Мы попросили экспертов прокомментировать идею законодателей о введении дополнительного НДС на программное обеспечение, продаваемое в России. Так ли уж трагично это может быть для российских производителей с учетом относительных долей их продукции и продукции иностранных производителей в общем объеме продаваемого в России софта? Может, наоборот, иностранные производители должны испытывать недовольство – а если так, как Вы думаете, не уйдут ли некоторые из них с российского рынка? Скажем (ну это в крайнем случае, но все-таки) - что будут ставить российские пользователи себе вместо Windows? Кстати, 53 миллиарда рублей в 2017 году для бюджета погоды все-таки не сделают, Вы согласны? Притом что возникают сомнения относительно собираемости НДС с иностранных производителей.
Николай Дмитрик,партнер, ParkMedia Consulting:
Если отстраниться от привычного для России качества законопроекта, внесенного в Государственную Думу, остается два момента, которые действительно надо обсудить в связи с “налогом на Google”.
Момент первый. Надо вспомнить, что освобождение от НДС лицензионных договоров в отношении ПО относится к 2007 году. Тогда модель “облачных сервисов” еще не была так распространена, и большую часть своего дохода правообладатели получали именно от продажи лицензий. Сейчас же, фактически, более прогрессивный “облачный” бизнес не пользуется налоговыми льготами, а устаревающий “лицензионный” - пользуется. Так что отмена льготы по НДС для лицензионных договоров - это не только создание равных условий для зарубежных и отечественных правообладателей, но и выравнивание налоговой нагрузки на облачные сервисы (по сравнению с лицензированием ПО).
Момент второй - гораздо более интересный. Насколько эффективно удастся администрировать сбор налогов с иностранных правообладателей. Законопроект предполагает, что они должны будут зарегистрироваться в личном кабинете налогового органа и через этот же личный кабинет подавать декларацию по налогу. Действительно сложно предположить, пойдут ли на это требование иностранные правообладатели - еще сложнее понять, как налоговые органы собираются принуждать зарубежных правообладателей к уплате НДС в России.
Впрочем, нельзя забывать про соглашения об устранении двойного налогообложения. Если в данном случае они сработают (т.е., уплатив налог в России, правообладатель сможет получить освобождение от НДС в стране своего нахождения) - возможно, что мы просто увидим увеличение доходов российского бюджета без нарушения интересов как правообладателей (налоговая нагрузка на них не увеличится), так и пользователей (цены не вырастут). Но соглашения об устранении двойного налогообложения тоже находятся в ведении государства: хватит ли у наших чиновников настойчивости, чтобы привести систему сборов с правообладателей в равновесие?
Станислав Тэо, управляющий партнер, Первая компания удаленного сбыта ВЭДД:
Мое отношение к законопроекту простое: это вредительство. IT-продукт
- это абсолютно эфемерная субстанция. Например, для того чтобы произвести машину в России, нужно, как минимум, завести сюда детали, вложиться в логистику, сделать конвейер по крупноузловой сборке, нанять сотрудников. А в сфере IT все совсем не так. Ты можешь сделать весь продукт в России, передать его по договору оказания услуг компании на Каймановы острова - и все. Продукт стал иностранным абсолютно без лишних затрат. И все будет абсолютно в рамках закона. Это такая новая экономика. Также, эта экономика такова, что хороший IT-продукт
чаще всего создается для мирового рынка. В России очень маленький рынок, и конкурировать нужно на самом широком поле. Потребителю глобально все равно, кто сделал продукт - ему важны его возможности и свойства. Сейчас отличный момент для старта продаж за рубеж. Сейчас мы ведем несколько проектов в этой сфере. Сбыт реально наладить и в Европе, и в Америке, и в Азии, было бы желание. А для этого важно, чтобы бизнес не трогали.
Какие выгоды получали собственники компаний от того, что продукт был Российским? Прежде всего, то самое освобождение от НДС на стадии создания. Они не чувствовали на себе, что такое возврат НДС. В остальном наша налоговая система так устроена, что платить с зарплаты сотрудника по закону в России нужно больше, чем в США, Литве и многих других странах. А значит, можно ожидать оттока компаний из РФ.
