О содержании годового отчета

Подготовка международной отчетности

Автор:
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №2-2013
Опубликовано: 21 февраля 2013

При подготовке годового отчета акционерное об­щество обязано соблюдать требования законода­тельства и правил листинга бирж, на которых тор­гуются ценные бумаги эмитента. Однако формаль­ное следование этим требованиям дает на выходе документ, предназначенный исключительно для ре­гулятора, но малоинформативный и неудобный для иных пользователей корпоративной информации. В качестве таких пользователей могут выступать ак­ционеры, потенциальные инвесторы, коммерческие партнеры, клиенты, работники компании и прочие категории лиц, прямо и косвенно вовлеченных в де­ятельность этой компании.

Когда эмитент принимает решение о налаживании эффективного информационного контакта с этими категориями лиц, задача подготовки годового отче­та усложняется необходимостью учитывать ожидания всех этих пользователей информации. Самые продвинутые российские компании уже проводят встре­чи с заинтересованными сторонами в рамках подго­товки интегрированного годового отчета, в том числе общественные слушания, включают всю информацию об этих диалогах в отчет и публикуют заключение по итогам общественного заверения годового отчета (в основном, это компании ГК «Росатом»). Польза тако­го диалога заключается не только в улучшении отчет­ности, но и в повышении информированности заинте­ресованных лиц о деятельности компании, что прямо должно способствовать ее устойчивому развитию.

Стоит отметить, что запросы пользователей отчета существенным образом отличаются от требований законодательства, и это приводит не только к недо­статку одной информации, но и избытку других све­дений. Вряд ли кому-то из потенциальных инвесторов интересна информация об использованных энерго­ресурсах, однако такая информация с недавних пор в годовые отчеты обязательно включается. Сомнитель­на и польза от бухгалтерской отчетности по РСБУ, ес­ли положение эмитента существенным образом свя­зано с его зависимыми обществами и для анализа результатов деятельности требуется консо­лидированная отчетность по МСФО.

Учет мнений и ожиданий пользователей годо­вого отчета, с нашей точки зрения, является условием для налаживания диалога между его читателями и компанией. Диалог этот подраз­умевается не как непосредственная беседа, а как некое взаимодействие на страницах годо­вого отчета, чтобы читатель почувствовал за­боту о его интересах, уважение и внимание к нему со стороны компании. А для этого необхо­димы более простое и ясное изложение текста без злоупотребления сокращениями и специ­фическими терминами, прямая речь руководи­телей компании, наглядная и удобная для вос­приятия подача информации и другие атрибу­ты хорошего годового отчета.

Для улучшения качества этого диалога и его эф­фективности, мы предлагаем компаниям при­держиваться следующих 5 основных принципов раскрытия информации:

  1. Обоснованность раскрываемых результатов деятельности, предполагающая описание факторов и действий, обусловивших дости­жение данных результатов.
  2. Сбалансированность в описании реализуе­мых мероприятий по выполнению установленных целей, с одной стороны, и достигну­тых результатов, с другой стороны.
  3. Наглядность раскрываемой информации, оз­начающая широкое использование в годовом отчете графических способов представления информации (графиков, диаграмм, таблиц, схем) при описании деятельности компании и достигнутых ею результатов.
  4. Разумное упрощение и сокращение раскры­ваемой информации с целью формирования понятных для всех заинтересованных сто­рон, в том числе не являющихся отраслевы­ми специалистами, образа компании, логики функционирования ее бизнеса и формирова­ния результатов деятельности.
  5. Единые для всех разделов годового отчета язык и стиль изложения информации.

Далее в статье мы расскажем о том, как, руко­водствуясь названными принципами, не упустить ключевые атрибуты, присущие каче­ственному и профессионально подготовленному годовому отчету, и сделать наиболее полным раскрытие информации в нем. Для иллюстрации наших доводов мы будем приво­дить примеры российских компаний, чьи годо­вые отчеты по итогам 2011 года были отмечены разнообразными наградами на прошедших во второй половине 2012 года федеральных и ре­гиональных конкурсах лучших годовых отчетов.

