Ранее, в статье «И снова про ИП на УСНО и страховые взносы», опубликованной в № 4, мы рассмотрели порядок расчета страховых взносов предпринимателями, исчисляющими «упрощенный» налог с разницы между доходами и расходами и не имеющими наемных работников. Данный вопрос не урегулирован законодательно, в связи с чем на практике возникает много споров. Контролирующие органы настаивают, что расходы при исчислении страховых взносов такие предприниматели не должны учитывать. Однако арбитры в большинстве своем придерживаются по данному вопросу противоположного мнения.
Причем в последнее время в судебной практике появилось довольно много решений, в которых предприниматели требуют возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов за периоды 2014 – 2015 годов. Налоговики, в свою очередь, активно этому сопротивляются, иногда приводя довольно нелепые доводы. Подробности – далее.
Из истории вопроса
Правила расчета величины взносов на ОПС для предпринимателя, не имеющего наемных работников, установлены в ст. 430 НК РФ.
О том, как определять величину дохода в указанных целях в зависимости от применяемого ИП режима налогообложения, сказано в п. 9 названной статьи. И если порядок исчисления дохода для плательщиков НДФЛ (правила, сформулированные в пп. 1 п. 9) теперь не вызывает вопросов, то аналогичное правило, предусмотренное для предпринимателей, применяющих УСНО (пп. 3 п. 9), напротив, является поводом для жарких споров. Ведь буквально в обозначенном подпункте сказано, что доход в целях расчета взноса на ОПС ИП-«упрощенцы» должны устанавливать в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. А последняя, как известно, посвящена исключительно доходам (от реализации, внереализационным и доходам, исключаемым из облагаемой базы).
Исходя из этого, Минфин на протяжении нескольких лет дает разъяснения, что в целях определения размера взноса на ОПС за соответствующий расчетный период предприниматели, исчисляющие «упрощенный» налог с разницы между доходами и расходами, не вправе учитывать расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ. При этом финансисты всякий раз подчеркивают, что правовая позиция КС РФ из Постановления от 30.11.2016 № 27‑П (далее – Постановление № 27‑П) касается только предпринимателей, уплачивающих НДФЛ[1], что нашло отражение в редакции пп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ об определении величины дохода для целей уплаты страховых взносов ИП, уплачивающих НДФЛ, вступившей в силу с 1 января 2017 года (см., например, письма от 20.08.2019 № 03‑15‑05/63666, от 05.08.2019 № 03‑15‑05/58537, от 23.07.2019 № 03‑15‑05/54734, от 10.04.2019 № 03‑15‑05/25278, от 20.03.2019 № 03‑15‑05/18332, от 21.02.2019 № 03‑15‑05/11369, от 31.01.2019 № 03‑15‑05/5607)[2].
Налоговики, в свою очередь, высказывают противоречивые мнения по обозначенной проблеме: иногда поддерживают финансистов (см., например, письма от 21.02.2018 № ГД-4-11/3541@, от 25.07.2018 № БС-3-11/4992@), а иногда встают на сторону предпринимателей (см. Письмо от 18.01.2018 № СА-4-7/756@).
Суды, руководствуясь правовой позицией КС РФ из Постановления № 27‑П, как правило, указывают на то, что годовой доход ИП на УСНО в целях расчета фиксированного размера страховых взносов должен определяться как разница между доходами и расходами (по аналогии со ст. 227 НК РФ) (см., например, определения ВС РФ от 22.11.2017 № 303‑КГ17-8359 по делу № А51-8964/2016, от 18.04.2017 № 304‑КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016, от 04.04.2017 № 301‑КГ16-16732 по делу № А39-6230/2015). Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 № 07АП-3958/2019 по делу № А45-4322/2019 отмечено, что приведенные в названном постановлении выводы Конституционного суда сформулированы не применительно к конкретной системе налогообложения, а к принципам определения базы для начисления страховых взносов в общем.
Причем в настоящее время предприниматели-«упрощенцы» преуспели не только при отстаивании своих интересов при определении размера фиксированного платежа по взносам на ОПС, но и при возврате ранее уплаченных сумм (в основном речь идет о 2014 – 2015 годах), при расчете которых не были учтены расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ.
Возврат переплаты по страховым взносам: судебные перипетии
Требование о возврате переплаты (при обращении в контролирующие органы, а затем в суд) предприниматели обосновывают тем, что исчисление суммы страховых взносов исходя из общей суммы доходов, полученных за расчетный период, без учета понесенных расходов противоречит позиции, изложенной в Постановлении № 27‑П.
