Investopedia определяет ESG не с позиции компаний, а с позиции их инвесторов - как “набор стандартов операционной деятельности компании, которые социально ответственные инвесторы используют для отслеживания потенциальных инвестиций”. Такой подход имеет смысл с учетом того факта, что все больший процент мировых инвесторов стал уделять факторам ESG (“environmental, social and governance”) повышенное внимание, причем это тенденция буквально последней пары лет. В свою очередь, компании во всем мире все активнее прилагают усилия, чтобы завоевать их внимание. Если сравнивать их между собой, ситуация все больше напоминает гонку, в которой кто-то лидирует, а кто-то находится среди отстающих.
Вот немного статистических данных. Среди 189 инвестиционных организаций, опрошенных американской компанией в сфере стратегических коммуникаций Clermont Partners, 47% учитывают факторы ESG при принятии инвестиционных решений, и для 75% они приобрели важность в течение последней пары лет. Только 2% ответили, что за тот же самый период они стали менее важными.
Если рассматривать первый (экологический) фактор, то его та же Investopedia определяет через способность компании “действовать в роли хранителя окружающей среды”. Социальный фактор “учитывает, как компания управляет отношениями со своими сотрудниками, поставщиками, клиентами и сообществами, где ведет свою деятельность”. Наконец, вопросы корпоративного управления касаются лидерской команды, вознаграждения исполнительных лиц, аудита, внутреннего контроля, соблюдения прав акционеров.
Очень часто ESG вспоминают в контексте социально ответственных инвестиций, либо даже рассматривают эти два понятия как синонимы, хотя это довольно разные вещи – отмечают Clermont Partners. Если ESG фокусируется на стоимости, создаваемой для инвесторов определенными выше критериями, то социально ответственные инвестиции (или сокращенно SRI) просто отличают акции компаний, которые “делают правильные вещи”, от тех, которые делают вещи “неправильные”. Например, социально ответственный инвестор вряд ли будет владеть акциями алкогольной компании или производителя оружия, а ESG-инвестор – вполне может, если сочтет, что эти компании учитывают в своей деятельности факторы ESG.
На вопрос о том, почему именно ESG стали такими важными факторами для инвестиционных стратегий, около 60% профессиональных инвестиционных компаний ответили, что все дело в меняющихся предпочтениях их клиентов. Но это, конечно, не полный ответ. Еще большая доля респондентов (66%) уточняет, что ESG сегодня – это дополнительный способ оценить риск. Например, если компания ведет свой бизнес, загрязняя окружающую среду, это не останется в тайне и нанесет значительный ущерб ее репутации. То же самое справедливо в отношении тех, кто не уважает права своих акционеров или платит топ-менеджерам неоправданно высокие бонусы.
Информацию каких категорий инвесторы сегодня хотят получить больше всего, чтобы иметь возможность лучше оценивать компанию с позиции ESG?
- Корпоративное управление - 58%
- Кибербезопасность - 53%
- Экологическое воздействие - 51%
- Трудовые практики - 38%
- Ответственность компании как производителя продукции - 38%
- Экономические факторы - 33%
- Цепочки поставок - 26%
- Защита прав человека - 26%
- Социальные факторы - 21%
- Прочее - 5%
Большинство респондентов (56%) получают данные по ESG из годовой отчетности компаний, но есть и другие варианты этого, например: вопросы, задаваемые на общих собраниях акционеров (46%), специальная отчетность устойчивого развития (44%), ежеквартальные отчеты о доходах (36%) и даже презентационные материалы на конференциях (29%).
Представители Clermont Partners рекомендуют следующие способы обеспечения эффективного доведения информации о показателях ESG до сведения пользователей отчетности:
- Построение кросс-функциональной команды экспертов, имеющей в своем составе специалистов по отношениям с инвесторами, массовым коммуникациям, юридическим вопросам, бизнес-операциям, вопросам устойчивости. Необходимо довести до их сведения, какие показатели ESG наиболее важны для инвесторов компании, особенно если они также имеют принципиальное значение для всей отрасли, где компания ведет свою деятельность.
- Определить цели и задачи по ESG для компании и от 4 до 7 самых значимых критериев – например, низкий уровень углеродных выбросов, низкая текучка кадров, высокий уровень информационной безопасности, разнообразие представительского состава совета директоров.
- Рассмотреть возможность интегрирования отчетности устойчивого развития в ежегодный корпоративный отчет, а также возможность размещения его на сайте организации.
- Определить, что именно официальные представители компании будут говорить публично по вопросам ESG – например, на встречах со своими инвесторами.
- Изучить, как сегодня компания воспринимается рейтинговыми агентствами, специализирующимися на оценке качества корпоративного управления и других составляющих ESG. Не стоит, впрочем, ожидать однородности их оценок, поскольку каждая использует свой собственный анализ. Их информацию можно и нужно использовать, и не стоит полностью закрывать на нее глаза, позволяя третьим сторонам, подобным тем же рейтинговым агентствам, рассказывать историю компании вместо нее самой.
По материалам: CFO