Налоговое бремя: оптимизация без рисков

Практические советы
Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH
Опубликовано: 17 Марта 2015

Центр
структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH

В 2014 году в Налоговый кодекс РФ было внесено более ста поправок. Налоговое администрирование становится жестче, банковский контроль – пристальнее, полномочия силовых структур – шире. Ярослав Савин, руководитель Центра taxCOACH®, рассказал, какие действия бизнес должен предпринять сегодня, чтобы обеспечить налоговую и имущественную безопасность.

Шесть месяцев на перестройку 


Одним из главных стресс-факторов стала новая форма декларации по НДС. Документ включает сведения книги покупок и книги продаж, которые будут сверяться с информацией отчетов по НДС всех поставщиков и покупателей. Для обработки этого огромного объема данных была создана «Автоматизированная система контроля НДС–2 (АСК НДС–2)», работать с которой будет вновь образованная Межрегиональная инспекция по камеральным проверкам. Таким образом, теперь у налогового органа есть возможность в автоматическом режиме отслеживать все цепочки реализации товаров и услуг, возникновение и размер добавленной стоимости, выявлять расхождения (подробнее - НДС 2015 году: к чему готовимся?). По мнению ФНС это делает невозможным использование «проблемных» контрагентов. Разумеется, 1 января мы не проснулись в новой стране, на запуск нового механизма требуется время – для наполнения базы данных информацией о добавленной стоимости по всей цепочке ее создания, для сопоставления сведений деклараций требуются данные нескольких кварталов. Этот процесс займет от 6-9 месяцев, и у налогоплательщиков еще есть возможность для «переобувания», перестройки бизнеса – до середины 2015 года.

Отметим, что сегодня все сосредоточены на проблеме налоговой оптимизации, но в 2015 году не менее острым и актуальным стал вопрос имущественной безопасности, поскольку и в этой части условия игры изменились. Теперь руководители и собственники компании могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по ее долгам, то есть банкротство бизнеса может потянуть за собой и банкротство его владельца. И судебная практика по таким делам уже есть. Кроме того, с 2014 года налоговые органы получили право взыскивать налоговую недоимку не только с самого должника, но и с его материнских и дочерних структур, а также с любых иных косвенно контролируемых или сопричастных организаций. Таким образом, широко распространенная практика регистрации новой компании взамен накопившей налоговые риски, больше не эффективна – суд привлечет к ответственности и ее, даже если она зарегистрирована на доверенное лицо, то есть не смотря на отсутствие юридической связи с налогоплательщиком.

И все это «упаковано» в новые правила Закона "О банкротстве", практически лишающие должника возможности сделать этот процесс управляемым (Привлечение к ответственности контролирующих лиц: чем банкротство компании грозит реальным бенефициарам?). Из ключевого:

  • сам банкрот лишился права выбирать арбитражного управляющего;
  • залоговые кредиторы вправе в любой процедуре банкротства  голосовать за выбор и отстранение арбитражного управляющего, а также оставить предмет залога за собой без проведения торгов;
  • банки могут инициировать процедуру вашего банкротства без судебного решения - то есть имея лишь на руках просроченный кредитный договор;
  • любой кредитор может сам (не требуя ничего от арбитражного управляющего, которым, например, вы пытаетесь управлять) оспаривать сделки должника.

А Закон "О банкротстве физических лиц", вступающий в силу летом этого года, дает возможность кредиторам (через финансового управляющего) оспаривать ваши сделки по отчуждению имущества как собственников бизнеса, включая брачные договоры, за которыми вы прятали свои личные активы. И делать это в ретроспективе до трех лет (Закон о банкротстве физлиц: что нужно поменять собственникам бизнеса?).

Бизнес столкнулся с серьезными вызовами, и, чтобы выжить, вы должны найти на них адекватные ответы, предпринять конкретные меры для обеспечения налоговой и имущественной безопасности.