Тема отчета

Если компания выбирает для своего годово­го отчета какую-либо тему/идею, то ей следуют постоянно по ходу текста отчета обращать­ся к ней. Выбранная тема не должна оставаться заявленной только на обложке отчета и в заго­ловках его разделов. Наоборот, чтобы донести до читателя столь важные с точки зрения ком­пании и ее руководства идеи, они должны про­низывать весь текст годового отчета, начиная с обращения руководителя и заканчивая финан­совыми показателями, значения которых также могут подчеркивать смысл выбранной темы.

Наиболее удачными примерами из рос­сийской практики в данном контексте мо­гут служить годовые отчеты ОАО «Уралкалий» и ОАО «НЛМК». В последнем даже гра­фическое оформление отчета работает на задачу раскрытия темы вертикальной интеграции. Так, например, описание каждо­го из регионов деятельности акционерного общества сопровождается рисунком, на ко­тором схематично отображены все бизнес-единицы компании и взаимосвязи между ними.

Несколько шагов к успеху в подготовке раздела о корпоративном управлении

Олег Юрьевич Цветков, корпоративный секретарь ОАО «Северсталь»

В ОАО «Северсталь» ответственность за подготовку раздела «Корпоративное управление» годового отчета (далее — Раздел) несет управление корпоративных отношений, которое представляет аппарат корпоративного секретаря. Как правило, работа по подготовке Раздела начинается заблаговременно — в последнем квартале отчетного года.

Для эффективной организации процесса создания качественного Раздела нам необходимо:

  1. Определить срок подготовки Раздела и лицо, ответственное за его подготовку.
  2. Определить структуру и содержание Раздела.
  3. Обсудить и выделить основные корпоративные события в отчетном году, описать их в Разделе.
  4. Подготовить черновую версию Раздела для комментариев Председателя и членов Совета директоров.
  5. Предоставить финальную версию проекта Раздела для предварительного утверждения на очном заседании Совета директоров.

Крайне важно, чтобы при составлении Раздела сотрудники, ответственные за его подготовку, учитывали:

  • мнение инвесторов и их ожидания от информативности Раздела, требования российских и зарубежных регуляторов, рекомендации передовых практик раскрытия информации;
  • мнение членов Совета директоров о развитии корпоративного управления в компании и направлениях его дальнейшего совершенствования;
  • рекомендации, выработанные по результатам оценки эффективности деятельности Совета директоров в отчетном году;
  • мнение корпоративного брокера, консультантов, внешних юристов и внутренних подразделений компании (управления по связям с инвесторами, управления коммуникаций) по вопросам освещения информации о корпоративном управлении в Разделе.

Ключевые показатели

Набор ключевых показателей — отправ­ная точка знакомства читателей отчета с результатами деятельности компании. Поэто­му логичным будет представление этих показателей в начале годового отчета, как это сделано, например, у ОАО «МРСК Центра и Приволжья»: сразу за кратким, на одну стра­ницу описанием профиля компании, на 6-7 страницах приводятся ключевые финансо­вые и производственные показатели.

Чтобы знакомство с компанией по ключевым показателям оставило у читателей завершен­ное впечатление, следует приводить динами­ку изменения этих показателей за последние 3-5 лет, а для ее наглядности — использовать таблицы, графики и диаграммы. ОАО «Транс-Контейнер», например, под заголовком «Год высоких достижений» в начале годового отче­та приводит таблицы с данными по ключевым показателям деятельности за 2007—2011 гг. и графики с диаграммами по некоторым из этих показателей за 2008—2011 гг Кстати, ес­ли результаты за последний год были не очень высоки, то все равно не стоит пытаться это скрыть, например, не указывая относитель­ные значения сопоставления показателей от­четного года с предыдущим.

