Праздники позади, пришло время для активной работы, в том числе – инвестиционной. Как известно, по правилам легче играть тогда, когда ты эти правила знаешь. С начала года в силу вступает много новых требований различных законов. Сегодня поговорим о некоторых из них, тех, которые весьма интересны частным инвесторам – участникам фондового рынка: уделить внимание следует и новшествам, и нормам, действующим уже давно, о которых мы еще не говорили.
Больше всего изменений случилось в многострадальном Налоговом кодексе, который, по стечению обстоятельств, описывает почти всю нашу жизнь и совершенствуется с завидным упорством вот уже двенадцать лет. Коснулись эти изменения, принятые и опубликованные в последние дни уходящего года, в большинстве своем специфики налогообложения доходов, получаемых физическими лицами на фондовом рынке. Речь идет не только о размере налога, но и о непростом механизме его уплаты, завязанном на институте налогового агента.
Законом в новой редакции установлено, что при возникновении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в результате совершения операций на фондовом рынке в большинстве случаев налог обязан исчислить и уплатить налоговый агент. При этом налоговым агентом в этих целях признаются профессиональные участники рынка ценных бумаг в следующих случаях:
- если доверительный управляющий или брокер осуществляют в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и/или финансовыми инструментами срочных сделок на основании договора доверительного управления или договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком. Для таких случаев законом установлено, что налоговый агент определяет налоговую базу по тем видам доходов, которые получаются в результате совершения операций, осуществленных данным налоговым агентом в интересах именно этого налогоплательщика согласно условиям договора. Иные доходы налогоплательщика, в том числе полученные на фондовом рынке, но не на основании договоров с данным налоговым агентом, в расчет не принимаются.
- если депозитарий осуществляет на основании депозитарного договора перечисление дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением – в основном такими бумагами являются облигации федерального займа. Аналогичная обязанность предусмотрена и для депозитария, осуществляющего такие выплаты и по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением. При этом обязанность распространяется на операции с федеральными государственными ценными бумагами независимо от даты регистрации их выпусков, а на остальные бумаги – только для тех бумаг, государственная регистрация выпусков которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 года. При этом, разумеется, все бумаги должны учитываться на счете депо, открытом физическому лицу, имеющему право на получение соответствующего дохода – дивидендов, либо на счете депо иностранного номинального держателя, представляющего интересы физического лица.
Законом уже не первый год установлено, что при определении налоговым агентом налоговой базы по операциям с ценными бумагами налоговый агент может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг. Речь идет о тех расходах, которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, чаще всего это расходы, которые имели место еще до заключения договора с налоговым агентом. Данное право реализуется налоговым агентом лишь при наличии соответствующего заявления от клиента. Понятно, что присутствие в законе слова «право» дает возможность налоговому агенту – доверительному управляющему или брокеру – расходы в расчет не принять. В этом случае Вам самостоятельно придется подавать декларацию для того, чтобы скорректировать сумму уплаченного налога. Однако, если клиенты для профессионального участника рынка ценных бумаг дороги, а чаще всего бывает именно так, они эту «любезность» оказывают и, при наличии необходимых документов, сумму удерживаемого налога уменьшают на сумму расходов.
Что же необходимо? Согласно закону, в качестве документального подтверждения расходов физическим лицом должны быть предоставлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых были произведены соответствующие расходы, а также отчеты брокеров, документы, подтверждающие факт перехода права собственности налогоплательщика на соответствующие ценные бумаги, документы, свидетельствующие о факте и размере произведенных расходов. Если Вы предоставляете на обозрение налоговому агенту оригиналы документов, придется дать ему снять копии – закон требует, чтобы он эти копии хранил. Если же Вы принесете заверенные копии, оригиналы уже не понадобятся.
Исчислить, удержать и уплатить суммы налога налоговый агент должен либо по окончании налогового периода, которым является год, либо по истечении срока действия договора в пользу физического лица. Закон дает налоговому агенту месяц на исчисление, удержание и перечисление удержанного у налогоплательщика налога. Течение срока начинается либо по окончании налогового периода, либо по окончании договора (последнего из заключенных договоров), либо со дня выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг). Сумма налога удерживается из рублевых денежных средств налогоплательщика – это остатки на брокерских счетах и счетах доверительного управления. Естественно, использоваться могут лишь те средства, которые принадлежат именно данному налогоплательщику. Даже если на брокерском счете объединены средства нескольких клиентов и самого брокера, перечислить в бюджет в качестве налога можно лишь ту часть средств, принадлежащую клиенту, в отношении которого исполняются функции налогового агента.
