Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ) предусматривается передача многих функций в области организации профессионального образования в ведение саморегулирующих организаций аудиторов. С тем, чтобы сохранить единое понимание по базовым вопросам образования аудиторов необходимо иметь единый стандарт «Образование аудитора», который был бы включен в систему нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Документ «Образование аудитора» следует базировать на всех восьми стандартах образования профессиональных бухгалтеров и аудиторов Международной федерации бухгалтеров с учетом российских нормативных актов, отражающих процедуры регулирования профессионального образования аудиторов.
Примерная структура документа «Образование аудитора» с учетом аналогов IES (1-8) IFAC может быть представлена в следующем виде:
Введение
Раздел 1. Требования к начальному уровню образования претендента.
Раздел 2. Содержание программ профессионального образования.
Раздел 3. Профессиональные навыки.
Раздел 4. Профессиональные ценности, этика и этические отношения.
Раздел 5. Требования к практическому опыту.
Раздел 6. Оценка профессиональных способностей и компетентности.
Раздел 7. Система повышения квалификации – непрерывное профессиональное развитие.
Раздел 8. Требования по компетентности для профессиональных аудиторов в особых условиях и отраслях экономики.
Серия IES (1-8) IFAC состоит из 7 стандартов для образования профессиональных бухгалтеров (также обязательных для аудиторов) и 8-го стандарта, специально посвященного аудиту, особой подготовке аудиторов, дополнительным требованиям к аудитору. Требования восьми международных стандартов образования для России предлагается включить в единый документ (стандарт) образования аудитора, рассматривая семя стандартов для профессиональных бухгалтеров (в нашем документе семь разделов единого стандарта), дополнив их дополнительными требованиями 8-го стандарта к аудиторам. Но часть текста 8-го стандарта IFAC, посвященного требованиям по компетенции для аудиторов, желающих работать в особых условиях аудита, в специфических отраслях экономики, включается в 8-й раздел российского стандарта.
Этот раздел важен для профессионального аудитора. В 307-ФЗ предусмотрено, что непрерывное профессиональное образование аудиторов является важнейшим условием пребывания в саморегулируемых аудиторских организациях. Если не выполнять это требование, то человек исключается из саморегулируемой аудиторской организации. Членство в аудиторской организации является обязательным для аудитора и, конечно, здесь возникает необходимость непрерывно учиться. Организация повышения квалификации находится в ведении саморегулируемых организаций аудиторов.
Система непрерывного профессионального развития направлена как на повышение квалификации специалистов, так и на приобретение ими новых профессиональных знаний и навыков, которыми они еще не обладали на момент получения квалификации аудитора. Так, для активного участия в проведении аудиторских проверок финансовой отчетности конкретных отраслей экономики (банковское дело, страхование, биржи, внебюджетные фонды, инвестиционные институты) и выполнения особых видов работ (аудиторские проверки транснациональных компаний, консолидированной финансовой отчетности, отчетности, составленной по МСФО) специалисту по аудиту может потребоваться более узкоспециализированное повышение квалификации.
Из международного стандарта образования IES-8 «Образовательные требования для профессиональных аудиторов» целесообразно выделить именно эту часть в раздел 8-й российского стандарта «Требования по компетенции для аудиторов в особых условиях и отраслях экономики».
Как известно, с 1 января 2011 года претендент, успешно сдавший квалификационные экзамены, получает единый квалификационный аттестат аудитора, дающий ему право осуществлять независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности любого аудируемого лица, независимо от того, к какой сфере экономической деятельности оно относится.
Однако в экономике каждой страны есть отдельные отрасли экономики, каждой из которых присущи свои особые условия хозяйствования, без знания которых аудитор не сможет профессионально-грамотно осуществить независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, функционирующего в одной из особых отраслей экономики.
Между тем, программа квалификационного экзамена на получение единого квалификационного аттестата аудитора содержит, во-первых, систему базовых знаний, необходимых для осуществления аудита аудируемых лиц, которые функционируют в типичных условиях хозяйствования, во-вторых, сведения об особенностях, которые присущи отдельным отраслям экономики, к которым в первую очередь относятся: кредитные организации, страховые организации, организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды и др.
Знание только особенностей, которые присущи хозяйственной деятельности организаций отдельных отраслей экономики, не позволяет аудитору профессионально и грамотно провести независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, функционирующих в одной из отдельных отраслей экономики.
Таким образом, единый аттестат аудитора де-юре дает право проводить аудит во всех областях экономики, а де-факто только в тех областях экономики, которые раньше входили в сферу деятельности общего аудита.
Эта ситуация имеет место в любой стране. В регламентах Международной федерации бухгалтеров (IFAC), в первую очередь в стандарте «Образовательные требования для профессиональных аудиторов» (IES8/MCO8), предлагается система мер для решения этого вопроса.
Позволю себе познакомить Вас с основными из них.
1. Исходное положение – «необходима специализация профессиональных бухгалтеров и профессиональных аудиторов, поскольку ни один профессиональный аудитор не может быть специалистом высокого уровня во всех областях. Специализация необходима для наработки исключительно глубоких знаний и навыков в особых областях (отраслях)» (п.18).
2. Когда необходима специализация? «С момента, когда профессиональные бухгалтеры приобрели знания и умения, необходимые для того, чтобы стать профессиональным аудитором, им может понадобиться дальнейшее профессиональное развитие, прежде чем они смогут принять на себя ответственность за аудит финансовой отчетности в специфических отраслях (банковской, финансовой, добывающих отраслях, страховой отрасли) или обстоятельствах (например, аудит транснациональной корпорации)» (п.74).
Для работы в особых отраслях экономики и особых видах аудита «профессиональные аудиторы нуждаются также в приобретении практического опыта» (п.81).
3. Какие знания необходимо получить в процессе специализации? «Не представляется рациональным прогнозировать, какие конкретные знания будут необходимы в зависимости от отраслевой спецификации» (п.80).
4. Кто отвечает за наличие у аудитора знаний и умений, необходимых для компетентного выполнения им своих функций в особых отраслях и бизнес-условиях? «Члены Международной федерации бухгалтеров (IFAC), профессиональные аудиторы и аудиторские компании несут солидарную ответственность за то, что профессиональные аудиторы должны обладать достаточной компетентностью для выполнения своих функций» (п.80).
Таким образом, унификация типов квалификационных аттестатов аудитора ставит перед СРО аудиторов, аудиторскими организациями и аудиторами задачу разработки систем спецкурсов для получения аудиторами, желающими осуществлять аудит в особых отраслях экономической деятельности, необходимой для этих целей специализации. Начать надо с разработки программы системы спецкурсов для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.
Поскольку системы спецкурсов повышения квалификации для получения специализации, позволяющей проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в отдельных отраслях экономической деятельности должны быть, в принципе, едиными для аудиторского сообщества, начинаться их разработка должна с совместного обсуждения этого вопроса представителями всех СРО аудиторов, выбора руководителя, формирования авторских коллективов по каждой особой отрасли экономики, подбора авторов из числа членов СРО аудиторов, подготовки программ, а если необходимо, то и методических пособий по этим программам, утверждения материалов и их публикации.
Таким образом, весь процесс разработки программ, а если надо, то и методических пособий по ним, станет творческой деятельностью СРО аудиторов.