Независимая оценка объектов при реализации корпоративных процедур в АО и ООО

Оценка бизнеса

Автор:
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №7-2014
Опубликовано: 25 Августа 2014

Настоящей статьей открывается цикл статей, посвя­щенных роли и месту независимой оценки различ­ного имущества при осуществлении корпоративных процедур в акционерных обществах (АО) и обще­ствах с ограниченной ответственностью (ООО).

Согласно Федеральному закону «Об оценочной де­ятельности в Российской Федерации» (далее также — ФЗ «Об оценочной деятельности») под оценочной деятельностью понимается профессиональная де­ятельность субъектов оценочной деятельности, на­правленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Субъектами оценочной деятельности — оценщика­ми — признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность. Оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков.

Оценщик может осуществлять оценочную деятель­ность как самостоятельно, занимаясь частной прак­тикой, так и на основании трудового договора меж­ду оценщиком и юридическим лицом, которое долж­но иметь в штате не менее двух оценщиков. В этом случае договор на проведение оценки заключает­ся между заказчиком и юридическим лицом. В свою очередь, юридическое лицо, с которым оценщик за­ключил трудовой договор, имеет установленные ст. 15.1 ФЗ «Об оценочной деятельности» обязанности.

Оценочная деятельность на территории Российской Федерации регулируется следующими основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федера­ции»;
  • Федеральным стандартом оценки (ФСО) «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденным Приказом Министерства эко­номического развития и торговли Россий­ской Федерации № 256 от 20.07.2007 г;
  • Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденным Приказом Министерства эконо­мического развития и торговли Российской Федерации № 255 от 20.07.2007 г;
  • Федеральным стандартом оценки «Требова­ния к отчету об оценке (ФСО № 3)», утверж­денным Приказом Министерства экономиче­ского развития и торговли Российской Феде­рации № 254 от 20.07.2007 г;
  • Федеральным стандартом оценки «Опреде­ление кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 508 от 22.10.2010 г;
  • Федеральным стандартом оценки «Виды экс­пертизы, порядок ее проведения, требова­ния к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 328 от 04.07.2011 г.;
  • Федеральным стандартом оценки «Требова­ния к уровню знаний эксперта саморегулиру­емой организации оценщиков (ФСО № 6)», утвержденным Приказом Министерства эко­номического развития и торговли Россий­ской Федерации № 628 от 07.11.2011 г

Также нужно подчеркнуть, что в настоящее время существуют проекты ФСО «Оценка сто­имости нематериальных активов и интеллек­туальной собственности», «Оценка стоимости акций, долей участия в уставном (складочном) капитале (бизнеса)», содержание которых ши­роко обсуждается в оценочном сообществе.

Кроме указанных нормативных документов, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности, оценщик обязан соблюдать требования, стандарты и правила саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является. Для оценщика, устанавливающего рыночную сто­имость объекта оценки, основными стандар­тами, обязательными к использованию, яв­ляются ФСО № 1, № 2 и № 3.

Необходимо отметить, что ФСО предусма­тривают только четыре вида стоимости, используемых при осуществлении оценочной деятельности (ФСО № 2, п. 5):

  • рыночная стоимость;
  • инвестиционная стоимость;
  • ликвидационная стоимость;
  • кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки по­нимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвы­чайные обстоятельства, то есть когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о пред­мете сделки и действуют в своих интересах;
  • объект оценки представлен на открытом рын­ке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуж­дения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денеж­ной форме (ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятель­ности в РФ»).

Учитывая содержание требований соответ­ствующих нормативных документов при осуществлении корпоративных процедур, на­правленных на получение рыночной стоимости объектов, определения других видов стоимости в настоящей статье не приводят­ся и не рассматриваются.

Крайне важный аспект при осуществлении кор­поративных процедур вообще и деятельности оценщика в частности — независимость раз­личных сторон-участников. ФЗ «Об оценочной деятельности» установлены критерии незави­симости оценщика и юридического лица, с ко­торым оценщик заключил трудовой договор:

  • оценщик не должен являться учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица -заказчика, лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, не должен состоять с указанными лицами в близком родстве или свойстве;
  • оценщик не должен являться участником (чле­ном) или кредитором юридического лица – за­казчика, юридическое лицо не должно являть­ся кредитором или страховщиком оценщика;
  • в отношении объекта оценки оценщик не дол­жен иметь вещных или обязательственных прав вне договора на проведение оценки;
  • юридическое лицо не вправе заключать дого­вор на проведение оценки с заказчиком в слу­чаях, если оно имеет имущественный интерес в объекте оценки и (или) является аффилиро­ванным лицом заказчика, а также в иных слу­чаях, установленных законодательством РФ.

