Национальная премия “Внутренний аудитор года”, 2016 - интервью с победителем и лауреатами в номинации “Руководитель службы внутреннего аудита года”

Внутренний аудит и...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 5 Апреля 2017


Если конец года – время подводить итоги, то начало весны – время обновлений, время настроиться на что-то новое и лучшее. Институт внутренних аудиторов проводит свою тематическую Национальную премию ежегодно, и уже стало традицией, что мы также каждый год берем интервью у его победителей. Первое интервью – с Сокольским Артемом Алексеевичем, лауреатом третьей степени в номинации “Внутренний аудитор года” – мы уже разместили. А сегодня с нами беседует:

Душатин Леонид Алексеевич, Директор департамента внутреннего аудита, ПАО “Аэрофлот” (лауреат третьей степени в номинации Руководитель службы внутреннего аудита года).

Добрый день, Леонид Алексеевич! Примите искренние поздравления с заслуженной победой! Это первый опыт работы в области внутреннего аудита в Вашей карьере?

Спасибо, но это, в первую очередь, командная победа внутренних аудиторов Аэрофлота. Строго говоря, я стал внутренним аудитором всего как 2 года назад, когда был приглашен руководством нашей компании и назначен Советом директоров Руководителем внутреннего аудита. Финансовым аудитом занимаюсь более 30 лет, стоял у истоков становления отечественного аудита (когда в составе Минфина СССР в 1987 г. образовалась первая аудиторская компания “Инаудит”), имел интересный опыт работы в ревизионных комиссиях РАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, а затем, с 2003 года – в Совете директоров Аэрофлота возглавлял Комитет по аудиту в течение 7 лет, участвую в работе аудиторской Комиссии РСПП.

Институт внутренних аудиторов наградил “Аэрофлот” также в еще одной номинации – собственно “Служба внутреннего аудита”. Можете ли Вы теперь сказать про СВА вашей компании, что она идеальна во всем (хотя формально номинацию "Руководитель службы внутреннего аудита года" выиграли не вы, а “Стройтрансгаз”)? Возможно, есть какие-то еще определяющие факторы, кроме признанной таким образом компетенции членов команды, на основе которых нужно оценивать качество работы СВА разных компаний между собой?

Хорошо, когда командный результат превосходит индивидуальный! Честно говоря, я бы расстроился, если бы было иначе. Мне было несколько сложно оценивать компетенции других команд, представленных на этом конкурсе, в силу того что я считал и продолжаю считать нашу команду самой сильной – а опыт внедрения автоматизированной системы внутреннего аудита на базе SAP просто уникальный (ред. - Аэрофлот получил за этот проект в 2016 году Премию SAP в международной номинации “Расширяя горизонты”).

А по поводу того, идеальна ли СВА Аэрофлот, могу сказать следующее: аудитор как никто другой понимает, что совершенству предела нет. Несмотря на то, что полученная награда – это результат эффективной работы по внедрению в нашей авиакомпании и Группе “Аэрофлот” лучших международных практик, автоматизации функции внутреннего аудита и повышению профессиональных компетенций аудиторов, сказать, что служба достигла пика своего развития, было бы крайне опрометчиво. Уже сейчас мы имеем перечень запланированных мероприятий по дальнейшему совершенствованию функции внутреннего аудита, чтобы завтра быть лучше, чем сегодня!   

Что означает для вас эта награда – важное достижение, заслуженное признание личных качеств в профессии, способ доказать свою профпригодность другим ради каких-то определенных целей, или простая бумажка, которую, однако, приятно будет взять в рамку и поставить на полку/повесить на стену?

Для меня это особая награда, поскольку знаменует собой важный итог большой работы по внедрению международных стандартов внутреннего аудита в ПАО “Аэрофлот” - собственно, это первая внешняя профессиональная оценка результата нашей двухлетней работы по реорганизации службы внутреннего аудита в Компании Аэрофлот и Группе компаний Аэрофлот. Так совпало, что в марте я также завершил обучение по Программе развития руководителей высшего звена в Корпоративном университете Сбербанка на базе London Business School, где я проходил обучение в соответствии с решением Совета директоров нашей компании. Успешно сдав 13 различных экзаменов и защитив дипломную работу “Организация электронного взаимодействия компаний с госорганами на базе технологии блокчейн” - во внерабочее время - могу с уверенностью подтвердить, что обязательный для внутреннего аудитора профессиональный стандарт IIA 1230 “Непрерывное профессиональное развитие” я выполняю. Да, и на стене дипломы тоже неплохо смотрятся!

Мы не первый год берем интервью у победителей и помним, что в прошлом году Институт внутренних аудиторов отдельно награждал также внутренних аудиторов публичных компаний (была отдельная номинация). В этом году все по-другому. Будучи участником Национальной премии и имея возможность сделать какие-то свои наблюдения, Вы можете сказать, что это было с чем-то связано – возможно, с меньшим количеством участников или, предположительно, слабой активностью сектора публичных компаний в целом?

По количеству участников сравнивать не могу, т.к. организаторы конкурса не раскрывают данную информацию. По моему мнению, отказ от отдельной номинации для публичных компаний – верное решение, т.к. основной документ, определяющий правила игры на поле внутреннего аудита – Международные стандарты внутреннего аудита - един для всех.

