Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также — ФЗ «Об оценочной деятельности») под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Субъектами оценочной деятельности — оценщиками — признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность. Оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков.
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность как самостоятельно, занимаясь частной практикой, так и на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое должно иметь в штате не менее двух оценщиков. В этом случае договор на проведение оценки заключается между заказчиком и юридическим лицом. В свою очередь, юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, имеет установленные ст. 15.1 ФЗ «Об оценочной деятельности» обязанности.
Оценочная деятельность на территории Российской Федерации регулируется следующими основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
- Федеральным стандартом оценки (ФСО) «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 256 от 20.07.2007 г;
- Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 255 от 20.07.2007 г;
- Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 254 от 20.07.2007 г;
- Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 508 от 22.10.2010 г;
- Федеральным стандартом оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 328 от 04.07.2011 г.;
- Федеральным стандартом оценки «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО № 6)», утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 628 от 07.11.2011 г
Также нужно подчеркнуть, что в настоящее время существуют проекты ФСО «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности», «Оценка стоимости акций, долей участия в уставном (складочном) капитале (бизнеса)», содержание которых широко обсуждается в оценочном сообществе.
Кроме указанных нормативных документов, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности, оценщик обязан соблюдать требования, стандарты и правила саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является. Для оценщика, устанавливающего рыночную стоимость объекта оценки, основными стандартами, обязательными к использованию, являются ФСО № 1, № 2 и № 3.
Необходимо отметить, что ФСО предусматривают только четыре вида стоимости, используемых при осуществлении оценочной деятельности (ФСО № 2, п. 5):
- рыночная стоимость;
- инвестиционная стоимость;
- ликвидационная стоимость;
- кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме (ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»).
Учитывая содержание требований соответствующих нормативных документов при осуществлении корпоративных процедур, направленных на получение рыночной стоимости объектов, определения других видов стоимости в настоящей статье не приводятся и не рассматриваются.
Крайне важный аспект при осуществлении корпоративных процедур вообще и деятельности оценщика в частности — независимость различных сторон-участников. ФЗ «Об оценочной деятельности» установлены критерии независимости оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор:
- оценщик не должен являться учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица -заказчика, лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, не должен состоять с указанными лицами в близком родстве или свойстве;
- оценщик не должен являться участником (членом) или кредитором юридического лица – заказчика, юридическое лицо не должно являться кредитором или страховщиком оценщика;
- в отношении объекта оценки оценщик не должен иметь вещных или обязательственных прав вне договора на проведение оценки;
- юридическое лицо не вправе заключать договор на проведение оценки с заказчиком в случаях, если оно имеет имущественный интерес в объекте оценки и (или) является аффилированным лицом заказчика, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ.
В случае невыполнения соответствующих требований оценка объекта не может проводиться оценщиком, а юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, не вправе заключать договор на проведение оценки с заказчиком (ст. 16 ФЗ «Об оценочной деятельности»).
Кроме указанных условий независимости оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, этой же статьей ФЗ «Об оценочной деятельности» предусмотрено следующее:
- не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки;
- размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки;
- размер денежного вознаграждения юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за проведение оценки объекта не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
В рамках реализации различных корпоративных процедур в АО и ООО может возникать необходимость проведения оценки различных объектов и обязательного привлечения для проведения оценки независимого оценщика.
Случаи, при которых возможно проведение оценки в рамках корпоративных процедур, прописаны в соответствующих нормативных актах:
- Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее также — ФЗ «Об АО») и
- Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее также — ФЗ «Об ООО»).
ФЗ «Об АО» определены случаи установления цены имущества при реализации в акционерных обществах корпоративных процедур:
- при размещении акций (при учреждении акционерного общества или при выпуске дополнительных акций) в случае их оплаты неденежными средствами;
- при определении цены размещения эмиссионных ценных бумаг посредством подписки;
- при приобретении обществом размещенных акций в соответствии со статьей 72 ФЗ «Об АО»;
- при выкупе обществом у акционеров принадлежащих им акций в соответствии со статьей 76 ФЗ;
- при приобретении более 30 процентов акций общества в рамках обязательного предложения и выкупе ценных бумаг лицом, приобретшим более 95 процентов акций открытого общества.
Рассмотрим подробнее каждый из указанных случаев в ракурсе участия независимого оценщика при установлении цены различных типов объектов.
1. В соответствии со статьей 34 ФЗ «Об АО» оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, может осуществляться как деньгами, так и иным имуществом, имеющим денежную оценку (ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами).
При оплате акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик.
При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров (наблюдательным советом) общества исходя из его рыночной стоимости. Для определения рыночной стоимости имущества также должен привлекаться независимый оценщик.