В случае невыполнения соответствующих требований оценка объекта не может проводиться оценщиком, а юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, не вправе заключать договор на про­ведение оценки с заказчиком (ст. 16 ФЗ «Об оценочной деятельности»).

Кроме указанных условий независимости оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, этой же статьей ФЗ «Об оценочной деятельности» предусмотрено следующее:

  • не допускается вмешательство заказчика ли­бо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том чис­ле ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведе­нии оценки объекта оценки;
  • размер оплаты оценщику за проведение оцен­ки объекта оценки не может зависеть от ито­говой величины стоимости объекта оценки;
  • размер денежного вознаграждения юриди­ческого лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за проведение оцен­ки объекта не может зависеть от итоговой ве­личины стоимости объекта оценки.

В рамках реализации различных корпоратив­ных процедур в АО и ООО может возникать необходимость проведения оценки различ­ных объектов и обязательного привлечения для проведения оценки независимого оцен­щика.

Случаи, при которых возможно проведение оценки в рамках корпоративных процедур, про­писаны в соответствующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее так­же — ФЗ «Об АО») и
  • Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответствен­ностью» (далее также — ФЗ «Об ООО»).

ФЗ «Об АО» определены случаи установления цены имущества при реализации в акционер­ных обществах корпоративных процедур:

  • при размещении акций (при учреждении ак­ционерного общества или при выпуске дополнительных акций) в случае их оплаты не­денежными средствами;
  • при определении цены размещения эмисси­онных ценных бумаг посредством подписки;
  • при приобретении обществом размещенных акций в соответствии со статьей 72 ФЗ «Об АО»;
  • при выкупе обществом у акционеров принад­лежащих им акций в соответствии со статьей 76 ФЗ;
  • при приобретении более 30 процентов акций общества в рамках обязательного предложе­ния и выкупе ценных бумаг лицом, приобрет­шим более 95 процентов акций открытого об­щества.

Рассмотрим подробнее каждый из указан­ных случаев в ракурсе участия независимого оценщика при установлении цены различных типов объектов.

1. В соответствии со статьей 34 ФЗ «Об АО» оплата акций, распределяемых среди учре­дителей общества при его учреждении, до­полнительных акций, размещаемых посред­ством подписки, может осуществляться как деньгами, так и иным имуществом, имею­щим денежную оценку (ценными бумагами, другими вещами или имущественными пра­вами либо иными правами).

При оплате акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества дол­жен привлекаться независимый оценщик.

При оплате дополнительных акций неденеж­ными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, произво­дится советом директоров (наблюдательным советом) общества исходя из его рыночной стоимости. Для определения рыночной стои­мости имущества также должен привлекать­ся независимый оценщик.

Из статьи 34 ФЗ следует, что привлечение не­зависимого оценщика является обязательным во всех случаях оплаты акций (как при учреждении, так и при выпуске дополнитель­ных акций) неденежными средствами (цен­ными бумагами, другими вещами или иму­щественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку).

При этом величина денежной оценки имуще­ства, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдатель­ным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независи­мым оценщиком.

2. В статье 36 ФЗ «Об АО» устанавливается, что оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по цене не ни­же номинальной стоимости этих акций. Опла­та дополнительных акций общества, размещае­мых посредством подписки, осуществляется по цене, которая определяется или порядок опре­деления которой устанавливается советом ди­ректоров (наблюдательным советом) общества исходя из его рыночной стоимости, но не ни­же их номинальной стоимости в соответствии со статьей 77 ФЗ, то есть если цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг об­щества определяются решением совета дирек­торов (наблюдательного совета) общества, то используется рыночная стоимость. Цена раз­мещения ценных бумаг в данном случае может быть определена одним из двух способов:

  1. если цена покупки или цена спроса и цена предложения ценных бумаг регулярно опу­бликовываются в печати (т. е. если ценные бумаги общества котируются на какой-либо фондовой бирже), для определения рыноч­ной стоимости таких ценных бумаг должна быть принята во внимание эта цена покупки или цена спроса и цена предложения. В этом случае привлечение независимого оценщика необязательно;
  2. если ценные бумаги не обращаются на бир­же и цены их покупки или спроса и предложе­ния не публикуются в общедоступных источниках информации, целесообразно привле­чение независимого оценщика.

