Об аудиторском бизнесе, перспективах и проблемах аудита

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Журнал “Учет и контроль” №6-2016
Опубликовано: 7 Июля 2016

В статье освещаются основные события в сфере российского аудита за 20-летний период, проблемы, сопровождающие аудиторскую деятельность, и тенденции на рынке аудита и консалтинга.

О рынке аудита и компании

Главным толчком к формированию отечественного рынка аудита в его современном виде было постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 № 1335, которое позволило закрепить обязательность проведения аудита для определенных экономических субъектов, а в дальнейшем сохранить это правило на законодательном уровне. Следует заметить, что аудит в России существует во многом благодаря его обязательности.

В 1996 году нормативная база по обязательному аудиту была практически полностью сформирована. Для проведения аудита финансовой отчетности был установлен критерий объема выручки от реализации в размере не менее 500 000 МРОТ или наличия у предприятия активов в размере от 200 000 МРОТ. В 2000 году минимальный размер оплаты труда для целей расчета незарплатных платежей и показателей был зафиксирован, и суммы в 50 000 000 рублей для выручки и 20 000 000 для активов не менялись на протяжении 14 лет. Таким образом, была заложена основа формирования клиентской базы аудиторских компаний, поскольку инфляция ежегодно расширяла круг аудируемых компаний. Первый закон «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 07.08.2001) ввел ограничение в количестве не менее пяти аттестованных аудиторов для возможности осуществления аудиторской деятельности, действующий в настоящее время закон «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30.12.2008) заменил лицензирование обязательным членством в СРО и снизил минимальное количество аудиторов до трех человек в компании, а также ввел дополнительную аттестацию для проверки публичных компаний и субъектов с государственным участием. При этом основной, экономический критерий остался неизменным.

В дальнейшем, Федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нанес аудиторскому рынку удар, от которого он до сих пор не оправился: критерий по выручке был увеличен в восемь раз, а по активам — втрое. В результате с рынка ушли десятки компаний, потерявшие своих традиционных клиентов, которые проходили аудит в обязательном порядке. Инициативный аудит их уже не мог спасти, поскольку в России по собственной инициативе аудиторские проверки заказывает несоизмеримо меньшее количество компаний.

Без преувеличения можно сказать, что последние 20 лет для отечественного аудита — это целая жизнь, связанная с постоянными переменами. Зарубежный аудит формировался веками, в России же ему пришлось за несколько десятков лет совершить рывок в объеме полного жизненного цикла. Деятельность нашей фирмы, созданной в начале 90-ых, за два десятка лет была очень разнообразной и динамичной. Естественно, наиболее важным для компании был 1995 год — год основания, когда был заложены основы для успешной деятельности. Сформирована команда профессиональных сотрудников, объединенных общей идеей — предоставлять качественные услуги на рынке. Ежегодно мы расширяем спектр предоставляемых услуг, для реализации которых необходимо было развивать структуру.

Не менее значимым стал для нас 2001 год, когда аудиторская фирма «Уральский союз» вошла в перечень компаний, получивших право проводить аудит предприятий с государственным участием. Ежегодно ведущие рейтинговые агентства и СМИ включали компанию в перечень крупнейших аудиторских и консалтинговых компаний, подтверждая тем самым высокий статус компании на отечественном рынке аудита и консалтинга.

В 2011 году Совет по присуждению Национальной премии в области аудита, оценки, экспертизы и консалтинга наградил нас дипломом лауреата в номинации «Лучшая аудиторская компания года».

Важным для компании стал и 2013 год, когда в разгар высокого сезона аудита, мобилизовав все наши ресурсы (профессиональную команду аудиторов и консультантов, наработанные методики проведения аудиторских проверок), мы смогли успешно реализовать проект по проверке более 140 дочерних зависимых обществ ОАО «Оборонсервис», расположенных по всей стране. И в подтверждение высокого качества проделанной работы мы получили от предприятий положительные отзывы и благодарности.

В 2014 году Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выдала положительное заключение по итогам проверки, тем самым подтвердив соответствие качества аудиторской деятельности компании всем требованиям Федерального закона об аудиторской деятельности, стандартам аудиторской деятельности, правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодексу профессиональной этики аудиторов.

2015 год, как и для большинства, был для нас непростым. Компания выиграла конкурсы на аудит в Объединенной ракетно-космической корпорации, в ФГУП «РосРАО», ФГУП «Росморпорт», ФГУП «НПЦАП» им. академика Н.А. Пилюгина. В прошедшем году мы вошли в ТОП-20 крупнейших аудиторских компаний РФ по версии ИД «Коммерсант» и в ТОП-30 по версии РА Эксперт (заняв седьмое место по налоговому консалтингу).

О трендах

Экономический кризис является основным фактором, влияющим на рынок аудита и консалтинга. В ближайшей перспективе от рынка аудита не стоит ждать положительной динамики, поскольку аудиторский бизнес полностью зависит от экономического роста клиентов и их потребностей.

2016 году для отечественного аудита станет определяющим этапом дальнейшего развития, что связано с реализацией поручения Президента РФ № 2629 от 19.12.2015 и определением приоритетов в регулировании аудиторской деятельности на государственном уровне. Внешний государственный контроль аудиторской деятельности также в этом году претерпевает очередные изменения в связи с ликвидацией Росфиннадзора и передачей его функций Федеральному казначейству.

Аудиторам, проверяющим отчетность компаний по международным стандартам, придется изучать большой массив информации, поскольку недавно введены в действие на территории России несколько десятков МСФО и разъяснений к ним.

Как показывает практика, экономические санкции Запада и программы импортозамещения серьезного влияния на рынок аудита не оказывают.

Санкционный опыт мировой политике ведет историю от четвертого столетия до нашей эры. За последние 30 лет санкции в мировой практике применялись более 100 раз. При этом, результативность санкционной политики никогда не превышала 30% от желаемого результата [1].

Ниши рынка аудиторских услуг для иностранных и российских пользователей в значительной степени обособлены и практически не связаны между собой, поскольку для проведения аудита компаний по РСБУ необходимы аудиторы с российскими квалификационными аттестатами, которыми укомплектованы именно российские компании. В то же время на рынке аудита по МСФО изменения вполне возможны, но не столько из-за санкций, сколько по причине экономического кризиса. И для отечественных аудиторских компаний возможны положительные сдвиги, поскольку квалифицированных аттестованных специалистов по МСФО уже достаточно в российских аудиторских компаниях, а их расценки более привлекательны для заказчиков.

На рынке отечественного аудита и консалтинга сформировались тенденции и возможности, напрямую связанные с политическими переменами, выраженными в виде санкций, снижением актуальности в привлечении иностранного капитала отечественными производителями, и экономическими предпосылками — спад в экономике делает более привлекательными рублевые расценки, все это приводит клиентов к выбору в пользу российских аудиторов. К сожалению, определить длительность этого влияния не представляется возможным в связи с нестабильностью экономики в мировом масштабе.

В сфере консалтинга тенденции сохраняются и существенных изменений не произойдет. Наиболее востребованными будут услуги по консультированию и правовой поддержке в вопросах трансфертного ценообразования, обеспечению эффективности управления денежными потоками, в том числе управления задолженностью.

Стабильным будет спрос на налоговый консалтинг, при этом приоритет в работе сместится от использования налоговых резервов к защите бизнеса от напористых проверяющих. Услуги узкопрофильных специалистов будут пользоваться спросом в юридической части консалтинга, что во многом связано с экономией клиентов на услугах штатных юристов по госзакупкам или, например, по интеллектуальной собственности). Правовой аутсорсинг также получит дополнительный импульс к развитию, что связано с поиском клиентами резервов экономии расходов и снижения затрат.

О проблемах

Как правило, демпинг на аудиторском рынке порождается запросами клиентов. Заказчики склонны минимизировать требования к квалификации привлекаемых аудиторов и их трудозатраты, исключением является только инициативный аудит, при проведении которого клиенту важен качественный результат.

ДЕМПИНГ

(от англ. dumping — сбрасывание)

Продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого получения необходимых денежных, валютных средств. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов, установления специальных противодемпинговых пошлин.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 — С. 1999.

Аудиторская проверка, как и любая другая работа, требует вполне определенных минимальных трудозатрат, необходимых для обеспечения качества проводимой работы. Следовательно, для предупреждения демпинга в аудите необходимо фиксировать в договоре оптимальные критерии, которые будут гарантировать требуемое качество работы. Также для повышения качества аудита должна быть определена личная ответственность аудиторов за результаты проведенных ими проверок, чтобы не было ситуаций, как например выявленных регулятором в сфере банковского аудита, когда аудит банков лишенных лицензий, проводили одни и те же аудиторы, но от разных аудиторских организаций, выдавая при этом положительные заключения.

Ценовой вопрос в аудите во многом связан с запросами клиентов, поскольку одним нужен формальный аудит, другим — действительно тщательная проверка (с элементами экономической экспертизы и финансовых расследований). По большому счету, в России до настоящего времени нет четкого понимания аудита и его необходимости. В таких условиях и формируются предпосылки для демпинга, поскольку при формальном аудите обе стороны ориентируются на самый простой критерий — ценовой. В этой части взаимоотношений аудитора с клиентом важен этап взаимодействия сторон до оформления технического задания, чтобы определить приоритеты в работе, и реалистичность запросов клиента.


[1] Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg B.Economic Sanctions Reconsidered // Peterson Institute for Intenational Economics, 2007.

Автор:

Теги: рынок аудита  проблемы аудита  аудиторский бизнес  аудит и консалтинг  российский аудит  аудит в России  обязательный аудит  аудиторская деятельность  аудиторский рынок  отечественный аудит  налоговый консалтинг  демпинг на аудиторском рынке  аудиторская