К ключевым показателям следует относить не только финансовые индикаторы, такие как выручка, EBITDA, чистая прибыль, рен­табельность и прочие. В отчете ОАО «ТНК-BP Холдинг», например, в составе ключе­вых показателей, наряду с финансовыми и производственными данными, раскрывают­ся показатели безопасности деятельности, столь важные для оценки эффективности и устойчивости бизнеса в нефтяной отрасли. Причем все эти показатели представлены в динамике за последние пять лет, как в виде таблицы, так и в виде диаграмм.

Ключевые показатели эффективности (КПЭ)

Последнее время все чаще в годовых отче­тах стала появляться информация о систе­ме КПЭ, по которым можно оценивать успеш­ность реализации компанией своей страте­гии. Что справедливо в отношении раскрытия любых показателей, характеризующих результативность деятельности, то следует применять и в случае КПЭ: показывать ди­намику их изменения за последние 3-5 лет и делать это в удобной и наглядной форме — в виде графиков и диаграмм.

Поскольку КПЭ, как правило, — это показате­ли эффективности выполнения стратегических целей компании, то следует рассказы­вать о взаимосвязи между этими показате­лями и корпоративной стратегией развития. «Уралкалий», начав с итогов 2011 года, изме­ряет установленные в компании КПЭ, отра­жает и комментирует результаты этих изме­рений на страницах своего годового отчета. Причем по каждому КПЭ в отчете «Уралкалия» приводится описание значимости по­казателя для стратегии, формула расчета и сведения о его выполнении в отчетном году.

В силу своей значимости для оценки успеш­ности компании КПЭ должны раскрывать­ся не только в посвященном им специальном разделе, но и упоминаться по ходу всего тек­ста годового отчета. При этом мы рекоменду­ем акцентировать внимание читателей отчета на этих показателях, как это делает, например ОАО «НЛМК»: на странице с диаграммами по основным показателям деятельности напро­тив тех из них, которые относятся к числу ключевых показателей эффективности, ставится соответствующий маркер — «КПЭ».

Обращение руководства

Обязательный раздел годового отчета — это обращение руководства компании. Для построения его текста мы предлагаем выделить несколько, например, пять ключевых фактов/ событий отчетного года, о которых расска­жет руководитель. Например, Председатель Совета директоров ОАО «Уралкалий» в своем обращении акцентирует внимание читателей на лидерстве компании в отрасли, достигну­тых финансовых показателях, стратегии ор­ганического роста, устойчивом развитии.

В тексте обращения обязательно должна прослеживаться ключевая тема, выбранная для всего отчета. В том же «Уралкалии», на­пример, обращение генерального директо­ра построено вокруг темы создания лиде­ра на рынке калия, положенной в основу го­дового отчета: руководитель рассказывает о бизнес-модели и стратегии, которые должны в перспективе обеспечить лидерство компа­нии. Хорошо, если обращение будет связано с текстом всего отчета через отсылки к тем или иным разделам/страницам в нем (напри­мер, как у «НЛМК») или при помощи гиперс­сылок, если речь идет об интерактивной вер­сии годового отчета.

От руководителя компании в обращении ожидают не столько перечисления цифр, сколько его видения перспектив развития компании и обоснования выбранной стратегии. Вме­сте с тем, не стоит уходить от злободневных вопросов — компания должна быть открытой и честно рассказывать не только о положи­тельных, но и о негативных событиях. В конце концов, пользователей отчета интересует не сам факт проблемы, а то, как компания будет ее решать — руководитель должен демон­стрировать умение управлять рисками. Примерами могут служить отчеты ОАО «ММК» и ОАО «НЛМК», где в обращениях руководите­лей ясно обоснованы принимаемые в усло­виях рыночной нестабильности управленче­ские решения.

Для того, чтобы оживить раздел обращения руководства, мы рекомендуем использовать необычные форматы подачи информации — например, интервью с руководителем, как это сделано в отчете ОАО «Акрон» (генеральный директор дает ответы на восемь вопросов, покрывающих основные сферы деятельности компании), или видеообращение на страни­цах интерактивного годового отчета. Одной из важных задач этого раздела является пред­ставление имиджа руководителя, поэтому об­ратите внимание на качество исполнения фо­тографии — скучный деловой портрет, хмурое выражение лица или неудачный ракурс могут испортить впечатление читателей.

