нескольких лет аудито-ры (как одна из немногих профессий в России) имеют внутренний Кодекс этики.

По существу, мы перечислили основные – базовые – принципы формирования саморегулирования в любой профессии. И мы вправе сегодня гордиться тем, что уже на протяжении многих лет, еще до введения Федерального закона от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а удит в России развивался именно на этих принципах.

Саморегулирование предполагает также формирование нового механизма в профессиональной деятельности – дополнительную материальную ответственность перед потребителями услуг. В нашей профессии этот механизм реализован через создание обязательного компенсационного фонда СРО.

Еще одним важным юридическим основанием для организации саморегулирования является определение его физических параметров. Для аудита в России эти основания следующие: по объединению физических лиц – не менее 700 аудиторов, юридических лиц – не менее 500 фирм.

На сегодняшний день на территории России существует шесть саморегулируемых организаций аудиторов. Безусловно, между СРО аудиторов есть определенная конкуренция, что вполне закономерно в условиях рынка. Но развитие процесса саморегулирования не ограничивается только формированием конкурентной среды, он создает также предпосылки для объединения СРО для решения общих задач, стоящих перед ними, путем создания единой структуры «над СРО». Причем этот механизм был предусмотрительно заложен в ст. 24 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

Основываясь на действующем законодательстве, следуя логике развития саморегулирования, после завершения формирования и внесения в реестр созданных СРО аудиторов, начались процессы интеграции.

Первоначально идею создания Национального Союза единодушно поддержали руководители всех действующих СРО а уди торов России. Более того, одним из инициаторов такого Союза была А.Г. Грязнова (президент А удиторской Палаты России). Но пока обсуждались учредительные документы и принципы работы данной организации, время шло… А за этот период был создан Совет по аудиторской деятельности при Минфине России. АПР сообщила, что она намерена и далее вести диалог со всеми СРО аудиторов в рамках тех структур, которые создаются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Конечно, надо иметь в виду, что речь шла о коллективном решении АПР. Ведь ни для кого не секрет, что решение об учреждении другой организации или вступлении в ее члены могут принять либо Общее собрание СРО, либо постоянно действующие коллегиальные органы управления, избранные Общим собранием.

Внутренние проблемы, которые возникли в Гильдии аудиторов ИПБР, также не дали возможности в полной мере этой организации принять участие в учреждении Национального Союза.

Сегодня Национальный Союз аудиторских объединений (НСА) учрежден четырьмя СРО аудиторов:

  • Институтом профессиональных аудиторов (ИПАР);

  • Московской аудиторской палатой(МоАП);

  • Российской коллегией аудиторов (РКА);

  • Ассоциацией аудиторов «Содружество» (ААС).

Основная цель создания Национального Союза – консолидация и координация аудиторов России для решения наиболее острых и значимых задач. И таких задач перед российским аудитом в настоящее время предостаточно.

Уже сегодня российский аудит сталкивается с несовершенством действующего законодательства (в основном это касается норм, продиктованных Законом № 307-ФЗ или некоторыми приказами Минфина России, устанавливающими правила прохождения упрощенного экзамена).

Одним из первых шагов вновь созданного Национального Союза была поддержка инициативы коллег из Санкт-Петербур га, подготовивших Обращение аудиторов России на имя высших должностных лиц государства. Объединив усилия четырех СРО аудиторов, было собрано около 9 тыс. подписей под этим документом. Сегодня мы ждем результатов от данного обращения.

О постоянных изменениях в сфере регулирования аудиторской деятельности свидетельствует количество редакций основных законов и новелл в нормативно-правовых актах. Активно развивающееся законодательство стимулирует развитие профессии, но одними федеральными законами и приказами Минфина России не ответить на все те вопросы, которые постоянно возникают в процессе повседневной рутинной работы СРО аудиторов. Остается огромное количество вопросов, которые СРО аудиторов должны решать путем развития локальных нормативно-правовых актов.

Например, каждое СРО должно выдавать или аннулировать аттестаты аудиторов. Этот вопрос касается конкретного человека, и нарушение или ущемление его прав вызовет естественную негативную реакцию на деятельность СРО в отношении него как члена СРО аудиторов. Для соблюдения порядка и единообразия этих процедур в отношении аудиторов необходимо выработать внутренний документ, с которым может ознакомиться каждый желающий.

Быстро и эффективно реагировать на «острые» вопросы всегда выгоднее коллективно. Поэтому еще на стадии организации НСА руководители СРО аудиторов объединили усилия своих организаций для выработки единых локально-правовых документов по вышеназванным вопросам в отношении аудиторских аттестатов. Так, в начале лета 2011 г. были рекомендованы к принятию СРО аудиторов следующие документы:

а) «Порядок выдачи СРО аудиторов квалификационных аттестатов»;

б) «Порядок аннулирования квалификационных аттестатов членов СРО аудиторов».

Организация, проведение и учет итогов внешнего контроля качества – тоже важный вопрос аудиторской профессии. В каждой СРО аудиторов разработана и действует собственная система контроля качества. Вряд ли стоит говорить о том, что у кого-то данная система выстроена лучше или хуже. Но уже сегодня остро чувствуется потребность сближения этих систем.

Членство в СРО аудиторов – дело добровольное. Нельзя ограничивать желание аудиторов или аудиторских фирм переходить из одной СРО в другую. И тут возникает обязательство проведения входного контроля качества. Если СРО аудиторов договорятся о сближении своих систем контроля качества и сделают необходимые шаги навстречу друг другу, то это сильно упростит задачу при переходе членов из одной СРО в другую.

