В статье рассматриваются целесообразность, возможность и пути построения базовой методики внешнего контроля качества аудита, анализируются основные проблемы методологического, организационного, кадрового и этического характера этой методики, предлагаются пути их решения.
Вряд ли нужно доказывать, что внешний контроль качества аудита (ВККА) надолго будет являться одним из главных – если не основным – инструментом повышения качества отечественного аудита. А необходимость членства аудиторов и аудиторских организаций в одной (и только в одной) из СРО аудиторов и обязательность ВККА для них, предусмотренные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [1, статьи 3, 10, 18], приведут к его постоянному развитию[1].
Что касается терминологии, то, строго говоря, речь должна идти не о ВККА, а о внешнем контроле качества аудиторских услуг. Но понятийный аппарат у нас уже сформировался, да и внешнему контролю качества подвергаются преимущественно аудиторские проверки, а не сопутствующие аудиту услуги. Иногда говорят о внешнем контроле качества работы аудиторов и аудиторских организаций. Однако на различных рынках (продовольственной продукции, туристических услуг и т.д.) внешнему контролю качества подвергается, как правило, конечный товар (услуга), а не деятельность его производителя. Последний может работать прекрасно, но при плохом сырье товар может оказаться некачественным. Поэтому логичнее контролировать именно конечную продукцию, а не промежуточный этап ее производства. В аудите из-за его специфики ВККА и внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций эквивалентны. Дело в том, что в аудите при «плохом сырье» (при недостоверной бухгалтерской отчетности) аудитор может выдать высококачественную продукцию в виде аудиторского заключения с отрицательным мнением[2].
В основных СРО аудиторов и у органов государственного контроля аудиторской деятельности фактически уже сформировались методики ВККА. Анализ показал, что они весьма близки по содержанию, так что логично выделить наиболее удачные решения в них, кое-что улучшить и разработать общую базовую методику ВККА (далее — Методика), которую каждая отдельная СРО аудиторов и государственные органы могли бы использовать либо в чистом виде, либо незначительно модернизируя в порядке привязки к своим специфическим условиям или ужесточая применительно к конкретным условиям отдельные ее положения. Аналогичный путь в нашей стране уже прошли этические кодексы аудиторов, которые сначала были разработаны различными аккредитованными при Минфине России аудиторскими объединениями, а затем на их основе был подготовлен общий «Кодекс этики аудиторов России» [3]. Последний каждая СРО аудиторов может применять либо в чистом виде, либо включая в него дополнительные требования.
Такая Методика может быть реализована как совместный проект основных СРО аудиторов[3], как разработка органов государственного контроля аудиторской деятельности, как совместная разработка этих органов и СРО аудиторов и т.д. Но предварительно придется проработать ряд основных положений и дискуссионных вопросов Методики, которые назовем ее узловыми точками. Их можно классифицировать на узловые точки методологического, организационного, кадрового и этического плана. Их перечисление, описание, анализ и выработка решений по ним[4] являются предметом данной статьи.
Узловые точки методологического плана
Цели и задачи ВККА. Обычно в российских нормативных документах – и не только в них – формулируются одна или несколько целей, а задачи рассматриваются как их детализация. Удобно принять такой подход и при разработке Методики. Тогда в качестве целей ВККА можно определить следующие:
- идентификация качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в целом и состояния внутреннего контроля у них в частности;
- изгнание с рынка аудиторских услуг недобросовестных или явно неквалифицированных их производителей;
- повышение квалификации и качества работы добросовестных производителей аудиторских услуг.
Соответственно, задачами ВККА будут:
- проверка соответствия деятельности контролируемого лица законодательству, аудиторским стандартам и т.п.;
- проверка эффективности правил внутреннего контроля;
- проверка адекватности планирования заданий по аудиту;
- оценка работы сотрудников аудиторской фирмы и т.д.[5].