5 шагов к успешной подготовке интегрированного отчета

Марина Васильевна Галушкина, руководитель проекта «Развитие системы публичной отчетности Госкорпорации «Росатом» и ее организаций»

Как подготовить качественный, интегрированный и интересный годовой отчет? Наша практика позволяет сформулировать следующие рекомендации:

  1. Концепция отчета. Точно просчитанная, аргументированная и ясно составленная концепция отчета — практически половина успеха. В концепции (минимально) должны быть представлены: задачи отчета, структура, показатели результативности и логистика подготовки.
  2. «Методические узлы» отчета. Это те элементы/темы, которые связывают все содержание: помимо того, что им посвящены отдельные разделы, все остальные разделы отчета раскрываются именно через эти тематические рамки. Мы при подготовке интегрированных отчетов в качестве таких «узлов» используем «Бизнес-модель» и «Стратегию».
  3. Вовлечение стейкхолдеров в процесс подготовки отчета. Для выполнения своей основной — отчетной — функции отчет должен готовиться адресно. Компании нужно определить перечень целевых групп пользователей отчета (по сути, это основные заинтересованные стороны) и включить их в процесс подготовки — через диалоги в ходе подготовки отчета и процедуры общественного заверения. Росатом в процессе подготовки отчета со своими стейкхолдерами встречается четыре раза: в начале отчетной кампании мы обсуждаем концепцию отчета, дважды обсуждаем, как раскрываются в отчете приоритетные темы (или отдельные аспекты этих тем), а ближе к концу кампании обсуждаем проект отчета — почти готовый документ.
  4. Реализация принципа «Связанность». Для реализации этого принципа важно сбалансированно показывать как достижения организации, так и имеющиеся проблемы и сложности, в том числе и то, как организация решает или планирует решать эти проблемы. Следует также раскрывать историю компании, то есть показывать динамику ее развития и в прошлом (за 3—5 предыдущих лет), и в будущем: в кратко-, средне – и долгосрочной перспективе.
  5. Управление результативностью. Для любого стейкхолдера важно видеть не только конкретные результаты деятельности, но и то, за счет чего эти результаты достигнуты.

Это позволяет им (в том числе инвесторам) сделать определенные выводы об устойчивости бизнеса. Поэтому качественный отчет обязательно должен содержать информацию о существующей системе управления, об изменениях, произошедших за отчетный период, и о планах по ее совершенствованию.

Бизнес-модель

Как устроен бизнес компании? Как она зара­батывает деньги? Каким образом создается и поддерживается в долгосрочной перспек­тиве стоимость компании? Ответы на эти и подобные вопросы, интересующие, в первую очередь, потенциальных инвесторов, может дать представление в годовом отчете биз­нес-модели компании. Например, ГК «Росатом» описывает в своем отчете цепочки соз­дания стоимости по всем выпускаемым про­дуктам на всех рынках, на которых действует компания. Помимо бизнес-модели ГК «Ро­сатом» в целом, в этом годовом отчете так­же раскрыто устройство бизнеса каждого из дивизионов корпорации: горнорудного, то­пливного, машиностроительного и электро­энергетического.

Более прозрачной и понятной делает бизнес-модель выделение сегментов, в которых ведет свой бизнес компания, а также регионов ее при­сутствия в мире/стране. Например, «НЛМК», придерживаясь общей темы своего годового отчета — «Сила объединения», подробно опи­сывает каждый из сегментов своего вертикаль­но-интегрированного бизнеса: добыча, перера­ботка сырья, производство проката.

Бизнес-модель, как правило, объединяет в себе все значимые факторы, воздействующие на компанию, ресурсы и взаимоотношения, которые используются компанией и на кото­рые она оказывает влияние. Например, схема бизнес-модели ОАО «Концерн Росэнергоа­том» связывает между собой такие блоки, как «ресурсы», «процессы», «контрагенты», «ре­зультаты» и прочие, которые вместе отражают процесс создания компанией стоимости.

Чтобы яснее обозначить в отчете свою биз­нес-модель, компаниям следует использо­вать схемы для наглядности и быть краткими и лаконичными в описании. Например, «ТрансКонтейнер» демонстрирует свою интегриро­ванную бизнес-модель в виде схемы, нагляд­но показывающей, какие компания выполня­ет работы на каждом из этапов транспортной логистической цепочки, какими при этом она владеет активами и в каком количестве.

5 шагов успеха в подготовке годового отчета

Юлия Борисовна Гельфер, заместитель директора по корпоративному управлению ОАО «ТрансКонтейнер»

Годовой отчет ОАО «ТрансКонтейнер» — это совместный труд нашего коллектива и партнеров, ориентированный прежде всего на раскрытие наиболее полной и достоверной информации о компании. Для нас годовой отчет — это не только выполнение нормативных требований, но и эффективный инструмент коммуникаций с потенциальными инвесторами и другими заинтересованными сторонами, презентация компании.

Мы считаем, что успех нашего годового отчета обусловлен нашим подходом к его подготовке:

  1. У нас сформирована рабочая группа по подготовке годового отчета. Это люди, понимающие цели и аудиторию годового отчета.
  2. Мы четко определяем сроки отдельных этапов работ — подготовки текста, разработки дизайна, организации перевода на английский язык, работы корректора и т. д., поэтому мы начинаем разработку годового отчета заранее, не менее чем за полгода до годового собрания акционеров.
  3. Перед подготовкой текста мы разрабатываем структуру годового отчета в соответствии с актуальными российскими и зарубежными тенденциями и практиками. При этом мы расставляем акценты на отдельных разделах, которые считаем ключевыми, в зависимости от экономической ситуации, результатов компании за год, планов компании на будущее, ожиданий инвесторов и лучших практик корпоративного управления.
  4. Мы предоставляем заинтересованным лицам информацию, дополнительную к требованиям законодательства, и стремимся ее излагать в форме, доступной для любого заинтересованного лица.
  5. У нашего годового отчета всегда есть основная идея, мы придаем важное значение оформлению годового отчета интересными дизайнерскими решениями, которые могут ее подчеркнуть. Кроме того, удачные дизайнерские решения позволяют лучше структурировать и легче воспринимать информацию, а также расставить необходимые акценты в тексте.

Стратегия

Информация о стратегии необходима инве­сторам для оценки перспектив развития компании и принятия соответствующего инве­стиционного решения, поэтому данный раздел столь важен для годового отчета, и им не стоит пренебрегать.

Для контроля и оценки выполнения стратегии необходимо обозначить в отчете стратегиче­ские ориентиры — количественно выражен­ные цели компании. Такие ориентиры в годо­вом отчете устанавливает для себя ГК «Росатом»: компания называет конкретные цифры по 8 целевым показателям, которые она на­мерена достичь в рамках стратегии до 2030 года. Подобная информация раскрывается и в годовом отчете ОАО «СПбАЭП», в котором компания устанавливает целевые значения 7 стратегических показателей в 2015 году.

Чтобы читатель отчета мог понять, какие конкретные действия предпринимаются руководством для реализации выбранной стратегии, перечисление стратегических целей и приоритетных направлений дея­тельности следует дополнять описанием плана мероприятий по выполнению стра­тегии. Так, например, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» каждую обозначенную в от­чете среднесрочную цель сопровождает кратким описанием механизмов по ее ре­ализации, а ГК «Росатом» расписывает по годам, каким будет план выполнения стра­тегических инициатив в течение ближай­ших трех лет.

Что касается раскрытия информация о хо­де выполнения в отчетном году заявленной ранее стратегии, то следующих такой прак­тике компаний становится все больше и больше. В качестве удачных примеров мож­но обратиться к годовым отчетам ОАО «ЕвроХим», ОАО «НЛМК», ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «НИАЭП».