Иностранные производители с рынка не уйдут, для них каждый рынок - это копейка, а вложений они чаще всего не несут. И платить налог будут не они, а их дистрибьюторы и конечные пользователи.
Теперь относительно собираемости налога. Все будет зависеть от дистрибуции.
- Госзакупки и тендеры - соберут налог 100%
- Ритейл чаще всего будет платить
- Покупки через интернет, смартфоны и т.д. - чаще всего налог платить не будут.
При этом, если компания будет зарегистрирована в России, то в случае проверки из нее “душу вынут”. А до иностранных компаний наши органы еще не научились дотягиваться.
Елена Корнетова, руководитель Управления бухгалтерского и налогового консалтинга, ФинЭкспертиза:
Разработчики законопроекта – депутаты Луговой, Парахин и Шлегель – предлагают внести поправки в Налоговый кодекс в целях обеспечения равных условий для национальных и иностранных компаний, предоставляющих электронные услуги в России. Суть инициативы в том, чтобы обязать зарубежных поставщиков контента уплачивать НДС. В первую очередь это касается продавцов электронных приложений и книг, музыки, фильмов, игр, а также поставщиков поисковых систем, доменных имен, хостинга и удаленного системного администрирования. Кроме того, новация распространяется и на тех, кто осуществляет трансляцию теле- и радиоканалов в Интернете и оказывает через Интернет услуги связи.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, внесение предлагаемых поправок невозможно без изменения 149 статьи Налогового кодекса, которая освобождает лицензии на программы для ПК и базы данных от НДС. Отмена такой преференции означает, что поправка распространяется не только на иностранные, но и на российские IT-компании. В этом случае, согласно документу, отечественные компании получат компенсацию в виде вычета по НДС для операций, не облагаемых налогом, и повышенных по сравнению с фактическими расходами при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Эти обещания пока сложно назвать реалистичными, поскольку Правительство в своем заключении к законопроекту их не поддерживает. Такая позиция объясняется тем, что право на вычет по необлагаемым НДС операциям создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов компаниями, осуществляющими другие виды деятельности, а привилегия по налогу на прибыль приведет к потерям бюджетов субъектов РФ и необходимости их компенсации из федерального бюджета.
Кроме того, принятие обсуждаемых поправок, как мне кажется, не совсем логично с учетом того, что еще в 2007-2008 годах государство заявило о необходимости стимулирования инновационной деятельности путем предоставления налоговых льгот. В частности, именно тогда была введена преференция для лицензий на интеллектуальную собственность. И сегодня эти цели не утратили своей актуальности, ведь один из важнейших приоритетов для страны – развитие информационной безопасности.
Поэтому считаю, что более понятным и логичным с точки зрения обеспечения равенства налогоплательщиков был бы более простой шаг - отмена НДС с внутрироссийских продаж контента для российских компаний вместо введения его для зарубежных торговцев.
Что же касается планов по пополнению бюджета за счет дополнительного НДС на электронные приложения, то можно прогнозировать, что в конечном итоге платить значительную долю налога в казну придется рядовым россиянам. Причина в том, что компании, подпадающие под действие поправок, вероятнее всего попытаются переложить налоговую нагрузку на пользователей электронных приложений, пропорционально увеличив их стоимость.
Людмила Дуканич, профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС:
В соответствии со 149 п.26 Главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса, не подлежат налогообложению НДС (до принятия изменений) “исключительные права на … программы для ЭВМ, базы данных …, а также права на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора” (разрядка моя, исключены объекты интеллектуальной собственности, не относящиеся к предмету обсуждения). Другими словами, это означает, что в настоящее время освобождается от НДС передача прав на использование программ исключительно при наличии лицензионного договора, составленного в письменной форме. Причем данное правило можно применить и к сублицензионным договорам. Реализация же на основании договоров купли-продажи материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности; передача прав при реализации программ в товарной упаковке; услуги по обновлению информации, содержащейся в базах данных; выполнение работ по созданию компьютерных программ, оказываемых по договорам подряда, которые не сопровождаются передачей прав на использование результатов интеллектуальной собственности - все эти операции облагаются НДС.