Из статьи 34 ФЗ следует, что привлечение независимого оценщика является обязательным во всех случаях оплаты акций (как при учреждении, так и при выпуске дополнительных акций) неденежными средствами (ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку).
При этом величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.
2. В статье 36 ФЗ «Об АО» устанавливается, что оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по цене не ниже номинальной стоимости этих акций. Оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, которая определяется или порядок определения которой устанавливается советом директоров (наблюдательным советом) общества исходя из его рыночной стоимости, но не ниже их номинальной стоимости в соответствии со статьей 77 ФЗ, то есть если цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, то используется рыночная стоимость. Цена размещения ценных бумаг в данном случае может быть определена одним из двух способов:
- если цена покупки или цена спроса и цена предложения ценных бумаг регулярно опубликовываются в печати (т. е. если ценные бумаги общества котируются на какой-либо фондовой бирже), для определения рыночной стоимости таких ценных бумаг должна быть принята во внимание эта цена покупки или цена спроса и цена предложения. В этом случае привлечение независимого оценщика необязательно;
- если ценные бумаги не обращаются на бирже и цены их покупки или спроса и предложения не публикуются в общедоступных источниках информации, целесообразно привлечение независимого оценщика.
В случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее — уполномоченный орган), о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов. При этом законодатель не устанавливает обязательности привлечения независимого оценщика для установления цены (денежной оценки) имущества, если это прямо не предусмотрено ФЗ, но право привлечения оценщика у общества остается. Более того, если привлечение оценщика не обязательно, то оно может быть целесообразным, т. к. в процедурах обязательного предложения существует этап проверки уполномоченным органом соответствия цены имущества сложившимся рыночным ценам.
Согласно статье 77 ФЗ «Об АО» в уполномоченный орган в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия советом директоров (наблюдательным советом) общества решения об определении цены объектов, представляются:
- копия решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об определении цены объектов;
- отчет оценщика об оценке в случае, если его привлечение для определения цены объектов в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик;
- иные документы (копии документов), содержащие информацию об определении цены объектов, подготовленную обществом, его акционерами или контрагентом общества, в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика не является обязательным и оценщик не привлекался для определения цены объектов.
Уполномоченный орган в срок, не превышающий 20 дней с даты получения указанных документов, вправе направить в общество мотивированное заключение.
Уполномоченный орган рассматривает представленные документы и осуществляет проверку на соответствие:
- отчета об оценке, подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности;
- решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об определении цены объектов сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты в случаях, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика не является обязательным.
Мотивированное заключение уполномоченного органа направляется в:
- общество в случае принятия уполномоченным органом решения о несоответствии цены объектов, определенной решением совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с настоящей статьей без привлечения оценщика, сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты. В случае получения такого заключения совет директоров (наблюдательный совет) общества принимает решение об отказе от совершения сделки или принимает решение об определении цены объектов с обязательным привлечением оценщика и соблюдением порядка, установленного настоящей статьей;
- саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой является оценщик, осуществивший оценку, в случае принятия уполномоченным органом решения о несоответствии отчета об оценке, подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности для проведения саморегулируемой организацией экспертизы соответствующего отчета об оценке.
Заключение уполномоченного органа может быть оспорено в судебном порядке по иску общества.
В случае направления в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированного заключения уполномоченный орган выносит предписание о приостановлении исполнения решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об определении цены объектов на срок проведения экспертизы соответствующего отчета об оценке и одновременно уведомляет общество об обращении в саморегулируемую организацию оценщиков для проведения такой экспертизы с приложением указанного предписания и копии направленного мотивированного заключения. Саморегулируемая организация оценщиков проводит такую экспертизу и по ее итогам направляет заключение в уполномоченный орган и общество в срок, не превышающий 20 дней со дня получения мотивированного заключения.
В случае направления саморегулируемой организацией оценщиков по итогам экспертизы отрицательного заключения цена объектов, определенная советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящей статьей, признается недостоверной.
Уполномоченный орган вправе оспорить результаты экспертизы в судебном порядке.
3. Главой IX ФЗ «Об АО» устанавливается порядок приобретения и выкупа обществом размещенных акций.
В статье 72 ФЗ «Об АО» установлено, что общество вправе приобретать размещенные им акции по решению общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала общества путем приобретения части размещенных акций в целях сокращения их общего количества, если это предусмотрено уставом общества. При этом цена приобретения обществом акций определяется в соответствии со ст. 77 ФЗ «Об АО».
Статьями 75 и 76 ФЗ «Об АО» определяется процедура выкупа обществом у акционеров размещенных акций. Согласно статье 75 выкуп акций обществом по требованию акционеров осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.