При данном подходе цели ВККА аналогичны целям внешнего контроля качества на других рынках товаров (услуг). Специфика аудита будет проявляться преимущественно в приоритетности указанных целей[6]. Если, например, в строительном деле или авиационных пассажироперевозках надо безжалостно убирать с рынка неквалифицированных производителей[7], то в аудите такая цель ВККА будет менее значимой (безжалостно надо убирать с рынка лишь недобросовестных производителей услуг, поскольку неквалифицированная аудиторская фирма при желании и соответствующем старании может вырасти в квалифицированную). Более того, в рамках аудита соотношение этих целей, как сегодня, так и в будущем, несколько разное. Для ВККА, осуществляемого государственными органами, например, третья цель имеет меньшее значение, чем в случае проверок со стороны СРО аудиторов, а для последних по мере вытеснения носителей черного аудита будет падать относительный вес второй цели – в пользу повышения качества работы. Что касается задач ВККА, то в них специфика аудита, конечно, чрезвычайно существенна.
Заметим, в отечественных нормативных документах цели ВККА либо подменяются его задачами [5, раздел 3], либо просто отсутствуют [1, 6]. Обходит этот вопрос и основной методический документ Международной федерации бухгалтеров по проблематике ВККА [7]. В нем лишь упоминается (в п. 13), что организации, входящие в федерацию, должны оказывать содействие своим членам в получении правильного представления о целях контроля качества, тем самым неявно – и, по нашему мнению, несправедливо – предполагается слишком большое количество целей и невозможность выделить в них нечто общее (что, конечно, затрудняет развитие ВККА).
Принципы ВККА фигурируют во многих нормативных документах. Ряд принципов перечислен во «Временных рекомендациях » Минфина [5, п. 2.4], но без комментариев. Эти же принципы, но уже с описанием возможностей их практической реализации, перечислены в «Правилах » Московской аудиторской палаты [8, подпункты 2.2—2.7]. В Федеральном стандарте (ФСАД) 4/2010 [6, пункты 4-8] некоторые из упомянутых принципов опущены, но зато добавлены новые.
Целесообразно, на наш взгляд, взяв за основу три указанных источника, четко перечислить в Методике принципы ВККА. Это принципы конфиденциальности, обязательности, независимости, обеспеченности ресурсами, компетентности контролера, должной тщательности его работы, прозрачности процедуры его назначения, беспристрастности и объективности, достаточности, доброжелательности, отчетности о состоянии и результатах ВККА, публичности этих результатов, обеспечения устранения выявленных недостатков.
Кроме того, полезно добавить принцип сочетания. Дело в том, что ряд аудиторских организаций будет подвергаться ВККА как со стороны Росфиннадзора[8], так и со стороны соответствующей СРО аудиторов. Отсюда принцип сочетания состоит в максимальном использовании контролерами Росфиннадзора результатов ВККА, полученных СРО аудиторов по данной аудиторской организации, и наоборот (в максимальном использовании контролерами СРО аудиторов результатов Росфиннадзора). Каждый из перечисленных принципов должен быть описан (возможно, в приложении к Методике).
Объектами ВККА в рамках Методики логично считать участников рынка аудиторских услуг, т.е. аудиторские организации и индивидуальных аудиторов. Аудиторы, работающие по найму, должны контролироваться на основе иных подходов и иных нормативных документов.
Права и обязанности проверяющих и проверяемых в явном виде прописаны в документах по ВККА многих СРО аудиторов (например, в «Правилах » НП «Аудиторская Ассоциация Содружество» [9]). Такой раздел полезно иметь (во избежание многих недоразумений) и в Методике. В обязанности проверяемого целесообразно записать, например, назначение на время ВККА специального достаточно квалифицированного сотрудника в целях оказания контролерам качества всестороннего содействия, а в обязанности проверяющего – неразглашение и необсуждение с третьими лицами (за определенными исключениями) хода и результатов ВККА[9].