Дополнительных льгот по НДС в виде освобождений при ввозе на территорию РФ программных продуктов также в НК РФ не содержится. Таким образом, речь идет об отмене освобождения по НДС в том исключительном случае, который указан выше. Если это решение будет принято, то, с одной стороны, будет легче администрировать реализацию этих прав и продуктов, ибо в настоящее время налоговое администрирование этих операций достаточно сложное. С другой стороны представляется маловероятным, что иностранных производителей программных продуктов эта мера может остановить. Кроме того, в соответствие с законодательством по НДС, став плательщиком налога по операциям, облагаемым НДС, они получают право осуществлять налоговый вычет по этому налогу при расчетах с бюджетом, чего раньше не имели право делать. В третьих, стоит еще раз напомнить, что при косвенном налогообложении реальное налоговое бремя несет конечный потребитель, а не производитель.
Наталья Касперская, генеральный директор Группы компаний InfoWatch:
Отрасль разработки программного обеспечения очень ресурсоемкая. При том, что оплата труда разработчиков в последние годы неуклонно растет, вводить НДС на лицензионное программное обеспечение означает стрелять отечественным софтверным компаниям по коленям. Льгота на НДС была введена в свое время именно потому, что тогда чиновники понимали сложность и ресурсоемкость разработки софта и хотели поддержать отечественную отрасль разработки ПО такой мерой. Если сейчас лишить отрасль этой льготы, то она, конечно, будет хромать.Суть НДС в том, что компания что-то закупает и потом перепродает, НДС вычитается, его как бы и нет. А если компания ничего не закупает, а только производит, НДС ложится целиком на ее плечи. Поэтому отмена льготы по НДС для разработчиков программного обеспечения возвратит нас в ситуацию 9-летней давности.
Григорий Пугаев, директор департамента продаж и маркетинга компании “Эттон”:
Сейчас налог платится не за продажу продуктов, а за работы по их внедрению. Принятие нового закона приведет к иной расстановке коммерческих акцентов. Поскольку налогом будут облагаться и продукты, это может привести к увеличению их стоимости для пользователей. Однако те производители, которые по каким-либо причинам не смогут или не будут менять ценовую политику, рискуют лишиться значительной части выручки. Закон предписывает некоторые компенсационные меры для российских компаний, но насколько существенными они будут для улучшения позиции отечественных разработчиков, остается вопросом.
Юлия Епифанцева, директор по развитию бизнеса в России компании PROMT:
Нам не кажется идея введения этого налога здравой, как с позиции производителей собственного ПО, так и с позиции игроков международного рынка. Несмотря на то, что закон, по словам его авторов, направлен на поддержку отечественного производителя, на практике ситуация будет не такой радужной. Компании просто вынуждены будут увеличить цену на свой товар, и все это в конечном счете ударит по карману потребителя, так как НДС – это все-таки косвенный налог. Кроме того, российский рынок и так знаменит пиратством, с которым наше же правительство регулярно пытается бороться различными запретительными мерами, а в ситуации, если закон об НДС будет принят, новая волна незаконной деятельности пиратов просто захлестнет рынок.
Сергей Михайлович Колотов, аудитор, генеральный директор Аудиторской компании “ГРАД”:
Изменения, вносимые в НК РФ проектом № 962487-6 федерального закона “О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” существенно меняют порядок налогообложения множества электронных услуг, оказываемых как российскими, так и зарубежными разработчиками ПО и продавцами иных электронных услуг, в частности, услуг хостинга, облачных сервисов, услуг по удаленному администрированию, деятельности площадок заключения сделок (например, aliexpress.com).Налогообложение сделок, заключаемых между российскими потребителями и иностранными компаниями - разработчиками ПО и поставщиками электронных услуг - преследует цель наполнения бюджета, но нельзя забывать, что изменения в данной области могут существенно ухудшить условия ведения бизнеса для российских компаний.
Негативное влияние на деятельность российских компаний состоит в следующем:
- отсутствует порядок определения места нахождения покупателя и оказания услуг - перечень документов, подтверждающих место оказания услуг, что является важным для налогообложения;
- основной составляющей разработки ПО являются трудовые затраты квалифицированного персонала, поэтому российские компании – разработчики ПО - как правило, не имеют большого объема закупок товаров, работ и услуг, облагаемых НДС и сумма НДС, принимаемая к вычету, будет существенно ниже суммы НДС к уплате в бюджет, что приведет к убыткам.