Почему ИП – не панацея

Оптимизировать НДС законными средствами невозможно, и противоправные действия в этом направлении с 2015 года чреваты уголовной ответственностью. Причем и здесь правила изменились в худшую сторону - теперь возбудить уголовное дело можно, минуя налоговую проверку. Однако в области налогов с доходов у плательщиков осталось пространство для маневров. Кроме того, в некоторой степени они могут снижать нагрузку на фонд оплаты труда. Для этого есть средства ограниченного, точечного применения – не облагаемые социальными взносами компенсационные выплаты и перевод сотрудников в статус индивидуальных предпринимателей. Однако подобные решения не являются панацеей. Владелец бизнеса может один раз в квартал или ежегодно выдавать высокооплачиваемым сотрудникам в виде компенсационных выплат бонусную часть, но не заработную плату всему персоналу.

Есть «подводные камни» и в переводе на ИП. Да, ИП не ведет бухгалтерского учета (это очень удобно в производстве). Да, через ИП удобно выстраивать продажи (особенно территориально обособленные). Да, он свободно распоряжается поступившими денежными средствами. Но. Во-первых, нельзя превратить весь штат в индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, сотрудники должны быть согласны с этим решением. В-третьих, кто-то должен будет заполнять за них налоговые декларации. В-четвертых, статус меняет сознание: нам известен случай, когда бригада с бригадиром не вышла на работу – они почувствовали себя реальными предпринимателями. И, наконец, эта схема не идеальна с точки зрения взаимоотношений с фискальными органами: если ставший ИП сотрудник участвует в общем рабочем процессе, налоговики укажут (и суд их поддержит), что в компании был искусственно раздроблен целостный процесс. Применение такого инструмента, как построение группы компаний на основе функционального дробления бизнеса  уместно и эффективно только в случае, когда оно несет под собой деловую цель, и в отдельные юридические лица обособляются самостоятельные функции. Что неоднократно подчеркивали высшие судебные инстанции. Налоговая экономия должна стать приятным бонусом. Тогда это законно.

Кстати, перевод сотрудника в статус ИП может повлиять и на безопасность бизнеса. К сожалению, есть сферы, в которые нельзя попасть без предварительно занесенного волшебного чемоданчика, то есть «отката». Возможность передавать эти средства привычным способом – через фирмы - «однодневки» – сегодня фактически исчерпана. Предположим, сотрудник, переведенный в статус ИП, по факту взял на себя эту роль. Агентские отношения между ним и компанией юридически перенесут на него всю ответственность (и уголовную). При неблагоприятном стечении обстоятельств вся ее полнота ляжет именно на его плечи. 

Как дробить бизнес


Для оптимизации налогов с доходов существует достаточное число механизмов. Кроме того, есть отраслевые решения. Все они могут быть реализованы через создание группы компаний. Универсальной формулы, следование которой поможет без сучка без задоринки ее построить, не существует – необходима точечная индивидуальная настройка под бизнес и задачи.

Например, в производственной сфере возможность оптимизации налогов, в первую очередь, связана с обособлением и переводом на упрощенную систему налогообложения производственной части, поскольку в большинстве субъектов РФ для этой отрасли предусмотрены льготы. При этом собственник может столкнуться с необходимостью решения сопутствующих вопросов: что делать с имуществом (зданием, помещением, оборудованием), если его стоимость выше допустимых для компаний на «упрощенке» 100 млн. рублей? Что делать с сотрудниками, если штат более 100 человек? Можно решать задачу путем разделения компании на несколько субъектов, но потом встанет вопрос об их консолидации. И вообще об управлении таким «нашинкованным» бизнесом. Даже определение места службы ОТК и других подобных подразделений вызывает сложности с точки зрения сохранения зон ответственности ключевых сотрудников за показателями качества и производительности. В целом же при построении группы компаний в производственной сфере необходимо учитывать, какой из функциональных блоков является главным: снабжение, производство или сбыт. От этого зависит выбор комбинации и юридических инструментов для налоговой оптимизации.