В случае, если владельцем от 2 до 50 процен­тов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмис­сионных ценных бумаг общества, цены выку­па акций общества осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) об­щества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Россий­ской Федерации (далее — уполномоченный орган), о принятом советом директоров (на­блюдательным советом) общества решении об определении цены объектов. При этом законо­датель не устанавливает обязательности при­влечения независимого оценщика для уста­новления цены (денежной оценки) имущества, если это прямо не предусмотрено ФЗ, но пра­во привлечения оценщика у общества остается. Более того, если привлечение оценщика не обязательно, то оно может быть целесообраз­ным, т. к. в процедурах обязательного предло­жения существует этап проверки уполномо­ченным органом соответствия цены имуще­ства сложившимся рыночным ценам.

Согласно статье 77 ФЗ «Об АО» в уполномо­ченный орган в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия советом ди­ректоров (наблюдательным советом) обще­ства решения об определении цены объек­тов, представляются:

  1. копия решения совета директоров (наблюда­тельного совета) общества об определении цены объектов;
  2. отчет оценщика об оценке в случае, если его привлечение для определения цены объек­тов в соответствии с настоящим Федераль­ным законом является обязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик;
  3. иные документы (копии документов), содер­жащие информацию об определении цены объектов, подготовленную обществом, его акционерами или контрагентом общества, в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика не является обязательным и оценщик не при­влекался для определения цены объектов.

Уполномоченный орган в срок, не превышаю­щий 20 дней с даты получения указанных до­кументов, вправе направить в общество мо­тивированное заключение.

Уполномоченный орган рассматривает пред­ставленные документы и осуществляет про­верку на соответствие:

  • отчета об оценке, подготовленного оценщи­ком, стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности;
  • решения совета директоров (наблюдатель­ного совета) общества об определении це­ны объектов сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты в случаях, если в со­ответствии с настоящим Федеральным зако­ном привлечение оценщика не является обя­зательным.

Мотивированное заключение уполномочен­ного органа направляется в:

  • общество в случае принятия уполномочен­ным органом решения о несоответствии це­ны объектов, определенной решением сове­та директоров (наблюдательного совета) об­щества в соответствии с настоящей статьей без привлечения оценщика, сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты. В случае получения такого заключения со­вет директоров (наблюдательный совет) об­щества принимает решение об отказе от со­вершения сделки или принимает решение об определении цены объектов с обязательным привлечением оценщика и соблюдением по­рядка, установленного настоящей статьей;
  • саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой является оценщик, осуще­ствивший оценку, в случае принятия уполно­моченным органом решения о несоответствии отчета об оценке, подготовленного оценщи­ком, стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности для проведения саморегулируемой организацией экспертизы соответствующего отчета об оценке.

Заключение уполномоченного органа может быть оспорено в судебном порядке по иску общества.

В случае направления в саморегулируемую ор­ганизацию оценщиков мотивированного за­ключения уполномоченный орган выносит предписание о приостановлении исполнения решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об определении цены объек­тов на срок проведения экспертизы соответствующего отчета об оценке и одновременно уведомляет общество об обращении в саморе­гулируемую организацию оценщиков для про­ведения такой экспертизы с приложением ука­занного предписания и копии направленного мотивированного заключения. Саморегулиру­емая организация оценщиков проводит такую экспертизу и по ее итогам направляет заключение в уполномоченный орган и общество в срок, не превышающий 20 дней со дня получе­ния мотивированного заключения.

В случае направления саморегулируемой ор­ганизацией оценщиков по итогам эксперти­зы отрицательного заключения цена объектов, определенная советом директоров (наблюда­тельным советом) общества в соответствии с настоящей статьей, признается недостоверной.

Уполномоченный орган вправе оспорить ре­зультаты экспертизы в судебном порядке.

3. Главой IX ФЗ «Об АО» устанавливается поря­док приобретения и выкупа обществом раз­мещенных акций.