Мне не показалось, что публичные компании стали менее активными в этом году. Скорее наоборот, именно этот сектор – может быть, как раз в силу повышенных требований и пристального внимания регуляторов к уровню корпоративной культуры и корпоративного управления - демонстрирует неплохие результаты даже в условиях нестабильной внешней среды. Аэрофлот, являясь одной из самых публичных компаний во многих отношениях – от полного раскрытия своей корпоративной деятельности акционерам и инвесторам до массового и в то же время очень индивидуального, персонифицированного характера предоставляемых пассажирам услуг – ярко демонстрирует в действии принцип “быть лидером, быть впереди изменений”: создание новых видов бизнеса (лоукостер “Победа”), внедрение новых видов услуг для пассажиров – на земле и на борту, новых ИТ систем управления предприятием (уникальный цифровой “Монитор руководителя”), автоматизация внутреннего аудита и др.

Насколько дисциплинирующим оказалось воздействие изменений в законодательстве (мы имеем в виду не только фактических и уже свершившихся, но и планируемых) для работы внутреннего аудита в российских компаниях? Как известно, в общем случае Центробанк стремится сегодня к ужесточению. В планах у регулятора, например, наказывать даже отдельных внутренних аудиторов (не только руководителей СВА) за нарушения. Каким образом подобные инициативы воспринимаются “изнутри” – это немедленный испуг или же, скорее, выжидательная позиция, мол, “примут – там и посмотрим“?

Сама профессия внутреннего аудитора подразумевает высочайший уровень дисциплины и ответственности. Нетерпимость к нарушениям внутренними аудиторами требований внешних и внутренних стандартов является одним из ключевых принципов в нашей работе.

Вопрос из категории “отвечаем не раздумывая”. В новостях уже в этом году писали, что ЦБ, мол, занимается усилением своей собственной СВА, переманивая лучшие кадры у банков и финансовых компаний. Слухи или не слухи, а дыма без огня, как известно, не бывает. Ситуация: Вам приходит предложение перейти на аналогичную позицию в Центробанк – да или нет?

Отвечу так: пока я полезен для своей компании, я не буду рассматривать другие предложения. Однако радует, что даже регулятор проникся важностью построения адекватной собственной службы внутреннего аудита.

Как Вы полагаете, нужно ли регулятору на ежегодной основе (ориентировочно – с приближением сроков представления отчетности) выпускать официальные обращения не только к аудиторским компаниям (которые заверяют отчетность своих клиентов), но и к представителям служб внутреннего аудита в российских компаниях, обращая внимание тех на самые-самые актуальные для текущего года риски, как это представляется самому регулятору?

Поскольку деятельность внутреннего аудита в соответствии с Международными основами профессиональной практики строится на риск-ориентированном подходе, такие обращения регулятора к представителям служб внутреннего аудита, безусловно, были бы полезны.

Заметен ли прогресс в развитии профессии внутреннего аудитора в России за истекший год, и если да, по каким признакам это можно отследить?

Прогресс, безусловно, заметен: растет количество сертифицированных аудиторов, увеличивается количество профессиональных мероприятий для внутренних аудиторов, повышается интерес к профессии. Положительная динамика отчетливо прослеживается на встречах и конференциях, проводимых Институтом внутренних аудиторов, а также других профессиональных мероприятиях.

Как бы Вы отнеслись к такому пока что гипотетическому нововведению в России как саморегулирование деятельности внутренних аудиторов, с обязательным членством в СРО внутренних аудиторов, к которым к тому же выдвинут обязательные требования, возможно даже количественные по числу участников и т.д. и т.п.?

На наш взгляд, в России уже имеется такая организация - это Институт внутренних аудиторов (ИВА), успешно осуществляющий функции СРО. Членство в нем является добровольным, при этом членство в ИВА предоставляет внутренним аудиторам дополнительные возможности профессионального развития, и те, кто заинтересован в развитии своих компетенций, как правило, этими возможностями не пренебрегают. Что касается принудительного членства в СРО, не факт, что это даст какие-то дополнительные плюсы в развитии нашей профессии. Данная тема более актуальна для внешних аудиторских организаций, где такая практика уже существует.

Имеется ли внутрикорпоративный свод правил, возможно, кодекс профессиональной этики, который определяет всю Вашу работу в компании?

В ПАО “Аэрофлот” принят Кодекс корпоративной этики, который определяет и закрепляет ключевые ценности, принципы, этические нормы и правила поведения, которыми руководствуются в своей деятельности члены Совета директоров, руководители и работники ПАО “Аэрофлот”. Кроме того, каждый внутренний аудитор компании в своей профессиональной деятельности обязан соблюдать Кодекс этики Института внутренних аудиторов, устанавливающий принципы и правила поведения внутренних аудиторов при выполнении своих функций.

Огромное спасибо за содержательные ответы, еще раз поздравляем с победой, до новых встреч!

Теги: “Аэрофлот”  ИВА  внутренний аудитор  Институт внутренних аудиторов  внутрениий аудит  финансовый аудит  Кодекс этики  комитет по аудиту  служба внутреннего аудита  СВА  повышение профессиональных компетенций  международные стандарты внутреннего аудита  II