Следом за процессом сближения систем контроля качества встанет вопрос о выработке общих стандартов подготовки соответствующих специалистов, а именно:

а) экспертов по проведению проверок качества;

б) лиц, отвечающих в аудиторских фирмах за организацию и осуществление внутреннего контроля качества.

В планах НСА – создать систему, при которой учебно-методические центры (УМЦ), аккредитованные при СРО аудиторов, вступивших в НСА, будут преподавать по единой утвержденной программе. Это позволит аудиторам, состоящими членами в МоАП, пройти обучение в УМЦ, аккредитованном в ААС, и наоборот. Такой порядок будет крайне удобен для регионов, где работают аудиторы – члены разных СРО, а учебно-методический центр в данном городе (населенном пункте, районе) может быть аккредитован при одной из СРО аудиторов.

Еще весной 2011 г. на заседании учредителей НСА обсуждалась и была принята «Дорожная карта» сближения систем и унификации документов контроля качества аудиторской деятельности СРО аудиторов. Реализация этого проекта будет осуществляться в течение двух, а если понадобится, то и трех лет. Это перечень лишь немногих вопросов, которые уже сегодня решаются в рамках НСА.

После завершения процедуры государcтвенной регистрации НСА (конец октября 2011 г.) работу Союза было принято организовать в рамках профильных комитетов. Организацию работы каждого комитета возьмет на себя одна из СРО аудиторов (через назначение на пост руководителя этого комитета своего представителя). В каждом комитете в обязательном порядке будут члены всех СРО аудиторов.

Работа комитетов построена по принципу волонтерства. Это осознанный шаг, направленный на уменьшение финансовой нагрузки на СРО аудиторов по содержанию НСА. Поэтому при формировании комитетов в Уставе НСА, с одной стороны, закреплено право участия всех представителей – членов НСА в профильных комитетах, с другой стороны, их обязанность делегировать представителя в состав каждого комитета.

Еще на ранних этапах обсуждения и планирования деятельности НСА рассматривался вопрос о создании 12 комитетов. Но создание каждого комитета – это привлечение трудовых ресурсов. Поэтому руководители СРО аудиторов решили ограничиться созданием только тех комитетов, работа которых востребована уже сегодня.

На конец 2011 г. были утверждены следующие комитеты (в скобках указана СРО аудиторов, за которой закреплен комитет):

  • Комитет по контролю качества (НП «ИПАР»);

  • Комитет по образованию (НП ААС);

  • Комитет по стандартам и аудиторской практике (НП «РКА»);

  • Комитет по информационным вопросам и работе со СМИ (НП «МоАП»);

  • Комитет по противодействию недобросовестной конкуренции и противодействию коррупции (НП «ИПАР»).

В настоящее время идет активное формирование данных комитетов. Наша задача – активно привлекать к работе комитетов аудиторов из всех регионов страны. Ведь основная задача, как уже было указано ранее, – консолидация аудиторов России. А это значит, что надо стараться услышать если не каждого аудитора, то как можно большее их число, и самое трудное – научиться вырабатывать единое мнение с учетом компромиссов, возможностей и значимости поставленных вопросов.

Например, один из самых насущных вопросов – уклонение экономических субъектов от проведения ежегодного обязательного аудита. А эта тенденция за несколько лет действия нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» лишь неуклонно растет. В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в состав бухгалтерской отчетности аудиторское заключение входит как обязательная его часть. Таким образом, государство обязало организации и предприятия, по своим экономическим характеристикам попадающие под обязательный аудит, предоставлять проверенную информацию о своей деятельности в налоговые и статистические органы.

Но те незначительные санкции, которые призваны обеспечить исполнение хозяйствующими субъектами этих требований (а в соответствии с нормами ст. 126 НК РФ речь идет о штрафе в размере 200 руб.), не сопоставимы с реальной стоимостью проведения качественного аудита.

В рамках Национального Союза началась подготовка мероприятий, которые должны будут способствовать возвращению заинтересованности хозяйствующих субъектов проводить обязательный аудит. При этом известны случаи из мировой практики, доказывающие, что способы решения этой проблемы есть.

Сейчас активно обсуждается вопрос применения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.10 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» консолидированная финансовая отчетность организаций составляется в соответствии с МСФО.

В конце ноября 2011 г. Минфин России издал приказ от 25.11.11 № 160 н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации». Ожидается, что на МСФО в 2012 г. перейдут около трети публичных компаний России. Начиная с 2013 г. консолидированные отчеты по МСФО станут юридически значимыми документами.

Введение новых стандартов формирования бухгалтерской отчетности – это новая веха в развитии как бухгалтерской, так и аудиторской профессий. Сегодня аудиторы часто выступают с роли консультантов бухгалтеров. Поэтому на этапе введения МСФО аудиторам, желающим сохранить своих клиентов или расширить их список, в течение ближайших нескольких лет придется провести серьезную работу в части повышения своей квалификации. В этой связи работа Комитета по образованию НСА будет во многом ориентирована на решение и этой задачи.

Национальный Союз аудиторских объединений находится в самом начале своего пути. Все члены, создавшие НСА, активно поддерживают его развитие. На сайтах всех четырех СРО есть отдельные странички, отведенные освещению деятельности НСА. Наша общая задача – начать заполнять историю нашего общего Союза!

Автор:

Теги: аудиторские объединения  СРО  аудиторы  НСА  Национальный Союз аудиторских объединений  бухгалтерская отчетность  аудиторская профессия  МСФО  международные стандартов финансовой отчетности  Минфин  консолидированные отчеты  консолидированная финансовая о