Отбор заданий при ВККА и репрезентативность выборки. Что касается отбора заданий, то во Временных рекомендациях Минфина России [5, п. 7.1] и ряде материалов СРО аудиторов перечислено, какие задания, выполненные проверяемым, должны в первую очередь привлекать внимание контролеров качества. Это задания, характеризующиеся высоким риском выдачи ошибочного аудиторского заключения; задания в отраслях, связанные с необходимостью привлечения сторонних специалистов по этим отраслям; большие и сложные задания; задания, связанные с аудитом общественно значимых хозяйственных субъектов[10]; задания, выполняемые впервые; задания, выполняемые у одного клиента по аудиту и по сопутствующим услугам, если последние по выручке существенно больше первых[11]; задания с подозрительно низкой оплатой и т.д.
Можно согласиться с принципами преимущественного отбора таких заданий в выборку ВККА, но никак нельзя согласиться с утверждением (в вышеупомянутых материалах), что получаемая таким образом выборка будет репрезентативной. Действительно, в математической статистике репрезентативной выборкой из генеральной совокупности называется такая, при которой каждый элемент последней имеет равную вероятность попасть в выборку. Другими словами, ни один элемент генеральной совокупности не должен иметь повышенный или пониженный приоритет при отборе в выборку. При ВККА же наблюдается повышенный приоритет для некоторых заданий.
Это, конечно, сказывается на результатах. Если аудиторская фирма за год выполнила, например, 80 проверок, а контролер качества отобрал для проверки 20 из них, причем неквалифицированно выполненных заданий оказалось 3, то никак нельзя утверждать, что в целом неквалифицированно выполнены 12 заданий. Скорее всего, это число будет гораздо меньше 12, поскольку при отборе в выборку имели приоритет самые «рисковые» задания. Ведь цель отбора в выборку при ВККА принципиально иная, нежели при аудиторской проверке, – не распространение результатов, полученных по выборке, на всю генеральную совокупность и тем самым экономия времени и сил аудиторов, а изучение того, как действует аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не в среднем, а в трудных ситуациях. Если она действует правильно, то в более простых ситуациях она будет действовать тем более правильно (а значит, организация прошла ВККА), а если нет – то надо выяснить причины этого и в зависимости от них решать вопрос о дальнейшей судьбе аудиторской организации.
При внеплановых ВККА процедура отбора заданий будет существенно иной. В первую очередь должны проверяться задания, связанные с жалобами. Во вторую очередь – задания, близкие к первым по характеру. (Например, если пришла жалоба из территориального управления Банка России на некачественный аудит некоего универсального банка, то отбирается это задание и аудит ряда других кредитных учреждений). И лишь в третью очередь отбираются задания, характерные для плановых ВККА. Но и при таком подходе нерепрезентативность выборки, конечно, будет иметь место, поскольку некоторые задания и здесь имеют повышенные шансы попасть в выборку.
К отбору заданий при ВККА примыкает вопрос: кого проверять особенно тщательно и чем тщательная проверка будет отличаться от обычной? Здесь много неясного, но очевидно, что более тщательный ВККА должен иметь место, во-первых, в отношении аудиторских организаций, проверяющих большое количество общественно значимых хозяйствующих субъектов[12]. Во-вторых, в отношении аудиторских организаций, в которых проводятся внеплановые проверки по жалобам. И, наконец, в-третьих, более тщательно должны проверяться аудиторские организации, у которых выручка от оказания сопутствующих услуг относительно велика по сравнению с выручкой от аудита у того же клиента[13]. И т.д. Возможно, такой подход целесообразно реализовывать в отдельных разделах Методики, посвященных особенностям ВККА таких аудиторских организаций. Кроме того, представляется также целесообразным по мере накопления статистики ВККА определить типичные массовые жалобы (например, по налоговым «проколам» аудиторов) и сформулировать соответствующие типичные программы ВККА для таких ситуаций.
Проверка набора и содержания внутренних стандартов аудиторских организаций (ВСАО) должна быть, на наш взгляд, важной составляющей ВККА. Внутренним стандартам аудиторской организации (индивидуального аудитора) посвящен общероссийский стандарт «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»[14], но в нем перечислены группы стандартов, а не сами ВСАО. С другой стороны, полезно выделить основные ВСАО с тем, чтобы сконцентрировать внимание контролеров на них. За основу при этом можно взять перечень стандартов, предложенных Н.А. Ремизовым [11, с. 69], посвященных целям аудита, планированию аудита, порядку определения уровня существенности, рабочей документации и т.д. По нашему мнению, к этому перечню из десяти позиций следует добавить два ВСАО: по оценке рисков и по применению выборочного метода в аудиторской проверке.
В настоящее время аудиторские организации нередко используют федеральные ПСАД в качестве ВСАО, причем, как правило, с минимальными изменениями. В то же время федеральные стандарты, впрочем, как и Международные стандарты аудита, отвечают преимущественно на вопрос, что должна делать аудиторская организация, в то время как ВСАО призваны отвечать на вопрос, как это делать (т.е. доводить положения федеральных ПСАД до технологически работоспособного состояния).
Поэтому контролер должен, на наш взгляд, проверить, не является ли ВСАО простым повторением соответствующего ПСАД, а также может ли аудитор работать по нему. Например, если это ВСАО «Существенность в аудите», то можно ли по нему рассчитать уровень существенности, а если это ВСАО «Аудиторская выборка», то описан ли в нем алгоритм нахождения объема аудиторских выборок и т.д.
Широкое применение при ВККА принципа негативной уверенности. Предметом ВККА является проверка соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов, Кодекса профессиональной этики аудиторов, стандартов СРО аудиторов, ВСАО, правил независимости аудиторов и аудиторской организации. Как это осуществлять на практике, лучше всего, по нашему мнению, прописано в «Положении » НП «Московская аудиторская палата» [14, с. 4-5]. Там реализован принцип негативной уверенности, т.е. предложено считать, что требования федеральных и иных стандартов соблюдаются тогда, когда в процессе ВККА не обнаружены конкретные, документально подтвержденные факты нарушения этих требований[15]. Иной подход резко увеличил бы затраты времени контролеров, мало что давая в плане повышения качества ВККА.
Узловые точки организационного плана
Статус предварительного анкетирования. По-видимому, при плановых (а тем более при внеплановых) ВККА предварительное анкетирование проверяемой аудиторской организации не обязательно. Его в некоторой мере заменяет ежегодная статистическая отчетность последней[16]. Но в тех случаях, когда контролеры качества считают такое анкетирование полезным, анкета с ответами на сформулированные контролерами вопросы должна быть для аудиторской организации обязательной[17].
Может ли быть ВККА камеральным? В «Положении » НП «Институт профессиональных аудиторов» [15, подпункты 2.4-2.11] указывается, что в рамках ИПАР формы проверок могут быть камеральными и выездными. По нашему мнению, в век Интернета (а также учитывая большие просторы нашей страны) можно обходиться лишь камеральными проверками. Соответствующую норму целесообразно внести в Методику.
Программу ВККА, как показала практика работы СРО аудиторов и государственных контролирующих органов, целесообразно составлять в форме типовых вопросов (например, охватывает ли система внутреннего контроля качества аудиторской организации порядок признания новых клиентов) с тремя возможными вариантами ответа: «Да», «Нет», «Комментарий».
Продолжительность ВККА при плановых проверках[18] логично ограничивать тремя рабочими днями с возможностью продления в случае необходимости, но не более чем на два дня, а при внеплановых — пятью, но опять-таки с возможностью (неоднократного) продления. Но в этом случае лучше зафиксировать возможность продления. Можно представить себе квалифицированный ВККА фирмы Arthur Andersen за год до ее краха – вряд ли он уложился бы в пять дней и даже в близкие к этому сроку цифры.