Закон предполагает две формы получения дохода от ценных бумаг. Первая из них – денежная, то есть передача Вам денежных средств в наличном виде либо их перечисление на Ваш счет. Также предусмотрен вариант передачи / перечисления средств на счет третьего лица в соответствии с Вашим указанием. Вторая форма получения дохода – натуральная. Под выплатой дохода в натуральной форме понимается передача налоговым агентом налогоплательщику ценных бумаг со счета депо / лицевого счета налогового агента или счета депо / лицевого счета налогоплательщика, по которым налоговый агент наделен правом распоряжения. При этом выплатой дохода не признаются передача налоговым агентом ценных бумаг по требованию налогоплательщика, связанная с исполнением последним сделок с ценными бумагами, если денежные средства по такой сделке в полном объеме поступили на счет налогоплательщика, открытый у данного налогового агента. Также исключением является и передача (перерегистрация) ценных бумаг на счет депо, по которому удостоверяются права собственности данного налогоплательщика, открытый в депозитарии, подпадающим под юрисдикцию Российской Федерации. Таким образом, законодатель исключил из списка получаемых доходов те случаи, когда бумаги попадают к инвесторам в рамках операционной деятельности, а не в ходе «фиксирования результата».
При выплате дохода в натуральной форме сумма выплаты определяется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. В расчет идут расходы на приобретение именно тех бумаг, которые передаются налогоплательщику в данный момент. Если финансовый результат, рассчитанный нарастающим итогом, превышает сумму текущей выплаты денежных средств, налог исчисляется и уплачивается налоговым агентом с суммы текущей выплаты. Другими словами, если в данный момент налогоплательщику выплачивается сумма, недостаточная для уплаты налога в полной мере, у него удерживается вся эта выплата, остаток суммы налога будет удержана позднее. Если денег хватает – из выплаты будет вычтена сумма налога в полном объеме. При выплате денежных средств (дохода в натуральной форме) более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм. Налоговый агент предпринимает все меры для удержания налога, если же такое удержание не представляется возможным, профессиональный участник уведомляет об этом налоговый орган. Таким образом, налог платить так или иначе придется – удобнее создать возможность для Вашего финансового посредника сделать это за Вас.
Отдельная статья Кодекса посвящена обложению налогом на доходы физических лиц операций РЕПО. Стоит отметить, что законодательная деятельность сложная, участвует в ней огромное количество разных органов и еще большее количество разных людей. Итог тому – весьма досадное нарушение логики распределения «полномочий» между законами. Так, производные финансовые инструменты определены законом «О рынке ценных бумаг» и Налоговый кодекс ссылается именно на эти определения – соответствующие изменения в два закона были внесены несколько лет назад одновременно. Логично? Да. А вот с РЕПО ситуация совершенно не логичная. Определение этой операции весьма подробно приведено в законе «О рынке ценных бумаг». Но Налоговый кодекс имеет собственное определение, не менее подробное и, конечно же, не идентичное. Почему необходимо было обратить внимание на это? Важно помнить, что при расчете суммы налога следует ориентироваться именно на «налоговое» определение.
Закон ограничивает период срока сделки РЕПО одним годом. Если операция «затягивается», то для целей налогообложения она воспринимается уже как две независимых сделки. Продавец по первой части РЕПО признает для целей определения налоговой базы следующее:
- Доход / убыток от реализации ценных бумаг, переданных по первой части РЕПО, рассчитанный на дату исполнения первой части РЕПО исходя из рыночной цены ценных бумаг;
- доход /убыток от приобретения ценных бумаг, переданных по первой части РЕПО, рассчитанный на дату обмена ценных бумаг исходя из рыночной цены ценных бумаг;
- доход / убыток от реализации ценных бумаг, переданных в обмен на ценные бумаги, переданные по первой части РЕПО, или на ценные бумаги, в которые они конвертированы.
Покупатель по первой части РЕПО признает:
- доход /убыток от приобретения ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО, рассчитанный на дату исполнения первой части РЕПО исходя из рыночной цены ценных бумаг;
- доход / убыток от реализации ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО, рассчитанный на дату обмена ценных бумаг исходя из рыночной цены ценных бумаг;
- доход /убыток от приобретения ценных бумаг, полученных в обмен на ценные бумаги, переданные по первой части РЕПО, или на ценные бумаги, в которые они конвертированы, рассчитанный на дату обмена ценных бумаг исходя из рыночной цены ценных бумаг.