В статье 72 ФЗ «Об АО» установлено, что обще­ство вправе приобретать размещенные им ак­ции по решению общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала общества пу­тем приобретения части размещенных акций в целях сокращения их общего количества, если это предусмотрено уставом общества. При этом цена приобретения обществом акций определя­ется в соответствии со ст. 77 ФЗ «Об АО».

Статьями 75 и 76 ФЗ «Об АО» определяется процедура выкупа обществом у акционеров размещенных акций. Согласно статье 75 выкуп акций обществом по требованию акционеров осуществляется по цене, определенной сове­том директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, ко­торая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникнове­ние права требования оценки и выкупа акций.

4. Главой Х1.1 определяется порядок приобрете­ния более 30 процентов акций открытого ак­ционерного общества — направление добро­вольного и обязательного предложений, а также выкупа лицом, приобретшим более 95 процентов акций открытого общества, цен­ных бумаг либо по требованию прочих акцио­неров, либо по требованию данного лица.

Статьей 84.2 определяется порядок установ­ления цены приобретаемых ценных бумаг в рамках обязательного предложения и в рам­ках выкупа лицом, приобретшим более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг по требованию их владельцев (прочих акционеров). Установление цены может быть произведено одним из двух способов:

  1. цена приобретения ценных бумаг не может быть ниже их средневзвешенной цены, опре­деленной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложе­ния в Банк России;
  2. в случае, если ценные бумаги не обращают­ся на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной сто­имости, определенной независимым оцен­щиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).

Однако, если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в открытое общество обязательного предложения, лицо, направившее обязательное предложе­ние, или его аффилированные лица приоб­рели либо приняли на себя обязанность при­обрести соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой ука­занные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги.

Эта же статья предусматривает возможность оплаты приобретаемых ценных бумаг не только деньгами, но и другими ценными бу­магами владельцам приобретаемых ценных бумаг. В этом случае денежная оценка цен­ных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг, долж­на быть не выше их средневзвешенной цены, определенной по результатам организован­ных торгов за шесть месяцев, предшествую­щих дате направления обязательного пред­ложения в открытое общество, а если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, — не выше их рыночной стоимости, определенной неза­висимым оценщиком. Документы, подтверждающие денежную оценку указанных ценных бумаг, прилагаются к обязательному предло­жению.

В соответствии со статьей 84.8 ФЗ «Об АО» выкуп ценных бумаг по требованию лица, приобретшего более 95 процентов акций от­крытого общества, осуществляется по це­не не ниже рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, которая должна быть опреде­лена независимым оценщиком. При этом указанная цена не может быть ниже:

  • цены, по которой ценные бумаги приобрета­лись на основании добровольного или обяза­тельного предложения, в результате которо­го лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 ФЗ, стало владельцем более 95 процентов об­щего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 ФЗ, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аф­филированным лицам;
  • наибольшей цены, по которой лицо, указан­ное в пункте 1 настоящей статьи, или его аф­филированные лица приобрели либо обяза­лись приобрести эти ценные бумаги после истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 ФЗ, стало владельцем более 95 процен­тов общего количества акций открытого об­щества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 ФЗ, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.

Оплата выкупаемых ценных бумаг осущест­вляется только деньгами.

Владелец ценных бумаг, не согласивший­ся с ценой выкупаемых ценных бумаг, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выку­паемых ценных бумаг. Указанный иск может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня, когда такой владелец ценных бумаг уз­нал о списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг.

Предъявле­ние владельцем ценных бумаг указанного ис­ка в арбитражный суд не является основани­ем для приостановления выкупа ценных бу­маг или признания его недействительным.

Законом «Об АО» установлена ответствен­ность оценщика в случае причинения убытков, ущерба обществу, его акционерам, а также третьим лицам. Если в результате со­вершения сделки по цене имущества, цене размещения или цене выкупа эмиссионных ценных бумаг общества, равной итоговой ве­личине рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке, был причинен такой убыток, то оценщик не­сет ответственность за это в соответствии с требованиями ФЗ «Об оценочной деятельно­сти».

Необходимо отметить, что данное содер­жание получило развитие в обновленном ГК РФ. Так, если согласно статье 24.7 ФЗ «Об оценочной деятельности» договор обязательного страхования ответственности за­ключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причинен­ного в период действия договора обяза­тельного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации, то согласно статье 66.2 ГК РФ при внесении в уставный капитал акцио­нерного общества не денежных средств, а иного имущества акционер, осуществив­ший такую оплату, и независимый оценщик в случае недостаточности имущества об­щества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пре­делах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капи­тал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесе­ния в устав общества соответствующих из­менений.

Указанное положение вступает в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральным законом от 08.02.1998 п № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответствен­ностью» также установлены случаи, при на­ступлении которых необходимо привлечение независимого оценщика.

Статьей 15 ФЗ «Об ООО» устанавливается, что оплата долей в уставном капитале обще­ства может осуществляться деньгами, цен­ными бумагами, другими вещами или иму­щественными правами либо иными имеющи­ми денежную оценку правами.

Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника об­щества в уставном капитале общества, опла­чиваемой неденежными средствами, состав­ляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества дол­жен привлекаться независимый оценщик. Номинальная стоимость или увеличение номи­нальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средства­ми, не может превышать сумму оценки указан­ного имущества, определенную независимым оценщиком. Необходимо отметить, что данное содержание получило развитие в обновленном ГК РФ в отношении как АО, так и ООО.

Так, согласно статье 66.2 ГК РФ денежная оценка неденежного вклада в уставный капи­тал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участ­ники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оцен­ки, определенную независимым оценщиком.

Законом «Об ООО» также предусмотрена от­ветственность оценщика. Если оплата долей в уставном капитале была произведена неде­нежными средствами и стоимость их опреде­лялась независимым оценщиком, то участни­ки общества и независимый оценщик соли­дарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения сто­имости имущества, внесенного для оплаты до­лей в уставном капитале общества, в течение трех лет с момента государственной регистра­ции общества или внесения в устав общества изменений, касающихся увеличения уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество. Однако с 1 сентября 2014 г данное положение также имеет иное со­держание — при оплате долей в уставном ка­питале общества с ограниченной ответствен­ностью не денежными средствами, а иным имуществом участники общества и независи­мый оценщик в случае недостаточности иму­щества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышенаоцен­ка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений.

Таким образом, в рамках реализации корпо­ративных процедур в ООО привлечение неза­висимого оценщика требуется только в случае определения рыночной стоимости неденежных средств, вносимых в качестве оплаты долей в уставном капитале.

Общие положения по ответственности оцен­щика при осуществлении оценочной деятель­ности изложены в статье 24.6 ФЗ «Об оце­ночной деятельности»: убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведе­ние оценки, или имущественный вред, причи­ненный третьим лицам вследствие использо­вания итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщика­ми, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с кото­рым оценщик заключил трудовой договор.

Для реализации последнего юридическое лицо, как правило, заключает договор страхования по дополнительной (добровольной) ответственности оценщика при осуществле­нии оценочной деятельности. Условия при­нятия на себя обязательства по дополни­тельной ответственности могут быть указаны в договоре на проведение оценки.

Оценщик обязан заключить договор обяза­тельного страхования ответственности оцен­щика при осуществлении оценочной дея­тельности. Минимальный размер страховой суммы установлен ФЗ «Об оценочной дея­тельности» в размере 300 000 рублей. Такой договор заключается на срок не менее одно­го года с условием возмещения ущерба, при­чиненного в период действия договора обя­зательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установ­ленного законодательством РФ.

Согласно статье 24.7 ФЗ «Об оценочной дея­тельности» объектом страхования по догово­ру обязательного страхования ответственно­сти оценщика при осуществлении оценочной деятельности являются имущественные ин­тересы, связанные с риском ответственно­сти оценщика (страхователя) по обязатель­ствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.

Страховым случаем по договору обязательно­го страхования ответственности является уста­новленный вступившим в законную силу реше­нием арбитражного суда или признанный стра­ховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате наруше­ния требований федеральных стандартов оцен­ки, стандартов и правил оценочной деятельно­сти, установленных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба.

Процедуры оценки, требования нормативных до­кументов при осуществлении оценочной деятель­ности будут рассмотрены в следующих статьях.

Автор:

Теги: независимая оценка  корпоративные процедуры  оценщики  саморегулируемые организации оценщиков  оценочная деятельность  проведение оценки  акционерные общества  Федеральный стандарт оценки  рыночная стоимость  мотивированное заключение  обязательное страхо