Сотрудник по документации при ВККА. Н.А. Ремизов [11, с. 74] утверждает, что в аудиторской организации должен быть назначен сотрудник (подразделение), отвечающий за разработку, внедрение и обновление внутренних регламентирующих документов, обеспечивающих качество аудита. В Методике имеет смысл предусмотреть на ранних стадиях ВККА проверку этого обстоятельства. Во-первых, это поможет сделать вывод о том, насколько серьезно поставлен внутренний контроль в аудиторской организации. Во-вторых, постоянный контакт с таким лицом может повысить качество ВККА и ускорить его проведение.
Устное обсуждение результатов ВККА. В материалах СРО аудиторов обычно фигурирует норма, обязывающая контролеров проводить устное обсуждение результатов ВККА с руководством проверяемой аудиторской организации до направления ему письменного отчета о ВККА. Понять СРО аудиторов можно – это забота о психологическом климате в СРО и о нормальном отношении аудиторских организаций к ВККА. Но если контролеры убеждены, что проверяемая организация вовсю занимается «черным аудитом», то такая норма представляется странной.
Поэтому в Методике лучше оставить решение этого вопроса на усмотрение руководителя контролеров, который может предложить устное обсуждение, но вправе его и не предлагать. А вот необходимость двух письменных отчетов – предварительного (направляемого руководству аудиторской организации с тем, чтобы оно дало ответ на замечания) и окончательного – эту норму выработала практика работы СРО аудиторов – следует, по нашему мнению, в Методике зафиксировать.
Внеочередное прохождение ВККА. В «Правилах » НП «Московская аудиторская палата» [8, п. 6.1] присутствует норма о том, что любой член Московской аудиторской палаты (МоАП) может обратиться в палату с просьбой пройти ВККА во внеочередном порядке. Аналогичную норму, на наш взгляд, полезно внести в Методику. Такие обращения могут быть инициированы, например, желанием усилить позиции своей аудиторской организации в конкурсах на аудит государственных корпораций и т.п. Срок хранения документов ВККА Согласно «Правилам » НП «Российская коллегия аудиторов» [16, п. 3.4], рабочие документы контролера хранятся в Комиссии по контролю качества Российской коллегии аудиторов (РКА) в течение трех лет. А в ИПАР [17, п. 3.3.6] такие документы должны храниться не менее десяти лет. При такой норме несколько проще бороться с «черным контролем» (аналогом «черного аудита»). Поэтому в Методике имеет смысл присоединиться к норме ИПАР – хранить рабочие документы контролера (и тем более входные и выходные материалы ВККА) не менее десяти лет.
Кадровые и этические моменты
Должен ли контролер качества быть аттестованным аудитором? Требование к государственному специалисту по ВККА обязательно иметь аттестат аудитора представляется в современных российских условиях излишним. В значительной мере его можно компенсировать с помощью прохождения соответствующих учебных курсов по ВККА и некоторого времени работы в качестве помощника опытного контролера.
Что касается контролеров качества СРО аудиторов, то они, как нам представляется, должны иметь аттестат аудитора. Во-первых, это будет означать более высокие квалификационные требования к контролеру качества, а во-вторых, повысит авторитет ВККА.
Необходимость «третейского судьи». В соответствии с «Правилами » НП «Российская коллегия аудиторов» [16, п. 1.23] Комиссия по контролю качества РКА не принимает непосредственного участия в проведении ВККА и рассматривает только возможные конфликтные ситуации в отношениях, складывающихся между контролером и проверяемой организацией (индивидуальным аудитором), утверждает отчет контролера качества и принимает по нему решение. Другими словами, этой Комиссии отводится роль третейского судьи. Аналогичную конструкцию полезно ввести в Методику.