Риски и риск-менеджмент

В требованиях российского законодатель­ства сказано, что компания должна включать в годовой отчет описание ключевых рисков. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно для убеждения потенциальных инвесторов и других заинтересованных сторон в том, что компания действительно готова к возможной реализации тех или иных рисков и что она окажется устойчивой под их влиянием. За­лог успеха компании — наличие не формаль­ной, а реальной системы управления риска­ми. Поэтому в годовом отчете, помимо опи­сания ключевых рисков, следует рассказать о том, регламентировано ли в компании управ­ление рисками, какие подходы используются к оценке и минимизации рисков, как выстро­ена система управления рисками. Приме­ром такого раскрытия информации об управ­лении рисками может служить годовой отчет ОАО «СПбАЭП».

Отчет ОАО «ЕвроХим» демонстрирует хоро­ший пример всестороннего анализа рисков, с которыми сталкивается компания: при­водится классификация рисков, выделяют­ся стратегические риски и указываются ме­ры стратегического реагирования на них, выполняется оценка вероятности и воздей­ствия рисков.

Соответствующий раздел в годовом отчете ОАО «Северсталь» обращает на себя внима­ние тем, что в нем представлено распределе­ние ответственности между органами управ­ления и подразделениями компании в рамках корпоративной системы управления рисками.

Корпоративное управление

Раздел о корпоративном управлении должен, на наш взгляд, демонстрировать профессионализм и компетентность руководства компа­нии, которые бы оправдывали доверие и ожи­дания акционеров и других стейкхолдеров.

Раздел о корпоративном управлении целесо­образно начинать с описания системы корпоративного управления, включая ключевые принципы корпоративного управления и си­стему внутренних документов, как, напри­мер, в годовом отчете ОАО «Роснефть». Да­лее следует информация об органах управ­ления компании: вначале его компетенции, затем сведения о лицах, входящих в органы управления и контроля, и об изменениях в их составах в течение года. Важно не забыть включить в этот информационный блок отчет о работе органов управления, в котором бы­ло бы указано, в том числе, об участии каж­дого из членов органов управления в их дея­тельности. Пример подобного подхода мож­но видеть в годовом отчете ОАО «ЕвроХим».

Обратим внимание на важную деталь, ко­торую российские компании в своих отче­тах иногда забывают, — наличие фотографий членов совета директоров и правления. Так­же не всегда достаточно полно раскрывают­ся сведения о членах совета директоров и исполнительных органов. Здесь лучше не огра­ничиваться формальным перечислением прошлых и текущих должностей директоров, а рассказать, какой профессиональный опыт и компетенцию привносит каждый из них в работу совета директоров, и почему от это­го компания выигрывает, как это сделано, на­пример, в годовом отчете ОАО «Северсталь».

Вознаграждение

Российские компании неохотно идут на рас­крытие размеров вознаграждения, получае­мого директорами и высшим менеджментом. Тем не менее, можно выделить положитель­ный опыт в отдельных отчетах.

В отчете ОАО «СГ-Транс», например, указан размер вознаграждения генерального директора и ясно описаны критерии его рас­чета, которые связаны с финансовыми результатами компании. Также сформулирова­ны критерии вознаграждения членов Совета директоров, но размер вознаграждения ука­зан не персонально, а в виде общей суммы — такая практика наиболее распространена в российских отчетах. Вместе с тем ОАО «СГ-Транс» публикует отчет об оценке деятель­ности Совета директоров, от результатов ко­торой зависит премиальная часть их возна­граждения.

Хоть и редко, но информация о персональ­ном вознаграждении членов совета директо­ров раскрывается. Например, в отчете ОАО «ФСК ЕЭС» представлена таблица с данны­ми о размере вознаграждения членов Сове­та директоров. Также представлена инфор­мация о размере вознаграждения Предсе­дателя Правления и структура суммарного вознаграждения членов Правления. Поми­мо этого приводятся сведения о взаимосвя­зи между вознаграждением и результатами деятельности компании — указаны все КПЭ, которые принимаются во внимание при рас­чете выплат членам высшего руководства.