4. Главой Х1.1 определяется порядок приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества — направление добровольного и обязательного предложений, а также выкупа лицом, приобретшим более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг либо по требованию прочих акционеров, либо по требованию данного лица.
Статьей 84.2 определяется порядок установления цены приобретаемых ценных бумаг в рамках обязательного предложения и в рамках выкупа лицом, приобретшим более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг по требованию их владельцев (прочих акционеров). Установление цены может быть произведено одним из двух способов:
- цена приобретения ценных бумаг не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в Банк России;
- в случае, если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).
Однако, если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в открытое общество обязательного предложения, лицо, направившее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой указанные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги.
Эта же статья предусматривает возможность оплаты приобретаемых ценных бумаг не только деньгами, но и другими ценными бумагами владельцам приобретаемых ценных бумаг. В этом случае денежная оценка ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг, должна быть не выше их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в открытое общество, а если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, — не выше их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. Документы, подтверждающие денежную оценку указанных ценных бумаг, прилагаются к обязательному предложению.
В соответствии со статьей 84.8 ФЗ «Об АО» выкуп ценных бумаг по требованию лица, приобретшего более 95 процентов акций открытого общества, осуществляется по цене не ниже рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, которая должна быть определена независимым оценщиком. При этом указанная цена не может быть ниже:
- цены, по которой ценные бумаги приобретались на основании добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 ФЗ, стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 ФЗ, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам;
- наибольшей цены, по которой лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, или его аффилированные лица приобрели либо обязались приобрести эти ценные бумаги после истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 ФЗ, стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 ФЗ, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.
Оплата выкупаемых ценных бумаг осуществляется только деньгами.
Владелец ценных бумаг, не согласившийся с ценой выкупаемых ценных бумаг, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг. Указанный иск может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня, когда такой владелец ценных бумаг узнал о списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг.
Предъявление владельцем ценных бумаг указанного иска в арбитражный суд не является основанием для приостановления выкупа ценных бумаг или признания его недействительным.
Законом «Об АО» установлена ответственность оценщика в случае причинения убытков, ущерба обществу, его акционерам, а также третьим лицам. Если в результате совершения сделки по цене имущества, цене размещения или цене выкупа эмиссионных ценных бумаг общества, равной итоговой величине рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке, был причинен такой убыток, то оценщик несет ответственность за это в соответствии с требованиями ФЗ «Об оценочной деятельности».
Необходимо отметить, что данное содержание получило развитие в обновленном ГК РФ. Так, если согласно статье 24.7 ФЗ «Об оценочной деятельности» договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации, то согласно статье 66.2 ГК РФ при внесении в уставный капитал акционерного общества не денежных средств, а иного имущества акционер, осуществивший такую оплату, и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений.
Указанное положение вступает в силу с 1 сентября 2014 г.
Федеральным законом от 08.02.1998 п № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» также установлены случаи, при наступлении которых необходимо привлечение независимого оценщика.
Статьей 15 ФЗ «Об ООО» устанавливается, что оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.
Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком. Необходимо отметить, что данное содержание получило развитие в обновленном ГК РФ в отношении как АО, так и ООО.
Так, согласно статье 66.2 ГК РФ денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком.
Законом «Об ООО» также предусмотрена ответственность оценщика. Если оплата долей в уставном капитале была произведена неденежными средствами и стоимость их определялась независимым оценщиком, то участники общества и независимый оценщик солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества, в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества изменений, касающихся увеличения уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество. Однако с 1 сентября 2014 г данное положение также имеет иное содержание — при оплате долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не денежными средствами, а иным имуществом участники общества и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышенаоценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений.
Таким образом, в рамках реализации корпоративных процедур в ООО привлечение независимого оценщика требуется только в случае определения рыночной стоимости неденежных средств, вносимых в качестве оплаты долей в уставном капитале.
Общие положения по ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности изложены в статье 24.6 ФЗ «Об оценочной деятельности»: убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Для реализации последнего юридическое лицо, как правило, заключает договор страхования по дополнительной (добровольной) ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности. Условия принятия на себя обязательства по дополнительной ответственности могут быть указаны в договоре на проведение оценки.
Оценщик обязан заключить договор обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности. Минимальный размер страховой суммы установлен ФЗ «Об оценочной деятельности» в размере 300 000 рублей. Такой договор заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ.
Согласно статье 24.7 ФЗ «Об оценочной деятельности» объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.
Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба.
Процедуры оценки, требования нормативных документов при осуществлении оценочной деятельности будут рассмотрены в следующих статьях.