Если вы создаете хранитель активов, имейте ввиду - специальный режим налогообложения не всегда самое выгодное решение. Если в бизнесе идет процесс массового накопления имущества (объемные закупки оборудования, строительство здания), выгоднее консолидировать его на общей системе налогообложения, чтобы в дальнейшем возместить налог на добавленную стоимость и только после этого использовать упрощенную систему налогообложения (в идеале без восстановления НДС). Кроме того, степень эффективности этого инструмента варьируется в зависимости от региона. Например, в Свердловской области ставка налога при доходах минус расходы на «упрощенке» составляет 7% для всех и 5% для производственников, в Новосибирске – 15%, в Челябинской области для ряда предприятий – 10%, в Тюмени – общая ставка 5%. 

Для сектора ритейла основным вариантом оптимизации является использование единого налога на вмененный доход (минимальное налогообложение). Это эффективно, например, для сетей форматированной розницы с магазинами площадью до 100 кв.метров. Но этого мало. Основная задача  - «вытащить» эту выручку, не увеличивая налоговой нагрузки, и отправить ее по группе компаний туда, где вы несете траты - в основном на открытие новых магазинов. С интернет-магазинами другая история: они стремятся как можно дольше оставаться в рамках специальных режимов налогообложения, и построение всей цепочки - от входа в группу компаний до розничных продаж - должно быть направлено на разделение финансовых потоков, чтобы не превысить ограничение по упрощенке в 60 млн рублей. Самой распространенной ошибкой в этой области является искусственность производимых действий.

Есть и строительство, где хочется обойти «долевку» (например, в малоэтажной застройке) и не платить страховку, или ликвидировать ошибки в создании группы компаний полного цикла, которые приводят к избыточному НДС.

И даже такие специфические отрасли как IT, требующие, с одной стороны, возможности раздавать небольшие доли в бизнесе заслуженным сотрудникам (таков обычай) и, одновременно, иметь возможность делить операционную деятельность на НДС-ную и безНДС-ную, сохраняя способность принимать решения от имени основателей бизнеса, вплоть до предоставления 100% доли в бизнесе в залог инвесторам.

Кроме того, мы не затронули сопряженные вопросы: как наладить финансирование внутри группы компаний? Как финансировать смежные (часто дотационные) проекты, параллельные бизнесы (также требующие «накачивания» деньгами на возвратной основе), объединения нескольких бизнесов (как разово, так и на неопределенный срок). Остался за кадром и инструментарий скрытого владения бизнесом, благо с сентября 2014 года появились новые инструменты, без необходимости использования иностранных компаний. Между тем, скрытое владение всем бизнесом или его частью становится обязательным элементом, если вы хоть как-то хотите защитить свои и бизнес-активы.

В любом случае статья была написана не зря, если вы запомнили, что:

  1. Налоговая оптимизация не может быть официальной целью преобразований бизнеса. Только побочным эффектом.
  2. Она должна быть сконцентрирована на налогах с доходов. В части НДС - вы должны держать руку на пульсе и быть не лучше и не хуже других.
  3. Обратить взыскание на активы вашего бизнеса и ваши лично - стало гораздо проще. Старые приемы типа брачных договоров или открытие новой компании на доверенного сотрудника  - не работают.
  4. И у вас есть примерно полгода, чтобы перестроиться. Причем решая вопросы налоговой, имущественной и управленческой безопасности - одновременно.


Колонка подготовлена для журнала "Деловой Квартал"

Обсудить материал с Центром taxCOACH...

Теги: налоговая бремя  оптимизация  Налоговый кодекс  налоговое администрирование  банковский контроль  налоговая безопасность  имущественная безопасность  НДС  автоматизированная система контроля  о банкротстве  бухгалтерский учет  оптимизации налогов