5 шагов к успеху в создании качественного дизайна годового отчета

Мария Мироновна Климашевская, корпоративный секретарь ОАО «Уралкалий»

Как разработать дизайн, который бы сделал годовой отчет интересным и запоминающимся, а содержащуюся в нем информацию — наглядной и удобной для восприятия? Для успеха в решении этой задачи мы считаем необходимым придерживаться следующих подходов:

  1. Все начинается с контента отчета. Без адекватного, понятного и прозрачного изложения текста можно сделать «художественное оформление», но невозможно сделать «дизайн». И это принципиальный момент. Дизайн в отличие от художественного оформления (которое добавляет в основном только эмоциональную окраску сказанному) рационально переосмысливает содержание (иногда даже влияя на него), выделяет главное и вторичное, помогает выбрать наиболее доступную манеру визуального представления. Поэтому без контента, обладающего внятной внутренней логикой, сделать хороший дизайн практически невозможно.
  2. Годовой отчет — не книга. Это очень важно понимать. Годовой отчет как многостраничное издание гораздо ближе к журналу, чем к книге. У него нет «естественно текущего текста», как в книге, а есть отдельные части, которые читатель должен иметь возможность читать (или не читать) в любой последовательности, но которые в отличие от статей в журнале связаны между собой (и по смыслу, и графически с помощью навигации).
  3. Более того, дизайн многих разворотов предполагает, что читатель не будет читать все, что там написано, а «пробежится» взглядом. Это означает, что структура и иерархия информации должны очень точно соответствовать уровню ее важности. Каждый разворот из описательной части отчета должен иметь свой акцент/акценты (это может быть цитата, график или просто цифра), который задаст тон изложения, но при этом будет понятен и в отрыве от остального текста (т. е. этот акцент не должен превратиться в абстрактный элемент оформления).
  4. Основные визуальные приемы — выбор цвета, стилистики фотографий и инфографики, бумаги и полиграфической отделки — должны иметь более или менее рациональное объяснение, но здесь очень важен разумный баланс, т. к. попытка сделать отчет суперрациональным приведет к его «высушиванию» и потере индивидуальности.
  5. Взаимопонимание с консультантами, помогавшими нам в работе над проектом, и совпадение наших взглядов на дизайн также стали важными составляющими того успеха, которого мы добились с нашим годовым отчетом.

Дизайн и фотографии

Важный атрибут современного годового от­чета — это его дизайнерское оформление. Мы придерживаемся того мнения, что глав­ная задача дизайна в этом случае заключа­ется прежде всего в том, чтобы сделать со­держание годового отчета более нагляд­ным и удобным для чтения и восприятия его пользователями.

Дизайн отчета должен акцентировать внима­ние читателей на наиболее важной информации, а также облегчить ее восприятие. Поэто­му мы выступаем за сбалансированную подачу текста и графики и ненавязчивое оформление (деловой стиль) годового отчета. Здесь много нюансов и деталей, таких как подбор удобно­го для чтения на бумаге и компьютере шриф­та, объективное отображение цифр на графи­ках и диаграммах, выбор формата этих гра­фиков и диаграмм, аккуратная верстка текста, умелое использование сокращений и аббреви­атур и прочее.

Важное значение имеет также качество фо­тографий. Компании, экономящие на этом элементе, могут значительно испортить впе­чатление о себе: некачественные и старые снимки создают впечатление неразвиваю­щейся и неуспешной компании.

Распространенной ошибкой является отсут­ствие подписей к фотографиям.

В качестве примеров наиболее удачного ди­зайна, на наш взгляд, можно назвать отчеты победителей в соответствующей номинации на конкурсах годовых отчетов «Эксперт РА» и «Московской Биржи» — ОАО «Уралкалий» и ОАО «НЛМК».

Автор:

Теги: годовой отчет  корпоративная информация  бухгалтерская отчетность  РСБУ  МСФО  финансовые показатели  корпоративное управление  ключевые показатели  ключевые показатели эффективности  КПЭ  обращение руководства