Отзыв контролера качества с ВККА и исключение его из числа контролеров. Контролер качества обязан соблюдать нормы аудиторской и общечеловеческой этики при общении с коллегами, представителями проверяемой аудиторской организации и третьими лицами. Нарушение этих норм контролером качества может повлечь его отзыв с проверки по решению руководителя контролеров и исключение из списков контролеров. Последнее является, по нашему мнению, настолько серьезным шагом, что оно должно быть прерогативой руководства СРО аудиторов или государственного органа. Отзыв же контролера с проверки может быть прерогативой руководителя контролеров, т.к. зачастую такой отзыв должен быть осуществлен крайне оперативно, при этом он не имеет таких серьезных последствий, как исключение из списка контролеров.
Проверка степени корректности рекламы. В рамках ИПАР действует правило [17], согласно которому при ВККА необходимо проверить, не содержит ли сайт аудиторской организации — члена ИПАР, рекламного материала, преувеличивающего ее квалификацию, опыт и виды предоставляемых услуг, а также пренебрежительных отзывов о работе других аудиторов. По нашему мнению, аналогичная норма должна быть в Методике, поскольку ВККА может проводиться и в отношении аудиторских организаций, участвующих в открытых конкурсах. Однако проверка должна охватывать, по нашему мнению, не только сайт, но и другие возможные источники рекламы (объявления в газетах, журналах и т.д.).
***
Из сказанного выше видно, что какие-то рассмотренные выше узловые точки Методики носят принципиальный характер, какие-то нет. Полнее они проанализированы в Методике НИФИ АБиК Минфина России [4]; там же затронут и ряд других узловых точек. Расширенный анализ узловых точек ВККА, равно как и обобщение опыта использования различных методических материалов по контролю в аудите, должен, на наш взгляд, стать базой для разработки типовой методики ВККА.
Список литературы
- Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 28.12.10).
- Гутцайт Е.М.Новый закон «Об аудиторской деятельности» / Е.М. Гутцайт // Аудитор. – 2009. – № 2. – С. 19-27.
- Кодекс этики аудиторов России. Одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол от 31.05.07 № 56).
- Методика внешней проверки качества работы аудиторских организаций уполномоченным федеральным органом. Отчет по НИР НИФИ АБиК Минфина РФ, 2010. Депонирован в Центре информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС) 03.02.11 № 02201151354, Интернет-номер № 110114094706.
- Временные методические рекомендации и программа проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверки качества аудиторских услуг. Одобрены Советом по аудиторской деятельности 26.05.05 (протокол № 36).
- Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» (ФСАД 4/2010). Утверждены приказом Минфина России от 24.02.10 № 16н.
- Statement of Membership Obligations 1. Quality Assurance (SMOl). (Положение об обязанностях членов Международной федерации бухгалтеров 1. Контроль качества (CMOl)). – IFAC Board, Statement of Membership Obligations, 2006. -106 с.
- Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов – членов некоммерческого партнерства «Московская аудиторская палата», соблюдения его устава, законодательства, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости и кодекса профессиональной этики аудиторов России. Утверждены решением Hit «Московская аудиторская палата», протокол от 01.07.04 № 135. – URL: http://www.m-auditchamber.ru/work/control/docs/ pravila_kontrolia_kachestva.doc
- Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы членов НП «Аудиторская Ассоциация Содружество». Утверждены правлением НП «Аудиторская Ассоциация Содружество», протокол от 29.06.09 г. № 1.-URL: http://www.auditor-sro.org/pravila_KontrKach
- Шацкий В.Ф.Внешний контроль качества работы аудиторских организаций: опыт, проблемы, решения / В.Ф. Шацкий // Аудитор. – 2008. – № 4. -С. 21-29.
- Ремизов Н.А. Как проверить качество аудита / Н.А. Ремизов // Финансовые и бухгалтерские консультации. — 2001. — № 5. – С. 70-79; № 6. – С. 58-69.
- Краев A.В. Аудит. Внутрифирменные стандарты / А.В. Краев [и др.]. – М.: Книга и сервис, 2002.-160 с.
- Морозова Ж.А.Внутрифирменный стандарт «Существенность в аудите» / Ж.А. Морозова // Аудиторские ведомости. – 2004. – № 7. – С. 79-81.
- Положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами требований законодательства об аудиторской деятельности, правил (стандартов) аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и Кодекса этики аудиторов России саморегулируемой организации аудиторов — НП «Московская аудиторская палата». Утверждено решением правления НП «Московская аудиторская палата», протокол от 23.12.09 № 140. – URL: http://www. m-auditchamber.ru/work/ control/docs poloi_o_kontr _za_auditorami.doc.doc
- Положение о контроле YG «Институт профессиональных аудиторов». Утверждено решением Совета НП «МПАР», протокол от 10.03.10 № 120. – URL: http://www.e-ipar.ru/images/stories/documents/pdf/Polozhenie %20o%20Kontrole20IPAR.pdf
- Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов НП «Российская коллегия аудиторов». Утверждены решением Центрального совета РКА от 17.08.09. -URL: http:/www.rkanp.ru/filesPravila_organizacii_i_ osushestvleniya_vneshnego_ kontrolya.pdf
- Комплект документов «Внешний контроль качества работы членов НП «ИПАР». Утвержден решением Совета НП «Институт профессиональных аудиторов» (протокол от 22.09.09 № 106). – URL: http:// www.e-ipar.ru/images/stories/ documents/pdf/Komplekt%20 documentov.pdf
[1] В случае перехода от доминирования административного механизма регулирования аудита к приоритету экономического механизма основным инструментом повышения качества аудита станут штрафные санкции за некачественный аудит, а роль ВККА уменьшится. Однако закон об аудиторской деятельности реализует административный механизм, и поэтому указанный переход в ближайшем будущем вряд ли возможен.
[2] Аналогично при недостатке информации о бухгалтерском учете у клиента аудитор может выдать заключение с отказом
от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.
[3] Похожим образом сейчас реализуется порядок получения аудиторских аттестатов.
[4] Разумеется, без претензий на полноту.
[5] Подробно задачи ВККА изложены в Методике НИФИ АБиК Минфина России [4, п.п. 2.2].
[6] Идентификация состояния внутреннего контроля тоже характерна для внешнего контроля на различных рынках.
В качестве примеров можно привести деятельность санэпидемстанций, пожарного надзора и т.д.
[7] Иначе дома будут рушиться, а самолеты – падать.
[8] Это те организации, которые, согласно закону об аудиторской деятельности [1, ст. 10, ч. 5], проводят аудит экономических
субъектов с большим государственным участием в их собственности.
[9] Подробнее права и обязанности проверяющих и проверяемых изложены в Методике НИФИ АБиК Минфина России [4, п. 2.4].
[10] В качестве примера здесь можно привести аудит пенсионных фондов.
[11] В.Ф. Шацкий [10, с. 28] дает этому такое объяснение. В случае выбора аудиторской организации ее руководство может
заявлять заниженные цены, а затем компенсировать недобор повышенной стоимостью консалтинговых работ; такая конструкция легче всего реализуется при предварительном сговоре аудиторской организации с клиентом и предполагает зачастую положительное аудиторское заключение независимо от реальной достоверности бухгалтерской отчетности. Поэтому, на наш взгляд, соответствующая норма (требование повышенного внимания контролеров к таким ситуациям) должна фигурировать в Методике.
[12] Например, для них логично определить некоторое минимальное число проверяемых заданий.
[13] Причины этого обстоятельства пояснены выше.
[15] Этот принцип, на наш взгляд, можно распространить и на проверку выполнения требований закона об аудиторской
деятельности, кодекса этики аудиторов, соблюдения аудиторской тайны.
[16] Надо поэтому учитывать и такую функцию ежегодной аудиторской статистической отчетности, не перегружая, впрочем, ее обилием показателей.
[17] Необходимость такого анкетирования контролирующий орган должен изложить в письменной форме.
[18] Как опять-таки показала практика работы СРО аудиторов и государственных контролирующих органов.