Арбитры удовлетворяют требования предпринимателей, даже несмотря на то, что указанная переплата зачастую относилась к периодам (2014 – 2015 годы), предшествующим появлению знакового Постановления № 27‑П (которое вступило в силу 02.12.2016). Примерами таких положительных решений являются, в частности, постановления:
- АС ПО от 28.03.2019 № Ф06-44574/2019 по делу № А12-24352/2018[3], от 08.11.2018 № Ф06-38107/2018 по делу № А65-41676/2017[4];
- АС ДВО от 16.08.2018 № Ф03-3262/2018 по делу № А37-1667/2017[5];
- АС ЦО от 28.06.2019 № Ф10-2454/2019 по делу № А64-5321/2018;
- АС СЗО от 29.08.2019 № Ф07-8945/2019 по делу № А05-9395/2018, от 06.06.2019 № Ф07-5465/2019 по делу № А05-9507/2018;
- АС УО от 10.01.2019 № Ф09-8932/18 по делу № А60-28704/2018.
Отклоняя доводы контролеров касательно срока образования переплаты по страховым взносам, АС СЗО в Постановлении № Ф07-5465/2019[6], в частности, указал, что правоприменительный подход, сформулированный в Постановлении № 27‑П, не ввел новую норму права, позволяющую учитывать расходы предпринимателя при определении обязательств по уплате страховых взносов, а лишь разъяснил конституционно-правовой смысл положений ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ (далее – Закон № 212‑ФЗ) (аналогичные правила теперь предусмотрены в ст. 430 НК РФ[7]).
В Постановлении АС ПО от 17.04.2019 № Ф06-46268/2019 по делу № А57-14700/2018, отклоняя довод отделения ПФ РФ о том, что уплата страховых взносов была произведена до появления Постановления № 27‑П, суды вообще указали, что с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов ИП обратился 05.06.2018, а письмо – отказ ПФ РФ в возврате переплаты датировано 09.06.2018.
Кроме того, суды подчеркивают, что ограничения по возврату переплаты страховых взносов, установленные ч. 22 ст. 26 Закона № 212‑ФЗ и п. 6.1 ст. 78 НК РФ, относятся к страховым взносам, учтенным в отношении физических лиц – работников страхователя, каковым предприниматель не является (см. постановления АС ПО № Ф06-46268/2019, АС СЗО № Ф07-5465/2019).
Добавим: неотражение переплаты по страховым взносам в карточке расчетов с бюджетом также может стать основанием для отказа в возврате переплаты. Например, в Постановлении АС ЗСО от 21.08.2019 № Ф04-3851/2019 по делу № А45-4322/2019 это была одна из причин, по которым налоговики отказали в возврате ИП-«упрощенцу» переплаты по страховым взносам за 2017 год. Однако суды даже не стали давать оценку этому доводу налоговиков, они лишь проверили представленный предпринимателем расчет суммы взносов с учетом полученных доходов и понесенных расходов за соответствующий период.
[1] Суть этой позиции такова: предприниматели на общем режиме налогообложения при исчислении страховых взносов должны учитывать лишь разницу между доходами и расходами, а не весь полученный за период доход
[2] Кстати, подобных разъяснений довольно много. К примеру, в прошлом году они были даны в письмах от 02.11.2018 № 03‑15‑05/79094, от 22.10.2018 № 03‑15‑05/75728, от 08.10.2018 № 03‑15‑05/72154, от 20.09.2018 № 03‑15‑05/67458, от 13.06.2018 № 03‑15‑05/40401, от 03.05.2018 № 03‑15‑05/29955, от 18.04.2018 № 03‑15‑05/26049
[3] Определением ВС РФ от 28.06.2019 № 306‑ЭС19-9238 оставлено в силе
[4] Определением ВС РФ от 19.02.2019 № 306‑КГ18-25467 оставлено в силе
[5] Определением ВС РФ от 13.12.2018 № 303‑КГ18-20412 оставлено в силе
[6] Отметим: в данном постановлении суд удовлетворил требования предпринимателя о возврате страховых взносов за 2014 – 2015 годы, учтенных при назначении ему пенсии по старости, обратный пересчет которой невозможен
[7] Иначе говоря, признание Закона № 212‑ФЗ утратившим силу и введение в действие гл. 34 НК РФ не затронули порядок определения базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию