С 16.03.2015 года вступило в силу Положение Банка России от 30.12.2014 г. № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение Банка России)[1], которое в очередной раз изменило требования законодательства РФ о ценных бумагах к раскрытию информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в том числе акционерными обществами. Положение Банка России пришло на смену действовавшему ранее одноименному Положению ФСФР России, утвержденному приказом от 04.10.2011 г. № 11-46/пз-н (далее — Положение ФСФР России).
Необходимость принятия Положения Банка России была продиктована целым рядом изменений, которые в течение последних нескольких лет были внесены в законодательство РФ о ценных бумагах, в том числе законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», но не учитывались Положением ФСФР России.
Забегая вперед, сразу оговоримся, что каких-либо по-настоящему революционных изменений в процедуру раскрытия информации акционерными обществами Положение Банка России не внесло. При этом имеет место достаточно много незначительных изменений, которые внесены в ежеквартальный отчет и проспект ценных бумаг, существенные факты, в содержание готового отчета и другие формы раскрытия информации эмитентами.
Перед рассмотрением норм Положения Банка России автору представляется необходимым еще раз довести до читателя позицию Банка России, касающуюся публичности акционерных обществ, а также раскрытия информации акционерными обществами, изложенную в Письме от 01.12.2014 г № 06-52/9527 «О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Письмо Банка России).
Из пункта 2 Письма Банка России в отношении раскрытия информации акционерными обществами можно сделать следующие выводы:
- открытые и закрытые акционерные общества, осуществлявшие до 01.09.2014 г. раскрытие информации в соответствии со статьей 92 Закона «Об акционерных обществах» и разделом VIII Положения ФСФР России [2], продолжают осуществлять указанное обязательное раскрытие информации;
- публичное акционерное общество после 01.09.2014 г. обязано раскрывать информацию в соответствии со статьей 92 Закона «Об акционерных обществах» и разделом VIII Положения ФСФР России [3];
- акционерные общества, которые привели устав в соответствие с ГК РФ и не являются публичными, не обязаны раскрывать информацию. Требования к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию такими акционерными обществами, а также к порядку и срокам раскрытия такой информации будут установлены законодательством РФ в дальнейшем;
- у публичных акционерных обществ, а также у акционерных обществ, не являющихся публичными (открытых и закрытых акционерных обществ до приведения их уставов в соответствие с ГК РФ), которые обязаны раскрывать информацию в соответствии со статьей 30 Закона «О рынке ценных бумаг», соответствующая обязанность с 01.09.2014 г не прекращается. При этом сам по себе статус публичного акционерного общества не является основанием для возникновения обязанности по раскрытию информации в соответствии со статьей 30 Закона «О рынке ценных бумаг»;
- после 01.09.2014 г. как публичное акционерное общество, так и акционерное общество, не являющееся публичным, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона «О рынке ценных бумаг» обязаны раскрывать информацию, вправе обратиться с заявлением об освобождении от такой обязанности в случае, если они соответствуют требованиям, установленным статьей 30.1 Закона «О рынке ценных бумаг».
Вернемся к рассмотрению новелл Положения Банка России.
Изменения технического характера
Технические изменения, по мнению автора, не окажут какого-либо влияния на процедуру раскрытия информации акционерными обществами, но, тем не менее, имеют место, а соответственно, некоторым из них также уделим немного внимания.
Так, в частности, Положение Банка России несколько иным образом структурировано. Если Положение ФСФР России подразделялось на главы и разделы, то Положение, наоборот, подразделятся на разделы и главы. Например, ранее обязательное раскрытие информации акционерным обществом регламентировалось главой VIII, теперь — разделом VII Положения Банка России. В то же время, например, общие положения об обязательном раскрытии информации акционерными обществами устанавливает не раздел 8.1, а глава 69 Положения Банка России.
Помимо того, по тексту Положения вместо слов «федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг» (фактически ФСФР России) повсеместно используются слова «Банк России», что является отражением передачи полномочий по регулированию раскрытия информации эмитентами от ФСФР России Банку России.
Раскрытие эмитентами информации в ходе осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг
В Положении Банка России учтены изменения в регулировании указанной выше процедуры Законом «О рынке ценных бумаг», внесенные еще Законом от 29.12.2012 г. № 282-ФЗ, который вступил в силу еще с 02.01.2013 года.
В частности, среди них можно выделить следующие изменения:
- определен порядок раскрытия в ходе эмиссии ценных бумаг уведомления о возможности осуществления преимущественного права.
- отменена обязанность эмитентов, не раскрывающих информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, раскрывать информацию на этапах принятия решения о размещении ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг и утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в случае, если эмиссия сопровождается регистрацией проспекта.
- введено (гл. 4 Положения Банка России) требование раскрывать информацию о присвоении выпуску идентификационного номера биржей (для биржевых облигаций);
- изменен срок раскрытия в сети Интернет решения о выпуске и проспекта ценных бумаг для эмиссий, осуществляющихся по открытой подписке или сопровождающихся регистрацией проспекта. Теперь (п. 4.6 и 4.7 Положения Банка России) эмитент обязан опубликовать текст зарегистрированного (представленного бирже) решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и проспекта ценных бумаг на странице в сети Интернет в срок не позднее даты начала размещения ценных бумаг;
- изменен срок, не ранее которого эмитенту разрешалось начинать размещение ценных бумаг. Теперь (п. 4.8 Положения Банка России) эмитенту запрещено размещать путем подписки ценные бумаг выпуска (дополнительного выпуска), государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг ранее даты, с которой эмитент предоставляет доступ к проспекту ценных бумаг;
- изменен срок раскрытия сообщения о дате начала размещения ценных бумаг. Теперь (п. 5.3 Положения Банка России) сообщение о дате начала размещения ценных бумаг должно быть опубликовано эмитентом в ленте новостей и на странице в сети Интернет в срок не позднее чем за один день до даты начала размещения ценных бумаг;
- отменена обязанность подписывать проспект ценных бумаг аудитором и оценщиком;
- определена форма основной и дополнительной части проспекта ценных бумаг (п. 8.11 Положения Банка России). Формы основной и дополнительной части проспекта ценных бумаг представлены в Приложении 2 к Положению Банка России;
- изменены требования к раскрытию информации при регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии (гл. 9 Положения Банка России).
Раскрытие информации в форме ежеквартального отчета
В отношении раскрытия информации в форме ежеквартального отчета введены следующие новации:
1) расширен перечень эмитентов, обязанных составлять ежеквартальный отчет. Теперь (п. 10.1 Положения Банка России) помимо тех эмитентов, которые ранее в соответствии с Положением ФСФР России (п. 5.1 Положения ФСФР России) раскрывали информацию в форме ежеквартального отчета, раскрывать информацию в этой форме обязаны эмитенты российских депозитарных расписок, допущенные к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта российских депозитарных расписок для такого допуска;
2) уточнен момент возникновения обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и момент ее прекращения;
3) изменен объем информации, которую необходимо раскрывать в сокращенной форме ежеквартального отчета. Теперь (п. 10.10 Положения Банка России) в случае, если ценные бумаги эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг, и эмитент не является организацией, предоставившей обеспечение по облигациям другого эмитента, которые включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг, в сокращенную форму ежеквартального отчета, помимо той информации, которая не включалась в ежеквартальный отчет в соответствии с п. 5.9
Положения ФСФР России, также может не включаться следующая информация:
- о кредитной истории эмитента (подпункт 2.3.2 пункта 2.3 раздела II части Б приложения 3 к настоящему Положению);
- об обязательствах эмитента из предоставленного им обеспечения (подпункт 2.3.3 пункта 2.3 раздела II части Б приложения 3 к настоящему Положению);
- об основных средствах эмитента (подпункт 3.6.1 пункта 3.6 раздела III части Б приложения 3 к настоящему Положению);
- о нематериальных активах эмитента (пункт 4.4 раздела IV части Б приложения 3 к настоящему Положению);
4) в разделе I «Сведения о банковских счетах, об аудиторе (аудиторской организации), оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также о лицах, подписавших ежеквартальный отчет» ежеквартального отчета, исключен п. 1.1 «Лица, входящие в состав органов управления эмитента»;
5) в п. 1.2 «Сведения об аудиторе (аудиторской организации) эмитента» ежеквартального отчета (раньше п. 1.3) исключено требование указывать аудитора материнской компании, а также уточнено, что должностными лицами аудитора и эмитента для целей оценки принципа независимости аудитора от эмитента следует считать членов органов управления и контроля;
6) в п. 1.3 «Сведения об оценщике (оценщиках) эмитента» ежеквартального отчета (раньше 1.4) добавлено требование раскрывать информацию об оценщиках, которые привлекались для оценки рыночной стоимости имущества, являвшегося предметом крупных и заинтересованных сделок, а также сделок, на которые устав акционерного общества распространяет режим одобрения крупных сделок;
7) в п. 1.5 «Сведения о лицах, подписавших ежеквартальный отчет» ежеквартального отчета (раньше 1.6) уточнено, что под иными лицами, подписавшими ежеквартальный отчет, следует понимать, в том числе, физлиц, представляющих интересы юридических лиц;
8) в п. 2.1 «Показатели финансово-экономической деятельности» ежеквартального отчета за 1 квартал теперь требуется рассчитывать показатели не только за последний завершенный год и за 3 месяца текущего года, но и за аналогичные периоды предшествующего года;
9) в п. 2.3.2 «Кредитная история эмитента» ежеквартального отчета размер существенного обязательства теперь соотносится не с валютой баланса за период, срок представления отчетности по которому истек, а с валютой баланса того периода, за который она была составлена к моменту возникновения обязательства;
10) в п. 2.3.3 «Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения» ежеквартального отчета уточнено, в какой расшифровке необходимо приводить информацию об обеспечениях;
11) в п. 3.1.4 «Контактная информация» ежеквартального отчета теперь требуется указывать адрес эмитента в соответствии с ЕГРЮЛ;
12) в п. 3.5 «Подконтрольные эмитенту организации, имеющие для него существенное значение» ежеквартального отчета введена обязанность указывать информацию об управляющей организации для подконтрольной организации эмитента, имеющей существенное значение;
13) в п. 4.1 «Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента» и п. 4.2 «Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств» ежеквартального отчета показатели в ежеквартальном отчете за 1 квартал теперь требуется рассчитывать не только за последний завершенный год и за 3 месяца текущего года, но и за аналогичные периоды предшествующего года;
14) в случае отсутствия изменений в пункте 4.5 «Сведения о политике и расходах эмитента в области НТР, в отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований» в ежеквартальном отчете за 2 и 3 квартал информация может не указываться;
15) в п. 4.6 «Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента» ежеквартального отчета не требуется проводить анализ тенденций развития отрасли за 5 лет;
16) в п. 5.2 «Информация о лицах, входящих в состав органов управления эмитента» ежеквартального отчета необходимо указывать информацию о том, каких членов совета директоров эмитент считает независимыми. Также по каждому члену совета директоров необходимо будет указывать, в каком комитете при совете директоров он состоит и какова его роль в этом комитете (председатель комитета или член комитета);
17) в п. 5.3 «Сведения о размере вознаграждения и (или) компенсации расходов по каждому органу управления эмитента» ежеквартального отчета отдельно должны будут раскрываться компенсации расходов по каждому органу управления;
18) в п. 5.4 «Сведения о структуре и компетенции органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента, а также об организации системы управления рисками и внутреннего контроля» ежеквартального отчета расширен перечень информации об организации системы внутреннего контроля: включена информация об организации системы управления рисками и внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе: персональный и количественный состав комитета по аудиту, информация о подразделении по управлению рисками и внутреннему контролю;
19) в п. 5.5 «Информация о лицах, входящих в состав органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента» ежеквартального отчета уточнено, что персональный состав по органам контроля с подробной информации о каждом члене органа контроля раскрывается в разрезе тех органов контроля, которые предусмотрены уставом. При этом в отношении штатных структурных подразделений эмитента, осуществляющих функции и процедуры внутреннего контроля, раскрывается информация только в отношении руководителей таких подразделений;
20) в п. 5.6 «Сведения о размере вознаграждения и (или) компенсации расходов по органу контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента» ежеквартального отчета добавлено требование отдельно раскрывать информацию о компенсированных расходах в разрезе органов контроля. При этом уточнено, что вознаграждение ревизора отдельно не раскрывается;
21) в п. 6.1 «Сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность» ежеквартального отчета добавлено требование указывать количество казначейских акций, принадлежащих эмитенту, а также квазиказначейских акций, которые принадлежат организациям, подконтрольным эмитенту;
22) в п. 7.3 «Консолидированная финансовая отчетность эмитента» ежеквартального отчета уточнено, что консолидированная финансовая отчетность эмитента за 3 и 9 месяцев также должна включаться в состав ежеквартального отчета, относящегося к тому кварталу, в котором она составлена;
23) в случае отсутствия изменений в пункте 8.1.4 «Сведения о коммерческих организациях с долей участия эмитента от 5% уставного капитала либо не менее чем пятью процентами обыкновенных акций» в ежеквартальном отчете за 2 и 3 квартал, информация может не указываться;
24) в п. 8.1.5 «Сведения о существенных сделках, осуществленных эмитентом» увеличен период, за который раскрываются сделки. Если раньше раскрывались сделки, совершенные внутри квартала, то теперь — сделки, совершенные в течение 6, 9, 12 месяцев текущего года, а в отчете за 1 квартал — в течение завершенного финансового года и 3 месяцев текущего года;
25) в п. 8.5 «Сведения об организациях, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги эмитента» ежеквартального отчета для акционерных обществ теперь обязательно требуется указывать регистратора;
26) из ежеквартального отчета исключен п. 8.7 «Описание порядка налогообложения доходов по размещенным и размещаемым эмиссионным ценным бумагам эмитента».
Раскрытие информации в форме существенных фактов
В отношении раскрытия информации в форме существенных фактов внесены следующие новации:
1) изменены сведения, раскрываемые в сообщении о существенном факте «О проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня». Теперь в сообщение о существенном факте о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня (гл. 15 Положения Банка России) не включается нижеперечисленная информация, которая ранее включалась в этот существенный факт (п. 6.2.2.2 Положения ФСФР России):
- предполагаемая (планируемая) дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о выплате (объявлении) дивидендов по акциям эмитента;
- указание на то, что список лиц, имеющих право на получение дивидендов, составляется на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям эмитента;
- период (первый квартал, полугодие, девять месяцев финансового года, финансовый год), по результатам которого на общем собрании акционеров планируется принять решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям эмитента;
- категории (типы) акций эмитента, по которым на общем собрании акционеров планируется принять решение о выплате (объявлении) дивидендов;
2) изменено наименование и содержание сообщения о существенном факте «О дате, на которую составляется список владельцев именных эмиссионных ценных бумаг эмитента или документарных эмиссионных ценных бумаг эмитента на предъявителя с обязательным централизованным хранением для целей осуществления (реализации) прав, закрепленных такими эмиссионными ценными бумагами» (пункт 6.2.12 Положения ФСФР России). Теперь (гл. 25 Положение Банка России) такое сообщение именуется сообщением о существенном факте «О дате, на которую определяются лица, имеющие право на осуществление прав по эмиссионным ценным бумагам эмитента, в том числе о дате, на которую составляется список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров эмитента». Также изменены требования к содержанию этого сообщения;
3) в сообщении о существенном факте «Об этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг эмитента» (пункт 6.2.13 Положения ФСФР России, глава 26 Положения Банка Росси) введено требование раскрывать информацию о присвоении идентификационного номера биржей (для биржевых облигаций);
4) введено требование в сообщении о существенном факте «Об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг» (п. 6.2.13.4 Положения ФСФР России, а теперь п. 26.4 Положения Банка России) раскрывать информацию о намерении эмитента представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска или уведомление об итогах выпуска ценных бумаг в случае, если выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг подлежит государственной регистрации и ценные бумаги, допущенные (допускаемые) к организованным торгам, размещаются путем открытой подписки с их оплатой деньгами или ценными бумагами, допущенными к организованным торгам;
5) введено требование в сообщении о существенном факте «О государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг» (п. 6.2.13.6 Положения ФСФР России, а теперь п. 26.6 Положения Банка России) раскрывать информацию о намерении эмитента представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска или уведомление об итогах выпуска ценных бумаг в случае, если выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг подлежит государственной регистрации и ценные бумаги, допущенные (допускаемые) к организованным торгам, размещаются путем открытой подписки с их оплатой деньгами или ценными бумагами, допущенными к организованным торгам;
6) в сообщении о существенном факте «О погашении эмиссионных ценных бумаг отдельно» (ранее п. 2.6.16 Положения ФСФР России, а теперь глава 29 Положения Банка России) выделен случай досрочного погашения облигаций;
7) в сообщении о существенном факте «О начисленных доходах по эмиссионным ценным бумагам эмитента» (п. 6.2.17.2 Положения ФСФР России, а теперь п. 30.2 Положения Банка России) отменено требование раскрывать историю всех купонных выплат по выпуску облигации (только за соответствующий отчетный (купонный) период);
8) в сообщение о существенном факте «О выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам эмитента» (п. 6.2.17.4 Положения ФСФР России, а теперь п. 30.4 Положения Банка России) добавлена информация об общем количестве ценных бумаг эмитента (количество акций эмитента соответствующей категории (типа); количество облигаций соответствующего выпуска (серии), доходы по которым подлежали выплате);
9) сообщение о существенном факте «О включении эмиссионных ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к торгам российским организатором торговли на рынке ценных бумаг, или об их исключении из указанного списка» (п. 6.2.19 Положения ФСФР России) переименовано в сообщение о существенном факте «О включении эмиссионных ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, или об их исключении из указанного списка, а также о включении в котировальный список российской биржи эмиссионных ценных бумаг эмитента или об их исключении из указанного списка» (гл. 32 Положения Банка России). При этом в указанное выше сообщение добавлено сообщение о существенном факте «О переводе эмиссионных ценных бумаг эмитента из одного котировального списка в другой котировальный список» (пункт 32.6 Положения Банка России).
10) в сообщении о существенном факте «О неисполнении обязательств эмитента перед владельцами его эмиссионных ценных бумаг» (ранее п. 6.2.24 Положения ФСФР России, а теперь гл. 37 Положения Банка России) уточнен момент наступления существенного факта «О неисполнении обязательств эмитента по выплате дивидендов по акциям эмитента». Теперь (п. 37.3 Положения Банка России) определяет, что моментом наступления существенного факта «О неисполнении обязательств эмитента по выплате дивидендов по акциям эмитента» является двадцать пятый рабочий день с даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов по акциям эмитента;
11) в сообщении о существенном факте «О совершении эмитентом или лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, существенной сделки» (ранее п. 6.2.31 Положения ФСФР России, а теперь гл. 44 Положения Банка России) размер сделки соотносится не с валютой баланса отчетного периода, срок представления по которому истек, а с последней составленной эмитентом годовой или промежуточной отчетностью за 3, 6, 9, 12 месяцев;
12) в сообщении о существенном факте «О совершении эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность» (ранее пункт 6.2.33, а теперь глава 46) исправлен уровень существенности;
13) уточнена дата наступления существенного факта «Об изменении состава и (или) размера предмета залога по облигациям эмитента с залоговым обеспечением» (ранее п. 6.2.34 Положения ФСФР России, а теперь гл. 47 Положения Банка России);
14) в форме сообщения о существенном факте «О существенном изменении стоимости активов и (или) финансово-хозяйственного положения лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента» (ранее п. 6.2.35 Положения ФСФР России, а теперь гл. 48 Положения Банка России) исправлена ошибка, связанная с указанием стоимости активов обеспечителя на некорректную дату. Теперь (пункт 48.2) в сообщении о существенном факте «О существенном изменении стоимости активов и (или) финансово-хозяйственного положения лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента», в том числе указываются:
- стоимость активов лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента, на дату окончания последнего завершенного отчетного периода;
- стоимость активов лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента, на дату окончания завершенного отчетного периода, предшествующего последнему завершенному отчетному периоду;
15) в сообщении о существенном факте «Об изменении размера доли участия члена органа управления эмитента (члена органа управления управляющей организации эмитента) в уставном капитале эмитента и (или) подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение» (ранее п. 6.2.40 Положения ФСФР России, а теперь глава 53 Положения Банка России) уточнен момент раскрытия информации для случая, когда такое изменение связано с осуществляемой эмитентом дополнительной эмиссией акций;
16) введен новый существенный факт «О проведении и повестке дня общего собрания владельцев облигаций эмитента» (гл. 63 Положения Банка России). В форме сообщения о существенном факте раскрываются сведения о проведении и повестке дня общего собрания владельцев облигаций эмитента, а также о решениях, принятых общим собранием владельцев облигаций эмитента;
17) введен новый существенный факт «Об определении эмитентом облигаций нового представителя владельцев облигаций» (гл. 64 Положения Банка России).
Обязательное раскрытие информации акционерными обществами, обязанными раскрывать информацию в соответствии со статьей 92 Закона «Об акционерных обществах», а также осуществившими (осуществляющими) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (глава VIII Положения ФСФР России; раздел VII Положения Банка России).
Отметим, что раскрывать информацию в соответствии с разделом VII Положения Банка России обязаны:
- открытые и закрытые акционерные общества, осуществлявшие до 01.09.2014 раскрытие информации в соответствии со статьей 92 Закона «Об акционерных обществах» и разделом VIII Положения ФСФР России;
- публичные акционерные общества после 01.09.2014, раскрывавшие информацию в соответствии со статьей 92 Закона «Об акционерных обществах» и разделом VIII Положения ФСФР России;
- акционерные общества, в том числе непубличные [4], осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг.
Здесь введены следующие новации:
1. Уточнен момент, с которого у акционерного общества возникает обязанность раскрывать информацию в соответствии с разделом VII Положения Банка России.
Теперь в соответствии с пунктом 69.2 главы 69 Положения обязанность по раскрытию информации, предусмотренной настоящей главой, возникает:
- для акционерных обществ, которые обязаны раскрывать информацию в соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», — с даты, когда указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о своей государственной регистрации. Таким образом, публичное акционерное общество начинает раскрытие информации:
1) с даты получения свидетельства о государственной регистрации либо
2) с даты получения документов, свидетельствующих о внесении изменений в устав и фирменное наименование (в случае перехода из непубличного в публичное акционерное общество);
- для акционерных обществ, которые осуществляют (осуществили) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг и не указаны в пункте 1 статьи 92 Закона «Об акционерных обществах» [5], с даты, следующей за датой начала публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг указанного акционерного общества.
2. Изменились требования к раскрытию информации акционерным обществом в форме годового отчета, в том числе к порядку его подписания и содержанию:
1) отменено требование к подписанию годового отчета акционерного общества главным бухгалтером. Теперь (п. 70.2 гл. 70 Положения Банка России) годовой отчет АО подписывается только лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа АО;
2) уточнен состав «кратких биографических данных», которые должны содержаться в разделах «Состав совета директоров» и «Сведения о лице, занимающем должность (осуществляющем функции) единоличного исполнительного органа, и членах коллегиального исполнительного органа» годового отчета акционерного общества.
Теперь (абз. 10 п. 70.3 гл. 70 Положения Банка России) определено, что краткие биографические данные включают следующие сведения:
- год рождения;
- сведения об образовании;
- сведения об основном месте работы;
3) изменен подход к раскрытию информации о вознаграждении членов органов управления. Теперь (абз. 13 п. 70.3 гл. 70 Положения Банка России) относительно информации о вознаграждении членов органов управления определено следующее:
- раздельно раскрывается информация о вознаграждении совета директоров и исполнительных органов;
- не требуется отдельно раскрывать размер вознаграждения единоличного исполнительного органа — физического лица, если только таким лицом не являлся управляющий;
- вознаграждением члена органа управления считаются все виды вознаграждений, выплачиваемых данному лицу, включая заработную плату членов органов управления — работников акционерного общества, в том числе работающих по совместительству, премии, комиссионные, вознаграждения, отдельно выплаченные за участие в работе соответствующего органа управления, иные виды вознаграждений, выплаченные акционерным;
- в случае если лицо входит в состав и совета директоров, и коллегиального органа управления, вознаграждение такого лица как члена совета директоров включается в состав вознаграждения по совету директоров, а все иные виды вознаграждений — в состав вознаграждения по коллегиальному исполнительному органу.
Помимо того, теперь необходимо раскрывать информацию о компенсациях расходов — то есть о тех расходах членов органов управления, которые были связаны с осуществлением данным лицом функций членов органа управления и которые акционерное общество компенсировало данным лицам в течение отчетного года.
Принцип раскрытия таких расходов акционерного общества аналогичен принципу раскрытия информации о вознаграждении членов органов управления акционерного общества;
4) в связи с принятием Кодекса корпоративного управления вместо требований раскрывать сведения о соблюдении Кодекса корпоративного поведения [6] вводится требование раскрывать сведения (отчет) о соблюдении акционерным обществом принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Банком России [7].
При этом установлено, что для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, годовой отчет должен включать отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, содержащий:
- заявление совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества о соблюдении принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом корпоративного управления, а если такие принципы акционерным обществом не соблюдаются или соблюдаются им не в полном объеме — с указанием данных принципов и описанием того, в какой части они не соблюдаются;
- описание модели и практики корпоративного управления в акционерном обществе;
- критерии, по которым акционерным обществом проводилась оценка соблюдения принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом корпоративного управления, а также значения таких критериев.
3. Произошли изменения в раскрытии акционерным обществом информации в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе:
1) отменено требование подписывать раскрываемую отчетность у главного бухгалтера. Теперь (п. 71.2 гл. 71 Положения Банка России) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна быть подписана только лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества;
2) скорректирован состав раскрываемой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерным обществом (исключена пояснительная записка). Теперь (п. 71.3 гл. 71 Положения Банка России) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;
3) увеличен срок раскрытия годовой бухгалтерской отчетности. Теперь (п. 71.4 гл. 71 Положения Банка России) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты ее составления, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, — не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;
4) исключена косвенная отсылка на опубликование годовой бухгалтерской отчетности в печатных СМИ, которая ранее содержалась в подп. 8.3.8 п. 8.3 гл. VIII Положения ФСФР России.
4. Уточнен момент, от которого отсчитывается срок раскрытия устава, в том числе в случае принятия изменений и дополнений. Теперь (п. 72.1 Положения Банка России) обязанность по опубликованию текста устава на странице в сети Интернет возникает у акционерного общества не позднее двух дней с даты, определенной в соответствии с пунктом 69.2 Положения Банка России, а именно:
- для акционерных обществ, которые обязаны раскрывать информацию в соответствии с пунктом 1 статьи 92 Закона «Об акционерных обществах», — с даты, когда указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о своей государственной регистрации;
- для акционерных обществ, которые осуществляют (осуществили) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг и не указаны в пункте 1 статьи 92 Закона «Об акционерных обществах», — с даты, следующей за датой начала публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг такого акционерного общества.
5. Изменен порядок раскрытия информации об аффилированных лицах акционерного общества:
1) уточнен срок опубликования списка аффилированных лиц в сети Интернет. Теперь (п. 73.3 гл. 73 Положения Банка России) акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, в срок не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала;
2) отменяется требование раскрывать информацию об изменениях, внесенных в список аффилированных лиц.
6. Изменился порядок раскрытия информации в форме решения о выпуске ценных бумаг для случаев, когда эмиссия осуществляется по открытой подписке или с регистрацией проспекта ценных бумаг.
7. Изменился перечень дополнительных сведений, которые акционерное общество обязано раскрывать.
Введено новое сообщение, которое необходимо раскрывать, — сообщение о планируемой дате направления заявлений о внесении в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией или прекращением деятельности юридического лица (п. 75.6 гл. 75 Положения Банка России). В таком сообщении указываются:
- планируемая дата направления акционерным обществом заявления о внесении в ЕГРЮЛ соответствующей записи;
- вид записи в ЕГРЮЛ, заявление о внесении которой планирует направить акционерное общество (запись о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате (путем) реорганизации; запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с его реорганизацией; запись о ликвидации юридического лица);
- основание для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Раскрытие сведений, предусмотренных настоящим пунктом, должно осуществляться акционерным обществом путем опубликования сообщения об указанных сведениях в следующие сроки:
- в ленте новостей — не менее чем за четыре рабочих дня до даты направления акционерным обществом в уполномоченный государственный орган заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи;
- на странице в сети Интернет — не менее чем за три рабочих дня до даты направления акционерным обществом в уполномоченный государственный орган заявления о внесении в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
__________________________________________
[1] Опубликовано в «Вестнике Банка России» № 18–19 (1614–1615) от 6 марта 2015 года.
[2] Раздел VII Положения Банка России
[3] Там же
[4] В случае публичного размещения облигаций (неконвертируемых в акции). В иных случаях обязанность по раскрытию информации в соответствии с разделом VII Положения Банка России у непубличных акционерных обществ в настоящее время не возникает.
[5] Статья 92. Обязательное раскрытие обществом информации
1. Открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые Банком России
[6] Документ фактически утратил силу в связи с изданием Письма Банка России от 10.04.2014 г № 06-52/2463, которым рекомендован Кодекс корпоративного управления.
[7] См. Письмо Банка России от 10.04.2014 г № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления».